(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Компьютерная грамотность в России: ситуация, проблемы и перспективы

Источник: itweek

Тема цифровой экономике и цифровой трансформации у всех на слуху. Понятно, что одной инфраструктуры для этого недостаточно, к цифровизации нужно готовить людей. Но хотя по уровню образования Россия находится в группе развитых стран, она отстает по таким показателям, как компьютерная грамотность и владение ИТ.

Чтобы оценить, как обстоят дела в этой области, аналитический центр НАФИ провел исследование уровня цифровой грамотности населения России, применив комплексный подход, предложенный в прошлом году в рамках Саммита G20.

Из чего состоит цифровая грамотность

"Зачастую вопрос цифровой компетенции рассматривается лишь с точки зрения технической грамотности. Мы хотели более широко посмотреть на эту тему", - сказала Гузелия Имаева, директор аналитического центра НАФИ. Для начала было сформулировано определение, согласно которому цифровая грамотность - это базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде. Результаты получены на основе всероссийского репрезентативного опроса 1600 человек старше 18 лет, проведенного в конце прошлого года.

Индекс цифровой грамотности российского населения составил 51,6%. "Это среднее значение, есть куда расти", - считает Гузелия Имаева. По ее словам, представляет интерес сравнение с другими странами, но данный комплексный подход является новым и Россия первой опубликовала результаты его применения. В других странах тоже идет аналогичная работа, но результаты еще не обнародованы.

Чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон, специалисты выделили пять основных компонентов цифровой компетенции: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, медиаграмотность и отношение к инновациям.

Индекс информационной грамотности составил 54%. Оценивались такие навыки, как понимание роли информации и степени ее влияния, умение ее искать и анализировать, осознавать пользу или вред. Большинство респондентов (81%) считает, что искать информацию в Интернете просто. Но примерно половина не задумывается о пользе или вреде этих сведений и полагает, что защита персональных данных - не их забота.

По мнению Гузелии Имаевой, это основная проблема, которая касается не только России, но и других стран. Для ее преодоления нужно развитие компетенции критического мышления.

В области компьютерной грамотности индекс оказался равным 46%. Сюда входят знания о технических составляющих компьютера, умение работать с разными интерфейсами, использование всех возможностей устройств, осознание роли компьютерной безопасности. Опрос показал, что обычно люди не могут оценить технические характеристики компьютера, главное - удобство использования. Навыки ИБ находятся не на высоком уровне - более трети респондентов не используют обновляемые антивирусы, а больше 20% проводят платежи через открытые Wi-Fi-сети.

Это говорит о необходимости создавать культуру защиты информации на всех уровнях. Как заметила Гузелия Имаева, основная проблема здесь связана с тем, что освоение компьютерной грамотности у нас происходит спонтанно, т. е. люди учатся друг у друга, а системный подход отсутствует.

С медиаграмотностью дела обстоят лучше - индекс достиг 65%. Здесь речь идет о способности ориентироваться в медиапространстве, проверке достоверности новостей, их поиске по разным источникам, понимании того, что новости могут освещаться не полностью. Навыки в этой области очень важны. Ведь в последнее время медиа фундаментально трансформировались. Теперь человек не только потребляет контент, но и создает его. А между тем примерно половина респодентов не сопоставляет сведения из разных источников, хотя большинство знает, где найти новости, и осознает, что СМИ могут не полностью освещать события. Здесь вопрос критического мышления тоже остается первостепенным.

Индекс коммуникативной грамотности составил 46%. В это понятие входит анализ позиции других людей, умение использовать современные средства коммуникации, понимание особой этики общения в цифровой среде. Примерно три четверти респондентов используют современные средства коммуникации и считают, что в онлайне должны сохраняться те же нормы общения, что и в жизни. Но специально этому никто не учит, поэтому необходимо развивать этику межличностного взаимодействия в цифровой среде.

В области отношения к технологическим инновациям индекс составил 47%. Оценка проводилась по таким показателям, как интерес к новинкам, знания о современных технологических тенденциях, навыки работы с гаджетами и приложениями, понимание пользы инноваций. Опрос показал, что примерно треть респондентов стараются быть в курсе технологических новинок, чуть больше половины считают, что современные технологии украшают жизнь, но столько же участников опроса отметили сложность освоения новых технологий.

