Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

Second Hand, или Внедрение того, что уже внедрялось

© Юрий Колеров
Статья была опубликована в offline.cio-world.ru

Борьба за клиента на бурном и высококонкурентном рынке ERP-систем требует от его участников — поставщиков ERP-систем и компаний-консультантов по внедрению — четкого позиционирования, или, в современной интерпретации классика маркетинга Джека Траута, — дифференцирования — обозначения в сознании потенциального потребителя своих отличий (преимуществ) от собратьев-конкурентов. Одним из приемов такого дифференцирования можно считать предложение клиентам готовых доработок стандартной ERP-системы (или, как их еще называют, "решений"), которые тем или иным образом меняют или расширяют ее возможности. Эта статья посвящена анализу использования такого подхода и преимуществ, которые получает клиент при внедрении "уже доработанной" ERP-системы.

Часть первая, теоретическая.

Классификация и систематика

Рассуждения о готовых доработках ERP-систем требуют систематизации этих доработок. Систематизация будет во многом условная, поскольку каждая ERP-система — уникальный продукт, и невозможно "стричь под одну гребенку" все, что связано с ERP. Но мы постараемся абстрагироваться от самих ERP-систем и говорить о тех дополнительных возможностях, которые предлагают разработчики и консультанты по внедрению в виде готовых доработок.

Классифицировать доработки можно по-разному. Например, в соответствии с их назначением, доработки могут быть бизнес-ориентированными, предназначенными для решения характерных, специфических для тех или иных групп клиентов бизнес-задач, или технологическими, связанными с информационным обеспечением и поддержкой. Другой вариант — разделение доработок по целевым группам потребителей на "горизонтальные" и "вертикальные". Можно классифицировать доработки в зависимости от объема, например, на более масштабные и мощные "решения" и небольшие "функции". Эти варианты классификации, скорее, представляют разные взгляды на объект изучения. Более того, провести четкие границы между разными типами доработок нельзя, так как не существует формальных и объективных критериев разделения. Мы воспользуемся делением доработок на "вертикальные" и "горизонтальные", отдельно рассмотрев доработки технологические.

Потребитель — отрасль

Отраслевое, или вертикальное, решение можно определить как набор функций для обработки данных и поддержки бизнес-процессов, характерных для определенной отрасли бизнеса. При этом вертикальное решение, построенное на основе ERP-системы, должно учитывать особенности реализации бизнес-процессов в этой системе и служить "надстройкой", расширяющей ее функции. Вообще говоря, "вертикальными" такие решения называются потому, что на типичном предприятии отрасли они должны удовлетворять потребности всех участников информационного процесса "сверху донизу" — от руководителей и владельцев бизнеса до исполнителей. Основной характерной особенностью вертикального решения является то, что оно должно учитывать отличия бизнеса в конкретной отрасли и обеспечивать информационную поддержку этих отличий. На практике те доработки, которые называют вертикальными решениями, не всегда являются универсальными и иногда подразумевают доработку некоторых функций и процессов системы таким образом, чтобы решать частные задачи автоматизации в отрасли. В таких случаях правильнее говорить об "отраслевых доработках" в виде функциональных блоков, "строительного материала", который можно впоследствии использовать при адаптации стандартной версии ERP-системы к требованиям предприятия-заказчика.

Вертикальные решения часто разрабатывают, поддерживают и развивают не производители ERP-систем, а компании, специализирующиеся на внедрении. Это можно объяснить тем, что создание качественной вертикальной доработки для какой-либо отрасли требует осознанного стратегического решения о развитии в компании отраслевой экспертизы за счет привлечения отраслевых специалистов, сфокусированного изучения особенностей отрасли и их реализации в ERP-системе, приоритетного выполнения соответствующих проектов. Заявляя о своей отраслевой экспертизе, компания получает определенное конкурентное преимущество в борьбе за отраслевые проекты, но это преимущество требует серьезных инвестиций: важно понимать, что одного-двух выполненных отраслевых проектов недостаточно для построения полномасштабного и функционально развитого отраслевого решения.

С другой стороны, фокусирование компании-консультанта на какой-либо отдельной отрасли может мешать ей выходить на другие рынки и выполнять проекты в других отраслях. Тогда вертикальный бизнес может быть выделен не просто в отдельный проект, но в отдельную более или менее самостоятельную компанию — такой подход позволяет сфокусировать активность на избранной отрасли, не потеряв при этом возможность развивать экспертизу в других отраслях.

Доработки "для всех"

Горизонтальные" решения, в отличие от вертикальных, подходят для нескольких (или для всех) отраслей и учитывают независимые требования. Так, "горизонтальным" решением для многих западных ERP-систем можно назвать поддержку требований российского бухгалтерского, налогового или кадрового законодательства, модули расчета заработной платы или учета основных средств. По всей видимости, учет "региональной специфики" в России можно считать доработками наиболее масштабными и объемными, так как по сложности они сравнимы с целыми модулями ERP-систем.

