(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

"Совершенный разум создавать не надо - кончится плохо".

Источник: digger

Беспилотные автомобили - реальность. Больше всего их в Калифорнии, где беспилотники разрешили испытывать на обычных улицах. Есть два явных лидера: Waymo (принадлежит Alphabet, материнской компании Google) и GM Cruise. В июне первые беспилотники появились на московских улицах. Пять Toyota Prius четвёртого уровня автономности (участие водителя требуется только в особых обстоятельствах) вывел "Яндекс". Ещё несколько десятков таких же машин ждут разрешения. К 2021 году "Яндекс" рассчитывает увеличить свой парк до 1000 беспилотников. Но это испытания. Другая российская компания - Cognitive Technologies - уже довела беспилотники до коммерческого применения. С этого лета оборудованные её системами беспилотного управления комбайны собирают урожай в Томской области. Digger узнал у основательницы и президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, что умеет её искусственный интеллект и чему он ещё должен научиться, какую роль здесь играет изучение мозга насекомых и как скоро общественный транспорт избавится от водителей.

Как всё начиналось

- Как получилось, что вы занялись разработкой искусственного интеллекта (ИИ) для автопилотов?

- Всё началось в лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН. Она бы погибла в 1990-е, когда учёные массово уезжали из России, но моей компании удалось её сохранить. Мы стартовали в 1993 году, у нас быстро пошли контракты... Потом у этих людей появились ученики, и уже из них в 2012 году сформировалась группа, которая занялась беспилотниками.

Вообще, это дело двух гениев: Антона Емельянова и Василия Постникова. Я их впервые, наверное, называю - обычно мы не светим ключевых акционеров и разработчиков. Когда они пришли ко мне с идеей делать искусственный интеллект для беспилотных автомобилей, я, помню, на них так мутно посмотрела... Очень дорогой и на первый взгляд совершенно безнадёжный проект. Но это были, как я считаю, самые сильные люди в России по этому направлению, поэтому я сдалась.

У нас не было инсайдов о чужих разработках. Поскольку работа идёт в закрытом режиме, о её результатах становится известно через несколько лет. Google, например, начал открыто демонстрировать результаты только в 2014 году. Потом уже мы все сверяем часы и с интересом обнаруживаем, что в разных странах команды развиваются синхронно. Так когда-то было с радио, с ядерной энергетикой - искусственный интеллект не исключение. Как я теперь понимаю, все лидеры начали примерно в одно время с нами.

- Вы говорите, что разные команды так или иначе приходят к похожим результатам. Можете объяснить, чем ваш автопилот отличается от автопилота "Яндекса", Google, других разработчиков?

- У "Яндекса" лидары. По крайней мере они официально дают такую картинку. Лидар - сенсор, лазерный излучатель. Одно такое устройство может стоить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Система из трёх лидаров стоит дороже автомобиля. Какой смысл тестировать то, что не пойдёт в серию? Это аттракцион, тупиковая история. Американцы прошли через это (Google тоже начинал с лидаров на крыше), а мы не стали, потому что не хотелось тратить деньги. Мы сразу пошли в математику - это дало нам преимущество, которым мы сейчас пользуемся.

В целом я считаю езду машинок с лидарами на крыше полезной: люди постепенно привыкают, начинают интересоваться, у них возникает доверие. В принципе, цена лидара в какой-то перспективе может опуститься долларов до двухсот. Но есть проблема с физикой. Длина волны лазерного луча меньше размера капли дождя или снежинки. Свет просто-напросто отражается от препятствия - и объект не распознаётся.

Мы сразу пошли в математику - это дало нам преимущество, которым мы сейчас пользуемся

- Какие есть альтернативы?

- То, что мы сейчас делаем: 4D imaging radar. Он действует на расстоянии до 300 м, работает в любую погоду, на любых скоростях.

- Это радиолокатор?

