(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Блокчейн против бюрократии: электронное государство на основе технологии распределенного реестра

Источник: orbes

Хотя все игроки и понимают, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы - о типе блокчейна, необходимой степени трансформации законодательной системы и другие - остаются открытыми

До настоящего времени электронные правительства (e-Government), создаваемые во многих странах мира по большей части являются лишь инструментами для оказания услуг гражданам и бизнесу через специальные интернет-порталы. Для реализации этой столь привлекательной как для граждан, так и государства идеи необходимо не так много: реестр услуг, реестр граждан, механизм идентификации граждан и система онлайн-платежей для оплаты услуг. С технической стороны система электронного правительства хотя и грандиозна по масштабам и требованиям к безопасности, но вполне тривиальна: большая централизованно управляемая база данных и ряд приложений, реализующих ее связь с веб-интерфейсами.

Однако появление и развитие блокчейн-технологии заставило задуматься о принципиально новых возможностях реализации e-Government. По результатам отчета "Укрепление доверия к правительству" (2017, январь), подготовленного  IBM Institute for Business Value (IBV), "девять из десяти руководителей стран планируют в 2018 году инвестировать в разработку блокчейн- решений в области финансовых операций, управления активами, управления контрактами и соблюдения нормативных требований". Попробуем проанализировать перспективы, связанные с использованием блокчейн-технологии при построении e-Government.

Первое очевидное и наиболее важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных - это предельная защищенность информации от фальсификации. Это означает, что данные о гражданах, недвижимости, компаниях, сертификатах, дипломах, правах на собственность и пр. после занесения в государственные блокчейн-реестры изменить практически невозможно.  Самым главным следствием такой предельной надежности является возможность использовать данные реестров в качестве полноценных юридически значимых документов: запись в блокчейн-реестре становится достовернее любой бумаги с подписью и печатью и к тому же доступна всегда и везде.

Вторым важнейшим преимуществом блокчейн-платформ для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными. Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути,  процедуру внесения в реестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе -  смарт-контракту . И если контракт сохранить в блокчейне, таким образом исключив возможность его несанкционированного изменения, и одновременно обеспечить однозначность  выполнения алгоритма контракта (в любой момент времени, на любом узле сети блокчейн), то ему, как и записям в реестрах, можно присвоить юридическую значимость. При этом следует обратить внимание на то, что регламентирующие документы - государственные законы и другие нормативные акты - по большей части описывают алгоритмы действий с данными реестров. Поэтому есть возможность  формулировать их на программном языке смарт-контрактов и также поместить в блокчейн, где они, приобретя статус  смарт-законов,  будут выполняться автоматически.

Получается, что использование блокчейна может перевести саму идею электронного правительства на новый уровень. Речь должна идти уже не просто об удобном сервисе предоставления гражданам и бизнесу, а о принципиальном переформатировании самой деятельности государства, полном погружении ее в цифровую экосистему блокчейна. 

Блокчейн - лишь инструмент

Однако сам по себе блокчейн - это лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в одной области (скажем, при обращении криптовалюты), но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах. Так полноценное использование блокчейна в качестве базовой технологии для  e-Government возможно только при выполнении ряда требований и ограничений. Вот далеко не исчерпывающий список задач, которые должны быть изначально решены при проектировании государственной блокчейн платформы. 

  • Ввод данных 

Важно понимать, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. (Если только эти данные не порождены в среде самого блокчейна, как это происходит в сетях криптовалют.) Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода оффлайн данных в реестры. Эффективная работа блокчейн-экосистемы прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний и пр.

  • Управление доступом 

Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно - на уровне программного ядра - содержать механизм управления правами доступа к реестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а ролям и/или смарт-контрактам.  

  • Идентификация пользователей 

Для реализации механизма управления правами доступа, а также для  взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах оффлайн объектам, в частности гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна. 

  • Глобальная синхронизация базы данных

Для реализации однозначности работы смарт-контрактов  необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в экосистеме. В успешно работающих блокчейнах - к примеру, таких как, блокчейн Bitcoin,  - эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов. Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров. Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества  блокчейн-технологии сведутся к нулю.

  • Валидация интерфейсов

Должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя. Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса - достаточно подменить надписи на кнопках.  Чтобы защититься от этого, экосистема должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.

  • Достаточная мощность 

Узлы блокчейн-сети (каждый из полных узлов) должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы  даже небольшого государства должны размещаться на современных дата-центрах. По крайней мере до тех пор, пока объемы дискового пространства обычных компьютеров не будут исчисляться в петабайтах или на смену блокчейну не придет новый алгоритм, обеспечивающий неизменность данных при распределенном (фрагментированном) хранении реестров. 