Другие примеры "горизонтальных" доработок — отдельные блоки, которые решают конкретные задачи, востребованные в разных отраслях: модули для поддержки процессов бюджетирования, проектного управления, дополнительные функции управления финансами, бизнес-анализа, поддержки принятия решений и так далее — список далеко не полный. В принципе, некоторые отраслевые вертикальные доработки могут расцениваться и как горизонтальные: например, расширения функций финансового учета и планирования, разработанные для инвестиционного бизнеса, могут использоваться в любой коммерческой компании, привлекающей внешние инвестиции.

"Горизонтальные" решения, как правило, — удел либо самих производителей ERP-систем, либо крупных компаний с солидным опытом внедрения в различных отраслях. Причем дополнительным в этом отношении преимуществом является специализация такой компании не на одной конкретной ERP-системе, а на нескольких системах автоматизации разных классов. Это позволяет более беспристрастно и объективно взглянуть на "желаемое и действительное" в части возможностей ERP и потребностей бизнеса. По сути, создание "горизонтального" решения — это разработка нового полноценного модуля, который не просто должен удовлетворять требованиям отдельной отрасли, а быть универсальным и гибким, чтобы его без значительных изменений можно было использовать на большинстве предприятий. Кроме этого, при развитии горизонтального решения необходимо учитывать изменения, происходящие в бизнесе в целом.

Технологические решения

Помимо доработок бизнес-функций ERP-системы, существуют доработки технологические, например, усовершенствование подсистемы безопасности и разграничения доступа к данным и функциям, расширение возможностей пользовательских или программных интерфейсов, улучшение среды разработки, создание специальных функций для организации и поддержки распределенной архитектуры, удаленного доступа к системе и так далее.

Отдельной строкой в перечне технологических решений идет интеграция с другими системами. Такие доработки тоже можно делить на горизонтальные и вертикальные — в зависимости от типа или специфики той системы, с которой осуществляется интеграция. К примеру, если это система автоматизированного проектирования, то такую интеграцию можно назвать вертикальной, и подходит она для промышленных предприятий, у которых есть конструкторский отдел, или для самостоятельных конструкторских бюро. Если же интеграция осуществляется с системой проектного управления или финансового анализа, то речь, скорее, идет о горизонтальном решении, которое будет востребовано в разных отраслях.

Точно так же, как бизнес-ориентированные решения, технологические решения требуют поддержки и развития, что заключается в их переносе на новые версии ERP-системы, адаптации к нововведениям и развитию технологии, дополнении новыми функциями и возможностями. Технологические доработки в большинстве случаев создаются для реализации требований отдельных проектов, клиентов или пользователей ERP-систем, но при этом, как правило, они легче, чем бизнес-ориентированные доработки, могут быть перенесены с проекта на проект.

Часть вторая, практическая.

А зачем это нужно?

Для компаний-разработчиков и консультантов по внедрению ERP понятие готовой доработки (или решения) — хорошая маркетинговая возможность, придуманная для упрощения продажи и внедрения системы. А для потенциального клиента наличие "решения" должно быть, прежде всего, эффективным способом сэкономить время и деньги.

Здесь речь не идет о региональных доработках, которые в обязательном порядке включаются в поставку системы — вряд ли сегодня кто-нибудь купит ERP-систему без готовой поддержки российской бухгалтерии и обещаний оперативно отражать в системе все изменения законодательства. Наличие подходящего для клиента готового решения должно означать, что, во-первых, внедрение системы вместе с решением будет, как минимум, дешевле, чем без решения. А в наиболее благоприятном случае это решение позволит еще и сократить сроки реализации проекта. Это, правда, получается далеко не всегда, и дело тут не только в качестве решения, а еще и в том, что наличие решения уменьшает объем работ компании-консультанта по внедрению, но не уменьшает объем работ, которые необходимо выполнить в процессе внедрения заказчику. Кроме того, в случае внедрения готовых доработок, заказчику иногда требуется больше времени для детального изучения дополнительных возможностей, перспектив, а также ограничений, которые привнесет предлагаемая готовая доработка. Вместе с тем, наличие готового решения свидетельствует об опыте компании-консультанта в соответствующей отрасли или области бизнеса, а значит, заказчику не придется обучать консультанта "с нуля" за свой счет своему же бизнесу. Таким образом, эффект от использования решения должен выражаться, строго говоря, в уменьшении стоимости проекта (в части услуг компании-консультанта) и снижении рисков невыполнения проекта в намеченные сроки. А при условии готовности заказчика к внедрению конкретного решения сроки проекта тоже могут быть сокращены.

Когда это не нужно?

