СТАТЬЯ
27.02.02

Современные стандарты управления в России
Использование современных стандартов управления предприятиями (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI)

Ирина Балахонова
Статья опубликована на сайте: http://www.e-xecutive.ru

Введение

Существуют разные взгляды на организацию и управление промышленным предприятием. На многих отечественных предприятиях доминирующими являются следующие мнения:

  1. "Наше предприятие уникально, и опыт других (особенно международный) для нас малоприемлем";
  2. "Если нам нужны изменения, то эти изменения должны быть радикальными и принести быстрый результат - идеология "большого скачка"".

В статье Лапидуса В.А. [2] данные умонастроения российского менеджмента определяются как препятствия в успешном развитии предприятий.

Можно с большой уверенностью утверждать, что…

Во-первых, у предприятий существует специфики не более чем на 10%, остальные 90% деятельности - стандартны. Для улучшения дел на таких предприятиях необходимо опираться на передовой опыт других и "не изобретать велосипед". Квинтэссенцией такого опыта являются международные стандарты управления MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000 [6].

Во-вторых, наши предприятия должны переломить существующее у них положение, когда срочные проблемы не дают реализоваться важным. У предприятий должны появиться долгосрочные цели. К этим целям они упорно должны двигаться, учредив постоянство перемен к лучшему, то есть изжить пустые иллюзии "большого скачка", заменив их на идеологию постоянного совершенствования - BPI (Business Process Improvement) [10].

Данная статья есть попытка показать, что движение в сторону стандартизации методов управления является главным направлением развития экономики предприятий во всем мире (в том числе, и в России); что стандарты управления являются инструментами реализации концепции BPI (постоянного совершенствования); что, внедряя передовые методики, предприятия получают практические результаты улучшения и критерии оценок достижения уровней совершенства (уровней BPI).

1. Переход из дефицитного рынка в конкурентный

В решающей степени упадок многих предприятий объясняется внутренними факторами: уровнем технологий; состоянием организации производства; совершенством управления предприятием. Состояние данной триединой основы отечественных предприятий определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производстве и низкое качество выпускаемой продукции [1,3].

В современных российских условиях нет серьезных возможностей для объемных инвестиций. Первые шаги по выводу предприятий из кризиса нужно делать на базе уже существующих технологий и оптимизировать две другие составляющие деятельности: организацию и управление предприятием [1]. Для того, чтобы дать ответы, как обеспечить выживание предприятий в современных условиях и каким образом наиболее эффективно реорганизовать предприятие, чтобы оно адаптировалось к изменениям во внешней среде, нужно обратиться к мировому опыту и к тем формам и методам управления предприятия, которые стали мировыми стандартами [2,3].

В обзорах Gartner Group приводится следующий график соотношения спроса и предложения с 1945-го по 1997 год в США (см. рис. 1).


Рис. 1

Как видно из рисунка 1, развитие соотношения спрос/предложение разделилось на два периода.

С 1945-го по 1980 год - это дефицитный рынок, когда спрос превышал предложение и производитель диктовал потребителю цены на готовую продукцию. Экономика фирм была направлена к производству (см. таблицу 1).

В 1980 году в США (да и во всем мире "капитала") произошел перелом соотношения спроса и предложения. Рынок стал конкурентным, то есть цена на продукцию стала рыночной. И для того, чтобы получить нужную прибыль для развития, предприятия должны были снижать себестоимость своей продукции.

Для нашей страны таким переломным годом стал 1992-й. В результате экономической реформы предприятия России резко из дефицитного рынка переместились в конкурентный рынок, причем конкурировать пришлось с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество было предпочтительнее.

