(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

"Три толстяка" СУБД оккупировали рынок пожизненно

Источник: CNewsru
Евгений Зализняк

Более 80% рынка СУБД в течение долгих лет контролируется тремя гигантами - IBM, Oracle и Microsoft. Причем, существенное перераспределение долей рынка в обозримом будущем не предвидится. Поэтому реальное увеличение доходов возможно только за счет роста спроса на данную продукцию.

За последние десять лет рынок СУБД выбился в лидеры среди других отраслей софтверного бизнеса. Такой взлет обусловлен огромной потребностью в данной технологии коммерческих и правительственных структур.

Место под солнцем

В настоящее время самыми распространенными СУБД являются реляционные. Доля рынка реляционных баз данных составляет порядка 80% от всего рынка. Для отражения общей тенденции рынка и активности отдельных компаний целесообразно использовать долю продаж РСУБД на мировом рынке.

На 2001 год доля каждого из трех гигантов - IBM, Oracle и Microsoft, - на мировом рынке реляционных СУБД, по данным Gartner Dataquest, выглядила следующим образом: на первом месте Oracle с долей в 39,8% , на втором - IBM c 34,1% и на третьем, соответственно, Microsoft c 14,4% . Oracle сохранила лидирующую позицию несмотря на поглощение компанией IBM в 2001 году компании Informix, долю которой составляла по-рядка 3% продаж. Oracle имела подавляющее преимущество в продажах СУБД для Unix платформ - более 60%, но потеряла лидерство в продажах систем для платформы Windows, уступив место Microsoft, доля которой увеличилась с 35,4% до 39,9% .

В 2002 году положительную динамику роста на рынке реляционных СУБД показывала лишь Microsoft. Лидером продаж стала IBM, на долю которой приходилось 37% всего рынка. Несмотря на спад популярности некоторых продуктов, рост был обусловлен продажами DB2 для zSeries. На долю Oracle приходилось 33,9% рынка, при этом в секторе Unix-платформ компания удерживала первую позицию - 44%. Microsoft имела свои 18% рынка РСУБД, но при этом рост продаж ее продуктов составил 17%, для сравнения, продажи Oracle за тот же промежуток времени сократились на 20%. Общая тенденция рынка 2002 года не самая лучшая, продажа реляционных СУБД уменьшилась на 6% и составила $6,6 млрд.

Рис. 1. Доля крупнейших производителей СУБД, % (Источник: Gartner Dataquest)

В 2003 году IBM потеряла небольшую долю рынка и ее собственная доля составила 35,5%, включая доходы от Informix Products. Доля Microsoft снова выросла и составила в 2003 год 18,7%. Для Oracle год закончился не лучшим образом, ее доля рынка составила 32,4%. Тенденция роста активности Microsoft снова налицо.

В 2004 году общий рисунок развития данного рынка сохранился. IBM снова потеряла часть клиентов, ее доля составила 34,1% рынка реляционных СУБД, что на 1,4% ниже соответствующего показателя предыдущего года. Снова выросла доля Microsoft, теперь она составила 20% рынка. Вернула себе 1,3% рынка компания Oracle и ее доля составила 33,7%.

Таким образом, разделение рынка баз данных среди лидеров данной сферы по сравнению с 2000 годом не сильно изменилось. Для сравнения: в 2000 году Oracle имела 34,0% рынка, в 2004 - 33,7%, IBM имела 30%, через четыре года - 34,1% , Microsoft увеличила свою долю с 15% до 20%.

Особенности национальной СУБД в России

В России, в отличие от Запада, рынок СУБД пока ещё не настолько насыщен, чтобы говорить о жесткой конкуренции крупных поставщиков решений. К тому же у нас есть некоторые свои особенности. В частности большое распространение получила контрафактная продукция. Малый бизнес, а иногда и средние предприятия, предпочитают иметь дело с более дешевым пиратским программным обеспечением.

Несмотря на это рынок СУБД в России растет быстрее, чем в остальных странах мира. По оценкам компании IDC рост рынка СУБД в России в 2003 году составил 18%, а объем этого рынка в том же году - $51,5 млн. В 2004 году объем вырос до $65 млн.

Если говорить о лидере, то им в России безусловно является Oracle, доля которой составляет примерно 51% всего рынка и около 70% всех крупных компаний страны. Показатели всех остальных компаний выглядят намного скромнее.

Три поколения СУБД

Самая первая коммерческая СУБД была создана компанией IBM совместно с North American Aviation в середине 60-х годов, называлась она IMS(Information Manage-ment System) и имела иерархическую структуру. В такой модели данные представляются в виде совокупности ориентированных деревьев. Дерево представляет собой множество вершин, соединенных дугами, причем в каждую вершину входит только одна дуга, а выходит несколько. Помимо этого в дереве выделяется так называемый корень - вершина, у которой нет входящих дуг. Примером такой структуры является файловая система. Такие СУБД отличаются быстрым поиском данных, а также простотой построения схемы. К недостаткам можно отнести негибкость данной системы. Для возможности обработки каких-либо новых типов запросов приходится перестраивать всю базу данных, при этом очень трудно использовать такую модель при наличии сложных логических связей. Возможно, тогда ещё её производители не подозревали, что положили начало очень перспективной технологии обработки данных.

