(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

IT-рынок как зеркало национальной экономики

Источник: ПРОФИЛЬ

Прошли времена планового хозяйства, когда компьютеризация предприятий вменялась им в обязанность. Сегодня хочешь применять IT - применяй, не хочешь - твое дело. Ни одно предприятие от информационных технологий не отказывается.

Потому что без IT, скорее всего, придется оставить бизнес. Компьютеры и грамотно внедренное, адекватное задачам управления программное обеспечение - условие конкурентоспособности компании. Хотя тут, конечно, все не так просто. Чтобы лучше понять проблемы автоматизации, следует посмотреть на эволюцию этого процесса.

Схема развития

Можно считать, что современный этап внедрения IT в компаниях начался в 90-х годах одновременно с либеральными реформами. Бурный рост частных компаний, преимущественно малых, вызвал спрос на автоматизацию учетных задач - бухгалтерия, склад, кадры, зарплата. Крупные компании также занялись внедрением IT, но для них тогда компьютеризация не стала первостепенной задачей. Более того, использование современных технологий в корпоративных структурах зачастую было вызвано даже не столько необходимостью повышения эффективности, сколько обеспечения «солидного» имиджа компании.

Расширение применения IT шло по эволюционной схеме, но в начале нынешнего столетия произошел не очень заметный внешне, но все же качественный перелом. Если ранее компании использовали IT с целью снижения затрат, то теперь они оказались перед проблемой постоянного повышения их эффективности и конкурентоспособности в динамично изменяющихся рыночных условиях. Образно говоря, ситуация несколько лет назад выглядела так. Директор компании вдруг обнаруживал: предприятие работает нормально, поставщики не подвели, сотрудники не воруют, мафия не «наезжает», и при этом, вот удивительно, падает прибыль.

 Быстро выяснялось, что конкуренция растет (в том числе из-за прихода на рынок зарубежных игроков), и нужно что-то срочно делать, чтобы повышать, причем постоянно, эффективность деятельности. Следующий этап анализа обнаруживал, что реальных методов для этого совсем мало, и один из основных - улучшить качество управления бизнесом за счет внедрения IT.

Дальше - настоящий сюрприз. Оказывается, рецепт «дать денег IT-отделу» ситуацию не лечит. Нужно работать. Разрабатывать долгосрочную IT-стратегию, правильно произвести выбор технологии, придумать схему поэтапного внедрения и обновления информационной системы компании etc. Не говоря уже о проблеме внедрения программных средств управления бизнесом - этого никто, кроме владельца бизнеса или наемного первого лица в руководстве компании, обеспечить не может.

Если все хорошо, то через полгода-год после внедрения IT-системы эффективность бизнеса действительно повышается, к радости инициаторов этой затеи. Но одновременно повышается и зависимость бизнеса от IT. Затраты на поддержание системы в рабочем состоянии постоянно растут, и теперь нужно что-то предпринимать для их снижения. Кстати, вот еще одно симптоматичное наблюдение: раньше начальник IT-отдела общался со своим директором раз в неделю, а то и месяц. А теперь он стал IT-директором, входит в состав правления и участвует в решении общих стратегических вопросов развития компании.

С точки зрения информационного технолога

Основные события, происходящие на рынке систем автоматизации предприятий, в течение последних лет разворачиваются в сегменте средних компаний. Уточним - диапазон «средних» достаточно велик, по западной классификации в их число попадают компании с числом установленных компьютеров от 10 до 500 штук (поэтому эту группу часто делят еще на две: «малые средние» - до 50 компьютеров, а свыше - «большие средние»).

Именно средние компании - это тот самый «реальный сектор» экономики страны. Средняя компания в течение жизни одного поколения менеджмента переживает периоды роста, структурных преобразований, слияний, выхода на новые сегменты рынка и т.д. Именно для них, средних компаний, задача повышения эффективности - ключевая с точки зрения даже не развития, а выживания. И как раз в этом сегменте экономики происходят основные сражения поставщиков средств автоматизации.