Таблица 1. Развитие социально-экономических отношений на промышленных предприятиях

  1960 1980 1990-2000
  Россия - 1990 г. Россия - 2000 г. Россия - 2001 г.
Рынок "Экономика к производству" "Экономика к рынку" "Экономика к услугам"
Продолжительность жизни продукции 10 лет Несколько лет Менее 1 года
Конкуренция Отсутствует Национальный масштаб Мировой масштаб
Производство Массовое По партиям Синхронное
Качество Брак > 10% Брак 1%. "Система качества" P.P.M. TQM
Обновление запасов 2-5 раз в год 5-50 раз в год 50-100 раз в год
Тип управления По заказам MRP MRPII/ERP JIT
Базовые данные для производствава Прошлый опыт Прогноз Заказ потребителя

Если рассматривать итог развития социально-экономических отношений в западных странах при переходе от дефицитного к конкурентному рынку, то надо отметить, что в конце 90-х годов экономика западных фирм нацелена [3]:

Основной выигрыш фирмы получают за счет своевременности реагирования, а не за счет экономии на масштабах и поиска дешевых ресурсов.

Российские предприятия в 90-х годах, когда им пришлось конкурировать с мировыми производителями, по развитию экономических отношений находились на уровне 60-х годов развития западных фирм.

За счет кризиса 1998 года российские предприятия оказались в условиях "национальной" конкуренции, то есть экономика предприятий обращена к рынку (уровень 80-х годов в США - когда и там был сильный промышленный кризис). Что привело к следующей идеологии производства:

- исповедуется простейший принцип "нет продаж, нет бизнеса", то есть отдел сбыта руководит предприятием;

- производство не рассматривается стратегически, оно считается как бы рабочим функциональным подразделением для производства товаров, то есть постепенно деградирует производственное планирование;

- в области повышения качества упор сделан на процедуры и правила, которые на практике не ведут к желаемым результатам повышения качества готовой продукции.

Сегодня многие отечественные предприятия не могут вырваться из кругооборота вредных эффектов и проблем (даже, несмотря на наличие портфеля заказов).

Таким образом, форма "узкого коммерческого мышления" приводит к созданию негибких производственных систем. Решение любой из вышеперечисленных проблем требует сложного комбинированного решения остальных проблем. Ключевым фактором выхода из "замкнутого круга" является достижение баланса целей предприятия (коммерческих, производственных и финансовых). Одинаково неправильно избыточное давление либо производственных, либо финансовых, либо коммерческих целей предприятия [8].

Мировой опыт показывает, что успеха достигли те фирмы, которые:

2. Развитие организационной модели управления предприятием

ERP-стандарты с конца 60-х годов поддерживаются Американским обществом управления производством и запасами (APICS). APICS предполагает следующее деление на типы производств: дискретное производство; объемное производство; производство под заказ; производство на склад. Бизнес-модель предприятия на базе ERP-стандартов облегчает интеграцию (под которой понимается согласованная работа различных подсистем ПСС), уменьшает количество ошибок, устраняет излишние операции. Внедрение такой модели невозможно без использования информационных технологий (ERP-систем).

Прогнозирующие и планирующие возможности ERP-системы дают существенное снижение стоимости и повышают качество бизнесс-процессов на предприятии.

ERP-стандарты включают следующие основные управленческие методики [6]:

С накоплением опыта моделирования производственных и непроизводственных бизнес-процессов эти понятия постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций.

В таблице 2 соотнесено развитие стандартов ERP с развитием принципов управления качеством. Два этих направления ("организация и управление производством" и "управление качеством") неразрывно связаны между собой и являются инструментами повышения потенциала предприятия (под потенциалом понимаем шанс получения предприятием прибыли в будущем) [10].

Годы Управление Характеристика стандартов управления предприятиями Качество Характеристики принципов управления качеством
1904-1949 30 glorieuses Принципы организации производства, заложенные Тейлором (F.W. Tayle, H. Ford) "Допуски и калибры" Совместимость технологических процессов, технический контроль (Ф.Тейлор)
1950-1964 MRP0 Планирование потребностей в материалах (O. Wight, J. Orlicky), расчет потребностей нетто Статистическое управление качеством SPC-статистическое управление процессами, приоритетная роль потребителя (В.Шухарт, Э.Деминг)
1965-1974 MRPI Планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Cloosed Loop Material Requirment Planning), включающее составление производ-й программы и ее контроль на цеховом уровне (Miller, Sprague) TQC (CWQC) TQC-тотальный контроль качества, или управление качеством в масштабе всей компании (CWQC). Вовлечение персонала (кружки качества) - Япония
1975-1980 MRPII Планирование производственных ресурсов (на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством) TQM BS 5750 14 принципов менеджмента качества Э.Деминга.

