Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

СТАТЬЯ
20.03.03


Введение в CMMI

© Козодаев А.А.
технический специалист компании Interface Ltd.

В данной статье пойдет речь о CMMI (Capability Maturity Model Integration) – нового стандарта в области менеджмента качества, а точнее его версии 1.1, которая появилась в марте 2002 года, будут рассмотрены: структура интегрированной модели процессов и краткий глоссарий CMMI.

Целью разработки CMMI явилось желание его создателей избежать проблем, связанных с использованием различных моделей CMM. Начиная с1991 года, были разработаны модели CMM для различных областей применения, наиболее существенными из них были:

- модель зрелости процессов разработки программного обеспечения (Capability Maturity Model for Software – SW-CMM)
- модель зрелости процессов для системного реинжиниринга (Electronic Industries Alliance Interim Standard – EIA/IS 731)
- модель зрелости процессов интегрированной разработки продуктов (Integrated Product Development Capability Maturity Model – IPD-CMM)

На основе этих моделей и был построен CMMI. Он вобрал в себя лучшее из этих моделей, устранив неоднозначность трактования некоторых понятий ввиду наличия множества моделей.

Прежде всего, хотелось бы упомянуть о том, что CMMI является референтной моделью, которая шаг за шагом помогает организации усовершенствовать свои бизнес процессы.

Использование данной модели позволяет организации оценить эффективность бизнес-процессов, установить приоритетные направления их усовершенствования, а также внедрить данные усовершенствования. Однако следует помнить, что нельзя улучшать бизнес-процессы во имя их улучшения, данные улучшения должны помогать бизнесу, достичь поставленных перед ним целей. Также необходимо иметь в виду, что улучшение процессов это долговременное, стратегическое усилие организации.

Существует два подхода (репрезентации) в совершенствовании бизнес-процессов в контексте CMMI:

- непрерывная репрезентация
- поэтапная репрезентация

Чем же отличаются эти два подхода?

Примечание: репрезентация подобна представлению (view) в базе данных. Данные, используемые в обоих подходах одинаковы, отличаются средства их организации и представления.

При выборе непрерывной репрезентации организация оставляет за собой право выбора последовательности действий ведущих к совершенствованию бизнес процессов. В данном случае усовершенствуются процессы определенной области процессов. Данный подход позволяет мигрировать с модели EIA/IS 731 на модель CMMI.

Поэтапная репрезентация предполагает определенную, доказавшую право на существование, последовательность действий, которая ведет к совершенствованию всех процессов организации в целом, а не определенной области процессов как в предыдущем подходе. Данная репрезентация помогает осуществить переход с модели SW-CMM к модели CMMI.

Примечание. Необходимо заметить, что наличие предыдущих моделей помогает перейти к модели CMMI, но ни в коей мере не является необходимым условием для внедрения CMMI.

В непрерывной репрезентации для оценки (измерения) степени улучшения процессов используется уровень устойчивости (capability level), в то время как в поэтапной репрезентации используется уровень зрелости (maturity level). Основное различие между этими двумя понятиями заключается в следующем:

Уровни устойчивости, используемые в непрерывной репрезентации, применяются для улучшения процессов в каждой области процессов. Существует шесть таких уровней, пронумерованных от 0 до 5. Уровень устойчивости включает в себя общую цель и набор общих и специфических практик (см. глоссарий). Непрерывная репрезентация имеет два типа специфических практик: общие и дополнительные, в поэтапной репрезентации такого деления нет.

Непрерывная репрезентация.

Уровень устойчивости Название уровня
0 Незавершенный уровень
1 Выполненный уровень
2 Управляемый уровень
3 Определенный уровень
4 Количественно-управляемый уровень
5 Оптимизированный уровень

В свою очередь уровень зрелости описывает общую организационную зрелость, и он включает в себя предопределенный набор областей процессов (см. Таблица 1). Существует пять уровней зрелости, пронумерованных от 1 до 5. В поэтапной репрезентации может присутствовать лишь одна общая цель для одной области процессов.

Поэтапная репрезентация

Уровень зрелости Название уровня
1
Начальный уровень
2
Управляемый уровень
3
Определенный уровень
4
Количественно-управляемый уровень
5
Оптимизированный уровень

Следующий рисунок иллюстрирует разницу в этих двух подходах:

Рисунок 1. Репрезентации в CMMI.

Структурная схема CMMI – поэтапная репрезентация

Краткий глоссарий CMMI:

Область процессов (Process Area) – набор связанных практик данной области, исполняются для достижения ряда целей, которые считаются важными в контексте улучшения процессов в данной области.

В CMMI области процессов одинаковы для непрерывной и поэтапной репрезентации.

Практики (practices) – это действия, производимые для достижения поставленных целей в данной области процессов.

