(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Блокчейн против бюрократии: электронное государство на основе технологии распределенного реестра

Источник: orbes

Хотя все игроки и понимают, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы - о типе блокчейна, необходимой степени трансформации законодательной системы и другие - остаются открытыми

До настоящего времени электронные правительства (e-Government), создаваемые во многих странах мира по большей части являются лишь инструментами для оказания услуг гражданам и бизнесу через специальные интернет-порталы. Для реализации этой столь привлекательной как для граждан, так и государства идеи необходимо не так много: реестр услуг, реестр граждан, механизм идентификации граждан и система онлайн-платежей для оплаты услуг. С технической стороны система электронного правительства хотя и грандиозна по масштабам и требованиям к безопасности, но вполне тривиальна: большая централизованно управляемая база данных и ряд приложений, реализующих ее связь с веб-интерфейсами.

Однако появление и развитие блокчейн-технологии заставило задуматься о принципиально новых возможностях реализации e-Government. По результатам отчета "Укрепление доверия к правительству" (2017, январь), подготовленного  IBM Institute for Business Value (IBV), "девять из десяти руководителей стран планируют в 2018 году инвестировать в разработку блокчейн- решений в области финансовых операций, управления активами, управления контрактами и соблюдения нормативных требований". Попробуем проанализировать перспективы, связанные с использованием блокчейн-технологии при построении e-Government.

Первое очевидное и наиболее важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных - это предельная защищенность информации от фальсификации. Это означает, что данные о гражданах, недвижимости, компаниях, сертификатах, дипломах, правах на собственность и пр. после занесения в государственные блокчейн-реестры изменить практически невозможно.  Самым главным следствием такой предельной надежности является возможность использовать данные реестров в качестве полноценных юридически значимых документов: запись в блокчейн-реестре становится достовернее любой бумаги с подписью и печатью и к тому же доступна всегда и везде.

Вторым важнейшим преимуществом блокчейн-платформ для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными. Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути,  процедуру внесения в реестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе -  смарт-контракту . И если контракт сохранить в блокчейне, таким образом исключив возможность его несанкционированного изменения, и одновременно обеспечить однозначность  выполнения алгоритма контракта (в любой момент времени, на любом узле сети блокчейн), то ему, как и записям в реестрах, можно присвоить юридическую значимость. При этом следует обратить внимание на то, что регламентирующие документы - государственные законы и другие нормативные акты - по большей части описывают алгоритмы действий с данными реестров. Поэтому есть возможность  формулировать их на программном языке смарт-контрактов и также поместить в блокчейн, где они, приобретя статус  смарт-законов,  будут выполняться автоматически.

Получается, что использование блокчейна может перевести саму идею электронного правительства на новый уровень. Речь должна идти уже не просто об удобном сервисе предоставления гражданам и бизнесу, а о принципиальном переформатировании самой деятельности государства, полном погружении ее в цифровую экосистему блокчейна. 

Блокчейн - лишь инструмент

Однако сам по себе блокчейн - это лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в одной области (скажем, при обращении криптовалюты), но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах. Так полноценное использование блокчейна в качестве базовой технологии для  e-Government возможно только при выполнении ряда требований и ограничений. Вот далеко не исчерпывающий список задач, которые должны быть изначально решены при проектировании государственной блокчейн платформы. 

  • Ввод данных 

Важно понимать, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. (Если только эти данные не порождены в среде самого блокчейна, как это происходит в сетях криптовалют.) Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода оффлайн данных в реестры. Эффективная работа блокчейн-экосистемы прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний и пр.

  • Управление доступом 

Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно - на уровне программного ядра - содержать механизм управления правами доступа к реестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а ролям и/или смарт-контрактам.  

  • Идентификация пользователей 

Для реализации механизма управления правами доступа, а также для  взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах оффлайн объектам, в частности гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна. 

  • Глобальная синхронизация базы данных

Для реализации однозначности работы смарт-контрактов  необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в экосистеме. В успешно работающих блокчейнах - к примеру, таких как, блокчейн Bitcoin,  - эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов. Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров. Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества  блокчейн-технологии сведутся к нулю.

  • Валидация интерфейсов

Должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя. Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса - достаточно подменить надписи на кнопках.  Чтобы защититься от этого, экосистема должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.

  • Достаточная мощность 

Узлы блокчейн-сети (каждый из полных узлов) должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы  даже небольшого государства должны размещаться на современных дата-центрах. По крайней мере до тех пор, пока объемы дискового пространства обычных компьютеров не будут исчисляться в петабайтах или на смену блокчейну не придет новый алгоритм, обеспечивающий неизменность данных при распределенном (фрагментированном) хранении реестров. 

