(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Реальные страхи в виртуальном мире

Источник: Эксперт
Сергей Скрипников

В течение всей недели, что продолжалась CeBIT, люди с огромными зелеными пакетами и на центральном вокзале Ганновера, и просто на улицах города - были далеко не редкость. Такой пакет в их руках - явный признак того, что они успели забежать на выставку. Глубокий темно-зеленый - это традиционный цвет «Лаборатории Касперского», одного из лидирующих в мире разработчиков антивирусных программ. В Германии позиции компании даже сильнее, чем в остальных странах Европы: здесь «Касперский» - это бренд с долей рынка в районе 30%, поэтому столпотворение вокруг стенда компании почти никогда не прекращается. Этому есть и еще одно объяснение: европейцы, в отличие, к примеру, от беспечных американцев или китайцев, традиционно очень серьезно относятся к теме безопасности, поэтому редкий посетитель выставки обходит стороной павильоны, где собираются ведущие антивирусные разработчики.

В этом году на CeBIT приехали сразу несколько российских компаний, занятых в этой сфере: «Лаборатория Касперского», ООО «Доктор Веб», S. N. Safe & Software и Elcomsoft. Все они, за исключением «Доктор Веб», достигли немалой известности в западном мире - впрочем, скорее благодаря связанным с ними скандальным событиям, нежели каким-то особенным успехам в бизнесе.

Наталья Касперская 

Наталья Касперская

Прагматично трансформировать свою «скандальность» в большие продажи пока что удается лишь «Лаборатории Касперского». На выступления Евгения Касперского, заведующего в компании анализом вирусных технологий, на CeBIT собираются целые толпы немецких журналистов, кропотливо строчащих в свои издания апокалиптические предсказания харизматичного русского разработчика. Метод с предсказаниями, между тем, не только привычный, но и крайне действенный. Прогнозы, как это ни странно, имеют свойство сбываться, так что названный прием давно вошел в маркетинговый арсенал «Лаборатории Касперского». Пока Евгений Касперский умело эпатирует публику, его бывшая жена и генеральный директор компании Наталья Касперская незаметно выстраивает менеджмент и наращивает продажи. В 2006 году бизнес компании вырос на 77%, достигнув оборота в 67 млн долларов. Показательный пример того, как развивается компания, - этот как раз Германия: всего несколько лет назад немецкие дистрибуторы «Лаборатории» буквально воевали друг с другом, и продажи держались на очень низкой отметке. Новый руководитель немецкого офиса радикально перестроил систему продаж - так, чтобы все дистрибуторы оказались разделены по одному из двух признаков - либо по регионам, либо по типу продукта, - и обороты резко пошли вверх. Сейчас Наталья ждет эффекта от выхода и на азиатские рынки. Так, на крайне закрытый японский рынок компания смогла войти, лишь найдя в самой Японии партнера, который очень серьезно вложился в раскрутку бренда и на сегодняшний день уже вывел «Касперского» на 4-5-е место в ритейле. Как говорит Наталья Касперская, «японцы очень боятся потерять лицо, поэтому все наши продукты выпускают у себя с большой задержкой. Но если мы не сделаем каких-то совсем уж грубых ошибок, то все пойдет как по маслу». В Китае «Лаборатория» избрала иную модель: здесь продукты компании продают интернет-провайдеры по цене, значительно меньшей, чем в странах Европы. «Они продают на полгода базовую версию всего за несколько долларов, но обновление по истечении этого срока будет стоить заметно больше. Именно на этом мы и собираемся зарабатывать», - говорит Наталья Касперская. Пока же из шести миллионов проданных компанией за 2006 год лицензий около пяти миллионов пришлись на Китай. Серьезные перемены ждут бизнес компании и в России: уже весной этого года цены на продукты «Касперского» будут значительно снижены, компания задержалась с этой инициативой и немного потеряла в доле рынка, отмечает Наталья Касперская. Кроме того, определенной коррекции требует и репутация «Касперского» в России. «После выхода шестой версии нашего антивируса в Германии, к примеру, стали говорить, что наши продукты менее всего тормозят компьютер, ведь многие из конкурентов используют для сканирования сразу несколько движков, а мы только один - свой, - рассказывает Наталья. - Между тем в России за нами до сих пор тянется шлейф «тяжелой» четвертой версии, которая действительно сильно загружала ресурсы компьютера».