Система качества на базе правил и процедур - Великобритания

1981-1985

MRPII+

 

 

 

CALS 1

Включение идеологии JIT (точно в срок), комбинация с элементами "Канбан системы" (S. Shingo, M. Ohno). Добавление системы OPT (E. Goldratt) - оптимизация "узких мест"

Computer Aided Logistic Support - компьютерная поддержка поставок

TQM + Реинжиниринг Системный подход, целостность управленческих подходов, реинжиниринг процессов, осознание ценности работников
1986-1990 ERP Планирование ресурсов предприятия. Добавление DRP (планирование ресурсов для распределения) и FRP (финансовое планирование) ISO 9000:1987 Функциональный менеджмент за счет распределения ответственности. Модель премии качества - США
1991-1996 Extend ERP Sypply Chain - управление цепочками поставок (позволяющее направлять и контролировать движение материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю) ISO 9000:1994 QS 9000 Элементный подход на менеджмент качества. Программа "шесть сигм" (P.P.M)
  CALS 2 Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта    
1997-2000 CSRP Интегрирование покупателя и подразделений, завязанных на покупателе, с основными плановыми и производственными подразделениями;

интеграция собственных ИС с приложениями клиента и поставщика;

планирование заказов потребителей;

покрытие всего жизненного цикла продукта в интегрированных информационных системах (ИИС);

интеграция в ИИС CALS-технологий.

ISO 9000:2000 8 принципов менеджмента качества:

1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство
3. Вовлечение персонала
4. Процессный подход
5. Системный подход к менеджменту
6. Непрерывное улучшение
7. Подход к принятию решений на основе фактов
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Как видно из таблицы 2, источником развития ERP-стандартов и стандартов качества является "Научная организация труда" Ф.Тейлора [3]. С развитием вычислительной техники (ВТ) произошло разделение на систему управления производством (которая опиралась на автоматизированную поддержку) и на систему управления качеством (которая, помня заветы Э. Деминга, больше опиралась на бумажные процедуры и производственные философии). CALS-идеология, появившаяся в середине 80-х годов, протянула мостик между автоматизированными системами управления (АСУ) и проектирования (САПР) и системой качества (СК), вводя стандарты управления как структурированными документами (характерными для АСУ), так и неструктурированными документами (характерными для СК) [9].

С конца 80-х годов развитие АСУ было направлено в сторону интегрированной информационной системы (ИИС), впитывающей в себя как CALS-технологии, так и методологии системы качества [4]. Фундаментом такой интеграции стали:

- с одной стороны, унификация понятия "жизненного цикла продукции", как в ERP-стандартах, так и в стандартах качества,

- и, с другой стороны, "принцип непрерывного улучшения деятельности предприятия", что заставило отказываться от жестких и застывших систем документирования производственных процессов (СК) и переходить к динамичным моделям, что невозможно без информационной поддержки таких моделей.

Таким образом, через 50 лет раздельного развития АСУ и СК в наше время вновь соединяются во "всеобщем менеджменте предприятия" (другое название - "гибкая система управления") [3]. Прежний принцип специализации не работает. Чтобы управлять всеми процессами (охватывать все функции на современном предприятии) необходим целостный взгляд на объект управления, что невозможно без компьютеризации процессов. Из-за усложнения процессов на предприятии разработка уникальной интегрированной информационной системы, опирающейся только на опыт данного предприятия, стала нереальной. На помощь приходит "компонентный подход" [4] в построении ИИС и промышленные стандарты (ERP-стандарты) [10]. Те, кто унифицирует свою деятельность, выигрывают. Упорствующие в своей уникальности строят вавилонские башни в области АСУ, которые обречены на то, чтобы рухнуть [4].

Продолжение

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 27.02.02