| СТАТЬЯ | 24.07.01 | 
Стратегии и структуры холдинговых компаний
Николаич Д. А., к.э.н.,
  менеджер-консультант фирмы БИГ-СПб
Статья была опубликована на сайте www.big.spb.ru
Параметры организационной структуры для различных корпоративных стратегий.
Стратегия несвязанной диверсификации
Вследствие отсутствия технических и рыночных взаимосвязей между бизнесами, для реализации данной стратегии возможно формирование наиболее простой и дешевой, с точки зрения управления, организационной структуры.
В этом случае наиболее приемлемой является максимально децентрализованная дивизиональная структура - так называемая конгломератная модель. Поскольку направления практически независимы в своей деятельности, но имеют общий источник финансов, то основная задача корпоративного центра сводится к эффективному перераспределению капитала между бизнесами с целью обеспечения максимальной прибыльности суммарного инвестиционного портфеля.
Задачи корпоративного офиса ограничены выполнением универсальных функций в сферах финансов и налогообложения, бухгалтерского учета, юридического обеспечения, связей с общественностью. Глубоко вмешиваться в управление бизнесами корпоративный центр не может, так как товарный ряд, производственные технологии и рынки сбыта у различных направлений слишком несхожи между собой.
Соответственно, руководители дивизионов должны самостоятельно заниматься разработкой конкурентных бизнес-стратегий, оперативным управлением рабочим процессом, выбором поставщиков и механизмов сбыта, планированием объемов производства и т.д. Основные сферы деятельности (маркетинг, производство, НИОКР, инжиниринг) должны быть распределены по автономным дивизионам. Подчинение корпоративному центру происходит, главным образом, посредством принятия заданных сверху целей в области прибыли.
Так как взаимосвязи между направлениями отсутствуют, то способы координации деятельности дивизионов тоже могут быть достаточно простыми: определенная стандартизация и ограниченный прямой надзор за работой «центров прибыли» со стороны корпоративного уровня менеджмента.
Доминирующей формой контроля бизнесов является рыночный контроль через сравнение финансовых показателей деятельности направлений, что также вызвано отсутствием потребности в интеграции деятельности дивизионов. Каждый дивизион имеет размер бюджета, пропорциональный прибыли с вложенных в него инвестиций (ROI). Контроль результата деятельности не эффективен, так как корпоративный офис компетентен только в финансовых вопросах деятельности направлений. Если бизнес постигнет неудача в достижении поставленных перед ним целей, корпоративный штаб осуществляет корректирующие акции (смена руководства или выделение дополнительных финансовых ресурсов, продажа направления и т.п.).
Стратегия взаимосвязанной диверсификации
В случае реализации стратегии взаимосвязанной диверсификации координируемыми должны быть потоки не только финансовых, но и других ресурсов, переводимых из одного бизнеса в другой. Между основными дивизионами (бизнесами) появляется обоюдная взаимосвязь. Должен осуществляться интенсивный обмен оперативной информацией, исследованиями и разработками, людскими и материальными ресурсами, что значительно усложняет и «удорожает» систему управления.
Поскольку бизнесы взаимосвязаны между собой, корпоративному руководству труднее оценить автономные результаты деятельности дивизионов и осуществлять процесс перераспределения капиталов между ними, что не позволяет активно использовать рыночные формы контроля. Кроме того, сами дивизионы с одной стороны выступают как конкуренты в борьбе за инвестиционные фонды корпорации, а с другой вынуждены интенсивно взаимодействовать. Выходом является установление трансфертных цен на внутрикорпоративные услуги. Нередко для стимулирования взаимодействия дивизионов в сфере достижения эффекта синергии осуществляется контроль результата деятельности по конечным целям.
Функции, выполняемые штабными корпоративными отделами, должны быть более разносторонними, чем в рамках конгломератной структуры, но менее многочисленными, нежели в вертикально интегрированной системе. Функциональные направления, обеспечивающие достижение эффекта синергии, должны быть либо интенсивно координируемыми на уровне взаимодействующих дивизионов, либо полностью реализовываться на уровне корпоративного центра – управляющей компании.
Если руководство корпоративного уровня слишком активно вмешиваются в повседневную деятельность центров прибыли, то дивизионные менеджеры могут потерять возможность на практике определять будущее развитие своего подразделения. Поэтому функции руководства оперативной деятельностью и разработки бизнес-стратегии должны находиться в руках дивизионных менеджеров. Однако постановку конечных целей деятельности дивизионов и ротацию кадров, руководящих бизнесами, должны осуществлять менеджеры корпоративного уровня. Выбор поставщиков для обслуживания бизнесов, вероятно также должен осуществляться менеджерами корпоративного уровня в тесном контакте с руководителями дивизионов.
Стратегия вертикальной интеграции
С точки зрения организации управления, стратегия вертикальной интеграции - тоже дорогое удовольствие, т.к. в вертикально интегрированных компаниях между основными блоками структуры (одноотраслевыми бизнесами) наблюдается тесная технологическая взаимосвязь. Поэтому, основным механизмом координации бизнесов должно быть планирование их взаимодействия, осуществляемое на корпоративном уровне менеджмента и система управления в высокой степени централизована. Возникает необходимость в формировании штабных корпоративных групп, которые занимаются мониторингом, координацией и планированием деятельности направлений, а также оценкой предложенных руководством дивизионов планов в различных сферах стратегической и оперативной деятельности (маркетинга, инжиниринга, производства и т.д.). Корпоративный штаб вынужден осуществлять обширный рыночный и бюрократический контроль для обеспечения процесса обмена ресурсов между дивизионами. Так как дивизионы не взаимосвязаны с рынком непосредственно, то их руководителей наделяют властными полномочиями, необходимыми только для осуществления управления оперативной деятельностью своих подразделений. Вопросами постановки конечных целей деятельности дивизионов (контроль результата деятельности), разработкой их бизнес-стратегии, выбором поставщиков, назначением руководящих кадров должны управлять, прежде всего, корпоративные менеджеры.