Вскоре появились системы с сетевой архитектурой хранения данных, которые были гораздо более гибкими. В сетевых СУБД данные представляются в виде ориентированного графа, который имеет множество вершин, соединенных дугами, причем в каждую вершину может входить и выходить сколько угодно дуг. Популярность такой архитектуры послужила толчком к появлению некоторого стандарта баз данных - CODASYL. Системы, разработанные в соответствии с этими стандартами, а также системы, в основе которых лежит иерархическая структура, образуют СУБД первого поколения.

В 1970 году Э. Кодд предложил реляционную модель СУБД, которая была ещё более гибкой, чем сетевые модели, и устраняла многие другие недостатки СУБД первого поколения. Эта модель представляла собой набор взаимосвязанных плоских таблиц, которые являются более естественными для восприятия человека. Благодаря гибкости разработки приложений и легкости восприятия реляционная модель получила широкое распространение и начала осваиваться бизнес-структурами. Первые коммерческие продукты с такой архитектурой появились в конце 70-х - начале 80-х годов. А уже в конце десятилетия такие системы на мировом рынке СУБД занимали доминирующее положение.

В истории РСУБД стоит отметить появление в конце 70-х годов System R - проекта компании IBM, который доказал состоятельность и практичность реляционной модели баз данных, в рамках которой был разработан язык SQL(Structured Query Language) - структурированный язык запросов, на который опираются почти все сегодняшние базы данных. Реляционные СУБД представляют собой СУБД второго поколения.

Важным этапом в развитии и популяризации реляционной модели является разработка технологии транзакций, которую в начале 80-х годов предложила шведская фирма Mimer. Транзакция - одна или более операций, выполняемых как единое целое. При неудачном выполнении какой-нибудь функции транзакции, она откатывается, то есть отменяет все изменения, которые внесла. Эта схема делает невозможным появление таких ситуаций, когда при переводе и снятии со счета суммы она не зачисляется на другой счет.

В связи с большой популярностью технологий объектно-ориентированного программирования, а также со все возрастающей сложностью приложений и требований заказчика, появилась новая модель баз данных - объектно-ориентированная. Такая модель используется в основном для создания крупных БД со сложными структурами, где отдельная запись может представлять собой объект с присущими только ему функциями обработки. ООСУБД представляют собой СУБД третьего поколения.

С этого момента софтверный рынок СУБД начинает активный рост. Все большее количество частных компаний видят в таких системах инструмент по оптимизации ведения бизнеса.

"Большая тройка" заставит рынок расти

На 2001 год рост рынка СУБД составил 1,4%. Этот скромный показатель объяснялся общим упадком ИТ-отрасли. Ситуация быстро изменилась и в 2003 году рост уже составил 7,6%, а общий объем достиг $13,5 млрд. По мнению компании IDC рынок СУБД в 2008 году будет составлять порядка $20 млрд., что обусловлено значительным увеличением финансирования ИТ-проектов различными компаниями, ведь на каждый новый проект необходима новая БД.

Рынок СУБД в настоящее время достаточно насыщен и у поставщиков решений все меньше остается вариантов для маневров. Одним из камней преткновения между заказчиками и производителями остается стоимость администрирования внедренной системы, поскольку зачастую оно обходится гораздо дороже, чем покупка самой системы. Поэтому разработка и предложение обслуживания систем является довольно сильным аргументом в борьбе с конкурентами. В этом направлении ведется огромная работа лидирующей тройки компаний.

Растет также сектор СУБД с открытым кодом, главными представителями которого являются MySQL, PosrgreSQL и Firebird. Такие системы очень популярны в среде малого и среднего бизнеса ввиду агрессивной ценовой политики производителей. Они недороги, поддерживают только основные функции СУБД и приобретаются компаниями, которые не в состоянии обеспечить себе более дорогую СУБД. Почти все аналитические компании при оценке долей рынка СУБД не учитывают такие системы, хотя вскоре они смогут конкурировать с гигантами, правда, только по количеству клиентов, финансовая составляющая несоизмерима.

Также стоит отметить рост производительности СУБД. Он основывается как на программных ускорениях поиска и обработки информации, куда входит разработка оптимальных методов и алгоритмов, так и на аппаратных модернизациях. Примером аппаратного ускорения функционирования СУБД может служить перенос таких систем на 64-разрядную платформу.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 17.05.2006 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
IBM Domino Utility Server Processor Value Unit (PVU) License + SW Subscription & Support 12 Months
IBM Domino Enterprise Server Processor Value Unit (PVU) License + SW Subscription & Support 12 Months
IBM DOMINO ENTERPRISE CLIENT ACCESS LICENSE AUTHORIZED USER ANNUAL SW SUBSCRIPTION & SUPPORT RENEWAL
IBM DOMINO ENTERPRISE CLIENT ACCESS LICENSE AUTHORIZED USER LICENSE + SW SUBSCRIPTION & SUPPORT 12 MONTHS
IBM DOMINO COLLABORATION EXPRESS AUTHORIZED USER LICENSE + SW SUBSCRIPTION & SUPPORT 12 MONTHS
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
Реестр Windows. Секреты работы на компьютере
Новые программы для Windows
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100