Итак, можно сделать вполне оптимистический вывод: при решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии.  В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, ну и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан. 

Тривиальное решение

Естественно, как только пришло понимание уникальности блокчейна, осознание его значимости не только как алгоритма функционирования криптовалют, но и как сверхнадежной децентрализованной базы данных, появились и идеи применения его в различных сферах и, в частности, в качестве базовой технологии для e-Government. 

Первое, что тут приходит на ум и что в принципе элементарно с точки зрения технической реализации - это использовать самый надежный (по сроку работы) блокчейн Bitcoin для создания всевозможных государственных реестров. На данный момент объявлено о запуске нескольких таких проектов.  Компания  Bitfury Group  приступила к разработке системы регистрации прав собственности на землю в Грузии и Украине. Проекты создания реестров на базе блокчейна Bitcoin также реализуются компаниями  Factom  в Китае и  Bitland  в Ганне.

Однако в случае создания реестров на базе блокчейна Bitcoin не приходится говорить не только о цифровой экосистеме, но и вообще о e-Government. Ведь в  итоге вместо полноценной базы данных, мы имеем только фиксацию (по типу нотариального заверения) факта наличия некоторого документа, скажем, права на собственность, в блокчейне Bitcoin (в него записывается так называемый хэш - уникальное крипто-значение документа, а не сам документ). Да, надежно. Да, затраты на поддержку такого "реестра" минимальны (не считая расходов на его заполнение), но в результате мы имеем лишь решение частных проблем с сомнительной перспективой согласования подобных "реестров" с полноценной экосистемой e-Government.

Крупные игроки

Уникальные возможности блокчейна, продемонстрированные сетью Bitcoin, прежде всего заставили задуматься о возможном применении его в банковском и смежных с ним секторах экономики (биржи, страхование, цепочки поставок и пр.). Появились блокчейн-платформы со встроенными механизмами смарт-контрактов, изначально ориентированные на реализацию финансовых и бизнес-проектов. Свои продукты создали как патриархи IT бизнеса - IBM ( Hyperledger Fabric ), Intel ( Sawtooth Lake ), Microsoft ( Azure BaaS ), так и специально созданный для исследования блокчейн-технологии консорциум крупнейших мировых банков R3 ( C odra  - хотя в конечном счете проект отказался от блокчейна). Свое блокчейн-решение предложил и один из лидеров в сфере цифровых финансовых услуг, Avanza Solutions ( Сipher ).  В конкурентную борьбу вступили и стартапы: публичная блокчейн-платформа  E thereum , приватная платформа  Monax  (использующая для выполнения смарт-контрактов Ethereum Virtual machine) и некоторые другие.

Параллельно с попытками использовать блокчейн для реализации финансовых и  бизнес-проектов началось активное обсуждение возможности применения новой технологии в системах электронного правительства (именно этому движению посвящен уже упомянутый доклад IBM Institute for Business Value). И вот 11 апреля 2017 в присутствии Sheikh Hamdan bin Mohammed был подписан меморандум о взаимопонимании между Smart Dubai Office и компанией Avanza Solutions относительно внедрения платежной системы на основе Blockchain Platform Cipher [ link ]. Для согласования платежной системы с другими элементами электронного правительства будет привлечен второго партнера правительства Дубая - компания IBM, а точнее, созданный ею блокчейн-консорциум  HyperLedger , в который входят десятки компаний, среди которых уже упомянутые Intel со своим Sawtooth Lake и Monax. 

Попробуем разобраться, почему Smart Dubai Office не сделал свой выбор в пользу какой-либо одной блокчейн-платформы. Обращение к Avanza Solutions вполне понятно: компания обладает большим опытом в создании цифровых финансовых приложений, и есть уверенность в том, что она сможет соединить все 38 правительственных организаций, финансовых учреждений и других ведомств Дубая в единую финансовую систему на базе своей блокчейн-платформы Cipher. Другие блокчейн-проекты - такие, как Hyperledger Fabric, Sawtooth Lake, Azure BaaS, Monax, - мало того, что еще не были проверены в реальных крупных проектах, так и изначально не проектировались для создания платежных систем. (Ethereum, скорей всего, и не рассматривался в качестве альтернативы, поскольку является публичной сетью с маломощными узлами.)  Но с другой стороны, в Smart Dubai Office безусловно есть понимание, что построение полноценной блокчейн-платформы для e-Government невозможно без системы реестров и, самое главное, согласованного с ними механизма смарт-контрактов. А блокчейн Avanza Cipher, по всей видимости, не может обеспечить выполнение этой, самой существенной, части проекта Smart Dubai Office.  Именно поэтому у Дубая и есть второй партнер - IBM. 