Итак, можно сделать вполне оптимистический вывод: при решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии.  В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, ну и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан. 

Тривиальное решение

Естественно, как только пришло понимание уникальности блокчейна, осознание его значимости не только как алгоритма функционирования криптовалют, но и как сверхнадежной децентрализованной базы данных, появились и идеи применения его в различных сферах и, в частности, в качестве базовой технологии для e-Government. 

Первое, что тут приходит на ум и что в принципе элементарно с точки зрения технической реализации - это использовать самый надежный (по сроку работы) блокчейн Bitcoin для создания всевозможных государственных реестров. На данный момент объявлено о запуске нескольких таких проектов.  Компания  Bitfury Group  приступила к разработке системы регистрации прав собственности на землю в Грузии и Украине. Проекты создания реестров на базе блокчейна Bitcoin также реализуются компаниями  Factom  в Китае и  Bitland  в Ганне.

Однако в случае создания реестров на базе блокчейна Bitcoin не приходится говорить не только о цифровой экосистеме, но и вообще о e-Government. Ведь в  итоге вместо полноценной базы данных, мы имеем только фиксацию (по типу нотариального заверения) факта наличия некоторого документа, скажем, права на собственность, в блокчейне Bitcoin (в него записывается так называемый хэш - уникальное крипто-значение документа, а не сам документ). Да, надежно. Да, затраты на поддержку такого "реестра" минимальны (не считая расходов на его заполнение), но в результате мы имеем лишь решение частных проблем с сомнительной перспективой согласования подобных "реестров" с полноценной экосистемой e-Government.

Крупные игроки

Уникальные возможности блокчейна, продемонстрированные сетью Bitcoin, прежде всего заставили задуматься о возможном применении его в банковском и смежных с ним секторах экономики (биржи, страхование, цепочки поставок и пр.). Появились блокчейн-платформы со встроенными механизмами смарт-контрактов, изначально ориентированные на реализацию финансовых и бизнес-проектов. Свои продукты создали как патриархи IT бизнеса - IBM ( Hyperledger Fabric ), Intel ( Sawtooth Lake ), Microsoft ( Azure BaaS ), так и специально созданный для исследования блокчейн-технологии консорциум крупнейших мировых банков R3 ( C odra  - хотя в конечном счете проект отказался от блокчейна). Свое блокчейн-решение предложил и один из лидеров в сфере цифровых финансовых услуг, Avanza Solutions ( Сipher ).  В конкурентную борьбу вступили и стартапы: публичная блокчейн-платформа  E thereum , приватная платформа  Monax  (использующая для выполнения смарт-контрактов Ethereum Virtual machine) и некоторые другие.

Параллельно с попытками использовать блокчейн для реализации финансовых и  бизнес-проектов началось активное обсуждение возможности применения новой технологии в системах электронного правительства (именно этому движению посвящен уже упомянутый доклад IBM Institute for Business Value). И вот 11 апреля 2017 в присутствии Sheikh Hamdan bin Mohammed был подписан меморандум о взаимопонимании между Smart Dubai Office и компанией Avanza Solutions относительно внедрения платежной системы на основе Blockchain Platform Cipher [ link ]. Для согласования платежной системы с другими элементами электронного правительства будет привлечен второго партнера правительства Дубая - компания IBM, а точнее, созданный ею блокчейн-консорциум  HyperLedger , в который входят десятки компаний, среди которых уже упомянутые Intel со своим Sawtooth Lake и Monax. 

Попробуем разобраться, почему Smart Dubai Office не сделал свой выбор в пользу какой-либо одной блокчейн-платформы. Обращение к Avanza Solutions вполне понятно: компания обладает большим опытом в создании цифровых финансовых приложений, и есть уверенность в том, что она сможет соединить все 38 правительственных организаций, финансовых учреждений и других ведомств Дубая в единую финансовую систему на базе своей блокчейн-платформы Cipher. Другие блокчейн-проекты - такие, как Hyperledger Fabric, Sawtooth Lake, Azure BaaS, Monax, - мало того, что еще не были проверены в реальных крупных проектах, так и изначально не проектировались для создания платежных систем. (Ethereum, скорей всего, и не рассматривался в качестве альтернативы, поскольку является публичной сетью с маломощными узлами.)  Но с другой стороны, в Smart Dubai Office безусловно есть понимание, что построение полноценной блокчейн-платформы для e-Government невозможно без системы реестров и, самое главное, согласованного с ними механизма смарт-контрактов. А блокчейн Avanza Cipher, по всей видимости, не может обеспечить выполнение этой, самой существенной, части проекта Smart Dubai Office.  Именно поэтому у Дубая и есть второй партнер - IBM. 

