СТАТЬЯ
24.08.01

Внедрение ERP-системы: оценка окупаемости инвестиций

Предыдущая часть

3. Упрощенная оценочная модель

Упрощенный подход к окупаемости инвестиций

В данном разделе описывается упрощенная модель оценки преимуществ, обычно используемая на ранней стадии цикла планирования. Эта оценка применяется для:
  • подготовки предварительных аргументов для обоснования инвестиций
  • получения информации, помогающей определить ценность предлагаемого решения
  • определения других областей, в которых увеличение инвестиций может принести дополнительные преимущества
  • Идея состоит в использовании оценок, модифицированных с учетом имеющегося опыта и дополнительных данных, а также информации из настоящего документа. Во многих случаях такая предварительная оценка для ключевых областей бизнеса является частью формального процесса планирования.

    Незавершенное производство и производственный цикл

    1. Снижение величины инвестируемых активов
    2. Снижение стоимости издержек по запасам незавершенного производства
    3. Сокращение производственного цикла
    4. Снижение запасов произведенных деталей (ввиду сокращения цикла производства)
    5. Методология и расчет:

    6. Получить значения для:
    7. объема незавершенного производства (в денежном эквиваленте) и процента стоимости издержек
    8. общих годовых издержек на реализованную продукцию, включая материалы, работы, накладные расходы
    9. Оценить возможное снижение объема незавершенного производства (в процентах) с учетом пункта b из списка "Источники окупаемости"
    10. Оценить длительность производственного процесса, если бы отсутствовали ожидания и задержки в незавершенном производстве (НЗП)
    11. Оценить текущие значения для допустимой и средней продолжительности производства
    12. Оценить возможное сокращение производственного цикла (используя значение из пункта b), или сравнить величины из пунктов g и b для принятия нового (сокращенного) значения производственного цикла. Необходимо отметить, что величина улучшения (в процентах) может быть сопоставлена с сокращением НЗП (в процентах) – они будут идентичными
    13. Умножить объем НЗП (в денежном выражении) на значение из пункта b – для получения величины снижения активов НЗП
    14. Умножить величину снижения НЗП (в денежном выражении) на значение процента стоимости издержек для получения годовой экономии расходов
    15. Пример:

    16. Оценка сокращения НЗП составляет 25%
    17. Экономия НЗП = $2M * .25 = $500K (экономия капитала)
    18. Оценка "идеального" (без ожиданий) времени производства в НЗП составляет 20 дней
    19. Текущее допустимое или среднее время производства составляет 35 дней
    20. Новая длительность производственного цикла (с учетом процента сокращения) =
      35 – (35 * .25) = 26 (улучшение = 9 дней)
    21. Снижение стоимости издержек по НЗП = $500K * .15 = $75K
    22. Примечание: Для обсуждения оборачиваемости НЗП необходимо помнить, что величина НЗП представляет стоимость материалов плюс половину стоимости работ и накладных расходов. В целях компенсации этого при упрощенной оценке величину издержек на реализованную продукцию (ИРП) умножают на 0.75, что является представительным значением для типичной пропорции "Материалы-Работы-Накладные расходы" (т.е. Материалы = 50% ИРП)

    Складские запасы

    1. Снижение величины инвестируемых активов (приобретаемые, производимые, готовые запасы)
    2. Снижение величины годовых издержек по обслуживанию запасов
    3. Сохраняемый и/или улучшаемый уровень обслуживания
    4. Методология и расчет:

    5. Получить величину запасов (т.е. без учета НЗП) и ИРП
    6. Разделить величину ИРП на величину запасов. Результат – оборачиваемость запасов
    7. Дополнительно, разделить 50 на величину оборачиваемости запасов. Результат – длительность (в неделях) цикла оборота запасов
    8. Сравнить полученные значения:
    9. со средней длительностью производственного цикла (цикл оборота запасов)
    10. средним значением по отрасли (оборачиваемость)
    11. планируемыми или оценочными величинами
    12. Оценить улучшенные значения оборачиваемости или цикла оборота
    13. Старое значение минус новое (циклы или обороты) делить на старое = Потенциальная экономия
    14. Рассматривать полученное значение как экономию активов или капитала
    15. Умножить экономию активов на процент издержек по запасам для получения годовой экономии по затратам
    16. Пример:

