Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

Oracle вступает в год интеграции

Сергей Свинарев
статья была опубликована на сайте kis.pcweek.ru, 21'2005

По данным аналитической компании Gartner, при внедрении бизнес-приложений около 35% затрат приходится на решение, казалось бы, сопутствующей задачи их интеграции с другими прикладными системами, эксплуатируемыми на предприятии. В 2004 г., согласно данным IDC, во всем мире объем рынка продуктов и услуг, связанных с подобной интеграцией, составил 6,2 млрд. долл., а к 2006-му он достигнет отметки 8,2 млрд. долл. И хотя в нашей стране этот сегмент только начинает развиваться, перспективы у него для крупнейших российских системных интеграторов, по мнению руководства московского офиса корпорации Oracle, проведшего в начале июня специальный круглый стол EXSITE (EXecutives of System Integrators, Together Engaging), самые радужные.

"Российский рынок интеграции приложений находится на стадии формирования, однако стратегически является наиболее приоритетным, — считает директор по техническому консалтингу "Oracle СНГ" Глеб Ладыженский. — Сегодня именно он представляет собой арену активной конкуренции идей, концепций и технологий ведущих мировых поставщиков программного обеспечения". С практической точки зрения его развитие стимулируется задачами интеграции государственных ведомственных ИС, корпоративных приложений ERP, CRM, SCM и т. д. Применение соответствующих технологий особенно актуально в тех организациях, где эксплуатируется множество разнородных прикладных систем и осознана насущная потребность в обеспечении их взаимодействия и синхронизации информации.

Глеб Ладыженский: "Предстоящий год станет для Oracle годом интеграции приложений"

Глеб Ладыженский: "Предстоящий год станет для Oracle годом интеграции приложений"

Построением собственной технологической платформы Oracle занимается уже давно, но за последний год ее интеграционный блок получил существенное развитие. Это нашло отражение и в структуре информационной архитектуры Oracle (см. рис. 1), которая сегодня выглядит гораздо логичнее и богаче, чем всего семь месяцев назад. Неудивительно, что руководство корпорации хотело бы привлечь внимание к своим интеграционным инструментам тех, кто заинтересован в них больше всего, — крупных системных интеграторов. В России, где Oracle ведет бизнес только через партнеров, это вообще единственный канал продвижения ее технологических инноваций. По словам директора по работе с партнерами "Oracle СНГ" Павла Захарова, ориентация в этом вопросе на крупных системных интеграторов объясняется еще и тем, что именно они обеспечивают более 60% роста оборота Oracle в странах бывшего СССР.

Информационная архитектура Oracle

Рис. 1. Информационная архитектура Oracle

Возвращаясь к изображенной на рис. 1 информационной архитектуре Oracle, следует отметить условность границ между ее отдельными блоками и слоями. Так, слой концентратора данных Data Hub, служащий для поддержания в актуальном состоянии справочников или так называемых мастер-данных бизнес-приложений, несомненно, может считаться еще и важнейшим инструментом интеграции разнородных данных. Уровень исполнения бизнес-процессов, хотя и расположен над уровнем прикладных систем, на самом деле очень тесно связан с сервером приложений, находящимся в технологическом фундаменте указанной архитектуры. Тем не менее формально в интеграционный блок, как и в пакет Oracle Integration 10g, включено пять продуктов (см. рис. 2).

Компоненты Oracle Integration 10g тесно интегрированы с сервером приложений Oracle

Рис. 2. Компоненты Oracle Integration 10g тесно интегрированы с сервером приложений Oracle

Центральное положение в нем занимает BPEL Process Management, опирающийся в той или иной мере на возможности остальных четырех. Он поддерживает наиболее популярную сегодня спецификацию описания и исполнения бизнес-процессов Business Process Execution Language 1.1 (BPEL) и основан на разработках фирмы Collaxa, купленной Oracle в прошлом году. BPEL Process Management включает средства визуального проектирования бизнес-процессов с удобным и наглядным графическим интерфейсом. Построенная с его помощью модель бизнес-процесса автоматически трансформируется в его описание на XML-подобном языке BPEL. Поскольку BPEL является общепризнанным открытым стандартом, указанное описание будет понятно и любым другим инструментам такого рода, присутствующим на рынке. Далее это описание транслируется в код программы на языке Java, исполняемый на J2EE-сервере приложений. В отличие от остальных продуктов интеграционного блока BPEL Process Management поддерживает не только Oracle Application Server, но и конкурирующие серверы приложений BEA WebLogic, IBM WebSphere и JBoss.

