(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

IT4IT - новый стандарт для CIO

Источник: asteros

О новом стандарте управления IT4IT, который призван сделать работу ИТ‑департаментов максимально прозрачной и эффективной, в первую очередь для нефтегазовых компаний, журналисту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал председатель совета директоров группы компаний "Атринити" Лев Николау.

- Требования к эффективности ИТ в нефтегазовом секторе в последнее десятилетие постоянно растут. Появление стандартов IT4IT стало ответом на этот тренд?

- Да, потребность в управлении ИТ-департаментом как отдельным бизнес-подразделением внутри вертикально интегрированных нефтегазовых компаний диктует необходимость собственной автоматизации, то есть ИТ для ИТ. Осуществляя поддерживающие функции, ИТ-подразделения крупных компаний ежегодно запускают сотни проектов с существенными бюджетами, планируя экономический эффект для основного бизнеса, для топ-менеджмента. Теперь ИТ-подразделение по сути представляет собой сервисную коммерческую структуру. Однако ИТ-специалисты и руководители профильного бизнеса не всегда понимают друг друга, что приводит к трениям по вопросам расходования ИТ-бюджета. Нужен универсальный подход, позволяющий разрабатывать отраслевые стандарты для ИТ-сервиса в бизнесе.

- Какие конструктивные изменения, способствовавшие появлению IT4IT, произошли в диалоге между бизнесом и ИТ?

- Для бизнеса ценностью являются сервисы, их качество, стоимость и скорость, с которой ИТ успевает реагировать на изменения производственных и сбытовых потребностей. За последние 40 лет роль ИТ-подразделений в крупном бизнесе сильно изменилась. Еще три десятилетия назад ИТ-специалисты в основном отвечали только за работоспособность компьютеров, помогали быстрее выполнять вычисления. Последние 15 лет шел процесс интеграции ИТ с бизнесом, повышавший качество принятия бизнес-решений и конкурентоспособность компаний. Для ИТ в фокусе управления находятся процессы и системы. Каждое десятилетие появлялся новый стандарт ИТ-управления. В части общих подходов все крутилось вокруг известных стандартов ITIL и CobiT. Пришло время стандарта, отвечающего новой роли ИТ в крупном бизнесе.

- Кто в мировом нефтегазовом секторе стал пионером разработки IT4IT?

- Первой на путь IT4IT вступила Shell. Последние 17 лет эта компания углубленно занимается задачами повышения эффективности и управления ИТ. Но только год назад проработанность ключевых вопросов управления ИТ в Shell достигла уровня, позволившего предложить новый единый стандарт методов управления ИТ в крупных компаниях. В результате появилось экспертное сообщество, разрабатывающее подход к организации деятельности ИТ-департаментов в различных отраслях экономики. Теперь в него кроме Shell входят десятки европейских и американских корпораций, например HP и AT&T, которые видят перспективу IT4IT и объединяются для ее развития. Так, в конце октября этого года вышла уже вторая версия IT4IT.

- Главная задача ИТ-директоров - повысить скорость предоставления сервиса при одновременном снижении затрат. Как стандарт IT4IT может помочь в этом?

- Суть деятельности ИТ-департамента - поддержание жизненного цикла ИТ-сервиса. Каждый CIO должен приводить ИТ-ландшафт компании в соответствие с принятыми стандартами и использовать лучшую практику в течение всего жизненного цикла сервиса ИТ для основного бизнеса. Стандарт IT4IT призван помочь эффективно проходить через все этапы, избегая задержек в цепочке создания ценности. Проблемы обычно возникают из-за нехватки ресурсов, отсутствия данных для принятия решений, излишней формализации бизнес-процессов, недостаточной автоматизации или слабой интеграции процессов. IT4IT рекомендует референтную модель, которая позволяет распознать и построить целостную картину проблемных областей и предложить комплекс мер по решению острых вопросов.

