(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

ГЛОНАСС: монополизм или конкуренция?

Источник: pcweek
Петр Чачин

Отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС успешно и планомерно расширяется. В августе в правительство поступил проект новой ФЦП ГЛОНАСС на 2012-2020 гг. В ней на дальнейшее развитие данной системы предполагается выделить из госбюджета еще около 60 млрд. руб. Но, как и всякое большое дело, внедрение ГЛОНАСС не обходится без скандалов: то спутники утопят в океане, то вдруг выявится нецелевое использование государственных средств. А в середине августа десять производителей техники ГЛОНАСС в открытом письме возмутились распоряжением правительства о назначении компании "Навигационно-информационные системы" (НИС) единственным исполнителем госзаказа на выполнение работ по оснащению транспортных средств, используемых для федеральных нужд, аппаратурой спутниковой навигации.

Действие правительственного документа распространяется на работы, связанные с созданием навигационно-информационных систем и оснащением ими транспорта исполнительной власти. Сообщество производителей аппаратуры спутниковой навигации на базе ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, которое по собственной оценке в сумме занимает сегодня более 50% отечественного рынка ГЛОНАСС-оборудования, выражает свою озабоченность этим решением. Оно заявляет в письме, что вступление в силу такого постановления может негативно повлиять на дальнейшее развитие отечественного рынка навигационных систем, поставив под вопрос мировую экспансию российских технологических компаний и глобальную коммерциализацию ГЛОНАСС.

Отечественный рынок навигационного оборудования в сфере коммерческого транспорта развивался очень динамично, говорится в письме. Российские компании в период 2005-2010 гг. оснастили отечественным навигационным оборудованием ГЛOHACC/GPS около 500 тыс. единиц транспорта. При этом темпы роста рынка составляют порядка 100% ежегодно, а уровень насыщения на настоящий момент достиг 5% (рынки США и Европы, начав развиваться в 2000 г., показывают динамику прироста 50-70% и достигли насыщения в 12 и 7% соответственно).

В последние годы постоянно увеличивается зарубежный спрос на российские навигационные технологии, что обусловлено глобальной конкурентоспособностью отечественных компаний в совокупности с государственным стимулированием развития и коммерциализации ГЛОНАСС. При сохранении указанной выше динамики уже через несколько лет наши компании могли бы стать достойными игроками нового глобального рынка навигационных устройств, сервисов и услуг.

Между тем в начале августа на официальном сайте компании НИС был опубликован пресс-релиз со ссылкой на распоряжение правительства РФ № 1309-р от 28 июля 2011 г. В нем говорится, что единственным исполнителем государственного заказа в сфере закупки оборудования ГЛОНАСС за счет средств федерального бюджета выбрана фирма НИС. По мнению составителей письма, в число которых входят руководители предприятий "Русские Навигационные Технологии", "Скаут", "Форт-Телеком", OmniComm, "ТС Сенсор", Gurtam, "Глосаб", "Антор Бизнес Решения", "Си-Норд" и клуба разработчиков, интеграторов и пользователей СМТ Navitoring, указанное распоряжение неминуемо приведет к необоснованной монополизации государственного рынка ГЛOНАСС-оборудования.

Результатом такой монополизации наверняка станет падение качества решений на базе ГЛОНАСС на отечественном рынке в целом и для госсектора в частности, повышение цен на оборудование ГЛОНАСС для государственного сектора, снижение привлекательности капиталовложений российских и иностранных инвесторов в этот высокотехнологичный сегмент российской экономики. А прекращение внутренних и внешних инвестиций может создать риск для коммерциализации ГЛОНАСС.

По мнению подписантов, монополизация рынка грозит подорвать доверие инвесторов и вызвать отток капитала из отечественной навигационной отрасли. Возможна и потеря лидерства российских компаний на глобальном навигационном рынке, для которых вход на внутренний, "домашний" рынок оказывается в таком случае закрыт. Не исключено, что большинство отечественных производителей и разработчиков систем спутниковой навигации и управления транспортом откажутся от применения в своих системах ГЛОНАСС в пользу американской GPS.

Со своей стороны, НИС, являясь уполномоченным регулятором на рынке спутниковой навигации и главной заинтересованной стороной в постановлении правительства, считает, что реализация распоряжения правительства будет способствовать обеспечению единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем. Это исключит дублирование работ, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечит консолидацию закупок в целях более эффективного планирования производства на предприятиях отрасли.

По убеждению представителей навигационного сообщества эти тезисы пресс-релиза не выдерживают серьезной критики. Обеспечение единой технической политики по совместимости государственных навигационно-информационных систем необходимо реализовать путем стандартизации требований к таким системам. Пример реализации проекта с ДЦ ГК "Олимпстрой" уже доказал эффективность такого подхода. Стоит напомнить, что функция стандартизации требований возложена на НИС постановлением правительства РФ от 11 июля 2009 г. № 549 "О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности".

Теперь - об экономии средств федерального бюджета путем консолидации закупок. Текущая процедура государственных закупок ГЛОНАСС по ФЗ-94 обеспечивает разумную конкуренцию и рыночные механизмы определения цены, а также стимулирует развитие рынка. Каждый его участник стремится предложить конкурентоспособные передовые технологии на выгодных условиях, что позволяет эффективно расходовать средства федерального бюджета на оснащение государственного транспорта ГЛOНАСС-оборудованием. Эффективность конкурсного подхода за 2008-2010 гг. подтверждена двукратным снижением средней стоимости оснащения.

Что касается планирования производства коммерческих организаций, в том числе компании НИС, то это является внутренней задачей предприятия и одним из элементов конкуренции, способствующим повышению конкурентоспособности российских инновационных компаний на мировом рынке.

Очевидно, что участники данного обращения заинтересованы в развитии технологии ГЛОНАСС, в росте ее конкурентоспособности, а также в более рациональном распределении госзаказа. Поэтому сообщество производителей систем спутниковой навигации не только опубликовало открытое письмо, но и направило дополнительные запросы в правительство РФ, МЭР и ФАС для дополнительного изучения возможных последствий вступления в силу распоряжения № 1З09-р.

Много ли шансов у подписантов изменить ситуацию в свою пользу? Вероятно, не слишком. Правительство вряд ли будет менять свою позицию, а та же ФАС, которая годами не замечает в стране такого монополиста, как Газпром, и не протестует против политики создания "национальных чемпионов", не захочет конфликтовать с премьер-министром из-за сравнительно небольшого сегмента рынка.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 12.09.2011 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Quest Software. Toad for SQL Server Development Suite
WinRAR 5.x 1 лицензия
Microsoft 365 Apps for business (corporate)
Rational ClearQuest Floating User License
JIRA Software Commercial (Cloud) Standard 10 Users
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Программирование на Visual С++
Adobe Photoshop: алхимия дизайна
Краткие описания программ и ссылки на них
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100