(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Пользовательские справочники в MS Excel

Ivan Afonin

За время работы я зачастую сталкиваюсь с тем, что при работе с различными книгами MS Excel (полученных из разных баз, от разных пользователей и проч. и проч.) возникает проблема: как сделать ту или иную информацию однородной. В то же время перейти на единый классификатор возможности есть не всегда.

В этой статье я хотел бы поделиться с читателями своим решением данной проблемы. Статья также затрагивает вопрос о работе с массивами информации: укрупнение, классификация, выборка и др.

Небольшое введение

В начале оговорюсь о термине из названия статьи - «пользовательском справочнике». Пользовательским справочником я называю некий массив данных, расположенный на отдельном листе или в отдельной книге (для удобства). Этот массив данных содержит информацию о степени группировки данных, об параметрах отображения информации и проч. Пользовательский справочник имеет сходство со справочниками 1С (как мне кажется), хотя и отдаленное.

Итак, теперь обо всем по порядку.

1. Справочник с целью унифицирования информации

Проблема: Есть данные из разных баз, от разных пользователей. Номенклатура, по сути, одна, а наименования написаны по разному. Цель данного справочника - унифицировать номенклатуру, чтобы информация стала однородной и можно было применять знакомые всем функции (СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, ВПР, ГПР и др.).

Например, есть данные из реестра приемо-сдаточных актов (Таблица № 1)

Таблица № 1

Реестр пса

Из таблицы № 1 сразу видна проблема - одна и та же номенклатура записана по-разному. А значит, функции СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ корректно применить не удасться.

Решение: Создаем справочник номенклатуры, где в одном столбце перечисляем всю исходную номенклатуру, а в столбце рядом - ту же номенклатуру, но с такими названиями, с которыми мы хотели бы ее видеть.

Краткий порядок действий:

- копируем лист с исходными данными в отдельную книгу;

- создаем в этой же книге лист "справочник", где, например, в столбце A будем перечислять имеющуюся номенклатуру, а в столбце B - "правильное название", которое мы хотели бы видеть. Справочник пока не заполняем.

- на листе с исходными данными правее всех исходных данных создаем столбец, шапка которого называется "Номенклатура общая" (где будет отображаться "правильное название"), а под шапкой пишем и растягиваем вниз до конца таблицы с исходными данными формулу =ВПР (B4;справочник!A:B;2;0) (B4 - в данном примере ячейка, содержащая исходную номенклатуру). После растягивания формул до конца получим, что все значения столбца "Номенклатура общая" содержат ошибку Н/Д (мы ведь еще не заполняли справочник!);

- ставим автофильтр на столбец "Номенклатура общая" с условием Н/Д.

- начинаем заполнять лист справочник, копируя с листа с исходными данными значения столбца "Номенклатура", а напротив в ручную проставляя "правильные значения" до тех пор, пока все ошибки Н/Д не уберутся. Если на лист справочник скопировать только значения столбца "Номенклатура" (в столбец A), не проставляя "правильных значений" (в столбец B), то значение функции ВПР в данном случае стареет равно 0. Здесь есть небольшая хитрость - каждый раз при добавлении в справочник "Номенклатуры" (особенно при создании первого справочника), удобно каждый раз, заходя на лист с исходными данными обновлять автофильтр на условие Н/Д, хотя и не обязательно, т. к. значения Н/Д по мере заполнения справочника будут изменяться на "правильные значения номенклатуры", а Excel автоматически автофильтр не обновляет.

Для нашего примера, справочник может выглядеть следующим образом (Таблица № 2).

Таблица № 2

Справочник сырья

Из таблицы № 2 видим, что в 1 столбце стоят наименования сырья (по сути, одного вида), полученные из разных источников. В столбце 2 объединяем эти виды сырья в один.

Создание первого справочника обычно занятие трудоемкое. Дальше (по мере обновления рабочей книги) проще, т. к. базы и пользователи меняются не часто и количество «неправильно» введенных данных резко уменьшается.

В результате редактированный лист "Исходные данные" будет выглядеть так, как представлено в таблице № 3.

Таблица № 3

Реестр пса с добавлением столбца "Номенклатура общая"

Теперь, используя столбец "Номенклатура общая", можно корректно применять функции, подобные функциям СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ, например, для расчета средневзвешенной цены за месяц.

2. Справочник с целью группировки

Похож на предыдущий справочник, но создается с целью группировки информации.

Проблема: если есть сырье нескольких видов (в нашем примере это А и Б) и каждый из этих видов имеет класс (цифры после букв). Для некого анализа нас не интересует класс, а интересует только вид сырья. Полученная в предыдущем разделе таблица этого сделать не позволяет.

