Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

За границами ERP

© Владимир Андреев
Статья была опубликована на сайте www.docflow.ru

ERP-системы становятся реалиями в автоматизации отечественных предприятий. Сегодня по тому, задумывается ли руководитель организации о внедрении той или иной ERP-системы, можно судить о серьезности бизнеса и его масштабах, квалификации и амбициях руководства компании. В настоящее время не у кого наверно не вызовет возражения тезис, что подход к автоматизации предприятия, продемонстрированный ведущими производителями ERP-систем, является, пожалуй, первой удавшейся попыткой построения интегрированной комплексной информационной системы предприятии, преодолевающей сложившуюся годами практику так называемой "кусочной автоматизации".

ERP-системы демонстрируют подход к созданию такой информационной системы, которая состоит не из отдельных, плохо интегрированных между собой приложений, в изоляции решающих отдельные задачи автоматизации деятельности предприятия, но представляет собой единый интегрированный комплекс приложений.

Еще в недавнем прошлом на рынке появлялось множество учетных систем и систем планирования ресурсов под различными аббревиатурами – MRP, CRP, FRP (Material, Capacity, Finance Requirement Planning соответственно), SCM (Supply Chain Management), систем бухгалтерского учета, систем учета кадров. Все они автоматизировали изолированные задачи, возникающие в процессе управления предприятием, опирались на собственные базы данных и справочную информацию, реализовывали специфичный для каждого приложения интерфейс пользователя, предназначались для конкретных пользователей, работающих изолированно. Таким образом, на практике реализовывалась "кусочная" автоматизация, недостатки которой всем хорошо известны.

Однако, со временем, а именно с оформлением концепции MRP II (Manufacturing Resource Planning), на рынке появились продукты, объединяющие в одном интегрированном пакете несколько контуров автоматизации. Правда, первоначально они были предназначены только для автоматизации планирования ресурсов, используемых в производстве, таких, как комплектующие и материалы, загрузка производственных мощностей, необходимые финансы и пр. Вместе с тем, это были уже комплексные системы, в которых различные пользователи, занятые различными операциями, использовали общую базу данных, общие справочники, данные, порождаемые в одном контуре, могли использоваться в качестве справочной информации в другом, существовала возможность построения консолидированных отчетов.

Следующим шагом стало создание систем класса ERP, в которых функции собственно планирования и управления процессом производства дополнились функциями, связанными с бухгалтерским учетом, управлением поставками и продажами, расчетом зарплаты, складским учетом и логистикой и пр. При этом ERP, в отличие от предшествующих систем управления ресурсами, не опирается на формализованные стандарты, и каждый производитель может включать в состав пакетов различные наборы модулей. И вне зависимости от того, набор каких модулей включает та или иная ERP-система, она обеспечивает их интеграцию, что предоставляет возможности качественно нового использования приложений ERP-системы и данных, хранящихся в них.

Все это позволяет компаниям, внедряющим ERP-системы, строить фундамент для создания единой комплексной интегрированной системы управления предприятием и отказаться от множества приложений, функционирующих разрозненно. Так, например, в одной крупной нефтяной компании при комплексном внедрении ERP было ликвидировано более 300 различных приложений.

Тем не менее, в последнее время в прессе стало появляться все больше публикаций о том, что создание информационной системы предприятия не заканчивается внедрением ERP-системы. Высказываются самые разнообразные мнения, начиная от обоснования необходимости интеграции ERP-системы с приложениями для электронной коммерции и системами управления взаимодействия с заказчиками, и заканчивая сравнением ERP-систем с реликтовыми неповоротливыми монстрами.

Почему необходимо заглянуть "за границы ERP"

Анализ подобных претензий позволяет сделать вывод, что автоматизация предприятия отнюдь не заканчивается внедрением ERP-системы.

Системы ERP изначально были ориентированы на решение хорошо формализованных задач, возникающих при автоматизации базовых бизнес процедур традиционных производственных и сбытовых компаний, таких, как финансы, производство и логистика.

Однако при автоматизации предприятий, на которые сориентированы ERP-системы, возникает множество задач, лежащих вне компетенции ее модулей. Это, например, организация различных аспектов документооборота, системы согласования и утверждения документов, создание электронных архивов документов с распределенным доступом, системы контроля исполнения заданий, системы автоматизации процесса формирования бюджетов, автоматизация процессов управления качеством, и многие другие задачи, специфичные для конкретного предприятия.

Для решения перечисленных и подобных им задач необходимо использовать дополнительное программное обеспечение. Более того, использование ERP-систем в организациях проектного типа, бюрократических организациях, в компаниях, специализирующихся в области консалтинга или иных услуг, а также в компаниях постиндустриального сектора, как правило, вообще не имеет смысла.

ERP-системы не ориентированы на автоматизацию плохо структурированных или динамично изменяющихся бизнес процессов, а также процессов, в которых велика доля работы с неструктурированной информацией и существуют возможности модификации процедур в процессе их исполнения. Но именно автоматизация подобных функций становится все более необходимой по мере внедрения современных концепций управления на предприятии, таких как реинжиниринг бизнес процессов, средства управление качеством, обеспечение средств взаимодействия в горизонтальных структурах и средств накопления знаний, обеспечение взаимодействия сотрудников в рамках виртуальной организации и пр.

