Замок для медника:

ERP-системы, методики BPI и стандарт CMM в распоряжении отечественного предпринимателя


Современный бизнес в нашей стране, как это ни печально, часто находится в положении небезызвестного медника из комедии Шекспира. Помните, ему сказали, будто он богатый лорд, у него замок и красавица-жена, а он все недоумевает, почему хозяйка трактира не придет отколотить его за разбитый кувшин. Так и многие наши предприятия, обладая уже самыми прогрессивными технологиями автоматизации бизнеспроцессов, никак не могут осознать это. Единственное отличие — богатства нашей промышленности в области информационных технологий не вымышленные, а более чем реальные.

Управление качеством — как это возможно?

Мировой опыт показывает, что успеха достигают те предприятия, которые балансируют производственные, коммерческие и финансовые цели, то есть работают на повышение своего потенциала (качества предприятия). Потенциал характеризует жизнеспособность предприятия, обеспечивая шанс получения прибыли в будущем. Многие из предприятий продвинулись вперед, используя известную концепцию ERP — планирования ресурсов предприятия, которая стала мировым стандартом управления.

Повышение потенциала предприятия подразумевает непрерывное улучшение бизнес-процессов — BPI (Business Process Improvement), оно же — управление качеством рассматривается как составная часть общей системы управления предприятием. Качество присутствует во всех элементах управления бизнесом как критерий достижения постоянного роста потенциала предприятия.

Возможно несколько уровней качества, как показано на рисунке.

Уровни качества продукта

Внедрение ER- системы можно рассматривать как начало процесса значительного улучшения организации и управления предприятием. Для успешного внедрения ERP-системы необходимо учитывать, что именно люди, работающие на предприятии, могут использовать или не использовать методики MRP II, JIT, CSRP, заложенные в основу ERP-системы. С использованием ERP-системы решается проблема естественной интеграции комплексного управления качеством в управление бизнесом. ERP-система и Система Качества являются взаимно дополняющими инструментами непрерывного улучшения бизнес-процессов.

Интеграцию ERP-систем с Системой Качества рассмотрим на примере ИС MFG/PRO. На рисунке показана взаимосвязь MFG/PRO с бизнес-процессами на предприятии и Системой Качества.

На основании данных учета текущей деятельности предприятия в MFG/PRO формируются рекомендации по администрированию процессов производства и снабжения.

Сертификация разработки ПО — как стать достойным?

Вопрос качества при разработке ПО не менее важен, чем в любом другом производстве. Существуют десятки различных подходов к обеспечению качества ПО, и у каждого из них есть свои преимущества. Одной из первых моделей качества стал стандарт ISO серии 9000, первая версия которого была выпущена в 1987 году. тех пор сертификаты ISO серии 9000 сохраняют неизменную популярность и признаются во всем мире.

Однако время не стоит на месте, и методики, положенные в основу стандартов серии ISO 9000, постепенно устаревают. На смену им в начале 90-х годов пришел целый ряд новых стандартов и методологий. Самый популярный — Capability Maturity Model (СММ), представляющий собой модель зрелости процессов создания ПО: эволюционная модель развития способности компании разрабатывать программное обеспечение.

Уровни качества продукта

Ключевым понятием стандарта является зрелость организации. Незрелой считается организация, в которой процесс разработки программного обеспечения зависит только от конкретных исполнителей и менеджеров, и решения зачастую просто импровизируются "на ходу" — то что на современном языке называется творческим подходом, или искусством. В этом случае велика вероятность превышения бюджета или заваливания сроков сдачи проекта, и потому менеджеры и разработчики вынуждены заниматься только разрешением ближайших проблем, становясь, тем самым, заложниками собственного программного продукта.

С другой стороны, в зрелой организации имеются четко определенные процедуры создания программных продуктов и управления проектами. Оценки времени и стоимости выполнения работ основываются на накопленном опыте и достаточно точны. Наконец, в компании существуют стандарты на процессы разработки, тестирования и внедрения ПО, правила оформления конечного программного кода, компонент, интерфейсов и т.д.

CMM определяет пять уровней зрелости организаций. В результате аттестации компании присваивается определенный уровень, который в дальнейшем может повышаться или понижаться. Здесь хочется отметить, что каждый следующий уровень включает в себя все ключевые характеристики предыдущих.

Начальный уровень (initial level) описан в стандарте в качестве основы для сравнения со следующими уровнями. На предприятии начального уровня организации не существует стабильных условий для созданий качественного программного обеспечения. Результат любого проекта целиком и полностью зависит от личных качеств менеджера и опыта программистов, причем успех в одном проекте может быть повторен только в случае назначения тех же менеджеров и программистов на следующий проект.

Повторяемый уровень (repeatable level). Для его внедрения на предприятии должны быть внедрены технологии управления проектами. При этом планирование и управление проектами основывается на накопленном опыте, существуют стандарты на разрабатываемое программное обеспечение (причем обеспечивается следование этим стандартам) и существует специальная группа обеспечения качества. В случае необходимости организация может взаимодействовать с субподрядчиками. В критических условиях процесс имеет тенденцию скатываться на начальный уровень.

Определенный уровень (defined level). Он характеризуется тем, что стандартный процесс создания и сопровождения программного обеспечения задокументирован. Подразумевается, что в процессе стандартизации происходит переход на наиболее эффективные практики и технологии. Для создания и поддержания подобного стандарта в организации должна быть создана специальная группа. Начиная с этого уровня, организация перестает зависеть от качеств конкретных разработчиков, и процесс не имеет тенденции скатываться на уровень ниже в стрессовых ситуациях.

Управляемый уровень (managed level). В организации устанавливаются количественные показатели качества как на программные продукты, так и на процесс в целом. Таким образом, более совершенное управление проектами достигается за счет уменьшения отклонений различных показателей проекта. Оптимизирующий уровень (optimizing level) характеризуется тем, что мероприятия по улучшению применяются не только к существующим процессам, но и для оценки эффективности ввода новых технологий. Основной задачей всей организации на этом уровне является постоянное улучшение существующих процессов.

Итак…

Очевидно, что определенные стадии существования предприятия, выделенные стандартом СММ тесно соотносятся с процессами BPI. Таким образом, соответствие стандарту перестает быть простым свидетельством достижения некоторого уровня качества и становится способом реального улучшения существующих на предприятии процессов.

С. Зайцев


Система MFG/PRO компании QAD представляет собой интегрированную, автоматизированную систему управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, поддерживающую идеологию универсально-гибких цепочек процесса производства. Интегрированные приложения системы MFG/PRO оптимизируют основные бизнес-процессы предприятия, предоставляют информацию стратегического управления на всех уровнях компании, отвечают новым требованиям постоянно изменяющейся ситуации на рынке. Система поддерживает такие направления хозяйственной деятельности предприятия, как производство, финансовые операции, сбыт, материально-техническое снабжение, складское хозяйство, транспорт, управление проектом, техническое и сервисное обслуживание.


Курсы по управлению качеством на основе CMM

Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 24.09.01