(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Delphi и COM

Анатолий Тенцер

Delphi и COM
Введение

COM (Component Object Model) - модель объектных компонентов - одна из основных технологий, на которых основывается Windows. Более того, все новые технологии в Windows (Shell, Scripting, поддержка HTML и т.п.) реализуют свои API именно в виде COM-интерфейсов. Таким образом, в настоящее время профессиональное программирование требует понимания модели COM и умения с ней работать. В этой главе мы рассмотрим основные понятия COM и особенности их поддержки в Delphi.

Базовые понятия

Ключевым моментом, на котором основана модель COM, является понятие интерфейса. Не имея четкого понимания того, что такое интерфейс, успешное программирование COM-объектов невозможно.

Интерфейс

Интерфейс, образно говоря, является «контрактом» между программистом и компилятором.

Программист обязуется реализовать все методы, описанные в интерфейсе, и следовать требованиям, предъявляемым к реализации некоторых их них.

Компилятор обязуется создать в программе внутренние структуры, позволяющие обращаться к методам этого интерфейса из любого поддерживающего те же соглашения средства программирования. Таким образом, COM является языково-независимой технологией и может использоваться в качестве «клея», соединяющего программы, написанные на разных языках.

Объявление интерфейса включает в себя описание методов и их параметров, но не включает их реализации. Кроме того, в объявлении может указываться идентификатор интерфейса - уникальное 16-байтовое число, сгенерированное по специальным правилам, гарантирующим его статистическую уникальность (GUID - Global Unique Identifier).

Интерфейсы могут наследоваться. Наследование интерфейсов - это декларация, указывающая, что унаследованный интерфейс должен включать в себя все методы предка.

Таким образом, необходимо понимать следующее:

  • Интерфейс не является классом. Класс может выступать реализацией интерфейса, но класс содержит код методов на конкретном языке программирования, а интерфейс - нет.
  • Интерфейс строго типизирован. Как клиент, так и реализация интерфейса должны использовать точно те же методы и параметры, что указаны в описании интерфейса.
  • Интерфейс является «неизменным контрактом». Нельзя определять новую версию того же интерфейса с измененным набором методов (или их параметров), но с тем же идентификатором.

Это гарантирует, что новые интерфейсы никогда не будут конфликтовать со старыми. В случае необходимости расширения функциональности вы должны определить новый интерфейс, возможно являющийся наследником старого, и реализовать дополнительные методы в нем.

Реализация интерфейса - это код, который реализует эти методы. При этом, за несколькими исключениями, не накладывается никаких ограничений на то, каким образом будет выглядеть реализация. Физически реализация представляет собой массив указателей на методы, адрес которого и используется в клиенте для доступа к COM-объекту. Любая реализация интерфейса имеет метод QueryInterface, позволяющий запросить ссылку на конкретный интерфейс из числа реализуемых.

Автоматическое управление памятью и подсчет ссылок

Кроме предоставления независимого от языка программирования доступа к методам объектов, COM реализует автоматическое управление памятью для COM-объектов. Оно основано на идее подсчета ссылок на объект. Любой клиент, желающий использовать COM-объект после его создания, должен вызвать заранее предопределенный метод, который увеличивает внутренний счетчик ссылок на объект на единицу. По завершении использования объекта клиент вызывает другой его метод, уменьшающий значение этого же счетчика. По достижении счетчиком ссылок нулевого значения COM-объект автоматически удаляет себя из памяти. Такая модель позволяет клиентам не вдаваться в подробности реализации объекта, а объекту - обслуживать несколько клиентов и корректно очистить память по завершении работы с последним из них.

Объявление интерфейсов

Для поддержки интерфейсов Delphi расширяет синтаксис языка Pascal дополнительными ключевыми словами. Объявление интерфейса в Delphi реализуется ключевым словом interface:

type
     IMyInterface = interface
     ['{412AFF00-5C21-11D4-84DD-C8393F763A13}']
          procedure DoSomething(var I: Integer); stdcall;
          function DoSomethingAnother(S: String): Boolean;
     end;

     IMyInterface2 = interface(IMyInterface)
          ['{412AFF01-5C21-11D4-84DD-C8393F763A13}']
               procedure DoAdditional(var I: Integer); stdcall;
     end;

Для генерации нового значения GUID в IDE Delphi служит сочетание клавиш Ctrl+Shift+G.

IUnknown

Базовым интерфейсом в модели COM является IUnknown. Любой интерфейс наследуется от IUnknown и обязан реализовать объявленные в нем методы. IUnknown объявлен в модуле System.pas следующим образом:

type
     IUnknown = interface
          ['{00000000-0000-0000-C000-000000000046}']
          function QueryInterface(const IID: TGUID; out Obj): HResult; stdcall;
          function _AddRef: Integer; stdcall;
     function _Release: Integer; stdcall;
end;

Рассмотрим назначение методов IUnknown более подробно.

Последние два метода предназначены для реализации механизма подсчета ссылок.

function _AddRef: Integer; stdcall;

Эта функция должна увеличить счетчик ссылок на интерфейс на единицу и вернуть новое значение счетчика.

function _Release: Integer; stdcall;

Данная функция должна уменьшить счетчик ссылок на интерфейс на единицу и вернуть новое значение счетчика. По достижении счетчиком нулевого значения она должна освободить память, занятую реализацией интерфейса.

Первый метод позволяет получить ссылку на реализуемый классом интерфейс.

function QueryInterface(const IID: TGUID; out Obj): HResult; stdcall;
Эта функция получает в качестве входного параметра идентификатор интерфейса. Если объект реализует запрошенный интерфейс, то функция:

a) возвращает ссылку на него в параметре Obj;
b) вызывает метод _AddRef полученного интерфейса;
c) возвращает 0.

В противном случае - функция возвращает код ошибки E_NOINTERFACE.

В принципе, конкретная реализация может наполнить эти методы какой-либо другой, отличающейся от стандартной функциональностью, однако в этом случае интерфейс будет несовместим с моделью COM, поэтому делать этого не рекомендуется.

В модуле System.pas объявлен класс TInterfacedObject, реализующий IUnknown и его методы. Рекомендуется использовать этот класс для создания реализаций своих интерфейсов.

Кроме того, поддержка интерфейсов реализована в базовом классе TObject. Он имеет метод

function TObject.GetInterface(const IID: TGUID; out Obj): Boolean;

Если класс реализует запрошенный интерфейс, то функция:

a) возвращает ссылку на него в параметре Obj;
b) вызывает метод _AddRef полученного интерфейса;
c) возвращает TRUE.

В противном случае - функция возвращает FALSE.

Таким образом, имеется возможность запросить у любого класса Delphi реализуемый им интерфейс. Подробнее использование этой функции рассмотрено ниже.

Реализация интерфейсов

Реализацией интерфейса в Delphi всегда выступает класс. Для этого в объявлении класса необходимо указать, какие интерфейсы он реализует.

type
     TMyClass = class(TComponent, IMyInterface, IDropTarget)
          // Реализация методов
     end;

Класс TMyClass реализует интерфейсы IMyInterface и IDropTarget. Необходимо понимать, что реализация классом нескольких интерфейсов не означает множественного наследования и вообще наследования класса от интерфейса. Указание интерфейсов в описании класса означает только то, что в данном классе реализованы все эти интерфейсы.

Класс должен иметь методы, точно соответствующие по именам и спискам параметров всем методам всех объявленных в его заголовке интерфейсов.

Рассмотрим более подробный пример.

type
     ITest = interface
     ['{61F26D40-5CE9-11D4-84DD-F1B8E3A70313}']
          procedure Beep;
     end;

     TTest = class(TInterfacedObject, ITest)
          procedure Beep;
          destructor Destroy; override;
     end;

procedure TTest.Beep;
     begin
          Windows.Beep(0,0);
     end;

destructor TTest.Destroy;
     begin
          inherited;
          MessageBox(0, 'TTest.Destroy', NIL, 0);
     end;

Здесь класс TTest реализует интерфейс ITest. Рассмотрим использование интерфейса из программы.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     var
          Test: ITest;
begin
          Test := TTest.Create;
          Test.Beep;
     end;

Поскольку данный код выглядит довольно странно, остановимся на нем подробнее.

Во-первых, оператор присваивания при приведении типа данных к интерфейсу неявно вызывает метод _AddRef. При этом количество ссылок на интерфейс увеличивается на единицу.

Во-вторых, код не содержит никаких попыток освободить память, выделенную под объект TTest. Тем не менее, если выполнить эту программу, на экран будет выведено сообщение о том, что деструктор был вызван. Это происходит потому, что при выходе переменной, ссылающейся на интерфейс, за область видимости (либо при присвоении ей другого значения) компилятор Delphi генерирует код для вызова метода _Release, информируя реализацию о том, что ссылка на нее больше не нужна.

Внимание! Если у класса запрошен хотя бы один интерфейс - не вызывайте его метод Free (или Destroy). Класс будет освобожден тогда, когда отпадет необходимость в последней ссылке на его интерфейсы. Если вы к этому моменту уничтожили экземпляр класса вручную - произойдет ошибка доступа к памяти.

Так, следующий код приведет к ошибке в момент выхода из функции:

var
          Test: ITest;
          T: TTest;
begin
          T := TTest.Create;
          Test := T;
          Test.Beep;
          T.Free;
end; // в этот момент произойдет ошибка

Если вы хотите уничтожить реализацию интерфейса немедленно, не дожидаясь выхода переменной за область видимости, - просто присвойте ей значение NIL:

var
          Test: ITest;
          T: TTest;
begin
          T := TTest.Create;
          Test := T;
          Test.Beep;
          Test := NIL; // Неявно вызывается IUnknown._Release;
end;

Обратите особое внимание, что вызовы методов интерфейса IUnknown осуществляются Delphi неявно и автоматически. Поэтому не вызывайте методы интерфейса IUnknown самостоятельно. Это может нарушить нормальную работу автоматического подсчета ссылок и привести к неосвобождению памяти либо к нарушениям защиты памяти при работе с интерфейсами. Во избежание этого необходимо просто помнить следующее.

