Визуальное моделирование сложных информационных систем

М.Кумсков, Interface Ltd.

Кризис разработки сложного программного обеспечения, а особенно корпоративных информационных систем (КИС), как правило, выражается в следующих обстоятельствах:

Преодоление этого кризиса связывают с объектно-ориентированной технологией программирования, развитие которой началось с середины 80-х годов, а к 90-м годам достигло поры своей зрелости. Теперь говорят о начале "революции в программировании". При этом имеется в виду уже не объектно-ориентированное программирование, а разработка проектов КИС на основе визуального моделирования компонент (CBD – Component Based Development).
Современные инструментальные средства визуальной CBD-разработки характеризуются следующими свойствами:

В настоящее время широко известны два подхода к проведению декомпозиции системы при построении ее визуальной модели:

  1. Основанная на упорядочении событий/потоков данных алгоритмическаядекомпозиция (структурный анализ/проектирование)
  2. Объектно-ориентированная декомпозиция, базирующаяся на выделении агентов, которые или сами действуют, или являются объектами действия.

Объектно-ориентированное программирование – это метод реализации, в результате применения которого составляются программы, организованные как совокупности взаимодействующих друг с другом объектов. Каждый объект является экземпляром некоторого класса, а все классы являются членами иерархии классов, объединенной отношением наследования. Объектно-ориентированное проектирование – это более общий метод, объединяющий в себе процесс объектно-ориентированной декомпозиции, визуальную нотацию для описания логических, физических, статических и динамических моделей проектируемой системы. Объектно-ориентированное проектирование состоит в объектной декомпозиции системы. Для визуального выражения разных аспектов модели, логического (структура классов и объектов) и физического (модульная и процессорная архитектура), используется различная нотация.

Unified Modeling Language

Unified Modeling Language (UML) был разработан фирмой Rational Software и ее партнерами, крупными фирмами-разработчиками КИС: Hewlett-Packard, IBM, i-Logix, ICON Computing, IntelliCorp, MCI Systemhouse, Microsoft, ObjecTeam, Oracle, Platinum Technology, Ptech, Reich Technologies, Softeam, Sterling Software. UML – преемник языков визуального моделирования программных архитектур Booch'a, OOSE и OMT. Многие крупные компании уже приняли UML в качестве стандарта при разработке крупных программных систем. UML служит для моделирования бизнес-логики, описания требований к системе, анализа и проектирования архитектуры системы, а также для программирования и тестирования.
Визуальное моделирование на UML представляет собой единый подход, который используется для итерационного "изобретения" решения имеющейся проблемы. Это обеспечивает "движение модели" от требований заказчика к программной реализации. Цель визуального моделирования КИС состоит в том, чтобы полученная информационная система удовлетворяла следующим условиям:

Методология визуального моделирования помогает преодолеть типичные организационные трудности, возникающие перед командами разработчиков, группами поддержки качества и менеджерами, участвующими в создании сложного программного обеспечения масштаба предприятия, а именно: перерасход бюджета, несоблюдение этапных сроков и проблемы качества продукта.
Грамотное использование CASE-инструментария требует владения методологией, реализованной в том или ином CASE-средстве. Изучить современные методологии моделирования можно в Учебно-консалтинговом центре Interface Ltd., который является лидером в области преподавания CASE-технологий. Кроме того, в Interface Ltd. можно получить оценочные версии CASE-средств и материалы по UML.


Interface Ltd.


Reklama.Ru. The Banner Network.