Все составляющие IT4IT хорошо проработаны и будут полезны каждому ИТ-директору. В стандарт входит описание четырех потоков создания ценности ИТ, трехуровневая бизнес-архитектура 28 процессов и связей между ними, модель данных, библиотека ключевых показателей эффективности. IT4IT - самый актуальный и востребованный подход, который вскоре станет общепринятым стандартом, подобным eTOM в телекоме.

- Что представляет собой процесс создания ценности для бизнеса согласно IT4IT?

- В сфере управления ИТ все чаще применяются методологии управления бизнесом. В подходе IT4IT активно используются методика Value Chain и теория ограничений Голдратта.

Как и классическая Value Chain, IT4IT рассматривает основные производственные ИТ-процессы и вспомогательные действия. Базовый процесс создания ценности сервиса состоит из этапов: первый - от стратегии до портфеля, второй - от требований к сервису до его запуска, третий - от запроса на изменение до выполнения и четвертый этап - от обнаружения сбоя до его решения (исправления). Основную производственную цепочку поддерживают вспомогательные функции управления  ИТ-активами и финансами, закупками и поставщиками, отчетностью, BI и ресурсами. Все это направлено на увеличение скорости предоставления сервисов, повышение качества и снижение затрат на ИТ. Полнота продуманности и уровень детализации - ключевое достижение IT4IT.

- Расскажите подробнее о каждом из этапов создания ценности. Что входит в первый - от стратегии до портфеля?

- Это важнейший этап, которому исторически в крупных российских компаниях уделялось недостаточно внимания. В этот момент появляются бизнес-идеи, анализируется спрос, учитываются приоритеты, риски и разрабатывается предложение бизнесу. Основная цель работ на этом этапе - определить направления для инвестиций в создание или развитие действительно необходимых для бизнеса ИТ-сервисов. По опыту именно здесь происходят наибольшие потери времени, что не может не расстраивать топ-менеджмент, имеющий иные ожидания - года за два получить работающую ИТ-систему, а не начать ее внедрение. Неудивительно, что на этом фоне нередко помимо централизованного ИТ-департамента в бизнес-подразделениях крупных компаний появляются собственные службы ИТ.

- Что происходит с моделью на этапе от требований к запуску?

- Начинается проект создания сервиса или его модернизации. После детального проектирования, разработки и тестов новый сервис или релиз готов к выпуску. Часто организация, не имея опыта, передает некоторые фазы создания ИТ-сервисов внешнему подрядчику. Ошибки проектирования обходятся дорого всем, но клиенту - дороже, так как одна из главных ценностей любого бизнеса - время. IT4IT подробно описывает, как следует организовать процессы, какие продукты должны появляться в определенные моменты времени. По аналогии с рестораном первый этап - задумка нового блюда, расчет его окупаемости. На стадии от требований к запуску появляется технология готовки, определяется круг поставщиков ингредиентов, идут полная подготовка к включению в меню и окончательные финансовые расчеты.

- На этапе от запроса к выполнению начинается работа с пользователем?

- Именно так. Для того чтобы извлечь бизнес-ценность, необходимо включить сервис в каталог, опубликовать данные на портале для пользователей и организовать процессы взаимодействия с ними, проанализировать объемы потребления и регулярность выставления счетов. Только после этого бизнес может пользоваться новым сервисом, получая выгоду. Иногда из-за недостатков внутреннего обучения и адаптации пользователей хорошо выстроенный механизм оказывается невостребованным или неэффективным. Случаются и обратные ситуации, когда на сервис долго нет спроса, но из-за отсутствия регулярной оценки уровня потребления компания продолжает тратить ресурсы на его поддержку.

- Поддержка сервиса уже проработана в ITIL. Что нового говорит IT4IT об этапе от обнаружения к исправлению?

