СТАТЬЯ
18.07.01

Web-интеграция корпоративных систем

Кирилл Вавилов
технический директор компании «Город-Инфо».
Сергей Щербина
директор по маркетингу той же компании.

Статья была опубликована на сайте www.profi-club.kiev.ua

У критиков современной моды на электронный бизнес, безусловно, есть основания для скепсиса. Многие Internet-компании переживают сегодня нелегкие времена, сокращая бюджеты на развитие, проводя увольнения, заявляя об убытках; некоторые объявили о своем закрытии. Как следствие — интерес инвесторов к этому сектору подорван. Такая ситуация сложилась во многих странах..

Электронный бизнес в том понимании, которое сложилось на протяжении последних лет, пока не оправдывает возложенных на него надежд, особенно в странах с «переходной» экономикой, например, в России. Какие же существуют пути выхода из сложившейся ситуации? Ведение электронного бизнеса предполагает, с одной стороны, более тесную интеграцию с заказчиками, партнерами и поставщиками, а с другой, как необходимое условие для достижения этой цели, — проведение определенных изменений в информационной системе предприятия. Необходимо обеспечить интеграцию данных, приложений и провести определенную перестройку бизнес-процессов, обеспечив бесшовное взаимодействие между подразделениями.

За последние пять-семь лет бурного развития Internet и электронной коммерции сложились новые подходы к работе с информацией, к ее передаче, обработке и представлению. Но электронный бизнес — это не только и не столько электронная коммерция, механизмы приема платежей по Сети и рекламные акции в Internet. Нам представляется, что приобретенный технологический и идеологический багаж нужно эффективно использовать при построении корпоративных ИС нового поколения на базе Web-технологий.

«Традиционная» интеграция приложений и данных vs. Web-интеграция

В 60-е годы число приложений было невелико, каждое из них решало, как правило, одну узкую задачу. Использование вычислительной техники сводилось, в основном, к автоматизации рутинных операций. На этом этапе потребности в интеграции данных и приложений практически не существовало. С начала 70-х стали появляться более развитые приложения: программы учета складских запасов, управление производством и финансами. Это были более сложные и многофункциональные, по сравнению с первыми примитивными приложениями, системы. К середине 70-х стали появляться базы данных; при поиске информации уже не требовалось просматривать множество файлов, достаточно было обратиться к единому хранилищу. Появился новый тип приложений, служивших для управления поиском и доступом к данным. Компьютер стал выступать в новой роли инструмента для проведения транзакций. К сожалению, приложения разрабатывались только с учетом текущих потребностей, в них не закладывалась возможность развития. Очень немногие из них могли взаимодействовать с другими и обращаться к различным базам данных.

В начале 80-х компании столкнулись с серьезной проблемой роста затрат на поддержку корпоративных приложений. По некоторым данным, ИТ-менеджеры 95% времени тратили на поддержку существующей информационной инфраструктуры и только 5% — на развитие и создание новых приложений. Делались попытки расширить функциональные возможности и обеспечить взаимодействие различных систем. К сожалению, добиться этого было сложно из-за необходимости обеспечивать непрерывность работы компании.

Уже к середине 80-х возникла острая необходимость модернизации имевшейся у компаний информационной инфраструктуры; стали разрабатываться новые подходы построения корпоративных информационных систем. В этот период была выдвинута гипотеза о том, что единый рубрикатор (словарь данных) решит проблему интеграции данных. Затем появились теории репозитария данных, являющиеся развитием предыдущего подхода применительно к архитектуре клиент-сервер. Возникла также теория «моделирования данных», согласно которой для интеграции необходимо и достаточно построить правильную модель корпоративных данных. К сожалению, для реализации этих моделей необходимо проведение серьезной реорганизации, переписывания значительной части корпоративных приложений. Однако работающие приложения не поддаются значительным изменениям без того, чтобы это не привело к необходимости переписывать и другие связанные с ними программы. Это очень трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, который, к тому же, может вызвать нарушения в работе организации.

В начале 90-х появились два новых подхода к интеграции существующих данных и приложений: технология хранилищ данных и системы планирования ресурсов предприятий (ERP — enterprise resource planning). Каждый из них решал проблему интеграции, но лишь частично. Технология хранилищ данных была ориентирована на интеграцию данных, их анализ, не обеспечивая при этом интеграции приложений при проведении транзакций. Очевидное преимущество хранилищ данных в том, что они могут быть построены «вокруг» унаследованных приложений. Иными словами, эта технология не требует переписывания старых приложений, а позволяет пользоваться данными, полученными уже существующими программами. Еще одно преимущество хранилищ данных — поэтапность их построения, повышающая отдачу от их внедрения. Следующим шагом после хранилищ данных стало создание механизмов обработки и анализа корпоративной информации. При этом работа может вестись как со структурированными данными (например, производственные и финансовые показатели деятельности компании), так и с неструктурированными (ленты информационных агентств, организационные регламенты и т.д.).

Технология ERP весьма сложна и дорогостояща во внедрении, требует значительного времени на настройку. Однако до недавнего времени это был единственный способ интеграции данных и приложений при проведении транзакций. Другими словами, ERP обеспечивает взаимодействие приложений при совершении транзакций, а хранилище данных — интеграцию данных из различных приложений. Обе технологии дополняют друг друга, решая разные проблемы: для оперативной обработки и анализа данных используются хранилища данных, а для интегрированной обработки транзакций — системы ERP.