      Для величины запасов в $3M и ИРП $15M

    17. ИРП / запасы = 15/3. Оборачиваемость = 5
    18. Цикл оборота запасов = 50/5 = 10 недель
    19. Принимается, что 7-недельные запасы – хорошая плановая величина
    20. Процент потенциальной экономии = (10 – 7) / 10 = 30%
    21. Потенциальная экономия активов = $3M * 0.3 = $900K
    22. Снижение издержек по запасам = $900K * 20% = $180K в год

    Использование ресурсов

    1. Экономия будет получена в результате:
    2. Снижения потерь, простоев и непроизводительного расходования времени
    3. Снижения потерь при монтаже и демонтаже (внеплановые переналадки)
    4. Улучшенной доступности оборудования (снижение поломок)
    5. Стоимости, затрагиваемые возрастающим использованием ресурсов:
    6. живой труд
    7. операции с использованием оборудования и машин
    8. управленческий труд
    9. Методология и расчет:

    10. Оценить число непроизводительных часов в неделю или месяц
    11. Оценить процент времени, которое может быть сэкономлено
    12. Получить почасовую стоимость работ плюс стоимость использования механизмов
    13. Умножить сэкономленные часы на удельную стоимость. Результат – экономия за период
    14. Экстраполировать полученное значение на годовой период
    15. Пример:

    16. Непроизводительные часы для всех сфер производства = 4 часа на каждого работника в неделю
    17. Для 140 работников основного производства это равняется 560 рабочим часам в неделю
    18. Ожидаемое снижение потерь – 40%
    19. Выигрыш в производительности
      = 560 * 0.4 = 224 часа в неделю
      = 224 * 50 (недель в году) = 11200 часов в год
      = 11200 / 40 (часов в неделю) = 280 человеко-недель
      = 280 / 50 = 5.6 человеко-лет
    20. Средняя стоимость работ и оборудования на одного работающего = $30K в год
    21. Выигрыш в себестоимости производства = 5.6 * $30K = $168K в год
    22. Альтернатива:

      Можно использовать альтернативный вариант расчетов

    23. 4 часа на работающего в неделю – оценка потерь времени – это 10% недели
    24. Ожидаемое снижение потерь – 40% - - это 4% общего времени
    25. Общая годовая стоимость работ = 140 (работники) * $30K = $4.2M
    26. Экономия в 4% равняется $168K в год
    27. Снижение стоимости материалов

      Улучшенное снабжение, MRP и системы управления запасами обеспечивают более эффективную деятельность планирующих и снабженческих подразделений. Повышение производительности снабженцев и эффективное управление материалами отражается на:

    28. Состоянии взаимоотношений с партнерами
    29. Улучшении своевременности поставок
    30. Снижении размеров партий
    31. Снижении стоимости материалов
    32. Уменьшению брака
    33. Методология и расчет:

    34. Оцените фактор увеличения полезного времени снабженцев
    35. Оцените потенциальную экономию на стоимости материалов
    36. Получите годовую стоимость материалов
    37. Умножьте b на c для получения годовой экономии
    38. Пример:

    39. Годовая стоимость приобретения материалов = $7.5M
    40. Прогнозируемое увеличение КПД снабженцев = 25%
    41. Прогнозируемая экономия за счет дополнительного ресурса 2%
    42. Общее снижение затрат = $7.5M * 2% = $150K в год

    Улучшение качества

      Плохое качество стоит денег из-за:

    1. Брака, переделки и возвратов
    2. Нарушения материальных потоков
    3. Дополнительной доставки и наладки
    4. Увеличения резервных запасов
    5. Утраченных продаж
    6. Возрастание качества снижает все эти затраты. Высокое качество гарантирует также долговременный рост продаж, благодаря удовлетворенности покупателей.

      Примечание: Оценка данной выгоды потребует существенной работы по дифференциации различных затрат и их воздействию на продажи.

      Методология и расчет:

    7. Получите оценку стоимости плохого качества
    8. Определите и согласуйте процент возможного улучшения в результате внедрения ERP-системы
    9. Полученный результат даст годовую экономию
    10. Пример:

    11. Общая стоимость плохого качества и исправлений = $200K в год
    12. Оценка воздействия от внедрения новой системы = 25% снижения = $50K в год

    Обслуживание покупателей

    1. Снижение цикла заказа
    2. Согласование складских запасов с клиентскими заказами
    3. Улучшения регулярности доставки
    4. Интеграция информации о производстве и обслуживании покупателей
    5. Результатом вышеперечисленного будут возросшие объемы продаж и более высокая прибыль, поскольку это будет обеспечиваться лишь небольшим возрастанием накладных расходов, общих, маркетинговых и административных затрат.

