СТАТЬЯ
04.07.01

Система Качества как часть Системы Управления

Приложение. Часть 2

Статья была опубликована на сайте www.iso9000.ru

Калибровка - действие, в ходе которого при заданных условиях определяется взаимное соответствие между значениями измерительного прибора или оборудования и известным значением определенной измеряемой величины.

Результаты калибровки могут быть изложены в документе (свидетельство о калибровке). Свидетельство о калибровке может также содержать сведения о соответствии калибруемого объекта какому-либо установленному нормативному документу.

Калибровочные лаборатории могут быть аккредитованы, если они соблюдают соответствующие требования, установленные национальными законодательными и нормативными актами (например, требования европейского стандарта EN 45001).

В калибровочной лаборатории на момент аккредитации (и естественно после нее) должны быть в наличие:

Требования к техническому обеспечению лаборатории определяется объемом аккредитации и поэтому могут быть различными в каждом конкретном случае. В ходе экспертизы проверяют, является ли имеющееся оборудование достаточным для выполнения предусмотренных задач калибровки в пределах заданной погрешности измерения. Калибровочная лаборатория также должна предоставить доказательства того, что в помещении для проведения измерений установленные параметры окружающей среды поддерживаются на заданном уровне и их изменение не приведет к ошибке в результатах измерения. В случае проведения измерений на передвижном оборудовании или измерениях в помещении заказчика, лаборатории необходимо предоставить доказательства выполнения специально предусмотренных для этих случаев требований.

Испытательные лаборатории создаются на базе производственных предприятий, исследовательских комплексов, высших учебных заведений, а также как самостоятельные организационные и структурные единицы. В рамках аккредитации можно выделить три ступени компетенции испытательных лабораторий:

В процессе аккредитации испытательной лаборатории, одной из проблем, которую должен решить секторный комитет органа по аккредитации, является точное формулирование области компетенции. При этом указываются конкретные разрешенные лаборатории области испытаний, типы испытаний, методы испытаний и объекты испытаний. Экспертная оценка ступени компетенции В и С, дополнительно к экспертной оценке ступени А, должна содержать следующие элементы:

Эксперты, проводящие аккредитацию испытательной лаборатории, должны как минимум отвечать требованиям, предъявляемым к ведущему персоналу этой лаборатории.

Органы по сертификации по роду своей деятельности подразделяются на органы по сертификации продукции, органы по сертификации систем качества и органы по аттестации персонала. Деятельность органов по сертификации определена соответствующими стандартами и национальными нормативными актами.

В общем случае, деятельность органа по сертификации продукции заключается в том, что на основании протокола испытаний, предоставляемого из испытательной лаборатории, выдается заключение (сертификат соответствия) о соответствии продукции законодательству, определенному стандарту или иному нормативному документу. Орган по сертификации продукции под свою ответственность интерпретирует представленные протоколы испытаний и выдает положительное или отрицательное заключение.

В случае сертификации услуг или систем качества, соответствующие органы по сертификации могут и не прибегать к услугам испытательных лабораторий, а проводить экспертизу силами своих (или привлеченных) специалистов (аудиторов) и принимать решение о выдаче сертификата на основании отчета экспертов.

Свидетельство о соответствии квалификации персонала минимальным нормативно установленным требованиям выдается органом по аттестации персонала на основании результатов тестирования, проводимого в экзаменационном центре данного органа.

При аккредитации органов по сертификации, необходимыми условиями являются:

В документе, подтверждающем успешное прохождение процедуры аккредитации указывается область компетенции органа, которая в безоговорочном порядке ограничивает его сферу деятельности. Расширение области компетенции возможно только после проведения аккредитации в данном направлении.

Основной предпосылкой деятельности органа является его эффективная, действующая система качества, которая описана и документирована в руководстве по качеству. Орган по аккредитации должен иметь утвержденную организационную структуру, установленное распределение ответственности и полномочий среди сотрудников, правила обращения с документацией и тому подобное.

Кроме того, орган по аккредитации должен:

В органе по аккредитации должны работать компетентные сотрудники и руководитель, обладающие необходимыми техническими знаниями и опытом проведения работ по аккредитации. Руководитель службы несет ответственность за выполнение работ по аккредитации и отчитывается перед вышестоящими комиссиями. Руководитель и сотрудники должны быть свободны от какого-то ни было коммерческого давления, которое может повлиять на результат проведения аккредитации.

Орган по аккредитации описывает свой подход, правила и основные процедуры аккредитации в Системе аккредитации. Независимо от того, работает ли орган по аккредитации для испытательных лабораторий или органов по сертификации, он должен располагать соответствующими описаниями процедур в рамках Системы аккредитации.