Это говорит о важности популяризации инноваций, причем здесь может пригодиться сочетание образования с развлечением. Такой подход, который называют edutainment, позволяет быстрее и проще осваивать новинки.

Существование "цифрового разрыва" между разными социальным группами не является новостью. Опрос показал, что самый низкий уровень цифровой грамотности (28%) оказался у старшего поколения (старше 55 лет). Для сравнения, у молодежи 18-24 лет этот показатель равен 77%. Также среди уязвимых групп оказались жители сельских районов, в которых инфраструктура еще недостаточно развита (49%), и люди с низким уровнем образования (36%).

Особенно негативно "цифровой разрыв" отражается на школах, где возникает проблема, которой раньше не было. Низкий уровень компьютерной грамотности учителей приводит к снижению их авторитета в глазах учеников, которые гораздо лучше ориентируются в цифровом мире.

Таким образом, исследование НАФИ позволило выявить основные направления, которым следует уделить особое внимание при развитии цифровых компетенций. В их числе развитие критического мышления, создание культуры защиты информации, повышение социальной ответственности медиакомпаний, формирование этики межличностных коммуникаций в цифровой среде, популяризация инноваций, сокращение "цифрового разрыва" с упором на обучение учителей.

Действия государства

Цифровая грамотность составляет основу цифровой экономики, на которую сильно влияет законодательная среда. Как рассказал заместитель председателя Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, согласно планам правительства по совершенствованию нормативной базы для развития цифровой экономики в 2018-2019 гг. предстоит разработать более 50 законопроектов по десяти тематическим разделам. Он скептически отозвался о столь грандиозных планах, напомнив, что недостаточно разработать закон - нельзя забывать о практике его применения: "Здесь необходимы так называемые "законодательные песочницы", когда мы в каком-нибудь регионе можем опробовать законопроект с точки зрения внедрения".

Иначе может получиться то, что произошло с недавно введенным законом об онлайн-кассах, согласно которому кассовая техника должна передавать чеки в налоговую через Интернет. Проблемы появились из-за того, что, с одной стороны, предприятия оказались не готовы произвести оборудование в нужных количествах, а с другой - регионы не успели подготовиться, так как Интернет есть далеко не везде. "Этот пример показывает, что с законодательными инициативами не нужно спешить", - сказал Дмитрий Сазонов.

Что касается формирования правового поля для цифровой экономики, то сейчас в первом чтении принят ряд законопроектов, которые касаются регулирования гражданского законодательства в области цифрового права. Предполагается, что это создаст правовую базу для дальнейшего развития законодательства, например, в сфере криптовалют, где сейчас идет дискуссия. "Мы считаем, что законодательная среда должна быть мягкой, чтобы не задушить этот рынок", - поделился мнением Дмитрий Сазонов.

Советник министра экономического развития РФ Юлия Алферова сообщила, что в фокусе Минэкономразвития находится поддержка малого бизнеса, и здесь важную роль играет цифровизация, которая помогает предпринимателям оптимизировать затраты. "Сейчас действует несколько порталов, которые агрегируют сервисы, помогающие малому бизнесу получить доступ к информации о тех или иных мерах поддержки", - сказала она, приведя в качестве примера порталы "Деловая среда" и "Бизнес-навигатор".

Чтобы понять, что нужно малому бизнесу, был запущен проекта по перезагрузке мер поддержки СМБ, направленный на реализацию обратной связи с гражданами, региональными структурами и предпринимателями. Предполагается, что собранная информация позволит сделать меры поддержки более клиентоориентированными.

Учить учителей и не только их

Перечисленные выше действия государства касаются цифровой экономики в целом. Но, по словам директора по направлению "Кадры и образование" АНО "Цифровая экономика" Андрея Сельского, немало делается именно в сфере цифровой грамотности населения.