Практики являются основным конструктивным элементом на основе, которого построена модель CMMI.

Специфические цели (specific goals) – цели, конкретизирующие основную (общую) цель

Общие цели (generic goals) – это цели, достижение которых в данной области свидетельствует о достижении зрелости процессов в данной области процессов. Слово общие говорит о том, что одна и та же цель может присутствовать во многих областях процессов.

Специфические практики (specific practices) – практики, выполнение которых способствует достижению специфических целей.

Общие практики (generic practices) – практики, выполнение которых способствует достижению общих целей.

Общие признаки (common features) – на самом деле общие свойства - это логическая группировка общих целей.

Субпрактики (subpractices) – представляют собой детализированные описания, поясняющие специфические и общие практики.

Дисциплина (discipline) – область знаний связанная с одной из четырех составляющих применения CMMI. В модели CMMI существует четыре дисциплины:

- разработка программного обеспечения
- системный инжиниринг
- интегрированная разработка процессов и продуктов
- выбор (отбор) поставщиков

Уровень зрелости (maturity level) – представляет собой точно определенное эволюционное плато на пути к достижению полной зрелости процессов организации. Каждый уровень зрелости формирует отдельный слой фундамента для постоянного совершенствования производственного процесса, включает в себя набор целей процесса, которые, по мере их достижения, приводят к стабилизации значимых компонентов производственного процесса. Каждый уровень зрелости является основой для более высокого уровня зрелости. Каждый уровень зрелости состоит из определенных областей процессов.

Таблица 1: CMMI поэтапная репрезентация
Уровни зрелости и соответствующие им области процессов

В случае использования поэтапной репрезентации предполагается, что любая организация по умолчанию находится на первом уровне модели зрелости процессов.

Уровень зрелости Область процессов Сокращение Цель
Уровень 2
Менеджмент требований (Requirements Management) REQM Управление требованиями предъявляемым к продуктам проекта или компонентам продукта, с целью выявления несоответствия между требованиями и планами проекта.
Планирование проекта (Project Planning) PP Разработка и поддержание планов определяющих развитие проекта
Мониторинг и контроль проекта (Project Monitoring and Control) PMC Обеспечить понимание стадии разработки проекта с целью принятия корректирующих действий в случае серьезного отклонения от плана
Менеджмент договоров с поставщиками (Supplier Agreement Management SAM Управление приобретением товаров и услуг от внешних поставщиков, с которыми заключены договоры
Измерение и анализ (Measurement and Analysis) M&A Разработка и поддержание возможности измерения, используемой для поддержки нужд информационного менеджмента
Оценка (гарантирование) качества товаров и процессов (Process and Product Quality Assurance) PPQA Обеспечение поддержки и управления в соответствии с целями процессов и связанными с ними продуктами работы
Конфигурационный менеджмент (Configuration Management) CM Установка и поддержание целостности продуктов работы (work products) в результате использования идентификации конфигураций, конфигурационного контроля и конфигурационного аудита
Уровень 3 Разработка требований (Requirements Development) RD Сбор и анализ требований потребителей к продуктам и компонентам продуктов
Техническое решение (Technical Solution) TS Разработка, дизайн и внедрение решений по соответствующим требованиям. Решения, дизайн и внедрения выражены продуктами, компонентами продуктов и связанными с данными продуктами процессами.
Интеграция продукта (Product Integration) PI Сборка (монтирование) продукта из его составляющих, проверка качества интеграции, ее функциональности и выпуск продукта.
Верификация (Verification) Ver Гарантирование того, что выбранные продукты работы отвечают предъявляемым требованиям
Валидация (Validation) Val Демонстрация того, что продукт и его компоненты соответствуют его предполагаемому использованию в предполагаемой среде.
Фокусирование на процессах организации (Organization Process Focus) OPF Установление и поддержание понимания процессов организации и процессных активов, идентификация, планирование и внедрение улучшений связанных с данными областями.
Описание процессов организации (Organization Process Definition) OPD Установление и поддержание возможного к использованию массива процессов организации
Организационный тренинг (Organizational Training) OT Повышение знаний и способностей людей для выполнения ими своих ролей эффективно и рационально
Менеджмент интеграции проектов (Integrated Project Management) IPM Установка и управление проектом и вовлечение всех заинтересованных лиц в интегрированный и определенный процесс. Данная область также затрагивает общее видение проекта командой разработчиков
Менеджмент рисков (Risk Management) RSKM Определение потенциальных проблем до их появления. В связи с этим процессы по снижению рисков могут планироваться и осуществляться на любом этапе разработки продукта или процесса.
Интегрированные команды (разработчиков)Integrated Teaming IT Формирование и поддержание интегрированных команд для разработки продуктов работы (work products)
Интегрированное управление поставщиками (Integrated Supplier Management) ISM Мониторинг новых продуктов, оценка источников продуктов, которые могут удовлетворить требованиям к проекту и использование данной информации для выбора поставщиков
Анализ решений и разрешение(Decision Analysis and Resolution DAR Разработка решений на основе структурированного подхода, который позволяет оценить альтернативные решения на основе установленных критериев
Организационная среда для интеграции (Organizational Environment for Integration) OEI Предоставление инфраструктуры для интегрированной разработки продуктов и процессов и управление людьми (персоналом) в целях интеграции
Уровень 4 Производительный организационный процесс (Organizational Process Performance) OPP Установление и поддержание количественного понимания производительности набора стандартизированных процессов организации и обеспечение информацией о производительности процессов и моделей для количественного управления проектами организации.
Количественный менеджмент проекта (Quantitative Project Management) QPM Количественно управлять определенным процессом в целях достижения установленного в рамках проекта качества и целей производительности.
Уровень 5 Организационные инновации и внедрение(Organizational Innovation and Deployment) OID Выбор и внедрение инноваций и улучшений, которые измеряемо, улучшают организационные процессы и технологии.
Анализ причин и разрешение (Causal Analysis and Resolution) CAR Идентификация причин дефектов и других проблем и принятие действий предотвращающих их появление в будущем

