| СТАТЬЯ | 30.09.02 | 
Поймать, удержать и удовлетворить
В России формируется CRM-рынок
© Александр 
    Латкин 
    Статья была опубликована в газете "Известия"
Идеология CRM (Customer 
Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) является последней 
модой IT-бизнеса, и эта мода наконец дошла до России. В мировом масштабе оборот 
рынка CRM-систем составляет миллиарды долларов, а внедрение у конкретного клиента 
таких решений может обойтись ему в сотни тысяч долларов. Проблема в том, что руководитель 
компании, желая завести у себя модную штучку, зачастую сам не знает, как изменится 
его жизнь. Переводя свою работу на CRM-идеологию, он сам ставит перед собой высокую 
планку, которой теперь нужно соответствовать. 
 В любом учебнике по Customer Relation Skills (искусство взаимоотношений с заказчиками), 
  который обязан вызубрить каждый коммерческий представитель западной фирмы, приведены 
  следующие цифры: затраты на привлечение нового клиента в 5-10 раз больше, чем 
  на удержание существующего; большая часть клиентов окупается лишь через год; 
  50% клиентов не приносят прибыли из-за неэффективного взаимодействия с ними; 
  20% клиентов приносят 80% прибыли; увеличение "удержания" клиентов на 5% увеличивает 
  прибыль на 25-55%. Заканчивается список торговых заповедей шедевром: "Удовлетворенный 
  клиент расскажет о компании пяти знакомым, неудовлетворенный - десяти". 
 CRM-системы по сути являются положениями западной корпоративной культуры, воплощенными 
  в "железе" и программных продуктах. Такая система позволяет настраивать ее не 
  только на бизнес-процедуры компании, но и на ее сотрудников. Иными словами, 
  начальник отдела продаж получает оперативную информацию, например, о конкретных 
  контрактах, а руководитель компании каждый день знает ее оборот. 
 Сегодня CRM-рынок является одним из самых быстрорастущих. По данным аналитической 
  компании AMR Research, в 2001 году объем мирового рынка составил $10 млрд, а 
  к 2004 году он должен достигнуть $13 млрд. В России рынок CRM еще не сложился. 
  Многие успешные российские компании уже понимают необходимость качественной 
  работы с клиентами, но обычная российская закрытость и "двойная бухгалтерия" 
  не способствуют внедрению у них CRM-систем. Ведь смысл этих решений в том, что 
  для их оптимальной работы нужна реальная информация, которую наши руководители 
  привыкли прятать. Борис Щербаков, глава представительства в СНГ компании Oracle, 
  заявил "Известиям", что вначале на российском рынке корпоративного программного 
  обеспечения были востребованы "бухгалтерские и финансовые пакеты. Даже вначале 
  не пакеты, а программы. Затем произошел переход к бизнес-пакетам, к производственному 
  ПО. Следующий шаг - это CRM". 
 Дмитрий Иванников, генеральный директор компании Avaya в России и странах СНГ 
  так прокомментировал "Известиям" перспективы нового рынка: "Несмотря на то, 
  что основная часть российских клиентов пока не готова покупать законченное CRM-решение, 
  большинство мобильных операторов или компаний, обслуживающих большое количество 
  входящих звонков, уже установили операторские центры, которые являются одной 
  из составляющих CRM-решения. Сейчас российский рынок CRM невелик - около $10-20 
  млн в год. Но прошедший год стал первым, когда появилась возможность говорить 
  не об отдельных проектах, а собственно о рынке CRM". 
 К производству CRM-систем имеют отношение и российские компании. Президент 
  корпорации "Парус"Александр Карпачев заявил "Известиям": "Мы выпустили первые 
  CRM-системы не потому, что в них была потребность на рынке. Мы делали их для 
  себя. Сегодня спрос на подобные системы есть. Но надо понимать, что автоматизировать 
  можно только то, что в компании каким-то образом описано, осознано. Сегодня 
  преграда на пути внедрения - отсутствие четко упорядоченных процедур по работе 
  с клиентом". 
 Руководитель практики CRM российской компании TopS Business Integrator Евгений 
  Голод связывает рост интереса клиентов к новым технологиям с изменением самого 
  рынка: "В процессе освоения нового рынка задачи, связанные с улучшением качества 
  обслуживания клиентов, обычно несущественны - спрос велик, предложение недостаточно 
  и про клиентов на время забывают. Поэтому наиболее высока потребность в CRM-решениях 
  на тех рынках, которые переросли некоторую критическую массу. Например, сотовая 
  связь, сектор фармацевтических препаратов, розничная торговля, банки". 
 Несмотря на отмеченные сложности, рынок CRM-систем будет развиваться активно, 
  однако продаваться на нем будут в основном иностранные разработки. Полноценные 
  российские решения в этой области появятся через 2-3 года. Если основные западные 
  продукты к тому времени удастся полностью локализовать (русская документация, 
  настройка на наше законодательство и т.д.), то рынок для отечественных производителей 
  будет окончательно потерян. 
CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) - технологическая концепция, направленная на построение максимально эффективной маркетинговой и сбытовой политики. Технологически CRM предполагает ряд аппаратных и программных решений, настраиваемых согласно бизнес-процедурам компании. Главной целью CRM является удержание клиентов и повышение их лояльности к компании. Результатом внедрения CRM является создание единого источника информации по клиентам и полной истории взаимоотношений с ними; автоматизация службы обработки входящих звонков; автоматизация внутреннего документооборота.
Дополнительная информация
  
За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме
| Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru | |
| Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 30.09.02 |