- Подход IT4IT не отвергает, а включает в себя идеи ITIL, ряд других ранее разработанных подходов и стандартов управления ИТ. В первую очередь - целостный взгляд и стандартизацию бизнес-процессов, проработанную модель данных и KPI, то есть пути создания ценности ИТ в целом. На этом этапе важно, чтобы новый сервис, которым начало пользоваться большинство, работал стабильно и в заданном темпе. Для сокращения простоя сервиса нужно организовать процессы обнаружения и диагностики сбоя, планирование изменения и восстановления работы. Именно этим этапом больше всего занимались ИТ-департаменты, однако потенциал повышения эффективности на пути к исполнению остается высоким.

- Если компания нефтегазового сектора созрела для первых шагов к внедрению IT4IT, с чего, по мнению экспертов "Атринити", ей следует начать?

- Для внедрения IT4IT ИТ-директор прежде всего должен осознавать проблему повышения эффективности управления ИТ. Тогда он сможет анализировать их жизненный цикл, разработать целевой ИТ-ландшафт и дорожную карту перехода. Это часто требует смелости, но еще чаще - терпения. Ведь все действия в IT4IT сводятся к запуску цельной программы, обычно это сложные и длительные действия.

- В чем подводные камни внедрения подходов IT4IT?

ИТ-сервис и деятельность ИТ-подразделения вообще должны одновременно управляться в нескольких плоскостях: данных, бизнес-процессов, людей и их компетенций, технологий и, наконец, интеграции всех компонентов. Эти пять элементов важны на всех этапах жизненного цикла ИТ-сервиса, для всех частей архитектуры IT4IT. CIO должен обладать необходимым опытом и ресурсами. Увидеть и понять полную картину и дизайн проекта изнутри не всегда получается сразу. Практика "Атринити" в области IT4IT показывает, что этот подход работает в России, но успех прямо связан с мотивацией, энергией и опытом объединенной команды. Первые результаты внедрения IT4IT появляются обычно через 9‑12 месяцев, заметный эффект от программы в целом достигается только через 3‑5 лет. И сроки сильно зависят от зрелости работы с ИТ в бизнесе. Переход к IT4IT по сложности сопоставим с трансформацией корпоративной культуры, но при этом содержит существенный технологический пласт.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 05.07.2016 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
EMS SQL Management Studio for PostgreSQL (Business) + 1 Year Maintenance
VMware Horizon 7 Standard : 10 Pack (CCU)
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
ABBYY Lingvo x6 Многоязычная Профессиональная версия, электронный ключ
Quest Software. TOAD for SQL Server Xpert Edition
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Поиск курсов
 
 
Интересные факты

Учебный центр "Интерфейс" - в десятке ведущих учебных центров России в сфере IT.

  • У нас преподают такие известные эксперты, как Пржиялковский В.В., Леоненков А.В., Новичков А.Н., Зайцев А.Л., Зайцев Р.А., Большаков О.Н., Мирончик И.Я., Саксонов А.А., Пригодина Н.Ю., Красникова С.А.
  • Учебный центр "Интерфейс" проводит авторизованные курсы по продуктам компаний Microsoft, ERwin, Embarcadero (CodeGear), Postgres Professional
  • Подтвердить полученные знания можно, сдав сертификационные экзамены. Учебный центр "Интерфейс" является авторизованным центром тестирования Pearson VUE
  • Учебный центр "Интерфейс" оказывает консалтинговые услуги по построению моделей бизнес-процессов, проектированию информационных систем, разработке структуры баз данных и т.д.
  • Возможна корректировка программ курсов по желанию заказчиков! Мы расскажем Вам о том, что интересует именно Вас, а не только о том, что жестко зафиксировано в программе курса.
  • Где Вам удобнее учиться? В Москве? Санкт-Петербурге? Подмосковье? В вашем собственном офисе? Позвоните нам по тел.:+7 (495) 925-0049 и мы обсудим удобный для Вас вариант обучения.

Горячая линия:
+ 7 (495) 925-0049
mail@interface.ru
Отправить быстрое сообщение

Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Обучение для IT-профессионалов
Обучение и сертификация Microsoft
IT сертификация
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100