Однако и собственный блокчейн-проект IBM, Hyperledger Fabric, хотя и использует смарт-контракты (Chaincode), слабо приспособлен для реализации единой системы реестров с полноценным механизмом управления правами доступа (в Hyperledger Fabric фиксируются только права узлов на подтверждение транзакций). Блокчейн IBM изначально создавался для проектирования локальных финансовых и бизнес-приложений и ориентирован в основном на достижение консенсуса между контрагентами конкретных сделок в так называемых каналах, под которые создаются отдельные блокчейны. Скорее всего, понимание проблемности использования Hyperledger Fabric как базовой платформы для e-Government и послужило причиной объединения многих ранее конкурировавших блокчейн проектов под зонтиком консорциума Hyperledger.  Но следует заметить, что и наиболее продвинутый из привлеченных в консорциум блокчейн-проектов, Monax на данный момент не может обеспечить решение всех задач, которые необходимо решить для построения полноценной блокчейн экосистемы  e-Government. И причины все те же - множественный бокчейн и отсутствие системы управления правами (в ядре Monax определяются только права узлов на участие в механизме консенсуса и на создание контрактов). Так что остается только надежда на объединение усилий многих блокчейн-проектов. Хотя есть основания предполагать, что много блокчейнов - это гораздо меньше, чем просто блокчейн.

Специализированные решения

На волне интереса правительств как развитых, так и беднейших стран к блокчейн-технологии появились и стартапы, уже изначально ориентированные на построение блокчейн-платформ специально для  E-government: австрийская  Neocapita,   Procivis  в Швейцарии и Эстонии (проект  eGaaS, который представляет автор, - также подобная платформа на стадии бета-тестирования, Forbes). 

Neocapita заявила о создании децентрализованной платформы на основе private fully-permissioned blockchain Stoneblock, предназначенной для решения самой дорогостоящей проблемы электронного правительства - создание реестров. Техническое описание отсутствуют. Однако 29 марта в Facebook был анонсирован выпуск Stoneblock Whitepaper. Так же информация, что Neocapita ведет переговоры о внедрении платформы Stoneblock в Афганистане и в Папуа-Новой Гвинеи. 

Швейцарский стартап Procivis в сотрудничестве с экспертами по электронному правительству из Эстонии анонсировали запуск к концу 2017 года пилотной версии "app store" для электронного правительства на базе блокчейна. Procivis ставит задачу создать приложения, реализующие полный спектр услуг для граждан - таких, как цифровая идентификация, голосование, подача налоговых деклараций, ведение кадастра и пр. Однако пока (на конец апреля 2017 года) неизвестны никакие технические подробности проекта

Заключение

В 2017 году мы вступаем в интереснейший период реального продвижения блокчейн-технологии на рынок e-Government. Хотя все игроки и понимают или, по крайней мере, верят в то, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы - о типе блокчейна, методе достижения консенсуса, необходимой степени трансформации законодательной системы и др. - остаются открытыми. Неясен и ответ на, возможно, самый важный вопрос: будем ли мы в будущем иметь дело со множеством блокчейнов на каждый случай или с единым глобальным блокчейном на всей планете, по типу современного интернета? Ответы, будем надеяться, не заставят себя долго ждать. 



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Обсудить материал в конференции Дискуссии и обсуждения общего плана »
Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 13.07.2017 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Zend Guard 1 Year Subscription
ABBYY FineReader Pro для Mac, электронный ключ
EMS Data Export for PostgreSQL (Business) + 1 Year Maintenance
ESET NOD32 Антивирус на 1 год для 3ПК или продление на 20 месяцев
DAEMON Tools Pro Advanced 6, 1 ПК
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
PrintBox3D One
CubeX Duo
3D сканер SENSE
MakerBot Replicator 2-head
MakerBot Replicator 5th GEN
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новые материалы
Программирование на Microsoft Access
Новости мира 3D-ускорителей
Краткие описания программ и ссылки на них
Delphi - проблемы и решения
Программирование в AutoCAD
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
Обсуждения в форумах
Пишу программы на заказ профессионально (1944)
Пишу программы на заказ на языках Pascal (численные методы, списки, деревья, прерывания) под...
 
Разработка программ под заказ на Visual Basic/Delphi/PHP+MySQL/MS Access/MS SQL Server (46)
Доработка, модернизация и создание программ по заказу на Visual Basic/Visual...
 
Пишу программы на заказ для студентов (92)
Пишу для студентов на с, с++, паскаль в средах ms visual studio, qt, builder, borland c, delphi....
 
Помощь по MS Access (322)
Доброе время суток. Случайно оказался на этом сайте, искал статьи по OLAP. Вижу, что...
 
Как извлечь рисунки из файла Word (39)
Вообще-то есть еще способ - сделать в Word-е Copy рисунка, открыть Microsoft Photo Editor и там:...
 
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100