Основные игроки

Еще четыре года назад положение компаний, поставляющих программные продукты для управления бизнесом, выглядело следующим образом. Рынок достаточно четко делился на сферы влияния поставщиков решений. Для крупных компаний работали мировые лидеры - SAP, в меньшей степени Oracle, в сегменте малых доминировала наша фирма «1С», а на рынке средних предприятий работала довольно большая группа российских и западных компаний: «Галактика», «Парус», Scala, Navision.

Эта ситуация резко изменилась в 2002-2003 годах из-за того, что, во-первых, сегмент средних предприятий, как потребителей IT-услуг, стал быстро расти. Во-вторых, конкуренция среди поставщиков IT-решений возросла, и между ними началась реальная борьба за клиентов, которой рынок прежде не видел. В-третьих, на мировом рынке делового софта появился новый гигант. Вездесущая Microsoft решила заняться этим направлением, приобретя несколько компаний-разработчиков.

 Правда, на сегмент систем автоматизации крупных и крупнейших компаний Microsoft (по крайней мере, формально) не претендует. В-четвертых, резко развила активность Oracle, которая начала скупку достаточно известных игроков этого рынка, тесня SAP. В-пятых, фирма «1С», полем деятельности которой ранее считался исключительно малый бизнес, решила расширить свою сферу влияния, выйдя на уровень корпоративных клиентов.

В результате на новое для себя поле средних компаний вышли сразу три грозные силы: сверху - тяжеловесы SAP и Oracle, снизу - энергичная, лучше других знающая российский рынок софта «1С», сбоку - Microsoft. Естественно, что первыми потерпевшими в этих условиях стали компании-старожилы рынка: «Парус», «Галактика» и Scala. Данные исследовательской компании IDC показывают, что их доля за последние три года резко сократилась.

Поначалу казалось, что наилучшие перспективы, имея в виду масштаб корпорации и сферу ее IT-влияния в целом, у Microsoft. Но после резкого роста продаж ее делового софта в 2003-2003 годах последовало замедление темпов и даже небольшой спад. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, эта сфера деятельности является новой для Microsoft и ее традиционной бизнес-модели. Во-вторых, был довольно сложный период поиска оптимального развития данных технологий и организационной перестройки этого подразделения. И, наконец, в России она столкнулась с очень сильной конкуренцией, в первую очередь со стороны фирмы «1С» и более чем трехтысячной армии ее компаний-партнеров.

Возникшую ситуацию демонстрируют результаты исследований IDC российского рынка интегрированных систем управления предприятий. По итогам 2005 года лидирующие позиции уверенно держит SAP (доля рынка 39,7%), за ней - Oracle (21,7%), на третье место вышла «1С» (9,7%), обогнав Microsoft (9,4%). Итоги 2006 года пока не подведены, но следует ожидать, что лидеры сохранят распределение мест, хотя «1С», возможно, увеличит свою долю рынка на 2-3%.

IT-индустрия как индикатор

Показатели развития IT-отрасли, в силу ее особого положения в экономике страны (информационные технологии нужны ведь не сами по себе, они играют вспомогательную роль при бизнесах, автоматизируемых с помощью IT), хорошо отражают общую экономическую ситуацию. Рост затрат заказчиков на средства автоматизации в 2005 году составил 21%, что в разы выше темпов роста экономики в целом. А вот более свежие данные: поставки делового софта Microsoft в 2006 году увеличились почти на 30%, у «1С» (средства автоматизации среднего бизнеса) - примерно на 80%, а у лидера рынка, компании SAP, - на 51%.

Российские предприятия увеличивают свои вложения в IT, и это важное свидетельство благополучия национальной экономики. Рост числа внедрений систем автоматизации бизнеса свидетельствует либо о росте числа российских компаний, либо о росте доходов этих компаний, либо, что вернее всего, и том, и о другом одновременно.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 15.03.2007 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
IBM Domino Utility Server Processor Value Unit (PVU) License + SW Subscription & Support 12 Months
Symantec Endpoint Protection Small Business Edition, Initial Hybrid Subscription License with Support, 1-24 Devices 1 YR
TeeGrid VCL/FMX Source Code single license
ABViewer Standart пользовательская
Stimulsoft Reports.Ultimate Single License Includes one year subscription
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новые материалы
Краткие описания программ и ссылки на них
Новые программы для Windows
ЕRP-Форум. Творческие дискуссии о системах автоматизации
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100