(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Особенности формирования "этнической" стилевой модели веб-дизайна в условиях глобализации

Источник: i2R

Автор: Денис Бородаев, кандидат искусствоведения,
член Союза дизайнеров Украины

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования стилевой модели "этнического" дизайна в веб-дизайне в условиях глобализации, а также определены его основные признаки на примерах веб-сайтов ряда стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

Постановка проблемы

Происходящие в мире глобализационные процессы оказывают непосредственное влияние и на развитие графического дизайна. Сформировавшийся в 50 - 70-е гг ХХ в. "интернациональный стиль" в графиче-ском дизайне, с его научным и рациональным подходом в решении проблем ком-муникации, отбрасывающий субъективизм и самовыражение, стирает границы между различными культурами и народами. В 1960-е гг. в США возникает "типо-графский экспрессионизм", который становится образцом универсальности и наднациональности в графическом дизайне. Смена индустриального общества на постиндустриальное, или информационное, выражается, в первую очередь, пере-ходом на информационный уровень индустриальной базы цивилизации. В этом процессе массовая компьютеризация социума становится одним из ключе-вых компонентов, а всеобщее распространение интернета выступает критерием информационной образованности и признаком причастности к глобализационным процессам. Графический дизайн в этих условиях становится все более интернет-ориентированным. С 90-х годов ХХ в. на наших глазах рождается новый вид гра-фического дизайна - веб-дизайн.

Основываясь на веб-стандартах и маркетинговых исследованиях, дизайнеры создают веб-сайты, направленные на большее количество потенциальных посети-телей в разных уголках мира. С одной стороны, это приводит к тому, что пользо-вание интернетом становиться предсказуемым и доступным даже неподготовлен-ному посетителю веб-сайтов, что позитивно сказывается на количественном росте потенциальных пользователей интернета. С другой, - прослеживается тенденция обезличивания интернета, когда визуальный образ сайта растворяется в стандар-тизованных шаблонных решениях. Посещение подобных информационных ре-сурсов зачастую не оставляет ни какого эмоционального отклика у пользователя. Так, американский исследователь авторских стилей в веб-дизайне К. Клонингер проблемами "бесцветности" современного интернета (корпоративной его части) считает: приверженность к практичности веб-сайта в среде разработчиков, под-ражательство или же шаблонность дизайн-решений и "вирус" печатного оформ-ления интернета.

В условиях глобализации вопрос национальной идентификации становиться все более актуальным, особенно в странах с самобытной культурой, богатыми на-родными традициями и развитыми школами дизайна, "поскольку дизайн, как лю-бая сфера творческой деятельности, старается создавать то, чего еще не было, не только в профессиональном, вненациональном поле, но и в русле поисков собст-венной идентичности той или иной нации… Именно стремление к сбережению национальной идентичности - языку, обычаям, мировоззрения и пр. порождает сепаратистские тенденции как в менее развитых, так и в более развитых странах" [3, с. 28 - 29]. Поскольку обозначенные тенденции свойственны дизайну в це-лом, и графическому дизайну в частности, можно предположить, что проблемы поиска национальной идентификации должны присутствовать и в веб-дизайне, как одном из видов графического дизайна.

Актуальность работы обусловлена глобализационными процессами, проис-ходящими в мире и отражающимися в графическом дизайне, а также возрастаю-щим стремлением к национальной самоидентификации в дизайне разных стран. Подобные стремления свойственны и Украине, как европейскому государству с богатыми историческими и культурными традициями, являющемуся одним из крупнейших центров дизайнерской культуры на постсоветском пространстве, и находящемуся в условиях формирования национальной модели дизайна.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы сохранения национальной идентификации в условиях глобализации, а также формирования национальных школ дизайна являются предметом острых дискуссий в профессиональной и научной среде дизайнеров и искусствоведов. Одной из последних работ, затрагивающих эту тему, является фундаментальная монография В.Я. Даниленко "Дизайн України у світовому контексті художньо-проектної культури". В ней не только впервые в искусствоведении сделана попытка исследовать развитие украинского дизайна XX столетия, но и показана двойственная суть дизайна с учетом глобализации и его национальной со-ставляющей. Данная работа дает серьезную базу для дальнейшего исследования национально-ориентированного направления в дизайне и влиянии глобализации на различные направления дизайна.

В диссертации В.Н. Косива "Національні моделі і глобалізація графічного дизайну другої половини XX ст." рассмотрены проблемы диверсификации и глобальной унификации графического дизайна второй половины XX века, а также определены особенности использования мотивов национального искусства в про-изведениях графического дизайна как средства визуальной идентификации.