- Да. Наши специалисты смогли создать уникальную топологию антенной решётки. Луч сканирует пространство вертикально без применения каких-либо механических элементов. Угол сканирования - порядка 20 градусов. Это позволило получать информацию о форме объектов и улучшить оценку координат и скорости. По мнению экспертов, это на ближайшие годы будет наилучшим дополнением к видеокамере.

О том, что именно 4D imaging radar спасёт мир, можно будет говорить года через три, когда мы соберём статистику с первой тестовой серии. А она не такая уж маленькая: 200 000 машинок.

- А с кем вы над этим работаете, если не секрет?

- Я не могу раскрыть, у нас подписаны NDA. Скажу только, что это Корея и Китай. Нет американцев. Получив результаты опытной серии, мы или обретём полную уверенность, или скажем, что вот это решаемо, а это нам ещё надо додумывать. Сейчас пока всё позитивно.

- Они будут в России доступны?

- Конечно.

Как работает автопилот

- Расскажите о вашем искусственном интеллекте.

- Попробую провести аналогию. Когда ребёнок начинает познавать мир, у него самая информативная часть - зрение. Сначала малыш начинает распознавать предметы, отличать их по внешнему виду друг от друга. Со временем у предметов появляются названия. Мама говорит: вот мама, вот папа, это стол, а это стул. Ещё через некоторое время у предмета с неким названием возникает роль: ребёнок начинает понимать, чего можно ожидать от действий с этими предметами, и выстраивает некую сцену. Он управляет сценой в каком-то смысле, понимает, что об стол можно удариться, а вазу - разбить, может попросить маму обнять папу, и так далее. Следующий этап - осознание себя частью этой сцены. Искусственный интеллект в этой аналогии сейчас находится на второй стадии. Зрительные образы являются для него ключевой пищей.

- Как происходит нейронное обучение, куда всё движется?

- Наш автопилот Cognitive Pilot - искусственный мозг. Если совсем грубо, он состоит из двух частей: технического зрения и нейронной сети. Нейронка - это переход от логики к абстракции. Совершенно иной тип программирования. Если в стандартном программировании, стандартной математике вы как будто строите здание, кирпич за кирпичом, то в случае нейронной сети берётся глыба, от которой отсекается кусок за куском - и обнажается скульптура.

Пусть машина занимается чёрным, неблагодарным трудом. Это не рабовладение, а роботовладение

В последнее время беспилотники, собирая информацию со всех сенсоров и обрабатывая её нейронными системами, дошли до 95-96-процентной точности распознавания. А нужно 100%, иначе ты не можешь выехать на дорогу - небезопасно. И вот эти последние два-три-пять процентов народ пытался получить, складывая результаты работы нейронок, которые обрабатывают данные от разных устройств. И оказалось, что вместе с проективным фактором сложения накапливается и ошибка. Это тупик, на котором все застряли, не могут перейти Рубикон этих последних настроечных процентов. Система в 95% безопасности с точки зрения обычного человека едет прекрасно. Но в какой-то момент возникает светлый фургон на светлом фоне - и всё.

Наши ребята догадались, что надо проводить слияние не на верхнем уровне, когда ошибки уже существуют и накапливаются, а на нижнем уровне сырой обработки. Когда ИИ ещё не обработал данные. Так работает и мозг человека: зрение, слух, тактильные ощущения поступают одновременно в сыром виде, обрабатываются, и на основе этой информации уже вырабатывается управляющее воздействие. Это наше ноу-хау, технология Cognitive low level data fusion, которая была запатентована и стала основой того перехода к промышленному уровню точности.

- Что ещё нужно, чтобы улучшить автопилот?

- Основная тема - математика. Но не только - ряд дисциплин. Мы считаем, что круче Бога придумать невозможно, и делаем антропоморфную систему. Работаем и с нейрофизиологами, медиками, биологами. Достаточно глубоко изучаем мозг - там кладезь. Причём не только у людей. Насекомые очень интересные, к примеру.

- Как это применимо к беспилотникам?