Однако и собственный блокчейн-проект IBM, Hyperledger Fabric, хотя и использует смарт-контракты (Chaincode), слабо приспособлен для реализации единой системы реестров с полноценным механизмом управления правами доступа (в Hyperledger Fabric фиксируются только права узлов на подтверждение транзакций). Блокчейн IBM изначально создавался для проектирования локальных финансовых и бизнес-приложений и ориентирован в основном на достижение консенсуса между контрагентами конкретных сделок в так называемых каналах, под которые создаются отдельные блокчейны. Скорее всего, понимание проблемности использования Hyperledger Fabric как базовой платформы для e-Government и послужило причиной объединения многих ранее конкурировавших блокчейн проектов под зонтиком консорциума Hyperledger.  Но следует заметить, что и наиболее продвинутый из привлеченных в консорциум блокчейн-проектов, Monax на данный момент не может обеспечить решение всех задач, которые необходимо решить для построения полноценной блокчейн экосистемы  e-Government. И причины все те же - множественный бокчейн и отсутствие системы управления правами (в ядре Monax определяются только права узлов на участие в механизме консенсуса и на создание контрактов). Так что остается только надежда на объединение усилий многих блокчейн-проектов. Хотя есть основания предполагать, что много блокчейнов - это гораздо меньше, чем просто блокчейн.

Специализированные решения

На волне интереса правительств как развитых, так и беднейших стран к блокчейн-технологии появились и стартапы, уже изначально ориентированные на построение блокчейн-платформ специально для  E-government: австрийская  Neocapita,   Procivis  в Швейцарии и Эстонии (проект  eGaaS, который представляет автор, - также подобная платформа на стадии бета-тестирования, Forbes). 

Neocapita заявила о создании децентрализованной платформы на основе private fully-permissioned blockchain Stoneblock, предназначенной для решения самой дорогостоящей проблемы электронного правительства - создание реестров. Техническое описание отсутствуют. Однако 29 марта в Facebook был анонсирован выпуск Stoneblock Whitepaper. Так же информация, что Neocapita ведет переговоры о внедрении платформы Stoneblock в Афганистане и в Папуа-Новой Гвинеи. 

Швейцарский стартап Procivis в сотрудничестве с экспертами по электронному правительству из Эстонии анонсировали запуск к концу 2017 года пилотной версии "app store" для электронного правительства на базе блокчейна. Procivis ставит задачу создать приложения, реализующие полный спектр услуг для граждан - таких, как цифровая идентификация, голосование, подача налоговых деклараций, ведение кадастра и пр. Однако пока (на конец апреля 2017 года) неизвестны никакие технические подробности проекта

Заключение

В 2017 году мы вступаем в интереснейший период реального продвижения блокчейн-технологии на рынок e-Government. Хотя все игроки и понимают или, по крайней мере, верят в то, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы - о типе блокчейна, методе достижения консенсуса, необходимой степени трансформации законодательной системы и др. - остаются открытыми. Неясен и ответ на, возможно, самый важный вопрос: будем ли мы в будущем иметь дело со множеством блокчейнов на каждый случай или с единым глобальным блокчейном на всей планете, по типу современного интернета? Ответы, будем надеяться, не заставят себя долго ждать. 



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Обсудить материал в конференции Дискуссии и обсуждения общего плана »
Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 13.07.2017 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
DevExpress / DXperience Subscription
VideoStudio X9 ULTIMATE. Электронный ключ.
PaintShop Pro X9 ESD. Электронный ключ.
FireDAC Client/Server Add-On Pack for RAD Studio 10 Seattle Professional New User- Named ESD
FastReport.Net Professional Edition Single License
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
MakerBot Replicator 5th GEN
MakerBot Replicator 2
3D ручка Myriwell, голубая
MakerBot Replicator 2-head
PrintBox3D One
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Новые материалы
Программирование на Microsoft Access
Краткие описания программ и ссылки на них
Delphi - проблемы и решения
Проект mic-hard - все об XP - новости, статьи, советы
 
Рассылки Maillist.ru
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
Обсуждения в форумах
Пишу программы на заказ профессионально (1912)
Пишу программы на заказ на языках Pascal (численные методы, списки, деревья, прерывания) под...
 
Удалённая работа программистом ASP.NET(C#) (81)
Знанию asp.net(C#) . Знаком с паттернами проектирования по книги M.Файлера.Знание HTML,...
 
Пишу программы на заказ для студентов (87)
Пишу для студентов на с, с++, паскаль в средах ms visual studio, qt, builder, borland c, delphi....
 
Программы Delphi на заказ (223)
Пишу программы в среде Delphi на заказ http://bddelphi.ucoz.ru/
 
Помощь по MS Access (319)
Доброе время суток. Случайно оказался на этом сайте, искал статьи по OLAP. Вижу, что...
 
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100