Давайте кратко рассмотрим функции, которые отсутствуют или недостаточно глубоко реализованы в современных ERP-системах.

Отсутствие перечисленных механизмов вынуждает прибегать к использованию дополнительных программных технологий для реализации данных задач. И именно тут возникает логичное место для использования комплексной системы автоматизации документооборота.

Нужно сказать, что в программной индустрии до сих пор нет четкой дефиниции для "системы автоматизации документооборота", однако в последнее время становится очевидным, что под таковой можно понимать композицию трех программных технологий достаточно давно используемых компаниями, а именно технологий WorkFlow, DMS (Document Management System) и Groupware.

WorkFlow – все процессы под рукой

Концепция WorkFlow, исповедуемая уже почти 20 лет компанией Staffware и получившая развитие в лице многочисленных последователей, рассматривает весь комплекс задач автоматизации бизнеса как совокупность бизнес процессов. Инструменты, предоставляемые WorkFlow системой, обеспечивают формирование описаний процессов, позволяют описывать данные, обрабатываемые в процессе, а также содержат средства описания электронных форм для обработки этих данных. Сервисы системы осуществляют реализацию данных бизнес процессов, размещают в персональных очередях заданий пользователей необходимую для обработки в нужное время информацию, осуществляют в рамках процесса различную активность, не требующую участия пользователей, обеспечивают контроль своевременности исполнения этапов процесса и различные способы реакции на возникающие проблемы.

Последовательная реализация идеи автоматизации предприятия в рамках концепции Workflow имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, а именно:

Обеспечивая практически мгновенную передачу работ между участниками бизнес процесса и напоминание о необходимости выполнения этих работ пользователями, система WorkFlow может революционным образом влиять на скорость реализации бизнес процессов и производительность труда сотрудников.

Данный подход имеет огромные перспективы в плане дополнения функциональности ERP-систем функциями связанными с организацией процессного подхода, средствами маршрутизации документов и других объектов, возможностей реструктуризации процессов. Наличие подобных инструментов позволило бы реализовать на практике концепцию непрерывного реинжиниринга бизнеса.

GroupWare – "голубая мечта" об интегрированной среде доступа к любой информации

Концепция GroupWare зародилась в начале 90-х годов и воплотилась в таких различных системах, как LinkWorks и Notes. Основной идеей, объединяющей эти продукты, было создание удобной среды доступа к разнородной информации и организация групповой работы с ней. Необходимо отметить, что термин GroupWare так и не получил формального толкования. К GroupWare относили и средства организации досок объявлений, и системы календарного планирования, и средства On-line взаимодействия, организации телеконференций и группового пространства для доступа к файлам документов и многое другое. Однако с появлением таких продуктов, как Lotus Domino, Microsoft Exchange и Novell GroupWise границы данной технологии определились достаточно отчетливо.

В отличие от производителей систем WorkFlow, производители вышеперечисленных продуктов оказались гораздо более прагматичными, включив в свои системы такие насущные функции, как электронная почта и системы группового планирования.

Нас же в контексте данной публикации более всего интересуют такие возможности GroupWare систем, как:

Наличие описанных функций позволило разработчикам решений создавать самые разнообразные приложения на базе систем класса GroupWare. Эти приложения имеют унифицированный интерфейс и средства навигации, базируются на общем каталоге пользователей и образуют общую среду взаимодействия пользователей с информацией. Важную роль в развитии GroupWare систем сыграла концепция универсального почтового ящика Inbox, предназначенного для получения в виде электронных форм разнородной информации, такой, как сообщения электронной почты, факсы, приглашения на встречи, поручения, документы и др., а также средства управления персональным расписанием.

DMS (Document Management Systems) – все вокруг документов

При анализе функций комплексной системы автоматизации документооборота нельзя не остановиться на подходе, демонстрируемом компаниями - производителями систем управления документами (Document Management Systems). В русском языке наиболее адекватным переводом данного термина является термин электронные архивы документов.

DMS-системы появились достаточно давно и вначале обеспечивали функции хранения файлов документов, а именно:

Однако со временем они стали обрастать дополнительными функциями:

Наличие подобных средств в системе управления документами делают ее применимой для решения гораздо более широкого круга задач, нежели создание архивов документов. Например, автору известны случаи реализации таких приложений, как система подбора персонала, система контроля реализации проектов на базе продукта Documentum, первоначально предназначавшегося для создания корпоративных архивов документов, но существенно переросшего свои изначальные функции.

Именно функциональность DMS систем может позволить добавить столь необходимые функции обработки слабоструктурированных данных.

Таким образом, наличие в информационной системе комплексной системы автоматизации документооборота, объединяющей функции Workflow, DMS и Groupware позволяет ликвидировать брешь при автоматизации процессов, проходящих "за границами" компетенции современной ERP-системы.

Однако для этого необходимо не просто внедрить систему документооборота в организации, но также:

К сожалению, размеры журнальной публикации не позволяют остановиться на данных вопросах достаточно подробно, но мы надеемся, что данное краткое введение послужит началом конструктивной дискуссии на означенную тему.

Дополнительная информация

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 16.03.06