  1. При приведении типа объекта к интерфейсу вызывается метод _AddRef.
  2. При выходе переменной, ссылающейся на интерфейс, за область видимости либо при присвоении ей другого значения вызывается метод _Release.
  3. Единожды запросив у объекта интерфейс, в дальнейшем вы не должны освобождать объект вручную. Вообще начиная с этого момента лучше работать с объектом только через интерфейсные ссылки.

В рассмотренных примерах код для получения интерфейса у класса генерировался (с проверкой типов) на этапе компиляции. Если класс не реализует требуемого интерфейса, то программа не откомпилируется. Однако существует возможность запросить интерфейс и во время выполнения программы. Для этого служит оператор as, который вызывает QueryInterface и, в случае успеха, возвращает ссылку на полученный интерфейс. В противном случае генерируется исключение.

Например, следующий код будет успешно откомпилирован, но при выполнении вызовет ошибку «Interface not supported»:

var
          Test: ITest;
begin
          Test := TInterfacedObject.Create as ITest;
          Test.Beep;
end;

В то же время код

var
          Test: ITest;
begin
          Test := TTest.Create as ITest;
          Test.Beep;
end;

будет успешно компилироваться и выполняться.

Реализация интерфейсов (расширенное рассмотрение)

Рассмотрим вопросы реализации интерфейсов подробнее.

Объявим два интерфейса:

type
     ITest = interface
          ['{61F26D40-5CE9-11D4-84DD-F1B8E3A70313}']
          procedure Beep;
     end;

ITest2 = interface
     ['{61F26D42-5CE9-11D4-84DD-F1B8E3A70313}']
          procedure Beep;
     end;

Теперь создадим класс, который будет реализовывать оба этих интерфейса:

TTest2 = class(TInterfacedObject, ITest, ITest2)
          procedure Beep1;
          procedure Beep2;
          procedure ITest.Beep = Beep1;
          procedure ITest2.Beep = Beep2;
end;

Как видно, класс не может содержать сразу два метода Beep. Поэтому Delphi предоставляет способ для разрешения конфликтов имен, позволяя явно указать, какой метод класса будет служить реализацией соответствующего метода интерфейса.

Если реализация методов TTest2.Beep1 и TTest2.Beep2 идентична, то можно не создавать два разных метода, а объявить класс следующим образом:

TTest2 = class(TInterfacedObject, ITest, ITest2)
          procedure MyBeep;
          procedure ITest.Beep = MyBeep;
          procedure ITest2.Beep = MyBeep;
end;

При реализации классов, поддерживающих множество интерфейсов и много методов, может оказаться удобным делегировать реализацию некоторых из них дочерним классам. Рассмотрим пример класса, реализующего два интерфейса:

type
     TBeeper = class
          procedure Beep;
     end;

TMessager = class
          procedure ShowMessage(const S: String);
     end;

TTest3 = class(TInterfacedObject, ITest, IAnotherTest)
     private
          FBeeper: TBeeper;
          FMessager: TMessager;
          property Beeper: TBeeper read FBeeper implements ITest;
          property Messager: TMessager read FMessager implements IAnotherTest;
     public
          constructor Create;
          destructor Destroy; override;
     end;

Для делегирования реализации интерфейса другому классу служит ключевое слово implements.

{ TBeeper }

procedure TBeeper.Beep;
begin
      Windows.Beep(0,0);
end;

{ TMessager }

procedure TMessager.ShowMessage(const S: String);
begin
     MessageBox(0, PChar(S), NIL, 0);
end;

{ TTest3 }

constructor TTest3.Create;
begin
     inherited;
     // Создаем экземпляры дочерних классов
     FBeeper := TBeeper.Create;
     FMessager := TMessager.Create;
end;

destructor TTest3.Destroy;
begin
     // Освобождаем экземпляры дочерних классов
     FBeeper.Free;
     FMessager.Free;
     inherited;
end;

Такой подход позволяет разбить реализацию сложного класса на несколько простых, что упрощает программирование и повышает модульность программы.

Обращаться к полученному классу можно точно так же, как и к любому классу, реализующему интерфейсы:

var
          Test: ITest;
          Test2: IAnotherTest;
begin
          Test2 := TTest3.Create;
          Test2.ShowMessage('Hi');
          Test := Test2 as ITest;
          Test.Beep;
end;

Интерфейсы и TComponent

В базовом классе VCL TComponent имеется полный набор методов, позволяющих реализовать интерфейс IUnknown, хотя сам класс данный интерфейс не реализует. Это позволяет наследникам TComponent реализовывать интерфейсы, не заботясь о реализации IUnknown. Однако методы TComponent._AddRef и TComponent._Release на этапе выполнения программы не реализуют механизм подсчета ссылок, и, следовательно, для классов-наследников TComponent, реализующих интерфейсы, не действует автоматическое управление памятью. Это позволяет запрашивать у них интерфейсы, не опасаясь, что объект будет удален из памяти при выходе переменной за область видимости. Таким образом, следующий код совершенно корректен и безопасен:

type
     IGetData = interface
          ['{B5266AE0-5E77-11D4-84DD-9153115ABFC3}']
          function GetData: String;
     end;

TForm1 = class(TForm, IGetData)
     private
          function GetData: String;
     end;

var
          I: Integer;
          GD: IGetData;
          S: String;
begin
          S := '';
          for I := 0 to Pred(Screen.FormCount) do begin
               if Screen.Forms[I].GetInterface(IGetData, GD) then
               S := S + GD.GetData + #13;
          end;
          ShowMessage(S);
end;

Этот код проверяет наличие у всех форм в приложении возможности реализации интерфейса IGetData и в случае, если форма реализует этот интерфейс, вызывает его метод.

Использование интерфейсов внутри программы

Рассмотренное выше поведение TComponent позволяет строить просто и без потери строгой типизации, связывать компоненты приложения, а также единообразно вызывать их методы, не требуя, чтобы компоненты были унаследованы от общего предка. Достаточно лишь реализовать в компоненте интерфейс, а в вызывающей программе проверить его наличие.

В качестве примера рассмотрим MDI-приложение, имеющее много различных форм и единую панель инструментов. Предположим, что на этой панели инструментов имеются команды «Сохранить», «Загрузить» и «Очистить», однако каждое из окон реагирует на эти команды по-разному.

Создадим модуль с объявлениями интерфейсов:

unit ToolbarInterface;

     interface

     type
          TCommandType = (ctSave, ctLoad, ctClear);
          TCommandTypes = set of TCommandType;
          TSaveType = (stSave, stSaveAS);

     IToolBarCommands = interface
     ['{B5266AE1-5E77-11D4-84DD-9153115ABFC3}']
          function SupportedCommands: TCommandTypes;
          function Save(AType: TSaveType): Boolean;
          procedure Load;
          procedure Clear;
     end;

implementation

end.

Интерфейс IToolBarCommands описывает набор методов, которые должны реализовать формы, поддерживающие работу с панелью кнопок. Метод SupportedCommands возвращает список поддерживаемых формой команд.

Создадим три дочерние формы - Form2, Form3 и Form4 - и установим им свойство FormStyle = fsMDIChild.

Form2 умеет выполнять все три команды:

type
     TForm2 = class(TForm, IToolBarCommands)
     private
          function SupportedCommands: TCommandTypes;
          function Save(AType: TSaveType): Boolean;
          procedure Load;
          procedure Clear;
     end;

{ TForm2 }

procedure TForm2.Clear;
     begin
          ShowMessage('TForm2.Clear');
     end;

procedure TForm2.Load;
     begin
          ShowMessage('TForm2.Load');
     end;

function TForm2.Save(AType: TSaveType): Boolean;
     begin
          ShowMessage('TForm2.Save');
          Result := TRUE;
     end;

function TForm2.SupportedCommands: TCommandTypes;
     begin
          Result := [ctSave, ctLoad, ctClear]
          end;

Form3 умеет выполнять только команду Clear:

type
     TForm3 = class(TForm, IToolBarCommands)
     private
          function SupportedCommands: TCommandTypes;
          function Save(AType: TSaveType): Boolean;
          procedure Load;
          procedure Clear;
     end;

{ TForm3 }

procedure TForm3.Clear;
     begin
          ShowMessage('TForm3.Clear');
     end;

procedure TForm3.Load;
     begin
          // Метод ничего не делает, но должен присутствовать
          // для корректной реализации интерфейса
     end;

function TForm3.Save(AType: TSaveType): Boolean;
          begin
     end;

function TForm3.SupportedCommands: TCommandTypes;
     begin
          Result := [ctClear]
     end;

И наконец, Form4 вообще не реализует интерфейс IToolBarCommands и не откликается ни на одну команду.

На главной форме приложения поместим ActionList и создадим три компонента TAction. Кроме того, разместим на ней TToolBar и назначим ее кнопкам соответствующие TAction.

type
     TForm1 = class(TForm)
          ToolBar1: TToolBar;
          ImageList1: TImageList;
          ActionList1: TActionList;
          acLoad: TAction;
          acSave: TAction;
          acClear: TAction;
          tbSave: TToolButton;
          tbLoad: TToolButton;
          tbClear: TToolButton;
          procedure acLoadExecute(Sender: TObject);
          procedure ActionList1Update(Action: TBasicAction;
          var Handled: Boolean);
          procedure acSaveExecute(Sender: TObject);
          procedure acClearExecute(Sender: TObject);
     end;

Наиболее интересен метод ActionList1Update, в котором проверяются поддерживаемые активной формой команды и настраивается интерфейс главной формы. Если нет активной дочерней формы либо она не поддерживает интерфейс IToolBarCommands, все команды запрещаются, в противном случае - разрешаются только поддерживаемые формой команды.

procedure TForm1.ActionList1Update(Action: TBasicAction;
          var Handled: Boolean);
     var
          Supported: TCommandTypes;
     TC: IToolBarCommands;
begin
     if Assigned(ActiveMDIChild)
          and ActiveMDIChild.GetInterface(IToolBarCommands, TC) then
          Supported := TC.SupportedCommands
     else
          Supported := [];
     acSave.Enabled := ctSave in Supported;
     acLoad.Enabled := ctLoad in Supported;
     acClear.Enabled := ctClear in Supported;
end;

При активизации команд проверяется наличие активной дочерней формы, у нее запрашивается интерфейс IToolBarCommands и вызывается соответствующий ему метод:

procedure TForm1.acLoadExecute(Sender: TObject);
     var
          TC: IToolBarCommands;
     begin
          if Assigned(ActiveMDIChild)
          and ActiveMDIChild.GetInterface(IToolBarCommands, TC) then
          TC.Load;
     end;

procedure TForm1.acSaveExecute(Sender: TObject);
     var
          TC: IToolBarCommands;
     begin
          if Assigned(ActiveMDIChild)
               and ActiveMDIChild.GetInterface(IToolBarCommands, TC) then
          if not TC.Save(stSaveAS) then
               ShowMessage(‘Not Saved !!!’);
     end;

procedure TForm1.acClearExecute(Sender: TObject);
     var
          TC: IToolBarCommands;
     begin
          if Assigned(ActiveMDIChild)
          and ActiveMDIChild.GetInterface(IToolBarCommands, TC) then
     TC.Clear;
end;

Работа программы представлена на рисунке.

