Разделы

Интернет E-commerce

Покупатели легального софта: кто они?

Россия продолжает бороться с продажами пиратского ПО. С каждым годом все больше частных пользователей и организаций переходят на легальный софт. Кто же сейчас приобретает лицензионные решения в интернете? Какие программы наиболее популярны? И как вообще изменилось отношение к такому ПО со стороны организаций и домашних пользователей?

Что покупают?

Среди корпоративных пользователей наибольшим спросом пользуются антивирусные и офисные программы (89%), операционные системы (82%), программы для организации делопроизводства и бухгалтерской работы (70%).

Частные пользователи в основном приобретают операционные системы (88%) и антивирусные решения(84%). Чуть меньшей популярностью пользуются категории мультимедиа и развлечения (68%), игры (57%) и утилиты и сервисное ПО(55%)

В ходе опроса большинство россиян (45%) выразили готовность выделять из семейного месячного бюджета на покупки легального софта от 300 до 1000 рублей.

Несмотря на то, что софт постепенно превращается в непременное условие успешного ведения бизнеса и предмет первой необходимости для организации, существует еще множество препятствий повсеместного перехода российских компаний на легальное ПО.

ПО, приобретаемое организациями

Источник: Softkey, 2008

Так, около трети представителей бизнеса отмечают дефицит бюджета на покупку лицензионных решений. 11% опрошенных сталкиваются в работе с нехваткой квалифицированных кадров. Еще 9% признают свою недостаточную информированность, которая мешает сделать выбор в пользу того или иного продукта.

Проблемы, связанные с покупкой ПО (в зависимости от величины компьютерного парка)

Источник: Softkey, 2008

Сезонных всплесков покупок на рынке пока не наблюдается. Это говорит о том, что четкого закупочного плана софта, в отличие от материальных ресурсов, у российских компаний нет. Поэтому основная часть покупок совершается стихийно, и руководители пока не стараются оптимизировать расходы в данной сфере.

Частота приобретения организациями лицензионного ПО

Источник: Softkey, 2008

Характерно то, что положение на рынке является отражением статистики продаж интернет-супермаркета Softkey: представители среднего и малого бизнеса составляют всего 25% от общего количества покупателей, однако они обеспечивают производителям и продавцам ПО 75% доходов.

Кто покупает?

О том, что рынок тиражного ПО в России оформился и перестал быть "клубом для посвященных", говорит тот факт, что среди покупателей софта становится значительно больше женщин. Если в 2005 году женщины составляли 13% клиентов, то сейчас данный показатель увеличился 29%. Данная цифра свидетельствует об изменении покупательского восприятия и открывает новые горизонты перед вендорами, которые уже готовы запустить в производство софт, рассчитанный на новый потребительский сектор.

Итак, если говорить о портрете среднестатистического покупателя тиражного софта в России, то на сегодняшний день это мужчина в возрасте от 25 до 34 лет. Он занимает должность системного администратора или руководителя отдела компании и в значительной мере влияет на принятие решения в вопросе покупки софта для нужд компании. Для себя в основном приобретает легальное ПО раз в полгода, и наиболее распространенной причиной выбора в пользу легального софта является стремление к стабильной работе программы (35% пользователей указали этот фактор как определяющий). Интересно, что в последнее время тенденция смещается в сторону ежемесячного приобретения софта. Покупки, сделанные в интернет-магазине, среднестатистический покупатель в 40% случаев предпочитает оплачивать курьеру наличными при доставке. Данный факт свидетельствует о том, что эре электронных платежей в России только предстоит наступить, и для этого уже сейчас есть определенные предпосылки: по статистике Softkey, доля платежей электронными деньгами и пластиковыми картами стабильно растет.

Способы оплаты ПО в интернет-магазинах

Источник: Softkey, 2008

В России уже несколько лет действует ассоциация "Форум независимых разработчиков программного обеспечения" (ISDEF) – профессиональное сообщество производителей ПО. По данным исследования ассоциации, представленного на седьмой конференции ISDEF в сентябре этого года, оборот российского рынка тиражного ПО в 2007 году составил 3,7 миллиарда долларов. В соответствии с прогнозом ISDEF, в 2008 году национальный рынок ПО вырастет до 5 миллиардов долларов, а в 2009 достигнет 7 миллиардов долларов. Поэтому неудивительно, что в битву за клиентов с каждым годом вступает все больше участников.

Россия пока еще отстает уровня развитых стран лет на десять: просвещенные европейцы сегодня уже бьются за то, чтобы включить широкополосный доступ в интернет в необходимый минимум услуг, предоставляемых жителям наравне с электричеством, водой, газом и доступом к телевизионному сигналу. Однако, несмотря на то, что у нас пока еще много нерешенных проблем, и интернету в России пока далеко до вхождения в потребительскую корзину, отечественный рынок легального ПО имеет большие перспективы. Ведь свое слово еще не сказали регионы, которым только предстоит впереди активизация покупок ПО.

Никита Суров