С учетом того, что интересы каждого из дивизионов находятся в зависимости от результатов деятельности других, их руководство должно иметь возможность оказывать влияние на процессы принятия решений, связанных с переводом ресурсов в рамках вертикально интегрированной системы. Поэтому, для осуществления интенсивной коммуникации между дивизионами принято формировать некоторые механизмы горизонтальной интеграции, координирующие общую деятельность.
С учетом всего вышесказанного можно составить приведенную ниже сводную таблицу типовых решений по взаимосвязи корпоративных стратегий и параметров организационных структур.
Бизнес-инжиниринг, как средство управление изменениями
Современные условия работы российских компаний таковы, что проведение реструктуризации системы управления превратилось из чрезвычайного события в постоянный планомерный процесс – изменения становятся их «образом жизни». Компании вынуждены становиться гибкими, постоянно реагировать на изменения внешней среды, вырабатывать новые управленческие стратегии, реализовывать локальные и глобальные проекты реструктуризации. Специалисты считают, что и на обозримую перспективу умение разрабатывать и проводить изменения системы управления является необходимым ответом менеджмента на новые вызовы XXI века.
В решении этих проблем могут быть применены современные средства бизнес-инжиниринга, обеспечивающие создание и мониторинг электронных моделей организационно-функциональных структур предприятий. С их помощью преобразование структуры и проектирование нового варианта деятельности корпорации может осуществляться виртуально, что позволяет получить следующие преимущества:- Во–первых, за счет введения специальных управленческих регистров, такие модели позволяют точно идентифицировать и объективно оценивать систему управления предприятием, аналогично тому, как наличие регистров бухгалтерского учета позволяет отслеживать и оценивать его финансовое состояние.
- Во-вторых, модели позволяют точно зафиксировать в специальных форматах стратегические предпосылки деятельности компании (цели, стратегии, политики), а также поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры, оговаривающие порядок реализации функций (процессов) предприятия.
- В третьих, для всех дивизионов становится значительно проще внедрять, в случае необходимости, единые корпоративные стандарты – как на уровне организации бизнес-процессов, так и в области управленческой отчетности.
- И, наконец, модели позволяют быстро изменять организацию и регламенты деятельности предприятия, пользуясь стандартными библиотеками решений и обеспечивая протекание процесса реструктуризации в контролируемых условиях.
Теперь, чтобы перевести предприятие из одного состояния в другое надо описать в этой системе его начальное и конечное (желаемое) состояния, а также задать управление движением между ними - программу реструктуризации (см. рисунок ниже).
       
Что еще, кроме возможности оперативно перестраивать структуру, дают технологии бизнес-инжиниринга владельцу фирмы, который в российском бизнесе обычно является ее главным менеджером?
| Несвязанная диверсификация  | Взаимосвязанная диверсификация  | Вертикальная интеграция  | |
| Базовые параметры структуры   | |||
| Модель Структуры  | Конгломерат  | Дивизиональная  | Дивизиональная  | 
| Размер корпоративного офиса  | Малый (несколько десятков человек)  | Средний (более сотни человек) | Большой (несколько сот человек)  | 
| Централизация управления на корпоративном уровне 
           | Низкая  | Умеренная | Высокая  | 
| Способы интеграции | Стандартизация финансового учета  | Горизонтальная интеграция (в сферах достижения эффекта синергии), планирование | Планирование, стандартизация, умеренная горизонтальная 
          интеграция  | 
| Способы контроля | |||
| контроль | Доминирует (ROI) | Используется в малой степени | Обширное использование (трансфертные цены, ROI) | 
| Контроль результата деятельности  | Используется в малой    степени  | Использование умеренное      либо 
          в малой степени (иногда применяется 
          в сфере достижения)
         | Обширное использование (цели в области объемов производства, 
          сбыта и т.д.)  | 
| Бюрократический контроль | Умеренное использование (бюджетирование) | Обширное использование (стандартизация, бюджетирование) 
         | Обширное использование (стандартизация, бюджетирование) 
         | 
| Клановый контроль | Используется в малой степени  | Обширное использование (корпоративные нормы и ценности) 
         | Умеренное использование (корпоративные нормы и ценности) 
         | 
| Распределение сфер деятельности (основных функций) | |||
| Маркетинг   | Б | Б , Б(К), К (Б) – в области синергии  | К | 
| Исследования и разработки (НИОКР)   | Б | Б , Б(К), К (Б) – в области синергии  | К | 
| Инжиниринг | Б | Б , Б(К), К (Б) – в области синергии  | Б (К) | 
| Производство | Б | Б , Б(К), К (Б) – в области синергии  | Б | 
| Распределение управленческих функций | |||
| Разработка корпоративной стратегий и постановка 
          целей для бизнесов   | Б | К | К | 
| Кадровые вопросы в сфере управления бизнесом | Б | К | К | 
| Разработка бизнес-стратегии | К | Б - Б(К) | К | 
| Планирование выпуска продукции   | К | Б - Б(К) | К | 
| Выбор поставщиков и сбытовых структур.   | К | Б - Б(К) | К | 
| Оперативное управление бизнесом   | К | Б - Б(К) | Б | 
| Вспомогательные сферы: Финансы, Бухгалтерия и  
          налогообложение, Юридическая сфера. | Б | К - К(Б)- Б(К) | К | 
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
  
  Отправить ссылку на страницу по e-mail
  Обсудить на форуме 
| Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru | |
| Ваши 
      замечания и предложения отправляйте 
      автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 24.07.01 |