Ничуть не удивительно, что «Лаборатория», так же как и раньше, не обошлась на CeBIT без «горячих прогнозов». На этот раз мишенью стала новая операционная система Microsoft Vista. «Vista была анонсирована как самая защищенная система за все время существования Microsoft, - говорит Наталья. - И Vista, на наш взгляд, в плане безопасности оказалась значительно ближе к разработкам для военной индустрии, чем для рядовых пользователей. Однако Microsoft сделала ошибку, когда довела безопасность до того уровня, когда та уже угрожают юзабилити самой системы, и при этом оставила за пользователем право отключать те или иные элементы безопасности. Такие новшества Vista , как User Access Control, Patch Guard, Mandatory Driver Signing, делают комфортную работу с системой практически невозможной, а потому скорее всего будут пользователями отключены».

Со всеми этими новшествами Microsoft, безусловно, вывел Vista на новый уровень безопасности, считают в «Лаборатории», но если пользователь отключит все названные опции, а это крайне вероятно, новая ОС окажется даже куда менее защищенной, чем Windows XP. И на то есть свои причины. Если ранее антивирусные системы имели доступ к ядру ОС, то новые технологии безопасности Microsoft раз и навсегда закрыли его для всех сторонних разработчиков. Это в значительной мере ослабило возможности антивирусов, не написанных внутри самой Microsoft. После того как такие гранды индустрии, как Symantec и McAfee, высказали свое возмущение, Microsoft предоставила всем доступ к информации о технологиях защиты ядра, но доступа к самому ядру не открыла. «Почему вирусописателей совсем не беспокоят новые технологии безопасности от Microsoft? Потому что в отличие от легальных разработчиков им не нужно проходить сертификацию в этой компании, к тому же они уже знают, как взломать многие из элементов системы», - восклицает Евгений Касперский. «Да, мы знаем, как устроена та или иная опция защиты, - добавляет Наталья Касперская. - Но это ничего не дает, ведь нам нужна легитимная процедура доступа к ядру, а если таковой нет, все, что мы сделаем в этом направлении, поставит всех нас вне закона».

Что значит оказаться вне закона, хорошо знают в другой российской компании - Elcomsoft, ставшей скандально известной благодаря одному из своих ведущих программистов - Дмитрию Склярову. Несколько лет назад Скляров сделал на одной из американских конференций доклад о технологии защиты файлов типа PDF компании Adobe, чем, как оказалось, нарушил закон DMCA, запрещающий публично рассказывать о технологиях защиты контента, даже если они несовершенны или имеют много уязвимостей. Сейчас дело Склярова закрыто, а сам программист уже на свободе, все проблемы с американским законом утряслись, и Elcomsoft безо всякой шумихи тихо продает свои продукты на западных рынках. В этом году компания приехала на CeBIT, чтобы представить свои новые продукты, восстанавливающие утерянные пароли в операционных системах Microsoft и дешифрующие защищенные файлы в случае утери ключа к ним. «В Windows никогда не обходится без неожиданностей. Бывает, учетная запись вдруг накрылась, ну, может, день неудачный, может, система сглючила, просто звезды не сложились, тогда остается либо горько плакать, либо идти к нам», - говорит директор по маркетингу компании Дмитрий Харченко. Утилиты от Elcomsoft позволяют администраторам сетей восстановить эккаунт в системе, пароль к которому утерян или забыт, расшифровать закрытые документы Office, либо открыть доступ к заблокированным данным той или иной записи. Чтобы избежать любых обвинений в распространении «хакерских инструментов», компания, по словам Харченко, тесно взаимодействует с Microsoft, и в некоторых случаях разработчики американской корпорации даже официально рекомендуют продукты Elcomsoft для восстановления заблокированных или зашифрованных данных.

