СТАТЬЯ
18.07.01

Web-интеграция корпоративных систем

Предыдущая часть

Кирилл Вавилов
технический директор компании «Город-Инфо».
Сергей Щербина
директор по маркетингу той же компании.

Статья была опубликована на сайте www.profi-club.kiev.ua

Web-интеграция и B2B

Решение В2В — не аналог электронного магазина, где вместо физических лиц в качестве субъектов взаимодействия выступают компании. Отношения между компаниями гораздо более многообразны, чем отношения между компанией и заказчиком, и шире, чем просто оптовая торговля. Отношения B2B помимо «товарообмена» включают в себя такие виды взаимодействия, как сложные модели поставок и снабжения, кооперация при разработках и проектировании, сотрудничество при планировании, производстве и тестировании продукции. Они также различаются по характеру взаимодействия: длительность взаимодействия, условия взаиморасчетов, договорные отношения.

Полноценное решение класса B2B подразумевает интеграцию информационных ресурсов компаний-участников. Web-интеграция, будучи технологической платформой для электронной коммерции, создает среду для прямого информационного обмена между компаниями. В2В-интеграция включает такие элементы, как обеспечение внутренних и внешних коммуникаций, координацию бизнес-процессов между компаниями, а также систему управления информацией и транзакциями.

Наиболее распространены два решения класса В2В. Решения для конечного корпоративного пользователя, аналогичные B2C, включающие себя информирование заказчиков о ценах, продуктах, складских запасах, доставке, а также процессе выполнения заказов и решения типа «торговой площадки» (marketplace). Эти решения заключаются в координации взаимодействия между независимыми организациями и по большей части концентрируются на товарном обеспечении (биржевые товары, запчасти и др.), используя модель биржи или аукциона. Более «продвинуты» решения для «цепочки поставок» (supply chain) когда типичное взаимодействие между участниками цепочки включает совместное планирование и прогнозирование, совместный дизайн, скоординированное производство и управление дистрибуцией. Взаимодействие между подразделениями крупной компании также можно описать как взаимодействие в цепочке поставок, особенно для компаний, не имеющих единой информационной инфраструктуры. Интеграция бизнес-единиц может включать финансовую консолидацию, каталог продуктов, координацию по складским запасам. Традиционная цепочка поставок работает по линейному принципу: от поставщика, к производителю, а затем к потребителю. В традиционной модели компании стремились оптимизировать именно эту цепочку. В процессе перехода к электронному бизнесу компании стали создавать инфраструктуру для каждого участника цепочки. Цепочка перестает быть линейной и приобретает динамику, иными словами, становится возможным взаимодействие между каждым из участников цепочки. В центре подобного взаимодействия лежит корпоративный информационный портал.

При интеграции информационных систем отдельных организаций можно столкнуться с рядом проблем. Среди них: безопасность и надежность при передаче данных через Internet; различие и несовместимость бизнес-процессов; разнообразие альтернативных информационных систем; разнообразие структур данных; изменчивость деловой и технологической среды. Web-интеграция представляет собой эффективный способ преодоления перечисленных проблем, обеспечивая эффективный обмен данными из различных приложений, позволяя получать данные из любого приложения, абстрагируясь от бизнес-логики этого приложения, организуя совместную работу над проектами и, тем самым, обеспечивая истинную интеграцию систем компаний-партнеров.

Российская специфика

По данным Merrill Lynch, к 2002 году рынок корпоративных информационных порталов достигнет 14,8 млрд. долл. Аналитики Meta Group считают, что к 2002 году 70% компаний из списка Global 2000 (крупнейшие компании мира по величине оборота) внедрят или начнут внедрять у себя корпоративные порталы. К 2003 году 60% компаний из Fortune 500 будут использовать корпоративный портал в качестве инструмента поддержки принятия решений, совершенствования информационных потоков и развития электронной коммерции типа B2B.

Как соотносятся ситуации на рынке Internet-приложений на Западе и в России? Подавляющее большинство отечественных организаций пока не может позволить себе внедрять дорогостоящие решения. Если на Западе развертывание системы ERP на среднем предприятии стоит порядка 1 млн. долл., российские компании, даже достаточно успешные, не готовы тратить на интеграцию данных и приложений более 100-150 тыс. долл. При этом требования к срокам внедрения у отечественных компаний выше; здесь гораздо реже разрабатываются долгосрочные, стратегические планы развития информационной системы. Еще одна особенность отечественных компаний — широкое использование приложений, написанных собственными силами.

Еще сильнее отличаются задачи, стоящие перед ИТ-отделами. Широкое применение информационных технологий в корпоративном секторе на Западе началось еще в 60-е годы. В результате, компании накопили огромные массивы информации, связанной с их хозяйственной деятельностью, а также множество приложений, в том числе и для мэйнфреймов; все это вынуждает искать пути эффективного использования имеющихся ресурсов. В России к уже перечисленным проблемам добавляется еще и разрозненность корпоративных приложений, которую часто характеризуют выражением «островки информатизации». В некоторых подразделениях компании могут использоваться бизнес-приложения, в других их нет; более того, в различных подразделениях одной организации могут применяться разные приложения. Это приводит к тому, что в компании может просто не существовать сводных показателей о ее деятельности.