В данной Системе, орган по аккредитации описывает также область своей деятельности. Доступ к описанию Системы и сама Система аккредитации должен быть открыт для всех и не должен зависеть от внешних условий (например, величина лаборатории, отношения сотрудников в группе и так далее). Процедуры, описанные в Системе аккредитации, должны применяться всеми в равной степени и без дискриминации.

С целью обеспечения и поддержания профессионализма своей работы, служба аккредитации создает комитеты для обсуждения технических вопросов.

Эти комитеты должны быть сбалансированы так, чтобы было гарантировано равновесие, и ни чьи интересы не перевешивали или не были ущемлены. Важнейшим комитетом каждого органа по аккредитации является комитет по аккредитации.

Комитет по жалобам с точки зрения количества членов может быть очень маленьким, однако его наличие свидетельствует о том, что в органе по аккредитации созданы возможности для рассмотрения претензий и жалоб от заявителей.

Время от временидля решения возникающих технических проблем целесообразно формировать временные рабочие группы. Они состоят из профессионально компетентных членов, и предлагают решения для обсуждения в комитет по аккредитации.

Любые письменные документы, отражающие деятельность органа по аккредитации, должны быть представлены в форме доказательной документации. Они должны актуализироваться и архивироваться по определенным правилам.

К документации в частности относятся:

Как правило, руководство по качеству органа по аккредитации является важнейшим документом действующей системы качества.

Каждый орган по аккредитации должен иметь в своем распоряжении экспертов, обученных и проверенных на практике в соответствии с правилами данного органа. Знания и опыт экспертов актуализируется в процессе обмена опытом.

Следует обращать внимание на требования, изложенные в стандартах серии EN45000, по отношению к эксперту. В частности речь идет о следующих критериях:

Для подтверждения действенности системы качества, орган по аккредитации должен проводить внутренний аудит. Большую помощь в этом оказывает план аудита, в котором для каждого элемента системы качества предусмотрен срок проверки, и в результате выполнения которого можно иметь уверенность в том, что в течение определенного периода времени каждый элемент будет проверен. После проведения каждого аудита составляется отчет. В своей методологической инструкции орган по аккредитации должен описать процедуру проведения корректирующих мероприятий и контроля за ними.

Внутренний аудит необходимо рассматривать как важнейший инструмент для достижения целей качества и работоспособности системы качества, а не как неизбежное зло.

Орган по аккредитации не должен быть по отношению к своим клиентам лишь надзирателем, а всегда должен стремиться к партнерским отношениям. Этого можно достигнуть, если заявитель заранее получает документы для проведения самоанализа и в общем виде информирован о ходе процедуры проведения аккредитации. Мероприятия, в ходе которых представитель органа по аккредитации и представитель аккредитуемой лаборатории или органа по сертификации обмениваются опытом очень полезны для обоих сторон.

Существенным моментом формирования органа по аккредитации являются связи и взаимоотношения с другими органами по аккредитации, включая обмен опытом, взаимные консультации, встречи, семинары и тому подобное. Эти связи должны устанавливаться как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Только таким образом можно добиться того, чтобы орган по аккредитации работал по современным стандартам и руководствам, обеспечивая выполнение задачи гармонизации отношений в области аккредитации на международном уровне.

Центральный орган земель по технике безопасности (ZLS) был учрежден в Мюнхене при Баварском государственном министерстве по труду, семье и социальной сфере в июле 1990 года с согласия министров и сенаторов по вопросам труда и социальной сферы. Поскольку законодательство Германии в области безопасности устанавливает сферу компетенции земель, а компетенция ZLS не определена, в декабре 1993 года представители правительств земель подписали соглашение, которое предоставило возможность ZLS действовать от имени и по поручению всех федеральных земель.

В задачи ZLS входит поддержание и улучшение достигнутого в Германии уровня безопасности изделий и оборудования в рамках закона о безопасности приборов. ZLS исполняет поручения земель в области назначения и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Кроме того, в ведении ZLS находится выполнение следующих задач:

Область компетенции ZLS распространяется на большое количество директив ЕС:

В основе процедуры аккредитации ZLS лежат как требования директив ЕС, так и требования стандартов DIN EN 45000. В составе ZLS учреждено около десяти секторных комитетов, каждый из которых удовлетворяет специфическим требованиям конкретной директивы. В секторные комитеты входят представители заинтересованных кругов, в том числе: органов по сертификации и испытательных лабораторий, производителей, пользователей, союзов потребителей, инспекционных ведомств, страховых компаний, нормирующих организаций.