Того же эффекта можно добиться и другими методами (например, унаследовав все дочерние формы от единого предка либо обмениваясь с ними сообщениями), однако эти методы имеют ряд существенных недостатков.

Так, при обмене сообщениями мы теряем строгую типизацию и вынуждены передавать параметры через целые числа, а при визуальном наследовании мы привязываем себя к родительскому классу, что не всегда удобно. К тому же можно определить множество интерфейсов и реализовывать в каждой из дочерних форм лишь необходимые, а в случае наследования все формы должны будут реализовывать все общие методы.

Использование интерфейсов для реализации Plug-In

Еще более удобно использовать интерфейсы для реализации модулей расширения программы (Plug-In). Как правило, такой модуль экспортирует ряд известных главной программе методов, которые могут быть из него вызваны. В то же время зачастую ему необходимо обращаться к каким-либо функциям вызывающей программы. И то и другое легко реализуется при помощи интерфейсов.

В качестве примера реализуем несложную программу, использующую Plug-In для загрузки данных.

Объявим интерфейсы модуля расширения и внутреннего API программы.

unit PluginInterface;

     interface

     type
          IAPI = interface
          ['{64CFF1E0-61A3-11D4-84DD-B18D6F94141F}']
               procedure ShowMessage(const S: String);
          end;

ILoadFilter = interface
     ['{64CFF1E1-61A3-11D4-84DD-B18D6F94141F}']
          procedure Init(const FileName: String; API: IAPI);
          function GetNextLine(var S: String): Boolean;
     end;

implementation
end.

Этот модуль должен использоваться как в Plug-In, так и в основной программе и гарантирует использование ими идентичных интерфейсов.

Plug-In представляет собой DLL, экспортирующую функцию CreateFilter, возвращающую ссылку на интерфейс ILoadFilter. Главный модуль сначала должен вызвать метод Init, передав в него имя файла и ссылку на интерфейс внутреннего API, а затем вызывать метод GetNextLine до тех пор, пока он не вернет FALSE.

Рассмотрим код модуля расширения:

library ImpTxt;

     uses
          ShareMem, SysUtils, Classes, PluginInterface;

     {$R *.RES}

type
     TTextFilter = class(TInterfacedObject, ILoadFilter)
     private
          FAPI: IAPI;
          F: TextFile;
          Lines: Integer;
          InitSuccess: Boolean;
          procedure Init(const FileName: String; API: IAPI);
          function GetNextLine(var S: String): Boolean;
     public
          destructor Destroy; override;
     end;
{ TTextFilter }

procedure TTextFilter.Init(const FileName: String; API: IAPI);
     begin
          FAPI := API;
          {$I-}
          AssignFile(F, FileName);
          Reset(F);
          {$I+}
          InitSuccess := IOResult = 0;
          if not InitSuccess then
               API.ShowMessage('Ошибка инициализации загрузки');
     end;

Метод Init выполняет две задачи: сохраняет ссылку на интерфейс API главного модуля для дальнейшего использования и пытается открыть файл с данными. Если файл открыт успешно - выставляется внутренний флаг InitSuccess.

function TTextFilter.GetNextLine(var S: String): Boolean;
     begin
               if InitSuccess then begin
                    Inc(Lines);
                    Result := not Eof(F);
                    if Result then begin
                         Readln(F, S);
                         FAPI.ShowMessage('Загружено ' + IntToStr(Lines) + ' строк.');
                    end;
               end else
                    Result := FALSE;
     end;

Метод GetNextLine считывает следующую строку данных и возвращает либо TRUE, если это удалось, либо FALSE - в случае окончания файла. Кроме того, при помощи API, предоставляемого главным модулем, данный метод информирует пользователя о ходе загрузки.

destructor TTextFilter.Destroy;
     begin
          FAPI := NIL;
          if InitSuccess then
          CloseFile(F);
     inherited;
end;

В деструкторе мы обнуляем ссылку на API главного модуля, уничтожая его, и закрываем файл.

function CreateFilter: ILoadFilter;
begin
Result := TTextFilter.Create;
end;

Эта функция создает экземпляр класса, реализующего интерфейс ILoadFilter. Ссылок на экземпляр сохранять не нужно, он будет освобожден автоматически.

exports
     CreateFilter; // Функция должна быть экспортирована из DLL

          begin
     end.

Теперь полученную DLL можно использовать из основной программы.

type
     TAPI = class(TInterfacedObject, IAPI)
          procedure ShowMessage(const S: String);
     end;

{ TAPI }

procedure TAPI.ShowMessage(const S: String);
begin
     with (Application.MainForm as TForm1).StatusBar1 do begin
          SimpleText := S;
          Update;
     end;
end;

Класс TAPI реализует API, предоставляемый модулю расширения. Функция ShowMessage выводит сообщения модуля в Status Bar главной формы приложения.

type
          TCreateFilter = function: ILoadFilter;

     procedure TForm1.LoadData(FileName: String);
     var
          PluginName: String;
          Ext: String;
          hPlugIn: THandle;
          CreateFilter: TCreateFilter;
          Filter: ILoadFilter;
          S: String;
     begin

Подготавливаем TMemo к загрузке данных:

Memo1.Lines.Clear;
     Memo1.Lines.BeginUpdate;

Получаем имя модуля с фильтром для выбранного расширения файла. Описания модулей хранятся в файле plugins.ini в секции Filters в виде строк формата:

<расширение> = <имя модуля>, например:

[Filters]
TXT=ImpTXT.DLL

try
     Ext := ExtractFileExt(FileName);
     Delete(Ext, 1, 1);
     with TIniFile.Create(ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'plugins.ini') do
     try
          PlugInName := ReadString('Filters', Ext, '');
     finally
          Free;
     end;

Теперь попытаемся загрузить модуль и найти в нем функцию CreateFilter:

hPlugIn := LoadLibrary(PChar(PluginName));
     try
          CreateFilter := GetProcAddress(hPlugIn, 'CreateFilter');
          if Assigned(CreateFilter) then begin

Функция найдена, создаем экземпляр фильтра и инициализируем его. Поскольку внутренний API реализован тоже как интерфейс - нет необходимости сохранять ссылку на него.

Filter := CreateFilter;
     try
          Filter.Init(FileName, TAPI.Create);

Загружаем данные при помощи созданного фильтра:

while Filter.GetNextLine(S) do
     Memo1.Lines.Add(S);

Перед выгрузкой DLL из памяти необходимо обязательно освободить ссылку на интерфейс Plug-In, иначе это произойдет по выходе из функции и вызовет Access Violation.

finally
               Filter := NIL;
          end;
     end else raise Exception.Create('Не могу загрузить фильтр');

Выгружаем DLL и обновляем TMemo:

finally
               FreeLibrary(hPlugIn);
          end;
     finally
          Memo1.Lines.EndUpdate;
     end;
end;

Таким образом, реализовать модули расширения для загрузки данных из форматов, отличающихся от текстового, и единообразно работать с ними несложно.

Преимущества данного способа становятся особенно очевидными при реализации сложных модулей расширения, интерфейс с которыми состоит из многих методов.

Внимание! Поскольку в EXE и DLL используются длинные строки, не забудьте включить в список uses обоих проектов модуль ShareMem. Другим вариантом решения проблемы передачи строк является использование типа данных WideString. Для них распределением памяти занимается OLE, причем делает это независимо от модуля, из которого была создана строка.

COM-сервер, структура и использование

Модель COM предоставляет возможность создания многократно используемых компонентов, независимых от языка программирования. Такие компоненты называются COM-серверами и представляют собой исполняемые файлы (EXE) или динамические библиотеки (DLL), специальным образом оформленные для обеспечения возможности их универсального вызова из любой программы, написанной на поддерживающем COM языке программирования. При этом COM-сервер может выполняться как в адресном пространстве вызывающей программы (In-Process-сервер), так и в виде самостоятельного процесса (Out-Of-Process-сервер) или даже на другом компьютере (Distributed COM). COM автоматически разрешает вопросы, связанные с передачей параметров (Marshalling) и согласованием потоковых моделей клиента и сервера.

Далее будут рассмотрены некоторые архитектурные вопросы, знание которых необходимо для работы с COM.

COM-сервер

COM-сервер - это специальным образом оформленное и зарегистрированное приложение, которое позволяет клиентам запрашивать у себя создание реализованных в нем объектов. Сервер может быть выполнен в виде либо динамической библиотеки, либо исполняемого файла.

Сервер в виде DLL

Такой сервер всегда выполняется в адресном пространстве активизировавшего его приложения (In-Process). За счет этого, как правило, снижаются накладные расходы на вызов методов сервера. В то же время такой сервер менее надежен, поскольку его память не защищена от ошибок в вызывающем приложении. Кроме того, он не может выполняться на удаленной машине без исполнимого модуля-посредника, способного создать процесс, в который может быть загружена DLL. Примером такого модуля может служить Microsoft Transaction Server.

Сервер в виде исполнимого файла

Этот сервер представляет собой обычный исполнимый файл Windows, в котором реализована возможность создания COM-объектов по запросу других приложений. Примером такого сервера может служить пакет Microsoft Office, приложения которого являются COM-серверами.