Из исследований, имеющих непосредственное отношение к стилям в графи-ческом дизайне и веб-дизайне, заслуживают внимания работы С. Серова "Стиле-вые процессы в советском графическом дизайне 1960-х - 80-х годов" [7] и "Ти-пографика виртуальной среды" В первой четко обозначены тенденции стиле-вого развития графического дизайна в целом. Вторая сконцентрирована на рас-смотрении использования шрифта в постмодернистском пространстве графиче-ского дизайна и в дизайне новых медиа.

Работа К. Клонингера "Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку" поднимает проблему стилевой неоднородности в веб-дизайне на основе рассмотрения авторских стилей.

Одна из проблем поднятых автором настоящего исследования в диссерта-ционной работе "Веб-сайт как объект графического дизайна" является опреде-ление стиля в веб-дизайне. Дальнейшее изучение этого вопроса получило про-должение в статье "Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне", где автором были определены существующие сегодня в веб-дизайне основные стилевые модели, в русле которых создается большинство современных веб-сайтов, а также формируются локальные и авторские стили.

Данная статья является логическим продолжением исследования становле-ния стилей в веб-дизайне, начатого автором в диссертационной работе.

Цель работы

Определить предпосылки формирования стилевой модели "этнического" дизайна в веб-дизайне, а также рассмотреть его основные признаки.

Результаты исследования

Рубеж XX - XXI вв. обозначен глобализационными процессами, происходящими в мире, характерными признаками которых является рост и слияние мировых финансовых и товарных рынков, культурная экспансия Запада и развитие информационной сети интернет. Идея формирования "однополого" мира, призванная стереть, прежде всего, финансовые, товарные и политические границы определенных конгломератов стран с постиндустриальной экономикой, воплощается и в формировании "интернациональной модели" культуры, в основе которой находятся единые стандарты и нормы жизни.

На сегодняшний день существуют три наиболее характерные модели миро-вого дизайна: европейская, американская и японская, влияющие на развитие всего дизайна в целом [3, с. 31]. Таким образом, дизайн является неотъемлемой частью передовых технологий, и центры его развития концентрируются в наиболее раз-витых регионах мира. Современный дизайн представляет собой т.н. "прозапад-ную" проектную деятельность, опирающуюся на высокие технологии развитых стран Европы и Америки.

Идея "универсальной цивилизации", пропагандируемая западной культу-рой, находит свое отражение и в теории графического дизайна. Прозападный взгляд на дизайн как унифицированный продукт, тяготеющий к межнациональной и межстилевой интеграции, отражает, в первую очередь, коммерческую сторону дизайна. Одной из основных его задач является стремление угодить массовому вкусу без различия расовой и национальной специфики. Наиболее ярким приме-ром этому является американский дизайн. В нем, изначально возникшем как без-национальное явление и создававшийся эмигрантами разных стран, формирова-лись такие тенденции, как прагматический характер дизайна, технократическая ориентированность понятий об эстетике окружающей среды, постепенно ставшие общемировыми . Поскольку потенциальными потребителями дизайн-продукта выступали люди различных национальностей, культур, эстетических воззрений, важным объединяющим фактором в коммуникации стала толерант-ность, т.е. визуализация содержания наиболее нейтральными способами. Основ-ным критерием универсальности в графическом дизайне стала вненациональ-ность, хорошо воспринимающаяся этнически смешанным обществом. Это осо-бенно заметно на примере коммуникативного дизайна транснациональных корпо-раций, работающих на международных рынках. Одной из основных отличитель-ных черт их графической идентификации является нейтральность стилевых сис-тем, что обусловлено задачей привлечь внимание как можно более широкой ауди-тории.

Подобная унификация графического дизайна проходит неотрывно от разви-тия компьютерных технологий и интернета. Персональный компьютер дизайнера-графика, не только используется в качестве повседневного рабочего инструмента, но и в силу своей специфики подталкивает дизайнера-творца к поиску новых форм дизайна, основанных на новых стандартах. Унификация пользовательского интерфейса персонального компьютера, единые стандарты, вырабатываемые веб-разработчиками, призванные сделать доступными и интуитивно понятными веб-сайты как можно большему количеству пользователей, делают интернет универ-сальным и наднациональным явлением. Таким образом, единые технологии, на основе которых построена система интернета, стандартные инструменты, с по-мощью которых создается дизайн, и разрабатываются веб-сайты, использование английского как общепринятого языка интернационального общения выступают основными признаками глобализации в веб-дизайне и уже закреплены в воспри-ятии разработчиков и пользователей.

Стилистический анализ образцов интернет-дизайна разных стран, позво-лил выявить в интернете три наиболее характерные стилевые модели, в русле ко-торых развиваются современные стили веб-дизайна: "интерфейсный", или "уни-фицированный" дизайн, "авторский", или "альтернативный" дизайн, "этниче-ский", или "региональный" дизайн. В контексте рассматриваемой нами темы нас интересуют лишь две из перечисленных стилевых моделей, являющиеся антагонистическими по отношению друг к другу.