Чем же отличаются процессы, находящиеся на разных уровнях модели зрелости? В нашем рассмотрении мы предположим использование поэтапной репрезентации. Как было упомянуто выше, в этом случае модель CMMI имеет пять уровней зрелости, предполагается, что любая организация находится на первом уровне зрелости.

Процессы первого уровня зрелости, характеризуются хаотичностью, реактивностью, непредсказуемостью. Несмотря на это, очень часто организации, находящиеся на данном этапе развития, производят довольно качественные продукты. При этом, как правило, превышается бюджет и время разработки данных продуктов. Качественные продукты данных организаций производятся не за счет устойчивых и отлаженных процессов, а благодаря титаническим усилиям отдельных личностей. В случае ухода таких людей очень тяжело повторить успешные проекты. На данном этапе очень тяжело предсказать производительность процессов, протекающих в организации.

На уровне 1 производственный процесс (а вместе с ним и все процессы) представляется аморфной сущностью, практически черным ящиком, представление о процессах очень ограниченное, чрезмерно много усилий тратится на выяснение статуса развития проекта и текущего хода работ.

Уровень зрелости 2 – управляемый уровень. На данном этапе основные процессы описаны, их, возможно, использовать неоднократно. Другими словами, проекты, выполняемые организацией, отвечают требованиям. Процессы управляемы, они планируются, выполняются, измеряются и контролируются. Однако процессы все же имеют некоторую долю реактивности в своей сущности.

На уровне 2 контролируются требования заказчиков и промежуточные продукты, а также установлены основные практики управления проектом. Эти средства позволяют управлять проектом, однако дают фрагментарное представление о нем. Фактически, производственный процесс можно представить последовательностью черных ящиков и реальное видение проекта присутствует лишь на промежуточных этапах.

Уровень зрелости 3 – определенный уровень. В этом случае процессы определены. Установлены стандарты в пределах организации. На данном этапе процессы описаны не на уровне отдельного проекта, а на уровне всей организации. Присутствует более детальное описание всех процессов, в котором лучше раскрываются связи и зависимости, знание которых позволяет улучшить управление.

На этом уровне – уровне 3 - становится видимой внутренняя сторона наших черных ящиков. Это внутренняя структура отражает способ, применения стандартного производственного процесса организации.

Уровень зрелости 4 – количественно-управляемый уровень. На данном этапе достигнуты все цели предыдущих уровней. Выбраны субпрактики, которые при использовании статистических методов и других количественных техник позволяют контролировать качество выполнения процессов. Самое главное отличие этого этапа от предыдущего заключается в предсказуемости эффективности процессов и возможности ею (эффективностью) управлять.

На уровне 4 определенные процессы количественно контролируются с помощью соответствующих средств и техник.

Уровень зрелости 5 – уровень постоянного улучшения (оптимизации) процессов. На данном этапе мы имеем точные характеристики оценки эффективности бизнес процессов, что позволяет нам постоянно и эффективно улучшать бизнес процессы путем развития существующих методов и техник и внедрения новых.

Мысли о том, зачем нужна сертификация по системе CMMI и нужна ли она вообще, хотелось бы оставить за бортом своего повествования, так как этот вопрос является не совсем однозначным и может послужить темой для отдельной статьи. Более подробную информацию можно получить на сайте.

Примечание. Автор приносит извинения за возможные неточности перевода некоторых терминов глоссария.

Дополнительная информация

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 10.01.03