Регистрация сервера

COM реализует механизм автоматического поиска серверов по запросу клиента. Каждый COM-объект имеет уникальный идентификатор, Class Identifier (CLSID). Windows ведет в реестре базу данных зарегистрированных объектов, индексированную при помощи CLSID. Она расположена в ветке реестра HKEY_CLASSES_ROOT\CLSID.

Для каждого сервера прописывается информация, необходимая для нахождения и загрузки его модуля. Таким образом, клиентское приложение не должно беспокоиться о поиске сервера: достаточно зарегистрировать его на компьютере - и COM автоматически найдет и загрузит нужный модуль. Кроме того, объект может зарегистрировать свое «дружественное» имя, или Programmatic Identifier (PROGID). Обычно оно формируется как комбинация имени сервера и имени объекта, например Word.Application. Это имя содержит ссылку на CLSID объекта. Когда он создается с использованием PROGID, COM просто берет связанное с ним значение CLSID и получает из него всю необходимую информацию.

Серверы в виде исполняемых файлов автоматически регистрируются при первом запуске программы на компьютере. Для регистрации серверов DLL служит программа Regsvr32, поставляемая в составе Windows, либо TRegSvr из поставки DELPHI.

Потоки и «комнаты»

Windows - многозадачная и многопоточная среда с вытесняющей многозадачностью. Применительно к COM это означает, что клиент и сервер могут оказаться в различных процессах или потоках приложения, что к серверу могут обращаться множество клиентов, причем в непредсказуемые моменты времени. Технология COM решает эту проблему при помощи концепции «комнат» (Apartments), в которых и выполняются COM-клиенты и COM-серверы. «Комнаты» бывают однопоточные (Single Threaded Apartment, STA) и многопоточные (Multiple Threaded Apartment, MTA).

STA

При создании однопоточной «комнаты» COM неявно создает окно и при вызове любого метода COM-сервера в этой «комнате» посылает данному окну сообщение при помощи функции PostMessage. Таким образом, организуется очередь вызовов методов, каждый из которых обрабатывается только после того, как будут обработаны все предшествующие вызовы. Основные достоинства однопоточной «комнаты»:

  1. Программист может не заботиться о синхронизации методов. Гарантируется, что до окончания выполнения текущего метода никакой другой метод объекта вызван не будет.
  2. Программист может не заботиться о синхронизации доступа к полям класса, реализующего объект. Поскольку одновременно может выполняться только один метод, одновременный доступ к полю из двух методов невозможен.

В то же время, если приложение создало несколько потоков, в каждом из которых имеется STA, при доступе к глобальным разделяемым данным они должны использовать синхронизацию, например при помощи критических секций.

Недостатки STA напрямую вытекают из ее реализации:

  1. Дополнительные (и иногда излишние) затраты на синхронизацию при вызове методов.
  2. Невозможность отклика на вызов метода, пока не исполнен предыдущий. Например, если в настоящее время выполняется метод, требующий одну минуту на исполнение, то до его завершения COM-объект будет недоступен.

Тем не менее STA, как правило, является наиболее подходящим выбором для реализации COM-сервера. Использовать MTA есть смысл только в том случае, если STA не подходит для конкретного сервера.

MTA

Многопоточная «комната» не реализует автоматический сервис по синхронизации и не имеет его ограничений. Внутри нее может быть создано сколько угодно потоков и объектов, причем ни один из объектов не привязан к какому-то конкретному потоку. Это означает, что любой метод объекта может быть вызван в любом из потоков в MTA. В то же самое время в другом потоке может быть вызван любой другой (либо тот же самый) метод COM-объекта по запросу другого клиента. COM автоматически ведет пул потоков внутри MTA, при вызове со стороны клиента находит свободный поток и в нем вызывает метод требуемого объекта. Таким образом, даже если выполняется метод, требующий длительного времени, то для другого клиента он может быть вызван без задержки в другом потоке. Очевидно, что COM-сервер, работающий в MTA, обладает потенциально более высокими быстродействием и доступностью для клиентов, однако он значительно сложнее в разработке, поскольку даже локальные данные объектов не защищены от одновременного доступа и требуют синхронизации.

Передача интерфейсов и параметров

Таким образом, клиент и сервер COM могут выполняться как в одной «комнате», так и в разных, расположенных в различных процессах или даже на разных компьютерах. Возникает вопрос: как же клиент может вызывать методы сервера, если они находятся (в общем случае) в другом адресном пространстве?

Эту работу берет на себя COM. Для доступа к серверу в другой «комнате» клиент должен запросить у COM создание в своей «комнате» представителя, реализующего запрошенный интерфейс. Такой представитель в терминах COM называется proxy и представляет собой объект, экспортирующий запрошенный интерфейс. Одновременно COM создает в «комнате» сервера объект-заглушку (stub), принимающий вызовы от proxy и транслирующий их в вызовы сервера. Таким образом, клиент в своей «комнате» может рассматривать proxy в качестве сервера и работать с ним так, как если бы сервер был создан в его «комнате». В то же время сервер может рассматривать stub как расположенного с ним в одной «комнате» клиента. Всю работу по организации взаимодействия proxy и stub берет на себя COM. При вызове со стороны клиента proxy получает от него параметры, упаковывает их во внутреннюю структуру и передает в «комнату» сервера. Stub получает параметры, распаковывает их и производит вызов метода сервера. Аналогично осуществляется передача параметров обратно. Этот процесс называется Marshalling. При этом «комнаты» клиента и сервера могут иметь разные потоковые модели и физически находиться где угодно. Разумеется, по сравнению с вызовом сервера в своей «комнате» такой вызов требует значительных накладных расходов, однако это единственный способ обеспечить корректную работу любых клиентов и серверов. Если необходимо избежать накладных расходов, сервер надо создавать в той же «комнате», где расположен клиент.

Для обеспечения возможности корректного создания proxy в клиентской «комнате» COM должен узнать «устройство» сервера. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Реализовать на сервере интерфейс IMarshal и, при необходимости, - proxy-DLL, которая будет загружена на клиенте для реализации proxy. Подробности реализации описаны в документации COM и MSDN.
  2. Описать интерфейс на языке IDL (Interface Definition Language) и при помощи компилятора MIDL фирмы Microsoft сгенерировать proxy-stub-DLL.
  3. Сделать сервер совместимым с OLE Automation. В этом случае COM сам создаст proxy, используя описание сервера из его библиотеки типов - специального двоичного ресурса, описывающего COM-интерфейс. При этом в интерфейсе можно использовать только типы данных, совместимые с OДУ Automation.

Инициализация COM

Каким же образом клиенты и серверы COM могут создавать «комнаты» в соответствии со своими требованиями? Для этого они должны соблюдать одно правило: каждый поток, желающий использовать COM, должен создать «комнату» при помощи вызова функции CoInitializeEx. Она объявлена в модуле ActiveX.pas следующим образом:

const
     COINIT_MULTITHREADED = 0; // OLE calls objects on any thread.
     COINIT_APARTMENTTHREADED = 2; // Apartment model

function CoInitializeEx(pvReserved: Pointer;
               coInit: Longint): HResult; stdcall;

Параметр pvReserved зарезервирован для будущего использования и должен быть равен NIL, а параметр coInit определяет потоковую модель создаваемой комнаты. Он может принимать следующие значения:

COINIT_APARTMENTTHREADED

- для потока создается STA. Каждый поток может иметь (или не иметь) свою STA;

COINIT_MULTITHREADED

- если в текущем процессе еще не создана MTA, создается новая MTA; если она уже создана другим потоком, поток «подключается» к ранее созданной. Иными словами, каждый процесс может иметь только одну MTA.

Функция возвращает S_OK в случае успешного создания «комнаты».

По завершении работы с COM (или перед завершением работы) поток должен уничтожить «комнату» при помощи вызова процедуры CoUninitialize, также описанной в модуле ActiveX:

procedure CoUninitialize; stdcall;

Каждый вызов CoInitializeEx должен иметь соответствующий вызов CoUninitialize, то есть, используя COM в приложении, необходимо вызвать CoInitializeEx до первого использования функций COM и CoUninitialize перед завершением работы приложения. VCL реализует автоматическую инициализацию COM при использовании модуля ComObj. По умолчанию создается STA. При желании необходимость использовать другую потоковую модель следует установить флаг инициализации COM до оператора Application.Initialize:

program Project1;

     uses
          Forms,
          ComObj,
          ActiveX,
          Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};

     {$R *.RES}

     begin
          CoInitFlags := COINIT_MULTITHREADED;
          Application.Initialize;
          Application.CreateForm(TForm1, Form1);
          Application.Run;
     end.

Если COM используется в потоке, то эти функции должны быть вызваны в методе Execute:

procedure TMyThread.Execute;
     begin
          CoInitializeEx(NIL, COINIT_MULTITHREADED);
          …
          CoUninitialize
     end;

Инициализация COM необходима и для вызова любых функций Windows API, связанных с COM, за исключением CoGetMalloc, CoTaskMemAlloc, CoTaskMemFree и CoTaskMemReAlloc.

Отдельного обсуждения заслуживает инициализация потоковой модели COM для сервера, расположенного в DLL. Дело в том, что DLL может быть загружена любым потоком, который уже ранее создал свою «комнату». Поэтому сервер в DLL не может сам инициализировать требуемую ему потоковую модель. Вместо этого сервер при регистрации прописывает в реестре параметр ThreadingModel, который и указывает, в какой потоковой модели способен работать данный сервер. При создании сервера COM анализирует значение этого параметра и потоковой модели «комнаты» запросившего создание сервера потока и при необходимости создает для сервера «комнату» с требуемой потоковой моделью.

Параметр ThreadingModel может принимать следующие значения:

Apartment

- сервер может работать только в STA. Если он создается из STA, то он будет создан в «комнате» вызывающего потока, если из MTA - COM автоматически создаст для него «комнату» c STA и proxy в «комнате» клиента;

Free - сервер может работать только в MTA. Если он создается из MTA, то он будет создан в «комнате» вызывающего потока, если из STA - COM автоматически создаст для него «комнату» c MTA и proxy в «комнате» клиента;
Both - сервер может работать как в STA, так и MTA. Объект всегда создается в вызывающей «комнате».