В прошлом году серьезно прославилась на западном рынке и еще одна российская компания - StarForce из-за своего DRM-продукта для издателей компьютерных дисков. Это решение позволяет защитить каждый из выпущенных издателем дисков от копирования, тем самым ограничив широкое распространение домашними пользователями купленного однажды, а затем раскопированного десятки раз диска. В конце марта 2006 года один из ведущих мировых издателей компьютерных игр - компания Ubisoft  оказалась под угрозой сложного судебного разбирательства (в суде Калифорнии) по иску в 5 млн долларов от одного из компьютерных геймеров. А дело было вот в чем. Во-первых, геймеры жаловались, что драйверы StarForce угрожают стабильной работе их компьютеров, а также прячут свои процессы в системе, чтобы избежать их принудительного отключения пользователем. В индустрии безопасности принято считать, что такое поведение характерно для программ-руткитов, которые прячут от антивирусных систем вредоносный код и последствия взлома. Мало того, что работе компьютера может угрожать сам руткит, так еще и вирусописатели могут использовать его ресурсы для своих целей. В 2005 году под схожий «молот» уже попала DRM-система компании Sony. Помимо того, что средства DRM от Sony вели себя как откровенно вредоносный софт, не позволяли удалить себя обычными средствами и норовили ещё и поломать систему, выяснилось, что даже в неактивном состоянии - когда защищённый диск не воспроизводится - программа постоянно сканирует систему, отъедая 1?2% процессорной мощности. Шлейф того дела задел и Ubisoft, руководители которой в итоге приняли решение отказаться от StarForce. Скандал сказался на репутации российской компании - и продажи другого продукта - антивируса Safe'n'Sec также оказались под угрозой. Тогда компания решила, во-первых, провести ребрэндинг, во-вторых, сгладить углы в работе своего DRM-продукта. «В этом году последствия того негативного скандала уже преодолены», - рассказывает пиар-директор компании (ныне - S.N.Sales&Software) Ольга Горшкова. - Наш антивирус уже не ассоциируется со StarForce, а сама новая версия программы получила несколько критических обновлений. Во-первых, теперь StarForce деинсталлируется вместе с защищенной программой, а во-вторых, добавлена возможность установить программу на диск целиком, создав резервную копию, с тем, чтобы более не использовать программу только с диска, и если диск вдруг получает какие-то повреждения, программа сохраняет работоспособность". Однако регистрация таких установок должна происходить через Интернет, так что число резервных копий будет все равно ограничено.

Наконец, в четвертый раз как независимая компания приезжает на CeBIT российская «Доктор Веб», до этого десять раз участвовавшая в выставке под знаменами организации «Диалог-Наука». Как говорит директор «Доктор Веб» Борис Шаров, он приехал на CeBIT искать партнеров и хорошие кадры. Сегодня, несмотря на достаточно успешные продажи в России, «Доктор Веб» почти не знают в Европе, а прежние сотрудники компании в Германии оказались слишком ленивы и неповоротливы, чтобы развить успешный бизнес. В минувшие годы CeBIT уже помогал россиянам находить в Европе партнеров, например, сотрудничество с французской Goto Software дало возможность нашей компании выпустить программный продукт на основе французской технологии. «Германия, один из ключевых рынков антивирусных продуктов в ЕС, для нас - ключевая точка входа в Европу», - подчеркивают на стенде «Доктор Веб».

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 17.04.2007 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Microsoft Office 365 Бизнес. Подписка на 1 рабочее место на 1 год
Microsoft Office 365 Профессиональный Плюс. Подписка на 1 рабочее место на 1 год
Microsoft 365 Business Basic (corporate)
Microsoft 365 Apps for business (corporate)
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
CASE-технологии
Программирование на Microsoft Access
Новые материалы
Программирование на Visual Basic/Visual Studio и ASP/ASP.NET
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100