(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

СЭД XXI века: что определяет развитие рынка?

Источник: Cnews
Сергей Курьянов

В настоящий момент рынок систем документооборота проходит состояние пика. Большинство предприятий автоматизируют те или иные бизнес-процессы обработки документов. Интерес к системам и реальный спрос ощущается и со стороны среднего и даже малого бизнеса. Изменения, произошедшие на рынке СЭД за последние 3-4 года, можно наглядно изобразить в виде Hype Cycle - диаграммы обсуждаемости, впервые введенной Gartner. Она отражает уровень обсуждаемости продукта на различных этапах его жизненного цикла. Горизонтальная ось - зрелость продукта, вертикальная - его обсуждаемость. Кривая показывает, что продукт по мере его освоения рынка проходит фазу острого интереса (первый пик кривой), потом спада по мере перехода к его реальному использованию, а затем плавного роста обсуждаемости уже не как новинки а как практически освоенной рынком технологии.

Таким образом, за прошедшие годы все компоненты рынка преодолели пик популярности в качестве новинок, начали практически использоваться и догоняют друг друга на стадии зрелости.

Сближение продуктов будет продолжаться и далее - скорость перемещения по кривой диаграммы обсуждаемости со временем уменьшается. Из этого вытекает главная, на наш взгляд, тенденция сегодняшнего рынка документооборота - воспринимавшиеся еще несколько лет назад как отдельные задачи делопроизводство, ECM и BPM сегодня считаются составляющими одного комплекса. Этой тенденции должна отвечать востребованность комплексных платформ, сочетающих в себе все три аспекта и обеспечивающих создание и поддержку вертикальных решений, включающих все перечисленные задачи.

Диаграмма обсуждаемости составляющих СЭД в 2005 и 2009 году
Диаграмма обсуждаемости составляющих СЭД

Источник: DocsVision, 2009

Сложилось также понимание того, что система документооборота должна включать в себя богатый инструментарий настройки и даже разработки для реализации отдельных частных, вертикальных решений по управлению документами и бизнес процессами.

В результате, система документооборота призвана решать различные задачи, в том числе, хранение документов и организацию традиционных деловых процедур. Помимо этого, она направлена на решение достаточно плохо очерченного, но при этом обширного круга задач общего документационного сопровождения управленческой деятельности.

В фокусе

Очевидно, в ближайшем будущем можно будет наблюдать несколько определяющих тенденций. В первую очередь, это переход от "общей" автоматизации документооборота к частным задачам по автоматизации конкретных бизнес процессов, которые либо будут автоматизированы на базе внедренной системы, либо потребуют внедрения альтернативной системы, содержащей функциональность управления бизнес-процессами.

Во-вторых, актуальной станет консолидация рынка. Как было отмечено выше, сейчас рынок в целом характеризуется недостаточной специализацией и структурностью предложений. Сегодня на рынке представлено около двух десятков систем, при этом все они позиционируются как системы автоматизации документооборота, хотя могут реализовать различные, порой не пересекающиеся функции, и принадлежат к различному ценовому диапазону. Можно выделить следующие типы систем: платформы, реализующие функции архива документов и являющиеся "открытыми" платформами разработки приложений в области управление корпоративным контентом, и классические системы автоматизации бизнес-процессов (Workflow) в настоящее время меняющие свое позиционирование и включающие те или иные расширения Workflow, характерные для BPM систем. В первых двух классах на российском рынке представлены практически исключительно ведущие мировые игроки. Отечественные разработчики позиционируют свои системы как правило несколько иным способом. Можно выделить три типа систем отечественного производства: системы, реализующие встроенный инструментарий разработки приложений, включающие готовые модули автоматизации традиционных задач обработки документов, системы автоматизации классического российского делопроизводства и системы (ERP и другие), включающие модуль документооборота в качестве одного из решений в комплексном пакете.