По плану, к 2024 г. 40% населения страны должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности. Для этого готовятся программы массового обучения людей. Их будет не менее двадцати, и они охватят более 5 млн. человек. Направления обучения уже ясны, в первую очередь это кибербезопасноть.

"В качестве инструмента мы предлагаем цифровой сертификат или ваучер, с помощью которого каждый гражданин может получить от государства возможность пройти обучение по определенным направлениям. Этот проект уже стартовал, первой запущенна программа "Билет в будущее", предназначенная для детей от 5 до 11 лет", - сказал Андрей Сельский.

Но учителя тоже не забыты. В госпрограмме "Цифровая экономика" предусмотрено исследование цифровой грамотности педагогов. Планируется сосредоточить усилия на их обучении, в том числе и в регионах.

У молодежи тоже не все обстоит благополучно, несмотря на то, что молодые люди хорошо разбираются в ИТ. Так, исследование цифровой грамотности детей и родителей, проведенное в этом году "Qiwi Банком" и НАФИ, показало, что дети уязвимы. "Они наивны, легко доверяют незнакомым людям, охотно откликаются, когда им предлагают выйти из онлайна в реальный мир, готовы поделиться любой информацией - о финансах, о своем местоположении. Для них это вроде игры, где главное - получить побольше лайков", - поделилась наблюдениями Елена Луценко, руководитель образовательного проекта "Qiwi Банка".

Со своей стороны, большинство родителей хоть и не доверяют Интернету, не ограничивают доступ детям. Так 57% респондентов не используют функцию родительского контроля.

Но нельзя сказать, что взрослые все пускают на самотек. Так, 80% респондентов говорят, что учат своих детей пользоваться Интернетом и отличать полезный контент от вредного. Но при этом они негативно относятся к Интернету, считая, что он плохо сказывается на отношениях в семье, так как не видят в нем инструмент для обсуждения и общения.

Таким образом, данное исследование показывает, что еще много остается сделать с точки зрения сформирования комплекса поведения в Интернете как у детей, так и у родителей. Авторы исследования сейчас готовят рекомендации госоргнам, бизнес-структурам, образовательным учреждениям и родителям.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Обсудить материал в конференции Дискуссии и обсуждения общего плана »
Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 02.07.2018 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Quest Software. TOAD Xpert Edition
Kerio Connect - Server (incl 5 users, 1 yr SWM)
ESET NOD32 Антивирус - лицензия на 2 года на 3ПК
Microsoft Windows Server CAL 2016 Sngl OLP 1License NoLevel Device CAL
FastCube.Net Standard Edition Single License
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Поиск курсов
 
 
Интересные факты

Учебный центр "Интерфейс" - в десятке ведущих учебных центров России в сфере IT.

  • У нас преподают такие известные эксперты, как Пржиялковский В.В., Леоненков А.В., Новичков А.Н., Золотухина Е.Б., Зайцев А.Л., Зайцев Р.А., Большаков О.Н., Мирончик И.Я., Саксонов А.А., Пригодина Н.Ю.
  • Учебный центр "Интерфейс" проводит авторизованные курсы по продуктам компаний Microsoft, ERwin, Embarcadero (CodeGear), Postgres Professional
  • Подтвердить полученные знания можно, сдав сертификационные экзамены. Учебный центр "Интерфейс" является авторизованным центром тестирования Pearson VUE
  • Учебный центр "Интерфейс" оказывает консалтинговые услуги по построению моделей бизнес-процессов, проектированию информационных систем, разработке структуры баз данных и т.д.
  • Возможна корректировка программ курсов по желанию заказчиков! Мы расскажем Вам о том, что интересует именно Вас, а не только о том, что жестко зафиксировано в программе курса.
  • Где Вам удобнее учиться? В Москве? Санкт-Петербурге? Подмосковье? В вашем собственном офисе? Позвоните нам по тел.:+7 (495) 925-0049 и мы обсудим удобный для Вас вариант обучения.

Горячая линия:
+ 7 (495) 925-0049
mail@interface.ru
Отправить быстрое сообщение

Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Обучение для IT-профессионалов
Обучение и сертификация Microsoft
IT сертификация
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100