Решение: эту задачу также решаем с помощью "Пользовательского справочника"

Краткий порядок действий:

- на исходном листе правее столбца "Номенклатура общая" создаем столбец с шапкой "Вид общий", под шапкой пишем формулу =ВПР (B4;справочник!A:C;3;0) и растягиваем вниз до конца таблицы. В данном случае значения функций ВПР будут равны нулю (ведь столбец C - не заполнен);

- на уже созданном листе "справочник" в столбце C добавляем "Вид сырья", которую заполняем вручную (также удобно пользоваться автофильтром с условием ноль, как и в прошлом разделе с условием Н/Д.

В результате перечисленных действий получим следующий результат (таблица № 4).

Таблица № 4.

Реестр пса с добавлением столбца "Вид общий"

Теперь, используя столбец "Номенклатура общая", можно корректно применять функции, подобные функциям СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ, но уже группируя сырье по видам.

Небольшое замечание: в данном случае, при создании столбца "Вид общий" можно в функции ВПР опираться не на столбец B, а на столбец "Номенклатура общая", тогда в справочнике нужно правее создать связку Номенклатура общая - Вид общий. Это немного сэкономит время, т. к. разных значений в столбце "Номенклатура общая" меньше (а зачастую на порядок!), чем в столбце "Номенклатура". Эту связку нужно располагать на листе справочник ПРАВЕЕ (а не в коем случае не внизу) связки Номенклатура - Номенклатура общая (например, в столбце D (для удобства отображения оставляя столбец C пустым).

3. Справочник с целью отображения и учета информации

Проблема: нужны данные о поступлении сырья из реестра пса только за конкретный период, например, декаду. Опять же использование функции СУММЕСЛИ не возможно, т. к. хотя номенклатура у нас унифицирована, в случае ее применения, результат будет средний за месяц.

Решение: создаем справочник, который будет учитывать соотношение дата - декада с признаком учитывать - не учитывать.

Краткий порядок действий:

- на исходном листе правее столбца "Вид общий" создаем столбец с шапкой "Декада", под шапкой пишем формулу =ВПР (A4;справочник!E:F;2;0), где A4 - исходная дата из реестра пса и растягиваем вниз до конца таблицы. В данном случае значения функций ВПР будут равны ошибке Н/Д;

- на листе "справочник" создаем в столбцах E и F связку Дата - Декада. Такой справочник создается достаточно быстро, т. к. каждая дата элементарно привязывается к одной из 3-х декад. Можно, естественно, эту процедуру еще больше упростить, используя функцию ЕСЛИ и ДЕНЬ, хотя это и не обязательно.

- на исходном листе правее столбца "Декада" создаем столбец с шапкой "Отображать декаду", под шапкой пишем форулу =ВПР (значение декады; справочник!H:I;2;0), где значение декады - значение ячейки напротив в столбце "Декады";

- на листе "справочник" создаем в столбцах H и I связку Декада - Отображать декаду. Такой справочник создается элементарно, т. к. имеет только 3 строки и 2 столбца. По умолчанию, ставим в столбце "Отображать декаду" везде 1.

- теперь на исходном листе в графе "Отображать декаду" везде стоят значение "1".

- правее столбца "отображать декаду" делаем графы "Отображать количество" (перемножение соответствующих ячеек столбца "количество" и столбца "отображать декаду") и "Отображать Всего с НДС, руб." (перемножение соответствующих ячеек столбца "Всего с НДС, руб." и столбца "отображать декаду").

- в случае, если необходимы данные за определенную декаду, ставим на листе "справочник" напротив всех не нужных декад "0", а напротив нужной декады оставляем "1".

В результате выполнения вышеуказанных действий получаем следующие результаты (таблица № 5)

Таблица № 5

Реестр пса с подекадной разбивкой и параметрами отображения

Теперь, используя справочник отображения декады можно вывести средневзвешенную цену за определенную декаду с помощью все той же функции СУММЕСЛИ, или отследить количество поставок за декаду с помощью функции СЧЁТЕСЛИ.

Подведение итогов

Итоговый справочник на основании 3-х разделов будет выглядеть следующим образом (таблица № 6).

Таблица № 6

Итоговый справочник

С указанным в разделах 1-3 примером можно ознакомиться в формате Excel, перейдя по ссылке.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 10.07.2007 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Microsoft 365 Business Standard (corporate)
Microsoft 365 Apps for business (corporate)
Microsoft Office 365 Бизнес. Подписка на 1 рабочее место на 1 год
Microsoft Office 365 Профессиональный Плюс. Подписка на 1 рабочее место на 1 год
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
eManual - электронные книги и техническая документация
Corel DRAW - от идеи до реализации
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100