Если этот параметр не задан, сервер имеет потоковую модель Single. В этом случае он создается в Primary STA (то есть в STA потока, который первым вызвал CoInitialize), даже если создание сервера запрошено из потока, имеющего свою отдельную STA.

Активация сервера

Для активации COM-сервера клиент должен вызвать функцию CreateComObject, описанную в модуле ComObj.pas:

function CreateComObject(const ClassID: TGUID): IUnknown;

Функция получает в качестве параметра CLSID требуемого объекта и возвращает ссылку на его интерфейс IUnknown. Далее клиент может запросить требуемый интерфейс и работать с ним:

var
     COMServer: IComServer;

     // Создаем COM-объект и запрашиваем у него интерфейс
     ComServer := CreateComObject(IComServer) as IComServer;
     // Работаем с интерфейсом
     ComServer.DoSomething;
     // Освобождаем интерфейс
     ComServer := NIL;

Что же делает COM при запросе на создание сервера?

  1. В реестре по запрошенному CLSID ведется поиск записи регистрации сервера.
  2. Из этой записи получается имя исполнимого модуля сервера.
  3. Если это исполнимый файл, то он запускается на выполнение. Любое приложение, реализующее COM-сервер, при старте регистрирует в системе интерфейс «фабрики объектов». После запуска и регистрации COM получает ссылку на «фабрику объектов».
  4. Если это DLL, то она загружается в адресное пространство вызвавшего процесса и вызывается ее функция DllGetClassObject, возвращающая ссылку на реализованную в DLL «фабрику объектов».
  5. Фабрика объектов - это COM-сервер, реализующий интерфейс IClassFactory. Ключевым методом этого интерфейса является метод CreateInstance, который и создает экземпляр требуемого объекта.
  6. COM вызывает метод CreateInstance и передает полученный интерфейс клиенту.

По завершении работы с COM-объектом клиент освобождает ссылку на него (что приводит к вызову метода Release). В этот момент COM-сервер проверяет, есть ли еще ссылки на созданные им объекты. Если все объекты освобождены, то COM-сервер завершает свою работу. В случае если он реализован в виде DLL, он должен экспортировать функцию DllCanUnloadNow, которая вызывается COM по таймеру или при вызове функции API CoFreeUnusedLibraries. Если все объекты из этой DLL освобождены, она выгружается из памяти.

Вся работа по созданию и регистрации «фабрики объектов» и экспорту соответствующих функций из DLL в Delphi уже реализована в составе стандартных библиотек, и создание COM-сервера в действительности является очень простой задачей.

Создание COM-сервера

Для создания COM-сервера Delphi предоставляет широкий набор мастеров, автоматизирующих выполнение рутинных задач и позволяющих программисту сконцентрироваться на реализации функциональности. Мастера доступны при помощи команды меню File->New, на закладке ActiveX.

Чтобы сделать COM-сервером EXE-файл, необходимо просто добавить в него модуль с COM-объектом. Для создания COM-сервера в виде DLL потребуется сначала создать библиотеку, оформленную с учетом требований COM. Это делается при помощи мастера ActiveX Library. При его выборе будет создан новый проект, реализующий DLL, и сгенерирован следующий код:

library Project1;

     uses
          ComServ;

     exports
          DllGetClassObject,
          DllCanUnloadNow,
          DllRegisterServer,
          DllUnregisterServer;

     {$R *.RES}

     begin
     end.

Созданная DLL экспортирует функции, необходимые для работы COM, при этом можно не отвлекаться на рутинную работу и сразу приступить к реализации COM-сервера.

Для этого выберите мастер «COM-объект».

От заполнения полей этой формы зависит реализация создаваемого COM-объекта:

ClassName
Имя класса Delphi, реализующего COM-сервер.
Мастер создаст заготовку класса с этим именем,
под которым COM-сервер также будет зарегистрирован в реестре.
Instansing

Определяет режим создания COM-объектов. Параметр может принимать следующие значения:

Internal  - объект может использоваться только внутри этого приложения;
Single Instance - создание каждого экземпляра объекта приводит к запуску нового экземпляра приложения-сервера. После создания объекта «фабрика объектов» приложения удаляет информацию о себе из системного списка зарегистрированных «фабрик», что заставляет COM при создании нового объекта запустить приложение-сервер в новом процессе;
Multiple 
Instance
- после создания экземпляра объекта «фабрика» не удаляет себя из списка зарегистрированных.
При создании запросе на создание нового объекта COM обнаружит ее в этом списке и запросит создание у той же «фабрики» - при этом новый экземпляр объекта будет создан в том же приложении. Другими словами, для создания всех объектов данного типа будет запущено не более одного экземпляра сервера.

Этот параметр имеет смысл только для EXE-серверов, для DLL он игнорируется.

Threading Model

Потоковая модель сервера. Действие этого параметра зависит от типа сервера (EXE или DLL):

Single - нет никакой поддержки потоков. Для DLL-сервера при регистрации не будет создан параметр ThreadingModel. Для EXE-сервера указание этого параметра (в отличие от любого другого) не приведет к установке флага IsMultiThread, а будет создана STA. Обычно эта модель используется для Internal-серверов;
Apartment - для DLL-сервера в реестре будет создан параметр ThreadingModel= Apartment, для EXE - создана STA;
Free - для DLL-сервера в реестре будет создан параметр ThreadingModel= Free, для EXE - создана MTA;
Both - для DLL-сервера в реестре будет создан параметр ThreadingModel= Both, для EXE - создана MTA.
 
Include Type Library
Установка этого флажка приводит к включению в сервер библиотеки типов - специального двоичного ресурса, описывающего реализуемые сервером интерфейсы, их методы и параметры вызова. COM предоставляет стандартные средства работы с библиотеками типов. В частности, Delphi может импортировать имеющуюся в сервере библиотеку типов и автоматически построить по ней интерфейсный модуль для работы с ним. При использовании библиотеки типов интерфейсы описываются при помощи Type Library Editor. Объект наследуется от TTypedComObject Если этот флажок выключен, то объект наследуется от TComObject. Это более «легковесная» реализация сервера.
Description
Примечание к объекту.
Implemented Interfaces
Это поле разрешено, только если объект не использует библиотеку типов. В таком случае вы должны сами описать интерфейсы в коде своей программы и перечислить их в этом поле, например «ITest, IAnotherTest».

Mark interface Oleautomation
Установка этого флага делает COM-сервер совместимым с OLE Automation. Вы должны использовать в методах интерфейса только совместимые с OLE Automation типы данных. Это необходимо, если вы хотите передавать ссылку на интерфейс между разными «комнатами». Такая операция, называемая маршалингом интерфейсов, требует написания специальной proxy/stub-DLL. Однако если интерфейс помечен как OleAutomation, то эту работу выполнит маршалер OLE, что избавит вас от лишней работы.

Для поддержки OleAutomation-маршалинга необходимо:

  • чтобы сервер был унаследован от TTypedComObject (реализация IDispatch не обязательна);
  • все методы интерфейса были объявлены как safecall. Если вы создаете интерфейс, унаследованный от IUnknown, то по умолчанию все его методы объявляются как stdcall. Чтобы создать safecall-методы, необходимо в диалоге Tools>Environment Options на закладке Type Library установить переключатель Safecall function mapping в значение All v-table interfaces.

Сервер без библиотеки типов

Такой сервер, если он не реализует интерфейс IMarshall, может работать лишь в одной «комнате» с клиентом, поэтому его следует использовать только для In-Process-серверов с потоковой моделью, идентичной клиенту.

При создании сервера, не включающего библиотеку типов, необходимо указать мастеру реализуемые им интерфейсы. Укажем имя интерфейса ITest. По завершении работы мастера будет создан следующий модуль:

unit Unit1;

     interface

     uses
               Windows, ActiveX, Classes, ComObj;

     type
               TTest = class(TComObject, ITest)
               protected
               end;

     const
               Class_Test: TGUID = '{1302FB00-703F-11D4-84DD-825B45DBA617}';

     implementation

     uses ComServ;

     initialization
          TComObjectFactory.Create(ComServer, TTest, Class_Test,
               'Test', '', ciMultiInstance, tmApartment);
     end.

Внимание! COM-сервер, который может использоваться различными клиентами (а не только в рамках конкретного проекта, в котором спецификации клиентов жестко заданы), не рекомендуется создавать без поддержки маршалинга данных, поскольку в этом случае невозможно обеспечить гарантированное нахождение его в одной «комнате» с клиентом. Если вы все же делаете такой сервер, в документации на него необходимо отразить требуемые спецификации клиента.

Рассмотрим сгенерированный код подробнее. Особый интерес представляет секция Initialization. В ней создается экземпляр «фабрики объектов» - COM-сервера, реализующего интерфейс IClassFactory2. К нему COM будет обращаться для создания экземпляра объекта Test. VCL автоматически выполняет всю рутинную работу по взаимодействию с COM.

Для реализации сервера требуется написать интерфейсный модуль с описанием реализуемого интерфейса. Кроме того, вынесем в него описание константы Class_Test и добавим его в строку uses модуля Unit1:

unit TestInterface;

     interface

     const
           Class_Test: TGUID = '{1302FB00-703F-11D4-84DD-825B45DBA617}';

     type
          ITest = interface
          ['{1C986802-6D6D-11D4-84DD-996A491CE716}']
               procedure ShowIt(S: String);
     end;

  implementation

  end.

Этот модуль содержит всю необходимую информацию для работы сервера и должен использоваться при компиляции клиента.

Дополним код COM-объекта реализацией методов реализуемого интерфейса:

unit Unit1;

          interface

          uses
               Windows, ActiveX, Classes, ComObj, TestInterface;

          type
               TTest = class(TComObject, ITest)
               protected
                    procedure ShowIt(S: String);
               end;

          implementation

          uses ComServ;

          { TTest }

     procedure TTest.ShowIt(S: String);
     begin
          MessageBox(0, PChar(S), NIL, 0);
     end;

     initialization
          TComObjectFactory.Create(ComServer, TTest, Class_Test,
               'Test', '', ciMultiInstance, tmApartment);
          end.

Откомпилировав проект, мы получим файл Project1.dll.

Последним шагом является регистрация COM-сервера.

Введем в командной строке «regsvr32 project1.dll».