Типы СЭД, представленные на российском рынке

 

 

Тип системы 

1

Платформы, реализующие функции архива документов и являющиеся "открытыми" платформами разработки приложений в области управления корпоративным контентом

2

Классические системы автоматизации бизнес-процессов (workflow), в настоящее время меняющие свое позиционирование и включающие те или иные расширения workflow, характерные для BPM систем

3

Отечественные системы, реализующие встроенный инструментарий разработки приложений, включающие готовые модули автоматизации традиционных задач обработки документов

4

Отечественные системы автоматизации классического российского делопроизводства

5

Отечественные системы (ERP и другие), включающие модуль документооборота в качестве одного из решений в комплексном пакете

Источник: DocsVision, 2009

Можно отметить, что сегодня на российском рынке сформировалась группа продуктов, которые условно можно охарактеризовать как "универсальные корпоративные системы автоматизации документооборота", включающие в свой состав функции ECM, BPM, традиционного делопроизводства, а так же инструментарий для быстрой разработки приложений, для автоматизации различных процессов обработки документов.

Очевидный вывод заключается в том, что выигрышной является позиционирование системы как универсальной платформы. При этом в составе и вокруг продукта должны появляться конкретные "узкие" и решения в разработке решения, позволяющие решать специализированные задачи необходимые предприятиям.

Новые потребности

В последнее время при контактах с заказчиками и системными интеграторами часто приходится сталкиваться с весьма продвинутым подходом при выборе системы, при котором формулируются требования к системам, которые обычно в них пока не реализованы. Можно выделить некоторые перспективные требования, которые будут все больше востребованы в ближайшее время.

Процессный подход. До недавнего времени под системами автоматизации документооборота понимались исключительно средства автоматизации архива и делопроизводства. Сейчас все большее внимание уделяется функциям управления процессами, в частности гибкости и мощности системы моделирования бизнес-процессов и связи Workflow подсистемы со средствами моделирования и поддержки корпоративных регламентов, средств реинжениринга бизнес процессов и имитационного моделирования. Также важной задачей является BPA (Business Process Analysis) и интеграция с подсистемой Business Process Performance. Можно предположить, что требования к таким функциям будут усиливаться, так как без них практически не возможна глубокая автоматизация реальных бизнес-процессов. Все более актуальной становится необходимость поддержки протокола описания бизнес процессов BPMN.

Высокая специализация типовых решений для вертикального рынка и богатые возможности средств настройки системы. Решения, реализуемые с помощью настроек типового решения, обеспечивают лишь "контурную автоматизацию" задач, возникающих в реальных бизнес-процессах. Данный уровень автоматизации вполне приемлем для небольших компаний, но недостаточен для крупных заказчиков со специфическими бизнес процессами. Для обеспечения продукту возможности внедрения в крупных компаниях необходимо наличие инструментария кастомизации или разработки законченных программных продуктов для отдельных заказчиков и распространение их на вертикальных рынках. Важным аспектом является удобство легкой доработки подобных решений на стадии внедрения. Средства настройки должны обеспечивать возможность быстрой специализации интерфейса пользователя, отчетов, процесса обработки и пр. В частности с применением механизмов ролевой и контекстной безопасности.

Ролевые (контекстные) механизмы безопасности. Данные механизмы, будучи пока практически явно невостребованными на рынке, в силу ограниченного понимания задачи автоматизации документооборота, очевидно, станут на повестку по мере охвата системой достаточного количества бизнес-процессов, и глубины их автоматизации. Решение таких типовых задач как согласование договоров, исполнение резолюций и пр. на практике приводит к тому, что бизнес-логика по управлению правами доступа к данным приложения крайне усложняется, что существенно усложняет процесс внедрения и адаптации приложений. С данной проблемой мы сталкиваемся в наших наиболее продвинутых проектах (МЭРТ) и у наиболее продвинутых заказчиков. Без поддержки данных механизмов а, также, механизмов разграничения прав доступа к объектам и функциям в соответствии со штатным расписанием, и автоматизированная поддержка механизмов отсутствия, замещения, перегрузки ресурса автоматизация сложных процессов в достаточной глубине не возможна.

Хранение юридически значимых документов. Очевидно, в ближайшем будущем в России будут приниматься законы, обеспечивающие работу с электронными документами. В этой связи все больше будут востребованы системы отвечающие требованиям соответствующим стандартам хранения подобных документов (записей). Наиболее современным и комплексным стандартом подобного рода требований является MoReq2. В перспективе нескольких ближайших лет соответствие данным требованиям или аналогичным им отечественным станет совершенно необходимым.


