Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

СТАТЬЯ02.10.03


Совершенствование системы управления на Липецком хладокомбинате

Якорев Р.А., Сатаев Р.Р.
Статья была опубликована
в журнале «Пищевая промышленность»
№ 9 – 2003, www.foodprom.ru


В условиях формирования рыночных отношений российским предприятиям все больше приходится работать в жестких конкурентных условиях. В преддверии вхождения России в ВТО вопрос выживаемости российских производителей продуктов питания будет стоять наиболее остро. Современная конкурентная среда требует от предприятий постоянной заботы о повышении собственной эффективности и качества выпускаемой продукции. Один из шагов к этому – внедрение корпоративной информационной системы (КИС), которая объединяет все информационные ресурсы компании.


Сегодня на российском рынке представлено множество комплексных систем управления предприятием различного класса как российских, так и западных разработчиков. Потенциальному заказчику порой бывает нелегко разобраться в потоке предлагаемых решений.


Внедрение систем класса ERP (Enterprise Resource Planning)


Освоение систем класса ERP – это не дань моде, а назревшая необходимость для предприятий, которые хотят повысить качество выпускаемой продукции, выйти на новые рынки, на качественно новый уровень ведения бизнеса.


В 2000 г. компания Interface Ltd. заключила договор с Липецким хладокомбинатом (ЛХК) на внедрение КИС. Выбор данной системы был неслучаен. Система iRenaissance.ERP была наиболее подходящим решением для предприятия благодаря своей отраслевой специализации и проработанностью производственного модуля, учитывающего специфику процессорного производства. Отдел АСУ и руководство ЛХК долго и основательно занимались поиском готового решения для своего предприятия, были рассмотрены и проанализированы несколько систем ERP-класса, представленных на российском рынке.


Появившись на российском рынке в 1998 г., КИС успела зарекомендовать себя как надежная, мощная система, способная работать в условиях российского рынка. В отличие от других систем управления ресурсами предприятия ERP-класса система iRenaissance поддерживает множество уникальных и сложных функций, необходимых для тех изделий и продуктов, компоненты и характеристики которых изменяются при смешивании, нагреве, измельчении, перемешивании, дистилляции, выщелачивании, испарении, синтезе, видоизменении в процессах, требующих соблюдения рецептуры, формул и технических условий.


Разработчик системы – компания Ross Systems (www.rossinc.com), которая является международным поставщиком комплексных программ для химической, фармацевтической, целлюлозно-бумажной, металлургической и пищевой промышленности.


Система изначально разрабатывалась для предприятий с процессным типом производства. Компания Ross Systems более четверти века является поставщиком комплексных решений для пищевой промышленности.


Причин задуматься о выборе ERP системы у Липецкого хладокомбината было много, условно их можно разделить на две группы: экономические и маркетинговые. К первой относились: постоянное заполнение складов нереализованной готовой продукцией, несовершенство планирования производственных процессов, отсутствие нормативной базы рецептур и технологических карт процессов, отсутствие четкой методики бюджетирования и финансового планирования и пр.


Ко второй группе причин относилось желание комбината стать привлекательными для западных инвесторов, для чего руководством ЛХК была поставлена цель – пройти сертификацию на соответствие международным стандартам качества ISO 9000-2000, чему, как известно, способствует использование в работе предприятия корпоративной информационной системы ERP-класса.


В рамках проекта консультантами компании Interface Ltd. был выполнен ряд работ, которые, согласно поставленным целям, можно условно объединить в три группы:



Совершенствование системы управления деятельностью предприятия, реинжиниринг бизнес-процессов компании


В рамках проекта по совершенствованию системы управления были проведены следующие работы: анализ текущего состояния предприятия; описание бизнес-процессов и процедур, организационной структуры, схем взаимодействия подразделений, анализ документооборота. Описания проводили с использованием международных стандартов IDEF0, DFD, IDEF3.


После анализа текущих схем консультантами были разработаны предложения и рекомендации по реорганизации деятельности компании: разработана методика бюджетирования, финансового и производственного планирования; пересмотрена концепция производственных отношений внутри цехов; разработана методика оценки поставщиков сырья и материалов; предложены уникальные классификаторы всех объектов управления;выделены центры затрат по всему предприятию; разработана схема распределения ответственности между подразделениями и внутри каждого из них; предложена модифицированная схема корпоративного документооборота, значительно снижающая внутренние транзакционные издержки.