Если все было проделано правильно, на экране должно появиться сообщение об успешной регистрации: «DllRegisterServer in Project1.dll succeeded».

Теперь можно приступать к написанию клиента. Для этого создадим новый проект, добавим в модуль с его главной формой строку uses TestInterface и напишем следующий код:

uses TestInterface, ComObj;

     procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     var
               Test: ITest;
     begin
               Test := CreateComObject(Class_Test) as ITest;
               Test.ShowIt('Hi');
     end;

Как видно из этого примера, создание и использование COM-сервера не сложнее, чем работа с обычными классами Delphi. Сервер без библиотеки типов является хорошим выбором для реализации COM-серверов, используемых внутри проекта, поскольку для его работы нужен интерфейсный модуль. При передаче сервера другим разработчикам вам придется передать им этот модуль и при необходимости перевести его на другой язык (например, С).

Сервер с библиотекой типов

Библиотека типов - это специальный двоичный ресурс, описывающий интерфейсы и методы, реализуемые COM-сервером. Кроме наличия библиотеки типов сервер должен поддерживать интерфейс IProvideClassInfo. В Delphi такой сервер реализуется путем наследования его от TTypedComObject. Для этого оставьте флажок Include Type Library в мастере создания COM-объекта включенным.

Создадим COM-сервер в виде EXE (разумеется, он может быть также создан и виде DLL).

Сначала создадим новый проект - File-New Application, а затем добавим в него COM-объект.

Если не отключать флажок Include Type Library, то мастер создаст уже не один, а два модуля. Первый из них напоминает созданный ранее.

unit Unit1;

     interface

     uses
          Windows, ActiveX, Classes, ComObj, Project1_TLB, StdVcl;

     type
          TTest1 = class(TTypedComObject, ITest1)
          protected
               {Declare ITest1 methods here}
          end;

     implementation

     uses ComServ;

     initialization
          TTypedComObjectFactory.Create(ComServer, TTest1, Class_Test1,
               ciMultiInstance, tmApartment);
     end.

Наиболее интересна строка: uses … Project1_TLB. Это автоматически сгенерированный интерфейсный модуль к нашему COM-объекту (аналогично TestInterface.pas в предыдущем примере). Он содержит описание всех необходимых для работы с сервером интерфейсов. В отличие от предыдущего примера, вам не придется редактировать его вручную. Для этого Delphi откроет редактор библиотеки типов:

Это специализированный редактор для описания интерфейсов COM-объектов. Вы должны описать все требуемые интерфейсы, методы и т.п. в этом редакторе, после чего можно нажать кнопку «Обновить» - и изменения будут автоматически внесены во все требуемые модули. Вам останется лишь дописать реализацию методов.

Добавим описание нового метода. Для этого щелкнем правой кнопкой мыши на интерфейсе ITest и выберем из контекстного меню опцию New->Method. Введем имя метода - ShowIt.

На закладке Parameters зададим параметр S и тип BSTR. После этого нажмем кнопку «обновить» и посмотрим, что произошло с исходными текстами нашей программы. В модуле Project1_TLB в описании интерфейса ITest1 появился метод ShowIt:

ITest1 = interface(IUnknown)
     ['{1302FB06-703F-11D4-84DD-825B45DBA617}']
     function ShowIt(const S: WideString): HResult; stdcall;
end;

А в модуле Unit1:

type
     TTest1 = class(TTypedComObject, ITest1)
          protected
          function ShowIt(const S: WideString): HResult; stdcall;
     end;

implementation

uses ComServ;

function TTest1.ShowIt(const S: WideString): HResult;
begin

end;

Нам остается лишь написать реализацию метода:

function TTest1.ShowIt(const S: WideString): HResult;
     begin
          MessageBoxW(0, PWideChar(S), NIL, 0)
          Result := S_OK; // Стандартный код успешного завершения
     end;

Для регистрации сервера достаточно один раз запустить его на компьютере клиента.

Перейдем к написанию приложения-клиента. При наличии модуля Project_TLB оно ничем не будет отличаться от предыдущего примера. Более интересен случай, когда мы имеем только исполняемый файл с сервером. Зарегистрируем этот сервер и выберем в меню Delphi IDE команду Project -> Import Type Library.

В открывшемся окне найдем строку с описанием библиотеки типов требуемого сервера.

Если включен флажок Generate Component Wrappers, то в импортированный модуль будет добавлен код для создания компонента Delphi, который можно поместить на форму - и он автоматически создаст требуемый COM-сервер и позволит обращаться к его методам. В противном случае будет сгенерирован модуль, содержащий описание всех имеющихся в библиотеке типов интерфейсов.

Далее необходимо определить, что вы собираетесь сделать с выбранной библиотекой:

Install - создает модуль с описанием интерфейсов и автоматически регистрирует требуемые компоненты в IDE. После этого остается лишь поместить их на форму;
Create Unit - создает интерфейсный модуль, но не устанавливает его в IDE. Это удобно, если вам нужны только описания интерфейсов либо если вы хотите вручную установить его в package, отличающийся от используемого по умолчанию.

Таким образом, для распространения и использования сервера не требуется ничего, кроме его исполнимого модуля. Но это не самое главное. Гораздо более важно, что вы можете импортировать и использовать в своей программе любой из имеющихся на компьютере COM-серверов. Естественно, что при передаче своей программы клиенту вы должны установить на его компьютере соответствующий COM-сервер.

Для примера используем в своем приложении процессор регулярных выражений VBScript. Импортируем библиотеку типов Microsoft VBScript Regular Expressions.

При этом будет создан файл VBScript_RegExp_TLB.pas.

Создадим форму и добавим следующий код для проверки вхождения текста, содержащегося в компоненте Edit1, в текст, содержащийся в компоненте Edit2:

uses
          VBScript_RegExp_TLB;

     procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     var
          RE: IRegExp;
     begin
          RE := CoRegExp.Create;
          RE.Pattern := Edit1.Text;
          if RE.Test(Edit2.Text) then
                    Caption := 'TRUE'
          else
                    Caption := 'FALSE';
          end;

Это все! Мы получили в своем приложении поддержку регулярных выражений - такую же, как и та, что включена в скриптовые языки Microsoft (VBScript и JScript).

Создание Plug-In в виде COM-сервера

Попробуем теперь реализовать Plug-In к своей программе в виде COM-сервера и сравним код, полученный в этом случае, с кодом, полученным при «ручном» программировании. Вначале создадим модуль с описанием интерфейсов:

Unit PluginInterface;

     interface

     const
          Class_TAPI: TGUID = '{A132D1A1-721C-11D4-84DD-E2DEF6359A17}';

type
     IAPI = interface
     ['{64CFF1E0-61A3-11D4-84DD-B18D6F94141F}']
          procedure ShowMessage(const S: String);
     end;

     ILoadFilter = interface
     ['{64CFF1E1-61A3-11D4-84DD-B18D6F94141F}']
          procedure Init(const FileName: String);
          function GetNextLine(var S: String): Boolean;
     end;

implementation

end.

Обратите внимание, что метод ILoadFilter.Init больше не получает ссылки на внутренний API программы - он будет реализован в виде COM-объекта.

Создадим DLL c COM-сервером, реализующим ILoadFilter. Для этого создадим новую ActiveX-библиотекуи добавим в нее COM-объект TLoadFilter. Установим ThreadingModel в Single, поскольку использование сервера в потоках не предусмотрено. После этого реализуем методы интерфейса ILoadFilter:

unit Unit3;

     interface

     uses
          Windows, ActiveX, Classes, ComObj, PluginInterface;

     type
          TLoadFilter = class(TComObject, ILoadFilter)
          private
               FAPI: IAPI;
               F: TextFile;
               Lines: Integer;
               InitSuccess: Boolean;
          protected
     procedure Init(const FileName: String);
          function GetNextLine(var S: String): Boolean;
     public
          destructor Destroy; override;
     end;

const
          Class_LoadFilter: TGUID = '{A132D1A2-721C-11D4-84DD-E2DEF6359A17}';

implementation

uses ComServ, SysUtils;

Деструктор и метод GetNextLine аналогичны предыдущему примеру:

destructor TLoadFilter.Destroy;
     begin
          if InitSuccess then
               CloseFile(F);
          inherited;
     end;

function TLoadFilter.GetNextLine(var S: String): Boolean;
     begin
          if InitSuccess then begin
               Inc(Lines);
               Result := not Eof(F);
               if Result then begin
                    Readln(F, S);
                    FAPI.ShowMessage('Загружено ' + IntToStr(Lines) + ' строк.');
               end;
          end else
               Result := FALSE;
     end;

Метод Init имеет существенное различие - теперь ссылку на внутренний API программы мы получаем при помощи COM. Это освобождает нас от необходимости передавать ссылку в модуль расширения.

procedure TLoadFilter.Init(const FileName: String);
     begin
          FAPI := CreateComObject(Class_TAPI) as IAPI;
          {$I-}
          AssignFile(F, FileName);
          Reset(F);
          {$I+}
          InitSuccess := IOResult = 0;
          if not InitSuccess then
               FAPI.ShowMessage('Ошибка инициализации загрузки');
     end;

В конце модуля находится код, автоматически сгенерированный Delphi для создания фабрики объектов:

initialization
     TComObjectFactory.Create(ComServer, TLoadFilter, Class_LoadFilter,
          'LoadFilter', '', ciMultiInstance, tmSingle);
     end.

Компилируем DLL и регистрируем ее при помощи regsvr32.

Поскольку программа может поддерживать множество различных фильтров, организуем их подключение через INI-файл следующего вида:

[Filters]
               TXT={A132D1A2-721C-11D4-84DD-E2DEF6359A17}

Параметром строки служит CLSID сервера, реализующего фильтр. В нашем случае это содержание константы Class_LoadFilter. Для подключения дополнительных фильтров необходимо создать DLL с сервером, реализующим ILoadFilter, зарегистрировать ее в системе и добавить CLSID сервера в INI-файл.

Теперь можно приступить к написанию программы-клиента. Она аналогична используемой в предыдущем примере. Добавим в нее COM-сервер, реализующий внутренний API.