Наибольшие сложности возникают тогда, когда отдельные задачи, образующие бизнес-процесс, решаются при помощи разных и ничего не знающих друг о друге приложений. Взаимодействие между ними, основанное на асинхронном обмене сообщениями, осуществляется продуктом InterConnect, способным выполнять также функции стандартного сервера интеграции приложений с архитектурой центрального связующего узла (Hub-and-Spoke). Как известно, такой сервер сможет полноценно работать лишь при наличии программных адаптеров для каждой из интегрируемых прикладных систем, которые Oracle предлагает строить средствами компонента Adapters. Впрочем, в стандартную поставку уже включены более 200 адаптеров для доступа к популярным БД (Microsoft SQL Server, IBM DB2, Sybase, источники, поддерживающие JCA и OLE-DB и др.), бизнес-приложениям (SAP, PeopleSoft, Siebel, J.D. Edwards), протоколам (HTTP, FTP, RMI, IIOP, SOAP), системам обмена сообщениями (JMS, Oracle AQ, MQ-Series, Tibco), унаследованным мониторам обработки транзакций (CICS, Tuxedo), форматам обмена информацией B2B (RosettaNet, HIPAA, EDI, EDIFACT), протоколам объектного взаимодействия (Web-сервисы, EJB, CORBA, COM, DCOM).

Мало, однако, просто организовать исполнение спроектированных бизнес-процессов: всеми ими необходимо еще и управлять в условиях реальной эксплуатации. В силу самых разных причин могут возникать отклонения от заданных временных рамок прохождения этапов таких процессов: иногда не хватает вычислительных ресурсов, в других случаях виноват бывает "человеческий фактор". И хотя время, отведенное на каждый этап бизнес-процесса, фиксируется при проектировании, контролировать его в процессе исполнения очень трудно, а иногда попросту не нужно. С точки зрения всего предприятия необходимо, чтобы не выходили за допустимые пределы некоторые наиболее важные обобщенные параметры (своеобразные показатели KPI). К примеру, для него существенно, чтобы клиентам не приходилось тратить на оформление заказа более пяти минут. Мониторинг подобных показателей, характеризующих весь бизнес-процесс или отдельные его ветви, можно поручить только что выпущенному продукту Oracle Business Activity Monitoring (BAM). Он способен как фиксировать упомянутые отклонения, так и находить их первопричины и выявлять корреляции между регистрируемыми параметрами.

Компонент Oracle Integration 10g, предназначенный для организации информационного обмена между разными предприятиями и получивший название Oracle B2B, по мнению г-на Ладыженского, пока не очень востребован отечественными компаниями. Возможно, это объясняется их большей по сравнению со своими западными собратьями закрытостью.

Как уже упоминалось выше, хотя слой Data Hub формально и не включен в средства интеграции приложений, он является существенным элементом консолидации мастер-данных, используемых всеми прикладными системами предприятия. До недавнего времени он содержал лишь средства координации данных такого рода, относящихся к клиентам. Буквально накануне московской конференции EXSITE, корпорация объявила о выпуске еще двух подобных инструментов — Product Information Management Data Hub и Financial Consolidation Data Hub. Первый призван консолидировать все данные о продукции, включая неструктурированные, и может использоваться для управления каталогами торговых подразделений или спецификациями на предприятиях, занимающихся разработкой и выпуском сложных изделий. Второй позволит сформировать единое глобальное представление о финансовой информации, накопленной в разных прикладных системах.

Упомянутая выше зыбкость границ между разными уровнями информационной архитектуры Oracle лишний раз подтверждается объединением продуктов самого разного назначения под маркой объявленного недавно корпорацией семейства Oracle Fusion Middleware. В него входят сервер приложений Oracle Application Server 10g, связанные с ним продукты и опции, концентраторы данных Data Hub и даже пакет для поддержки коллективной работы Oracle Collaboration Suite, находящийся, как видно из рис. 1, на верхнем, а вовсе не на промежуточном уровне стека программных технологий Oracle. Английское слово "fusion" очень выразительно и имеет множество значений (сплав, слияние, синтез, интеграция, сращивание, коалиция и даже стиль фьюжн, соединяющий джаз и рок-музыку), в полной мере соответствующих желанию Oracle сформировать тесно интегрированную программную платформу и добиться с ее помощью успеха на рынке. Впрочем, чрезмерно частое его употребление может и запутать потенциальных заказчиков: не так давно корпорация назвала свою долгосрочную программу по объединению линеек бизнес-приложений Oracle и PtopleSoft не менее выразительно — Project Fusion.

В настоящее время во всем мире Oracle Integration 10g использует уже более 700 предприятий. Одно из них расположено на территории СНГ. Это компания "Казахтелеком", осуществившая с помощью данного инструмента интеграцию Oracle CRM с внешней биллинговой системой. По словам г-на Захарова, сегодня в России выполняется еще ряд проектов такого рода, но более детальная информация о них пока отсутствует.

Дополнительная информация

О корпорации Oracle

Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения. Имея годовой объем продаж более 9.7 миллиардов долларов США, компания предлагает свои базы данных, серверы приложений, инструментальные средства разработки и готовые приложения, а также услуги в области консалтинга, обучения и поддержки систем более чем в 145 странах во всем мире. СУБД Oracle используют более чем в 750 организациях на территории СНГ и более чем в 520 организациях на территории России.

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме Oracle

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 27.10.05