В государственных учреждениях усилится спрос на поддержку свободного ПО

Требования к масштабированию. Современные системы документооборота приобретают растущее значение в современных корпорациях, поскольку в работу с ними вовлекается практически весь персонал крупных компаний. Это предъявляет особые требования к масштабированию, можно выделить следующие аспекты: повышение производительности выполнения базовых операций при работе с объектами системы при большой пиковой нагрузке, работа с большим количеством документов в папках системы и в таблицах представлений, поддержка локального кэширования данных для разгрузки сервера системы и оффлайн-работы, обеспечение высокой скорости обработки большого количества бизнес процессов, поддержка репликации справочников и статических архивов, механизмы упрощения реализации EDI схем взаимодействия и поддержка легкого и мобильного клиента.

Поддержка директивного и ситуационного управления. Развитие технологичности современных систем документооборота позволяет реализовать в них гораздо более развитые функции контроля исполнительской дисциплины, которые позволяют позиционировать систему документооборота как систему поддержки директивного и ситуационного управления. Важность этих методов в отличие от прогнозов 2-х 3-х летней давности не падает, а даже повышается, особенно в условиях экономического кризиса и необходимости повышения динамики реакции бизнеса на изменения внешнего и внутреннего окружения. В контексте управления заданиями окажутся востребованными функции интеграции заданий, генерируемых различными приложениями, отчетность по всей массе заданий, включая контроль исполнительской дисциплины и загрузки управленческого персонала всех уровней.

Использование системы в режиме хостинга в виртуальном дата-центре а также в режиме SaaS. Хостинг приложений реализуется в настоящее время практически в модели использования ресурсов арендованного дата-центра. В ближайшем будущем в России актуальной станет и продажа сервисов приложения по модели SaaS. Для реализации моделей хостинга и аренды система должна отвечать следующим требованиям. Так, она должна давать возможность доступа ко всем основным функциям системы, как административным, так и пользовательским с использованием веб-технологий, по протоколу HTTP в сети публичного доступа. Помимо этого, она должна обеспечивать секретность передачи данных по сети интернет. Кроме того, среди основных требований - отсутствие необходимости установки клиентского программного обеспечения (легкий клиент) или максимально упрощенная, прозрачная для пользователя его установка (Smart клиент), а также возможность использования одной серверной инсталляции системы для поддержки большого числа пользователей, в частности поддержка на одном сервере изолированных областей для различных компаний - так называемый Multitenancy режим. Помимо всего прочего, система должна иметь средства автоматизации выполнения административных функций - средств развертывания виртуального окружения для пользователей и компаний, наличие детализированного журнала активностей пользователя для процедур биллинга, инструментарий автоматического изменения режимов использования системы и пр.

Использование свободного ПО. В ближайшее время повысится актуальность поддержки свободного ПО, как в части хранилища данных, так и в качестве клиентской и серверной операционных систем. Как было сказано выше, эта задача особенно актуальна в контексте внедрения системы в государственные учреждения.

Выводы

Лидерами рынка в ближайшее время станут универсальные платформы СЭД, дающие возможность быстрого и недорогого создания и модификации вертикальных решений под конкретное предприятие. Наиболее востребованными будут ролевые контекстные механизмы безопасности, расширяемая система отчетов по исполнительской дисциплине и загрузке ресурсов, хранение юридически значимых документов, соответствие требований национального стандарта, аналогичного MoReq2, интеграция со средствами календарного планирования, поддержка удаленных и мобильных клиентов с возможностью работы оффлайн и поддежка хостинга в виртуальном дата-центре для корпоративных заказчиков и SaaS для малого бизнеса. В свою очередь, в государственных учреждениях усилится спрос на поддержку свободного ПО.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 15.04.2009 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
ABBYY Business Card Reader 2.0 for Windows (download), электронный ключ
Quest Software. SQL Navigator Professional Edition
Business Studio 4.2 Enterprise. Конкурентная лицензия + Business Studio Portal 4.2. Пользовательская именная лицензия.
Quest Software. TOAD for SQL Server Xpert Edition
CAD Import .NET Professional пользовательская
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Компьютерные книги. Рецензии и отзывы
Adobe Photoshop: алхимия дизайна
Краткие описания программ и ссылки на них
Компьютерная библиотека: книги, статьи, полезные ссылки
ЕRP-Форум. Творческие дискуссии о системах автоматизации
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100