В России решения в области Web-интеграции могут быть интересны среднему и крупному бизнесу, с уже внедренными и работающими приложениями CRM, ERP и им подобными. Таким компаниям необходима единая платформа для ведения электронного бизнеса, взаимодействия между сотрудниками и отдельными подразделениями внутри компании, а также с заказчиками, каналами сбыта, партнерами и поставщиками, причем при сохранении уже имеющейся информационной инфраструктуры.


Понимается под Web-интеграцией определенная форма, методы обработки и представления информационных ресурсов организации при помощи Web-технологий

Семь принципов Web-интеграции

1. Интеграция данных и приложений (финансовые, системы CRM, ERP и унаследованные) в корпоративный портал.

2. Визуализация информации при помощи Web-браузера, благодаря чему исчезает необходимость в установке и поддержке «тяжелых» клиентских приложений.

3. Гибкость, масштабируемость и открытость создаваемых решений, которые достигаются благодаря использованию XML/XSL и Java; быстрое и легкое внедрение, оптимизация и персонификация.

4. Единый и настраиваемый интерфейс работы с данными и приложениями, возможный благодаря созданию корпоративного портала; возможность входа в портал из различных систем, в том числе территориально удаленных.

5. Реализация системы на основе технологий Java и XML, что обеспечивает переносимость и независимость приложений от операционных систем сервера и клиента. Хранение и передача данных происходит с помощью языка XML, специально созданного для организации взаимодействия с различными приложениями. Формат данных в XML не зависит от способа его дальнейшей визуализации — за это отвечают хранимые отдельно файлы таблицы стилей XSL, которые преобразуют файлы XML для их представления в виде Web-страницы.

6. Создание в процессе интеграции пользовательских Web-интерфейсов к корпоративным приложениям. При дальнейшем развитии системы обеспечивается не только доступ для чтения данных, но и полноценный документооборот.

7. Безопасность и защита информации обеспечиваются единой точкой входа, каталога и разделением прав доступа. База описаний пользователей также хранится в едином кросс-платформенном каталоге, что создает унифицированную систему безопасности для всех приложений.


Корпоративные порталы — не все так просто

Для обеспечения работы корпоративного портала необходимо реализовать ряд функций:

Для чего нужен корпоративный портал

Внедрение и использование корпоративного информационного портала дает компании целый ряд преимуществ:

Повышение производительности. Легкий доступ к персонализированной информации из корпоративных и внешних источников повышает производительность труда сотрудников. На базе портала возможна организация документооборота — получение данных из приложений и их ввод, создание и редактирование документов в едином Web-интерфейсе.

Повышение конкурентоспособности. Поскольку портал представляет собой единую точку входа в корпоративную информационную систему и позволяет получать весь объем необходимой информации, он дает возможность снизить затраты и повысить эффективность работы всех систем организации. Web-интеграция открывает новые возможности анализа деловой информации, сегментирования рынка и позиционирования, планирования и прогнозирования, выполнения ряда иных функций.

Улучшение корпоративного взаимодействия. Портал играет роль центрального информационного ресурса для сотрудников компании, заказчиков, руководства, поставщиков, дистрибьюторов, партнеров и акционеров. Своевременный обмен необходимой информацией обеспечивает более тесную связь между всеми группами сотрудников и подразделениями. В то время как большинство существующих на рынке систем документооборота позволяет только отслеживать процесс прохождения документов внутри организации, корпоративный портал обеспечивает и ряд других функций: хранение всех версий документа, определение прав доступа ему, оповещение пользователей об изменении существующего документа или появлении нового, публикация документов.

Повышение отдачи от инвестиций. Портал — это интегрированное приложение, которое можно достаточно быстро внедрить, легко поддерживать, затрачивая при этом сравнительно скромные ресурсы по сравнению с системами со сходными функциями, но построенными на основе других концепций. Все это снижает издержки и повышает отдачу от вложений в корпоративную информационную систему. Использование «тонкого клиента» — браузера — для визуализации информации позволяет, с одной стороны, экономить на обучении персонала, а с другой, что особенно важно, дает возможность не устанавливать клиентские приложения на множестве компьютеров. Сокращение затрат на приобретение и обслуживание клиентского ПО и оборудования — один из основных ресурсов снижения издержек при использовании корпоративного портала. Важно упомянуть и о минимизации затрат на аренду Internet-канала за счет того, что большая часть информации уже размещена в портале.

Единая платформа для ведения электронного бизнеса. Внедрение корпоративного портала и обеспечение доступа к нему внешних пользователей способствует укреплению деловых связей с заказчиками, партнерами, поставщиками и повышает качество обслуживания заказчиков и партнеров за счет предоставления им дополнительных возможностей и услуг.

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 24.07.01