      Методология и расчет:

    6. Оцените процент роста поступлений от продаж
    7. Используйте величину в 10% как уровень прибыли от этих продаж
    8. Умножьте a на b для получения роста годовой прибыли
    9. Пример:

    10. 5% роста при продажах $20M = $1.0M
    11. 10% прибыли от $1.0M = $100K в год

    Управление себестоимостью

    1. Улучшенная точность и временная привязка затрат
    2. Точный анализ прибыли/потерь
    3. Знание текущего или среднего уровня эксплуатационных затрат и износа
    4. Определение отклонений от нормативов для изучения и улучшения
    5. Увеличение доли работ, приносящих доход
    6. Внедрение методики функционального учета затрат (ABC – Activity Based Costing)
    7. Методология и расчет:

    8. Оценить процент неприбыльных работ (ниже уровня рентабельности)
    9. Оценить долю возможного снижения этих работ
    10. Умножить на величину нормальной маржи для оценки увеличения прибыли
    11. Пример:

    12. 10% от продаж в $20M не приносят прибыли = $2.0M
    13. Снижение неприбыльного бизнеса на 50% даст $1.0M
    14. $1.0M умноженный на маржу в 10% дает $100K в год дополнительной прибыли

    Складское хранение и логистика

    1. Увеличение эффективности и снижение трудовых затрат
    2. Улучшенное обслуживание покупателей и дополнительные доходы
    3. Улучшенное хранение и управление дебиторами
    4. Методология и расчет:

      Данная сфера может быть достаточно сложной для оценки, со многими факторами, оказывающими влияние на процесс обоснования. Для упрощенной оценки достаточно рассмотреть три основных фактора выгоды:

    5. Общее снижение уровня складских запасов и резервных запасов
    6. Производительность ресурсов (складские работы) с расчетом, базирующимся на снижении непроизводительных потерь времени
    7. Освобождаемое складское пространство (возрастающее использование)
    8. Пример:

    9. Денежное выражение складских запасов $8.0M
    10. Размер складов – 70000 кв.футов
    11. Стоимость аренды склада $9/кв.фут в год
    12. Обслуживающий персонал: 25 человек, всего $600K в год
    13. Текущий уровень использования - 65%
    14. Ожидаемый уровень использования – 80%
    15. Непроизводительное время – 10%
    16. Снижение непроизводительного времени – 60%
    17. Потенциальное снижение складских запасов – 2%
    18. Экономия активов, вложенных в запасы: $8.0M * 0.02 = $160K
    19. Экономия на затратах на персонал: 10% * 60% * $600K = $36K в год
    20. Выигрыш от использования пространства: 70000 * (80% - 65%) * $9.0 = $94.5K в год
    21. 4. Финансовые приложения

      В дополнение к повышению доступности исполнителей и руководящих работников, данные приложения могут дать следующие выгоды:

    22. Приложения "Главная Книга" и "Управление финансами", обеспечивающие точную и легкодоступную финансовую информацию, могут улучшить управление затратами, доходами, прибылью, наличными средствами, а также активами и обязательствами
    23. Приложения "Обслуживание заказов", "Выписка счетов", "Работа с дебиторами" могут обеспечить:
    24. увеличение сервиса, удовлетворенности покупателей и дополнительные доходы
    25. ускорение цикла выписки счетов и платежей
    26. улучшение работающего капитала (высвобождение наличных средств)
    27. Приложение "Счета к оплате" обеспечивает управление платежами, получение выгоды от льготных тарифов и сроков платежа, может уменьшить материальные издержки, улучшить кооперацию с поставщиками, повысить точность поставок и качество

    Методология и расчет:

    Главная Книга:
  • Необходимо оценить глобальное увеличение прибыли в связи с улучшенными возможностями управления
  • Счета дебиторов
  • Оценить снижение дебиторской задолженности и принять оценку как единовременное снижение активов
  • Умножить полученное значение на величину базовой учетной ставки плюс 2% для вычисления годовой экономии
  • Счета к оплате:
  • Оценить процент стоимости закупок, по которым имелись, но не были использованы льготные цены
  • Вычислить средний процент скидок
  • Умножить полученное значение на объем годовых закупок для получения оценки годовой экономии
  • Дополнительная информация

    Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

    Отправить ссылку на страницу по e-mail
    Обсудить на форуме


    Interface Ltd.
    Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
    Отправить E-Mail
    http://www.interface.ru
    Ваши замечания и предложения отправляйте автору
    По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
    Документ опубликован: 24.08.01