- Человек многофункционален, мультизадачен. Ты едешь за рулём, при этом думаешь, что надо написать статью, параллельно слушаешь какую-нибудь музыку. Мы так живём. А насекомые более линейны, фокусируются на чём-то одном. Рабочий муравей делает вот это, пчела - вот то. В итоге они со своими задачами справляются более эффективно.

В этом смысле нам не надо пытаться создать совершенный разум - кончится плохо. Лучше решать узкие задачи, но идеально. Если есть задача доставить человека из пункта A в пункт B, надо это сделать предельно быстро и безопасно. И не нужно, чтобы этот же искусственный интеллект управлял предприятием. Один ИИ должен дом убирать, другой - яму копать, третий - машину вести, то есть избавлять нас от неприятного физического труда. Пусть машина занимается чёрным, неблагодарным трудом - люди смогут заняться чем-нибудь приятным. Это не рабовладение, а роботовладение, сегрегация.

- Какого уровня автономности достигла ваша система?

- Четвёртого. В феврале этого года ведущие мировые эксперты собрались в Берлине на Tech.AD и хором сказали, что пятого уровня (алгоритму не требуется присутствие человека; беспилотник может передвигаться где угодно, в любую погоду. - Прим. Digger) в ближайшие 10-15 лет не достичь. Причём проблема лежит скорее не в технологической, а в юридической плоскости. Законы, правила дорожного движения, система страхования… Есть моральные и этические нюансы. Алгоритм автопилота должен будет учитывать национальные особенности организации движения.

Когда беспилотный транспорт станет обычным делом

- В США уже работают над законами на федеральном уровне.

- Да, там скорость нереальная. Недавно мы присутствовали на одном круглом столе в Детройте. С участием представителей городской администрации обсуждалось как раз совершенствование юридической базы. В России круглый стол - это просто тусовка: посидели, потрындели, разошлись. А у них уже через неделю на уровне штата готовятся дополнения к законам.

- Как вам кажется, как в России можно быстро решить законодательные вопросы?

- Это от людей зависит. Сейчас тему с ИИ в России возглавил Герман Греф. Он человек активный, поднял многих людей на самом верхнем уровне. Прошли совещания с участием Владимира Путина. Тут же поднялись корпорации, Дума, были в июле большие слушания с [её председателем Вячеславом] Володиным. Там сидели и Минэк, и Минсвязь. Мне это напомнило 2007-2008 годы, когда, во многом благодаря заряженности таких же молодых менеджеров Минэка Михаила Евраева и Анны Катамадзе, отрасль электронной торговли в России буквально за несколько лет из деградирующей и коррумпированной превратилась в ведущую в мире. И с беспилотниками Россия может выстрелить. Я была очень кисло настроена ещё буквально весной, но сейчас прямо вижу динамику, начался адекват, а не только пиар.

- С чего начнётся внедрение автопилотов и в каких областях?

- Оно уже началось в агросекторе. Если государство и хозяйства поддержат, пойдёт быстрее.

- Да, кстати, хотела вас поздравить.

- Это не только меня, это и "Росагро" (Cognitive Technologies оборудовала комбайны системами беспилотного управления. - Прим. Digger) надо поздравить. "Интерстеллар" смотрели?

- Конечно!

- Ну вот (смеётся).

- Получается, уже есть сельхозтехника, можно использовать автопилоты на грузовых автомобилях, например на стройках. Это места, где не нужно принимать специальные законы и серьёзно менять правила движения. Чего ещё ждать? Технику, которая едет по рельсам: трамваев и поездов?

- Они появятся [на улицах] быстрее, хотя у трамваев тоже есть ограничения. Поскольку они часть общего потока, требуются серьёзные дополнения в правилах дорожного движения, чтобы убрать человека из кабины. Я вот проехалась на нашем беспилотнике в районе ВДНХ (Там тестировался трамвай, оборудованный системой беспилотного управления Cognitive Technologies. - Прим. Digger), честно говоря, чуть не поседела, потому что впервые смотрела из кабины глазами робота.