За исключением кода, сгенерированного COM, этот объект полностью аналогичен объекту, приведенному ранее. Константу Class_TAPI вынесем в модуль PluginInterface, чтобы сделать ее доступной для модулей расширения:

unit Unit2;

     interface

     uses
          Windows, ActiveX, Classes, ComObj, PluginInterface;

     type
          TTAPI = class(TComObject, IAPI)
          protected
               procedure ShowMessage(const S: String);
     end;

implementation

uses Forms, ComServ, Unit1;

{ TTAPI }

procedure TTAPI.ShowMessage(const S: String);
begin
     (Application.MainForm as TForm1).StatusBar1.SimpleText := S;
end;

initialization
     TComObjectFactory.Create(ComServer, TTAPI, Class_TAPI,
          'TAPI', '', ciMultiInstance, tmSingle);
end.

Теперь все готово к реализации функциональности клиента. В целях экономии места приведем лишь метод LoadData:

procedure TForm1.LoadData(FileName: String);
     var
          PlugInName: String;
          Filter: ILoadFilter;
          S, Ext: String;
     begin
          Memo1.Lines.Clear;
          Memo1.Lines.BeginUpdate;
          try
               Ext := ExtractFileExt(FileName);
               Delete(Ext, 1, 1);
               with TIniFile.Create(ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'plugins.ini') do
               try
                    PlugInName := ReadString('Filters', Ext, '');
               finally
                    Free;
               end;
               Filter := CreateComObject(StringToGUID(PlugInName)) as ILoadFilter;
               Filter.Init(FileName);
               while Filter.GetNextLine(S) do
                    Memo1.Lines.Add(S);
               finally
                    Memo1.Lines.EndUpdate;
               end;
     end;

Очевидно, что код метода стал гораздо более коротким и читабельным. COM взял на себя всю черновую работу по поиску, загрузке и и выгрузке DLL, поиску и созданию объектов.

Внимание! Поскольку в EXE и DLL используются длинные строки, не забудьте включить в список uses обоих проектов модуль ShareMem.

Автоматическая регистрация серверов из своей программы

Удобно в своей программе автоматически регистрировать все необходимые серверы. Это можно сделать при помощи следующей процедуры:

procedure CheckComServerInstalled(const CLSID: TGUID; const DllName: String);
     var
          Size: Integer;
          DllHandle: THandle;
          FileName: String;
     begin
          Size := MAX_PATH;
          SetLength(FileName, Size);
          try
               if RegQueryValue(HKEY_CLASSES_ROOT,
                    PChar(Format('CLSID\%s\InProcServer32',
                    [GUIDToString(CLSID)])), PChar(FileName), Size) = ERROR_SUCCESS then
               begin
                    SetLength(FileName, Size);
                    DllHandle := LoadLibrary(PChar(FileName));
                    FreeLibrary(DllHandle);
                    if DllHandle = 0 then begin
                         RegDeleteKey(HKEY_CLASSES_ROOT,
                              PChar(Format('CLSID\%s',[GUIDToString(CLSID)])));
                         RegisterComServer(DllName);
                    end;
          end else begin
               RegisterComServer(DllName);
          end;
except
               raise Exception.CreateFmt('Не могу зарегистрировать %s.', [DllName]);
          end;
     end;

В процедуре осуществляется дополнительная проверка наличия на диске файла с зарегистрированным сервером. Если файл не найден по указанному в реестре месту, данные о регистрации удаляются и предпринимается попытка зарегистрировать сервер заново. Такая проверка очень полезна при переносе DLL с сервером в другую папку на диске.

OLE Automation

Стандарт COM основан на едином для всех поддерживающих его языков формате таблицы, описывающей ссылки на методы объекта, реализующего интерфейс. Однако вызов методов при помощи этой таблицы доступен только для компилирующих языков программирования. В то же время очень удобно было бы иметь доступ к разнообразным возможностям, предоставляемым COM из интерпретирующих языков, таких как VBScript. Для поддержки этих языков была разработана технология OLE Automation, позволяющая приложениям делать свою функциональность доступной для гораздо большего числа клиентов. Automation базируется на COM и является его подмножеством, однако накладывает на COM-серверы ряд дополнительных требований.

  1. Интерфейс, реализуемый COM-сервером, должен наследоваться от IDispatch.
  2. Должны использоваться типы данных из числа поддерживаемых OLE Automation (см. таблицу). Возможна поддержка пользовательских типов данных, для чего необходимо реализовать интерфейс IRecordInfo.
  3. Все методы должны быть процедурами или функциями, возвращающими значение типа HRESULT.
  4. Все методы должны иметь соглашение о вызовах safecall.

Кроме того, Automation-серверы могут поддерживать ряд интерфейсов, позволяющих получать информацию о методах, обрабатывать ошибки и т.п. Все необходимые интерфейсы реализуются VCL Delphi автоматически.

IDispatch

Центральным элементом технологии OLE Automation является интерфейс IDispatch. Ключевыми методами этого интерфейса являются методы GetIdsOfNames и Invoke, позволяющие клиенту запросить у сервера, поддерживает ли он метод с указанным именем, а затем, если метод поддерживается, - вызвать его. Подробно реализация и работа IDispatch будет рассмотрена в статье, посвященной работе с Microsoft Scripting Control, здесь же мы лишь вкратце опишем основной алгоритм вызова методов при помощи IDispatch.

Когда клиенту требуется вызвать метод, он вызывает GetIdsOfNames, передавая ему имя запрошенного метода. Если сервер поддерживает такой метод, он возвращает его идентификатор - целое число, уникальное для каждого метода. После этого клиент упаковывает параметры в массив переменных типа OleVariant и вызывает Invoke, передавая ему массив параметров и идентификатор метода.

Таким образом, все, что должен знать клиент, - это строковое имя метода. Такой алгоритм позволяет работать с наследниками IDispatch из скриптовых языков.

Методы GetTypeInfo и GetTypeInfoCount являются вспомогательными и обеспечивают поддержку библиотеки типов объекта. Реализация методов GetIdsOfNames и Invoke, предоставляемая COM по умолчанию, базируется на библиотеке типов объекта.

Поддержка IDispatch, тип данных Variant

Delphi имеет встроенную поддержку работы в качестве клиента Automation. Тип данных Variant может содержать ссылку на интерфейс IDispatch и использоваться для вызова его методов.

uses ComObj;

     procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     var
          V: Variant;
     begin
          V := CreateOleObject('InternetExplorer.Application');
          V.Toolbar := FALSE;
          V.Left := (Screen.Width - 600) div 2;
          V.Width := 600;
          V.Top := (Screen.Height - 400) div 2;
          V.Height := 400;
          V.Visible := TRUE;
          V.Navigate(URL := 'file://C:\config.sys');
          V.StatusText := V.LocationURL;
          Sleep(10000);
          V.Quit;
     end;

Приведенный выше код весьма необычен и заслуживает детального рассмотрения.

  1. Переменная V не является классом и, очевидно, не имеет ни одного из используемых свойств и методов.
  2. Вызываемые свойства и методы нигде не описаны, однако это не влечет за собой ошибки компиляции.
  3. Объект создается не по CLSID, а по информативному имени, функцией CreateOleObject.

Все это непривычно и выглядит довольно странно. На самом деле ничего странного нет. Компилятор Delphi просто запоминает в коде программы строковые описания обращений к серверу автоматизации, а на этапе выполнения передает их его интерфейсу IDispatch, который и производит синтаксический разбор и выполнение. Исправим третью строку функции на:

V.Left1 := (Screen.Width - 600) div 2;

Программа успешно откомпилируется, однако при попытке ее выполнить выдаст сообщение об ошибке, а именно, что метод «Left1» не поддерживается сервером автоматизации.

Такое обращение к серверу называется поздним связыванием, что означает, что связывание имен свойств и методов объекта с их кодом происходит не на этапе компиляции, а на этапе выполнения программы.

Достоинства позднего связывания очевидны: не требуется библиотека типов, написание несложных программ упрощается. Столь же очевидны и недостатки: не производится контроль вызовов и передаваемых параметров на этапе компиляции, работа осуществляется несколько медленнее, чем при раннем связывании.

Внимание! Если COM-сервер находится в другой «комнате», затраты на позднее связывание по сравнению с затратами на маршалинг вызовов ничтожны малы. Разница в скорости между ранним и поздним связыванием становится ощутимой (в десятки и сотни раз) при нахождении клиентами сервера в одной «комнате», что возможно только для In-Process-сервера при совместимой с клиентом потоковой модели. Для Out-Of-Process-сервера (размещенного в отдельном исполняемом файле) затраты на вызов метода практически равны.

Таким образом, главным преимуществом раннего связывания является строгий контроль типов на этапе компиляции. Для разрешения проблемы нестрогого контроля типов COM предлагает несколько дополнительных возможностей.

Dispinterface

Диспинтерфейс (Dispinterface) - это декларация методов, доступных через интерфейс IDispatch. Диспинтерфейс объявляется следующим образом:

type
     IMyDisp = dispinterface
          ['{EE05DFE2-5549-11D0-9EA9-0020AF3D82DA}']
          property Count: Integer dispid 1
          procedure Clear dispid 2;
     end;

Сами методы могут физически и не существовать (например, они реализуются динамически в Invoke). Рассмотрим использование диспинтерфейса на простом примере. Объявим диспинтерфейс объекта InternetExplorer и используем его в своей программе:

type
          IIE = dispinterface
          ['{0002DF05-0000-0000-C000-000000000046}']
          property Visible: WordBool dispid 402;
          end;

     procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     var
          II: IIE;
     begin
          II := CreateOleObject('InternetExplorer.Application') as IIE;
          II.Visible := TRUE;
     end;

Эта программа успешно компилируется и работает, несмотря на то, что в интерфейсе объявлено только одно из множества имеющихся свойств и методов. Это возможно благодаря тому, что Delphi не вызывает методы диспинтерфейса напрямую и поэтому не требует полного описания всех методов в правильном порядке. При вызове метода диспинтерфейса Delphi просто вызывает метод Invoke соответствующего интерфейса IDispatch, передавая ему идентификатор метода, указанный в dispid. В результате программисту становятся доступны возможность строгого контроля типов при вызове методов IDispatch и вызов методов, реализованных в IDispatch, без формирования сложных структур данных для вызова Invoke. Необходимо лишь описать (или импортировать из библиотеки типов сервера) описание диспинтерфейса.