В итоге консультантами были предложены схемы деятельности предприятия – «как должно быть», с учетом того, что ЛХК в дальнейшем будет использовать КИС iRenaissance в качестве корпоративного стандарта.


Почему была выбрана система iRenaissance? Объяснение достаточно простое: система изначально спроектирована для использования ее на подобных предприятиях. Во главу угла в системе ставится процесс производства в отличие от многих других систем, где основа – бухгалтерия. iRenaissance внедрен более чем в 1500 компаний пищевой промышленности по всему миру. Система сертифицирована на соответствие стандарта ISO 9001-2000, что также способствовало ее выбору.


Внедрение системы менеджмента качества


Следующим этапом работ на комбинате было внедрение системы менеджмента качества по ISO 9000 и подготовка ЛХК к процессу сертификации на соответствие международному стандарту ISO, в рамках которого были проведены следующие работы:



В начале 2002 г. работы были завершены, и весной 2002 г. Липецкий хладокомбинат получил сертификат соответствия стандартам качества по ISO 9000, подготовку и сертификацию проводила компания «Интерсертифика TUV».


Внедрение системы в качестве инструмента, обеспечивающего функционирование предприятия по предложенным консультантами схемам.


Комбинату был предложен следующий порядок внедрения системы: дистрибьюторская серия: «Управление складами», «Снабжение», «Сбыт»; производственная серия: «Управление производством», «Планирование производства», «Планирование потребностей в ресурсах»; финансовая серия; серия управления обеспечением: «Управление транспортировкой», «Ремонты».


Внедрение КИС на предприятии осуществляли специалисты компании Interface Ltd. В первую очередь были внедрены дистрибьюторские модули. Длившееся в течение 8 месяцев внедрение завершилось запуском модулей в промышленную эксплуатацию.


Благодаря этому сократился объем запасов нереализованной готовой продукции на складе, наметились сдвиги в решении проблемы неравномерных поставок. Появилась реальная возможность вести учет и контроль качества поставляемого сырья от различных поставщиков и, как следствие, повысить качество готовой продукции.


В планах – запуск в опытную эксплуатацию производственных модулей: «Управление производством», «Планирование производства» и «Планирование потребностей в материалах».


Внедрение модуля «Управление производством» позволит комбинату вести полный учет технологической базы, улучшать и совершенствовать производственные рецептуры. Появится возможность вести полный контроль за процессом производства на всех стадиях, включая подготовительные. Благодаря этому в случае критических отклонений на самых ранних стадиях есть возможность отменить выполнение производственных заданий и тем самым предотвратить потери времени и ресурсов.


Внедрение модуля «Планирование производства» позволит предприятию существенно повысить точность прогнозов реализации готовой продукции, что имеет большое значение для хладокомбината, так как спрос на мороженое во многом зависит от сезона года. При этом качество сырья и его наличие на рынке также сильно зависят от времени. Оперативное и оптимальное планирование производства станет возможным благодаря внедрению системы планирования на основе КИС iRenaissance.


В настоящее время ведется внедрение модулей финансового планирования и бюджетирования. Предварительно консультанты Interface Ltd. провели работу по формированию методики бюджетирования и финансового планирования с учетом последующей эксплуатации системы iRenaissance.ERP.


В результате осуществления проекта на комбинате произошли положительные сдвиги благодаря использованию современных методик управления, информатизации бизнеса компании и повышению квалификации персонала в области управления бизнес-процессами.


К настоящему моменту удалось достичь поставленных целей в рамках проекта, а именно:



Реализованная в iRenaissance и используемая на комбинате система контроля производимой продукции и полуфабрикатов привела к значительному повышению качества готовой продукции, что незамедлительно было отмечено потребителем.


Четкая организация бизнеса между подразделениями и распределение ответственности наряду с модифицированным документооборотом позволили значительно сократить время от инициализации задачи до начала ее исполнения, тем самым снизив внутренние транзакционные издержки.


В настоящее время специалисты комбината продолжают совершенствовать выстроенную автоматизированную систему управления.

За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.

Обсудить на форуме Ross Systems, Inc.

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 02.10.03