У нас была не самая сложная трасса, но за 30 минут четыре раза люди выбегали на дорогу прямо перед носом. На скейтборде кто-то восьмёрки выделывает, на велосипеде, кто-то просто выскакивает в последний момент. Легковушка выскакивает из-за припаркованного грузовика. Мне плохо было, я смотрела и думала: господи, неужели мы всё это учли и распознали!

Это уже не аттракцион, а новая жизнь, которая приходит. Другие участники движения - и пешеходы в том числе - со временем тоже должны будут начать себя вести определённым образом, соблюдать новые правила игры.

- А беспилотные автобусы?

- Можно начать с выделенок. Сейчас мы обсуждаем эту тему с двумя крупными городами, которые сами к нам пришли. Мы спрашиваем: а что, готовы у себя выделенную линию пускать? Они говорят, что готовы. А где? У вас тут пробки, а вы хотите ещё новую выделенную линию? Они: нет, мы хотим на подъезде, то есть из ближнего пригорода. Это, конечно, дело города. Но с моей точки зрения, беспилотник должен быть такого уровня, чтобы выделенка не требовалась. Он должен идти в потоке - мы такую задачу перед собой ставим.

- Как в случае общественного транспорта решается проблема последней мили?

- По моим представлениям, последняя миля - это плюс 15 лет. Сейчас главное - запустить хоть какой-то процент беспилотников в потоке. Как только он будет больше 70%, станет регулярным, можно переходить к вопросу последней мили. Чем больше субъективных факторов, тем больше энтропии.

- Как вас встречают на объектах, где вы уже внедряете ваши технологии?

- Там, где есть воровство или нарушения, сопротивляются. Я наблюдала такую "забастовку" в одном из фермерских хозяйств. Комбайнёры же в основном обрабатывают поля по найму - небольшие хозяйства не держат постоянный штат и парк. Работают почасово. Чтобы упростить себе жизнь, гоняют и теряют из-за этого до 60% зерна. С беспилотником подобное просто невозможно. Беспилотник всё видит сам, сам управляет, анализирует геометрию поля, GPS ему не нужен, он не может изменить себе. Работяги поняли, что не получится работать по-старому, и сели на кромку. А хозяева говорят: ну и сидите. Пустили технику без них. Те часов пять посидели, потом пришли извиняться.

Вообще, я против сохранения отживших своё профессий. Пусть машина занимается неблагодарным трудом, а люди будут заниматься чем-то приятным. Государство не должно поддерживать то, что отмирает. Оно должно давать возможность переучиваться. В революционный период перехода к принципиально новому технологическому укладу, в котором мы сейчас живём, государство должно нести эту нагрузку. Не говорить бизнесу: "Ах, не увольняйте!" - а помогать людям, которые заняты в извозе, осваивать новые профессии.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Обсудить материал в конференции Дискуссии и обсуждения общего плана »
Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 09.09.2019 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
DevExpress / DXperience Subscription
TeeBI for RAD Studio Suite with source code single license
Rational ClearQuest Floating User License
Inventory 9
WinRAR 5.x Standard Licence - для частных лиц 1 лицензия
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
СУБД Oracle "с нуля"
Каждый день новые драйверы для вашего компьютера!
Windows и Office: новости и советы
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
Обсуждения в форумах
Пишу программы на заказ для студентов (188)
Пишу для студентов на с, с++, паскаль в средах ms visual studio, qt, builder, borland c, delphi....
 
Помощь студентам по программированию (2)
https://xn-d1aqfdigh.xn-p1ai/ Помощь студентам по программированию на языках высокого уровня.
 
Пишу программы на заказ профессионально (2311)
Пишу программы на заказ на языках Pascal (численные методы, списки, деревья, прерывания) под...
 
Надстройка "Поиск решения" MS Excel (6)
Помогите решить задачу с помощью " поиск решения" мука яйца ...
 
Ищу программиста для написания программы (22)
Ищу программиста ,владеющего Вижуал Бэйсик и программированием в Экселе, для написания...
 
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100