В консалтинговой компании Hurwitz Group выделяют шесть уровней традиционной интеграции:

Web-интеграция может рассматриваться как наиболее современный подход к интеграции данных и приложений. Что же такое Web-интеграция?

Данный термин появился на Западе пару лет назад; по всей видимости, первой его использовала корпорация IBM. Сейчас в него вкладывается двоякий смысл. Во-первых, это возможность «выхода» за рамки одной организации в процессе интеграции, интеграция нескольких компаний, интеграция B2B. При этом противопоставляется интеграция внутри компании («традиционная» интеграция) и интеграция между компаниями (Web-интеграция). Во-вторых, термин используется для обозначения использования Web-технологий при построении информационных систем предприятия.

Мы понимаем под Web-интеграцией определенную форму, методы обработки и представления внутренних и внешних информационных ресурсов организации при помощи Web-технологий. Web-интеграция дает возможность более эффективно использовать информационную систему компании, повысить ее управляемость и снизить издержки, контролировать ее внутренние ресурсы, упростить взаимодействие между ее структурными подразделениями. Суть Web-интеграции в том, что с помощью Web-технологий пользователь получает доступ к разным корпоративным приложениям и ко всей информации организации, хранящейся в разных базах данных, а также к данным из других источников. Применение Web-технологий позволяет в короткие сроки и при относительно низкой стоимости повысить отдачу от использования имеющихся у организации корпоративных приложений: бухгалтерских и учетных программ, баз данных, систем управления отношениями с заказчиками (CRM — customer relationship management) и пр.

Корпоративный информационный портал

Компания Merrill Lynch одной из первых воспользовалась термином «корпоративный информационный портал» (enterprise information portal — EIP). Она так определяет это понятие: «Корпоративные порталы –программные приложения, позволяющие компаниям «расконсервировать» информацию, сохраняемую как внутри, так и вне их границ, а также предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений».

Процесс Web-интеграции заключается в создании корпоративного информационного портала путем сведения воедино данных из различных источников. Портал представляет собой окно к структурированным, персонифицированным, корпоративным и другим данным, доступ к которым осуществляется посредством Web-интерфейса. Для обеспечения персонифицированного доступа может быть организована так называемая «матрица доступа», в которой прописываются возможности пользования теми или иными приложениями, базами данных и службами по каждому подразделению компании. В рамках каждого подразделения для отдельных сотрудников могут быть описаны их индивидуальные права.

При внедрении корпоративного портала могут возникать проблемы, обусловленные существующей информационной системой:

Доступ к порталу может быть организован для нескольких групп пользователей.

Руководители с помощью портала получают инструмент контроля за ключевыми параметрами деятельности организации.

Сотрудники получают агрегированную внутреннюю и внешнюю информацию и доступ к корпоративным приложениям. Через корпоративный портал пользователи получают всю необходимую для работы информацию и инструменты. Информация на портале отображается в зависимости от заранее заданного «профиля» пользователя.

Поставщики получают возможность повысить эффективность взаимодействия с компанией, оптимизировать объемы и время поставок. Таким образом, портал становится инструментом для планирования и прогнозирования расходования запасов и поставок. Это становится возможным благодаря оперативному доступу к информации.

Партнеры получают более эффективный инструмент по обмену информацией. Через портал они имеют доступ к маркетинговой и технической документации, планам выпуска продукции и проч.

Заказчики получают информацию о выпускаемой компанией продукции, новые инструменты работы с ней. Анализ действий заказчиков при работе с порталом может помочь компании принимать более взвешенные маркетинговые решения.

Три последние группы являются по отношению к компании внешними, поэтому внедрение корпоративного портала можно рассматривать как построение фундамента для ведения электронного бизнеса.

Портал и управляемость компании

Исследование, проведенное компанией RewardsPlus, показало, что организации начали инвестировать большие средства в создание корпоративных порталов для улучшения внутри корпоративных коммуникаций, аутсорсинга трудовых ресурсов, а также для социализации сотрудников компании и укрепления у них чувства самоидентификации с ней. По мнению аналитиков, портал должен не только обеспечивать выполнение корпоративных функций, но и помочь сотрудникам сбалансировать свои производственные обязанности и личные потребности. Руководители должны иметь в виду, что, поскольку рабочее место становится все более виртуальным, корпоративный портал будет основным средством общения внутри компании. Для руководителей портал — это канал взаимодействия с сотрудниками, ресурс укрепления организационной морали; для сотрудников — лучший способ решать повседневные проблемы.

В чем состоят резервы повышения управляемости организации при внедрении корпоративного информационного портала? Как известно, деятельность менеджеров любого уровня отличает необходимость принимать решения в условиях недостатка информации или при наличии противоречивых данных. Умение работать в условиях неопределенности, принимать правильные решения всегда может считаться одним из главных критериев эффективности деятельности управленца. С точки зрения налаживания коммуникаций корпоративный портал решает ряд задач:

Все это позволяет рассматривать корпоративный портал как систему управления знаниями, охватывающую большую часть корпоративной информации.

Продолжение статьи

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 18.07.01