В описании диспинтерфейса допустимо использовать только OLE-совместимые типы данных.

DualInterfaces

Идея двойных интерфейсов очень проста. Сервер реализует одновременно некоторый интерфейс, оформленный по стандартам COM (VTable), идиспинтерфейс, доступный через IDispatch. При этом интерфейс VTable должен быть унаследован от IDispatch и иметь идентичный с диспинтерфейсом набор методов. Такое оформление сервера позволяет клиентам работать с ним наиболее удобным для каждого клиента образом.

Клиенты, использующие VTable, вызывают методы интерфейса напрямую, а клиенты, использующие позднее связывание, - через методы IDispatch.

Большинство OLE-серверов реализуют двойной интерфейс.

Создание Automation-серверов

Чтобы создать при помощи Delphi сервер, совместимый с OLE Automation, необходимо включить в свое приложение Automation Object. Мастер для его создания запускается при выборе пункта главного меню Delphi File -> New и пиктограммы Automation Object со страницы репозитария ActiveX.

В поле CoClassName вводится имя создаваемого объекта. Поля Instancing и Threading Model аналогичны рассмотренным выше при создании COM-сервера. Наибольший интерес представляет флаг Generate Event Support code. В случае если он задан, генерируется дополнительный код, позволяющий серверу реализовать интерфейс событий. Этот интерфейс описывает события, которые может генерировать сервер. Клиент может зарегистрировать себя в качестве подписчика на эти события и получать уведомления о них. Для того чтобы понять механизм этого процесса, отвлечемся от создания ActiveX-сервера и рассмотрим событийную модель COM.

События в COM

При возникновении события в COM-сервере, которое он должен передать клиенту, сервер должен вызвать какой-либо из методов клиента. Фактически в этот момент клиент с сервером меняются местами. Обращение к клиенту осуществляется при помощи стандартных механизмов COM. Основная идея заключается в том, что сервер, генерирующий события, декларирует интерфейс их обработчика. Клиент, подписывающийся на события, должен реализовать этот интерфейс (то есть фактически должен включать в себя COM-объект, реализующий интерфейс). Кроме того, сервер должен реализовать стандартные интерфейсы COM, позволяющие зарегистрировать на нем обработчик событий. Используя эти интерфейсы, клиент регистрирует на сервере интерфейс обработчика событий, позволяя серверу вызывать свои методы. Рассмотрим основные интерфейсы, используемые в этом процессе.

type
     IConnectionPointContainer = interface
          ['{B196B284-BAB4-101A-B69C-00AA00341D07}']
          function EnumConnectionPoints(out Enum: IEnumConnectionPoints): HResult;
               stdcall;
          function FindConnectionPoint(const iid: TIID;
               out cp: IConnectionPoint): HResult; stdcall;
     end;

Этот интерфейс должен реализовываться каждым COM-объектом, который позволяет подключаться к своим событиям. Ключевой метод FindConnectionPoint получает GUID интерфейса-обработчика и возвращает указатель на соответствующую этому обработчику «точку подключения». Такой подход дает возможность серверу иметь несколько интерфейсов для обработки событий, а клиентам подключаться к ним по мере необходимости. В случае успеха метод возвращает S_OK, в случае неудачи - код ошибки.

Точка подключения также представляет собой интерфейс:

type
     IConnectionPoint = interface
          ['{B196B286-BAB4-101A-B69C-00AA00341D07}']
          function GetConnectionInterface(out iid: TIID): HResult; stdcall;
          function GetConnectionPointContainer(out cpc: IConnectionPointContainer):
               HResult; stdcall;
          function Advise(const unkSink: IUnknown; out dwCookie: Longint): HResult;
               stdcall;
          function Unadvise(dwCookie: Longint): HResult; stdcall;
          function EnumConnections(out Enum: IEnumConnections): HResult; stdcall;
     end;

Ключевые методы этого интерфейса - Advise и Unadvise.

function Advise(const unkSink: IUnknown; out dwCookie: Longint): HResult;
               stdcall;

Этот метод регистрирует на сервере клиентский интерфейс обработчика событий, который передается в параметре unkSink. Метод возвращает dwCookie - идентификатор подключения, который должен использоваться при отключении обработчика событий. Начиная с этого момента сервер при возникновении события вызывает методы переданного ему интерфейса-обработчика.

function Unadvise(dwCookie: Longint): HResult; stdcall;

Метод Unadvise отключает обработчик от сервера. Теперь, когда мы имеем представление, как COM реализует обработчики событий, можно продолжить работу над нашим сервером.

Создание Automation- сервера (продолжение)

Если флаг Generate Event Support code включен, то Delphi автоматически добавляет в библиотеку типов сервера интерфейс IXXXEvents, где XXX - имя Automation объекта.

В этот интерфейс необходимо добавить методы, которые должен реализовать обработчик событий вашего сервера.

Создадим интерфейс обработчика событий с методом TestEvent и метод FireEvent интерфейса IAutoTest.

В сгенерированном файле с реализацией сервера добавим код для вызова обработчика события в метод FilreEvent

procedure TAutoTest.FireEvent;
     begin
          if FEvents <> NIL then
               FEvents.TestEvent;
     end;

Здесь FEvents - автоматически добавленный Delphi в код сервера интерфейс IAutoTestEvents.

Компилируем и регистрируем сервер аналогично любому другому COM-серверу. Теперь его можно использовать из любого Automation-клиента, например из скрипта на Web-странице:

<HTML>
     <HEAD>
          <TITLE>Test Page</TITLE>
     </HEAD>

<BODY LANGUAGE = VBScript ONLOAD = "Page_Initialize">
     <CENTER>
          <OBJECT CLASSID="clsid:344E2D50-7B91-11D4-84DD-97E4E55E3E05" ID=Ctrl1>
          </OBJECT>
          <INPUT TYPE = TEXT NAME = Textbox SIZE=20>
     </CENTER>

<SCRIPT LANGUAGE = VBScript>
     Sub Page_Initialize
          Ctrl1.FireEvent
     End Sub
     Sub Ctrl1_TestEvent
          MsgBox("Event Fired")
          Textbox.Value = "Hi !"
     End Sub
</SCRIPT>
</BODY>
</HTML>

Здесь в качестве Clsid элемента OBJECT необходимо указать содержание константы CLASS_AutoTest из файла Project1_TLB, сгенерированного Delphi. Загрузив эту страницу в Internet Explorer, вы получите сообщение при загрузке страницы.

Создание обработчика событий COM

Для лучшего понимания механизма обработки событий COM создадим программу, обрабатывающую события от нашего сервера. Для этого создадим проект с одной формой и добавим в него объект, реализующий интерфейс IAutoTestEvents. Этот объект реализуется в виде Automation Object.

После этого в редакторе библиотеки типов необходимо произвести следующие действия.

  1. Для созданного объекта вводим все методы, имеющиеся в интерфейсе IAutoTestEvents.
  2. В поле GUID заменяем автоматически сгенерированный идентификатор на содержимое константы DIID_IAutoTestEvents из библиотеки типов объекта IAutoEvents. Если этого не сделать, наш обработчик не удастся зарегистрировать в объекте IAutoEvents.

Нажимаем кнопку «Обновить» и в сгенерированном модуле пишем код обработчика события:

procedure TEventSink.TestEvent;
     begin
          MessageBox(0, 'Event Fired', NIL, 0);
     end;

Обработчик готов, теперь в проект надо добавить код для его использования.

Добавляем к классу формы поля для хранения необходимых данных - ссылки на экземпляр обработчика событий, экземпляр объекта, точку подключения и идентификатор подключения:

type
     TForm1 = class(TForm)
          Button1: TButton;
          procedure Button1Click(Sender: TObject);
          procedure FormCreate(Sender: TObject);
          procedure FormDestroy(Sender: TObject);
     private
          EventSink: IEventSink;
          AutoTest: IAutoTest;
          ConnectionPoint: IConnectionPoint;
          Cookie: Integer;
     end;

При создании формы создаем COM-сервер AutoTest и COM-объект обработчика событий:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
     var
          Container: IConnectionPointContainer;
     begin
          AutoTest := CreateOleObject('Project1.AutoTest') as IAutoTest;
          EventSink := TEventSink.Create as IEventSink;

Запрашиваем у COM-сервера интерфейс IConnectionPointContainer:

Container := AutoTest as IConnectionPointContainer;

Получаем ссылку на «точку подключения»:

OleCheck(Container.FindConnectionPoint(IEventSink, ConnectionPoint));

и регистрируем в ней свой обработчик:

OleCheck(ConnectionPoint.Advise(EventSink, Cookie));
     end;

По окончании работы отключаем обработчик:

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
     begin
          ConnectionPoint.UnAdvise(Cookie);
     end;

Теперь можно вызвать метод объекта и убедиться, что обработчик реагирует на события в нем:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
     begin
          AutoTest.FireEvent;
     end;

Хорошая новость: проделывать все эти сложные манипуляции не обязательно. Мы сделали это в основном для демонстрации механизмов работы COM. Можно пойти другим, более простым путем. Для этого вы можете просто импортировать библиотеку типов сервера, поддерживающего события, и в мастере импорта библиотеки типов нажать кнопку Install.

После этого на закладку ActiveX палитры компонентов будет помещен компонент для работы с этим сервером, который можно просто положить на форму.

При этом сгенерированный компонент Delphi будет иметь обработчики событий для всех событий, объявленных в COM-объекте. Остается только написать для них свой код - всю работу по созданию объекта-обработчика, подключению к серверу и трансляции его событий в события компонента VCL Delphi возьмет на себя.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 31.05.2002 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Symantec Endpoint Encryption, License, 1-24 Devices
TeeChart Standard VCL/FMX 2 developer license
Allround Automation PL/SQL Developer - Annual Service Contract - Single user
SmartBear QAComplete Concurrent User Subscription License - On Premise (1 Year Subscription)
Allround Automation PL/SQL Developer - Annual Service Contract - Unlimited
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Новые материалы
Утиль - лучший бесплатный софт для Windows
3D и виртуальная реальность. Все о Macromedia Flash MX.
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100