Бывают ситуации, когда наличие доработок в стандартной версии ERP-системы не только не помогает внедрить ее "быстро и недорого", но наоборот, приводит к увеличению сроков и стоимости проекта, повышению его рисков и заметному уменьшению вероятности успешного завершения внедрения.

Речь идет о доработках, которые не просто адаптируют функции и процессы, заложенные в систему, к требованиям отрасли или расширяют систему востребованными в различных бизнесах функциями, но о доработках, реализующих функциональность узкоспециализированных отраслевых прикладных программ и пакетов. Это доработки, которые автоматизируют специфику основной деятельности компании, — так называемые фронт-офисы. В качестве примера фронт-офиса можно привести автоматизированные банковские системы, страховые системы, системы организации работы с партнерами и др.

Конечно, нельзя сказать, что ни при каких обстоятельствах не следует использовать дополнительные "фронт-офисные" модули и функции в ERP. Скорее, необходимо тщательно взвесить "плюсы и минусы" такого подхода по сравнению с использованием и интеграцией готовых промышленных систем, которые разрабатываются компаниями с многолетним опытом и сфокусированной экспертизой в отдельных областях и, как правило, имеют гораздо более внушительный "послужной список" внедрений. Формального критерия, который позволил бы однозначно определить, стоит ли использовать доработку ERP или целесообразно применение промышленного продукта, интегрированного с ERP, не существует. Можно сказать, что чем крупнее и сложнее основной бизнес, тем безопаснее, с точки зрения рисков проекта, использовать специально разработанную промышленную информационную систему, нежели испытанное на двух-трех проектах вертикальное решение для ERP-системы. Современные фронт-офисы позволяют легко интегрировать их с ERP-системами и обеспечить требуемый уровень оперативности и достоверности информации.

Как выбирать

На что следует обращать внимание при выборе поставщика вертикального или горизонтального решения? Можно сформулировать несколько общих рекомендаций, которые позволят снизить риски неудачного завершения проекта, увеличения времени внедрения или запланированного бюджета.

Во-первых, компания, которая предлагает решение, должна обладать опытом внедрения информационных систем в соответствующих отраслях или областях бизнеса. Решение, разработанное "на пустом месте", без опыта, полученного в нескольких проектах внедрения этой функциональности, с большой долей вероятности не может претендовать на достаточную гибкость и полноту поддерживаемых функций и процессов.

Во-вторых, доработки, использованные в одном проекте, должны легко переноситься на другой проект. Для этого необходимо предусмотреть возможность такого переноса еще при проектировании решения — новые функции должны быть как можно более настраиваемыми и отчуждаемыми от конкретных настроек и требований заказчика, а по мере получения нового опыта внедрения готовых доработок должна производиться ревизия и развитие их функциональности.

В-третьих, нужно трезво оценивать потенциальный эффект использования готовых доработок и сравнивать его с альтернативами: внедрением специализированной системы и ее интеграцией с ERP-системой, разработкой требуемых функций "с нуля", использованием существующих в данный момент в компании методов автоматизации с постепенным переносом их в ERP-систему. Нельзя забывать, что использование какого бы то ни было готового решения, особенно на предприятии с устоявшимися сложными бизнес-процессами, не снижает нагрузку на заказчика.

В-четвертых, любой сложной доработке нужна соответствующая поддержка и развитие. Компания-автор должна адаптировать решение с учетом опыта новых внедрений, изменений, происходящих на рынке, новшеств в подходах к ведению бизнеса, выходов новых версий самой ERP-системы — словом, любая доработка должна "жить", иначе ее ценность может быть весьма ограниченной.

Часть третья, философская.

Доработка ERP-системы — благодатная почва и почти бескрайний простор для фантазии специалистов различных областей. Дело здесь не в том, что ERP-системы все как на подбор плохи, а, скорее, в том, что в мире нет совершенства. У любого предприятия найдутся такие требования к информационной поддержке процессов, которые не будут отражены в функциях, входящих в стандартную поставку любой ERP-системы. Одним из решений этой проблемы как раз является создание и последующее внедрение готовых доработок стандартных функций ERP-системы.

В большинстве случаев использование таких доработок (решений) позволяет сократить трудозатраты компании-консультанта по внедрению ERP за счет наличия готовой адаптации к требованиям отрасли или поддержки универсальных бизнес-процессов, но далеко не всегда уменьшает ту часть ответственности за результат проекта, которая лежит на заказчике. Возможность и целесообразность использования готового решения должны быть серьезным образом изучены и оценены, так как в некоторых случаях, когда предприятию требуются мощные специализированные инструменты, влияние решений на базе ERP на успех проекта может быть не только положительным, но и отрицательным.

Тем не менее, подводя итог, надо отметить, что использование готовых решений, построенных на основе ERP-систем, часто позволяет сократить сроки и стоимость проекта внедрения.

Дополнительная информация

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 15.03.06