Стилевая модель т.н. "интерфейсного" или "унифицированного" дизайна, доминирующая на сегодняшний день в интернете является ярким примером гло-бализационных процессов. Характерными чертами этой модели являются: функ-циональность веб-сайта, однородность графического решения и шаблонность, в основе которой - стремление приблизить графический интерфейс веб-сайта к уже ставшим привычным для пользователей персональных компьютеров про-граммным оболочкам. В своей основе эта стилевая модель опирается на т.н. мо-дель дизайна, ориентированного на пользователя (User-Centered Design). Указан-ное явление близко связано с понятием "поведенческого дизайна" и воспроизво-дит взаимодействие человека и компьютера с точки зрения пользователя. Этот подход предполагает, что пользователь вовлечен в каждый этап процесса разра-ботки веб-продукции. В среде разработчиков UCD-дизайн более извес-тен как usability-дизайн. Обсуждение достоинств и недостатков данного метода, получившего достаточно широкое распространение в среде разработчиков, не яв-ляется темой данного исследования, однако, считаем необходимым подчеркнуть, что в некоторых случаях данный метод может принимать крайние формы прояв-ления: "Есть два основных подхода к дизайну: артистический, позволяющий вам выразить себя, и технический, когда все усилия направлены на решение проблем пользователя… Я понимаю, что в Сети есть потребность и в искусстве, и в юморе, но считаю, что основной целью большинства сетевых проектов должно быть обеспечение пользователей простым механизмом для решения их задач".

Учитывая двойственную суть дизайна, усиление национальных тенденций в социальной и культурной жизни ряда стран, диалектически обуслов-ленное как подсознательный социокультурный протест нивелирующей личность глобализации, с определенной долей вероятности можно прогнозировать появле-ние модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна, возникающего в противовес "унифицированной" стилевой модели. Ряд признаков возникновения подобной модели мы уже сейчас можем наблюдать на примере графического ди-зайна некоторых стран.

Для модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна, в первую очередь, характерна этнокультурологичность в формировании стилевых и коммуникативных особенностей веб-сайта. В настоящее время признаки фор-мирования данной стилевой модели наиболее заметны в регионах интернета ряда стран Востока и Северной Африки. Подобное явление можно объяснить ортодоксальностью и замкнутостью от влияния западных культур исламского, иудейского, буддийского миров, особой роли религии и народного творчества в светской жизни этих стран, что не только оказывает более сильное влияние на ди-зайн названных регионов, но и зачастую выступает здесь в основе развивающего-ся дизайна. Необходимо также учитывать, что традиций дизайна, в западном по-нимании, в этих странах не существует, как нет и исторически сложившихся соб-ственных школ дизайна.

Каковы же признаки модели "этнического", или "регионального" веб-дизайна?

Одним из основных признаков модели выступает расположение элементов навигации, не являющееся стандартным для Европы и Америки что обусловлено способом восприятия и мышления, отличным от американо-европейского. Это можно увидеть, например, в дизайне израильского веб-сайта www.sigsug.co.il - одного из наиболее ярких примеров стилевой модели "этнического" дизайна в интернете (см. Рис. 1).

Израильский веб-сайт с традиционной ориентацией на чтение справа налево
Рис. 1 Израильский веб-сайт sigsug.co.il
с традиционной ориентацией на чтение справа налево,
использованием традиционных шрифтов, мотивов и цветовых сочетаний,
характерных для иудейской культуры.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что веб-сайт создан с учетом характерной для иудейской культуры традицией чтения справа налево. Веб-сайт выполненный с помощью табличной верстки фиксированной ширины жестко привязан к правому верхнему краю окна броузера, в отличие от американ-ских и европейских стандартов, где веб-сайты, созданные на основе таблиц, при-нято привязывать к левому краю или же центровать в окне броузера. В результате этого, при растягивании окна броузера по горизонтали, слева от веб-сайта будет образовываться пустое поле, заполненное основным цветом, использующимся на веб-сайте в качестве фона. Исходя из этого, навигационная панель веб-сайта так-же расположена справа, что не является характерным для дизайна веб-сайтов стран западной культуры, где традиционно элементы навигации расположены слева или под логотипом вверху веб-сайта. Показательно, что дизайн веб-сайта был создан в 2001 году и не менялся до конца 2005 года, что можно также считать примером удачного воплощения национально-ориентированного дизайна в ин-тернете, где правильный предпроектный анализ, удобная архитектура веб-узла, графическое и цветовое решение, основанное на национальных традициях, созда-ли современный и запоминающийся дизайн веб-сайта.

Следующим признаком является шрифтовое своеобразие веб-сайтов, позво-ляющее идентифицировать их принадлежность к определенным этногеографиче-ским регионам интернета, например ближневосточному, с доминирующей араб-ской культурной традицией, а также иудейской, или дальневосточному (китай-ской / японской). Их своеобразные графемы шрифтов, отличных от европейских, несомненно, усиливает национальную идентификацию данных веб-сайтов (Рис. 1 - 4). Единственной проблемой остается включение соответствующих кодировок и подгрузка используемых шрифтов для корректного отображения информации в броузере пользователя. Однако эта проблема относиться скорее к регионам, не использующим данные шрифты или использующим устаревшие операционные системы компьютеров и несовременные броузеры. С другой стороны, пользова-тель, не знающий данный язык, но посетивший соответствующий веб-ресурс, мо-жет воспользоваться альтернативной версией веб-сайта с одним из интернацио-нальных языков, если таковая предусмотрена. В этом случае на загрузочной стра-нице ему будет предложен выбор языка, а оригинальные шрифтовые надписи мо-гут быть выполнены в виде растровых изображений и присутствовать в интерна-циональной версии веб-сайта в качестве вспомогательных элементов оформления. Подобное можно увидеть, например, на веб-сайте Тунисской телерадиокомпании (Рис. 3).

Тунисский веб-сайт - традиционные арабские шрифты
Рис. 2

функция выбора языка, где арабский шрифт на страницах с европейскими языками используется в качестве вспомогательного декора
Рис. 3 Тунисский веб-сайт www.tunisiatv.com
На веб-сайте тунисской телерадиокомпании
используются традиционные арабские шрифты.
В обновленной версии веб-сайт имеет функцию выбора языка,
где арабский шрифт на страницах с европейскими языками
используется в качестве вспомогательного декора.

Гонконгский веб-сайт использует традиционную китайскую письменность
Рис. 4 Гонконгский веб-сайт www.arnhold.com.hk
использует традиционную китайскую письменность

Использование мотивов национального искусства в графическом оформле-нии веб-сайта и цветовых моделей, характерных для данных регионов, является, пожалуй, наиболее распространенным способом национальной идентификации веб-ресурса. Они могут выступать и фоном основного изображения или же одним из компонентов в качестве дополнительного декора веб-сайта (Рис. 1, 5, 6).

Суринамский веб-сайт
Рис. 5 Суринамский веб-сайт www.soengngie.sr
В оформлении веб-сайта используются традиционные для Суринама
элементы оформ-ления и цветовые сочетания:
алый цвет с золотом, орнаментальный декор, шрифтовые элементы, стилизованная графика.
Тайваньский веб-сайт
Рис. 6 Тайваньский веб-сайт www.ntudlm.csie.ntu.edu.twСтилизованная графика, орнаментальные мотивы,
традиционные шрифтовые решения заголовков и
навигационных панелей.

Безусловно, каждый из перечисленных признаков может выступать и как самостоятельный элемент в дизайне веб-сайта и в связке с другими. В последнем случае мы получим действительно яркий и запоминающийся образец веб-сайта с стилевой моделью "этнического" веб-дизайна.

Выводы

На основе изучения научных публикаций и образцов веб-дизайна выявлено, что основными признаками глобализации в веб-дизайне выступают: единые технологии, на основе которых построена система интернета, стандартные инструменты, с помощью которых создается дизайн, и разрабатываются веб-сайты, использование английского как общепринятого языка интернационального общения.

Основными предпосылками в формировании стилевой модели "этническо-го" дизайна в веб-дизайне являются глобализационные процессы, происходящие в мире, которые с одной стороны, способствуют распространению унифицирован-ного дизайна, с другой, усиливают национальные тенденции и подталкивают ди-зайн к поиску путей самоидентификации.

Для модели "этнического", или "этнорегионального" веб-дизайна харак-терна традиционная визуальная культура в формировании стилевых и коммуника-тивных особенностей веб-сайта. Характерными признаками данной модели отно-сятся:

  1. Расположение элементов навигации, не ориентированное на европейские стандарты;
  2. Шрифтовое своеобразие веб-сайтов, обусловленное использованием тра-диционных шрифтовых систем, ориентированных на пользователей внутри культурного этнического пространства;
  3. Использование мотивов национального искусства (прежде всего, графи-чески оформленных традиционных текстов, орнаментальных стилиза-ций) в графическом оформлении веб-сайта;
  4. Приоритетное использование традиционных для данной культуры цвето-вых моделей в оформлении веб-сайта.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 21.09.2009 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
CAD Import .NET Professional пользовательская
Quest Software. SQL Navigator for Oracle
go1984 pro
Quest Software. Toad for DBA Suite for Oracle
IBM Domino Messaging Client Access License Authorized User License + SW Subscription & Support 12 Months
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование на Microsoft Access
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Вопросы и ответы по MS SQL Server
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100