В Распоряжении об опасных веществах для предприятий (§18 раздела 2) в новой редакции от 1 ноября 1993 года говорится следующее:

"Работодатель, который поручает внепроизводственному органу провести измерения, может исходить из того, что выводы, сделанные органом по измерениям истины, если орган по измерениям признается землями. Земли на основе взаимного согласия регулируют процедуру признания. Федеральное министерство по труду и социальной сфере уведомляет о признаваемых органах по измерениям в Ведомстве федерального министерства по труду".

Во исполнение вытекающих из данного документа обязанностей, на основании соглашения между землями, в июле 1994 года был учрежден АКМР как организационное подразделение Центрального органа по охране труда при Ведомстве по охране окружающей Среды земли Гессен в Касселе.

В ведении АКМР находятся следующие задачи:

В состав АКМР входят секторные комитеты, в задачу которых входит разработка технических требований к органам по измерениям по конкретной отрасли.

Центральный орган земель по охране здоровья в области медицинской продукции (ZLG) начал свою деятельность в 1994 году в качестве еще одного органа по аккредитации на основании соглашения между землями, подписанного 30 июня 1994 года. Его местонахождение - Бонн. К задачам ZLG относится поддержание и улучшение качества и безопасности медицинской продукции, кроме этого, он оказывает поддержку ZLS по вопросам охраны здоровья в области активных медицинских продуктов.

ZLG исполняет поручения земель в области аккредитации и признания. В частности в его ведении находится выполнение следующих задач:

В то время, как ZLS в области медицинской продукции отвечает за аспекты безопасности и обладает компетенцией в вопросе активной медицинской продукции, в область компетенции ZLG входят вопросы охраны здоровья и неактивная медицинская продукция.

Для оказания консультативной помощи по техническим вопросам аккредитации и, в особенности, для оценки профессиональной компетенции аккредитуемых органов и лабораторий, в ZLG учреждаются секторные комитеты, базирующиеся на группах продукции. Поскольку в области медицинской продукции, численности которой оценивается в 400.000 видов, а в настоящее время насчитывается лишь очень небольшое количество гармонизированных стандартов, и при этом существующие национальные и международные стандарты на продукцию и ее испытания в очень малом объеме учитывают аспекты охраны здоровья, то перед секторными комитетами ZLS и ZLG стоит важная и требующая незамедлительного решения задача: они расширяют и актуализируют элементы экспертной оценки для аккредитации. С помощью этих элементов, требования к группам продукции и к отдельным продуктам, их испытаниям и применяемым методам испытаний, должны постоянно приводиться в соответствие с современным уровнем техники.

В соответствии с законом о медицинской продукции, аккредитованные органы по сертификации заявляются в Федеральное министерство по здравоохранению, которое начинает процедуру нотификации в Комиссии ЕС. Сведения о нотифицированных органах публикуются как в Ведомостях Комиссии ЕС, так и в федеральных Ведомостях, а также в брошюрах Немецкого Совета по аккредитации. Последние два источника содержат кроме того и список аккредитованных испытательных лабораторий.

Орган по аккредитации федерального министерства почты и телекоммуникации (BAPT) начал свою работу в январе 1992 года в Майнце. Он занимается аккредитацией испытательных лабораторий и органов по сертификации в регулируемой области проводящих оценку на соответствие директиве ЕС 91/263/EWG (конечные устройства телекоммуникации) и директиве ЕС 89/336/EWG (электромагнитная совместимость). В основе деятельности BAPT лежат указанные выше директивы, а также стандарты серии DIN EN 45000. Признание результатов оценки соответствия директивам на конечные устройства телекоммуникации и на электромагнитную совместимость в Германии происходит только в том случае, если сертификация была проведена в аккредитованных согласно стандартам серии (DIN) EN 45000 лабораториях и органах.

В область компетенции BAPT входит:

Секторные комитеты в BAPT не предусмотрены. Орган по аккредитации работает в тесной связи с национальными (DEKITZ и DATech) и международными (OFTEL/UK, NTRA/N) органами по аккредитации.

Перед органом по аккредитации федерального ведомства по безопасности в информационной технике (BSI) стоит задача по проверке безопасности систем информационной техники или их компонентов, защиты информации и выдаче сертификатов безопасности. Основой сертификации являются опубликованные критерии безопасности BSI и общепризнанные критерии.

Испытания систем и компонентов информационной техники проводится самим BSI или аккредитованными им лабораториями. Требования для аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, установленные BSI, следующие:

Задачи и область компетенции Федерального органа хорошей лабораторной практики (GLP) при Федеральном институте по охране здоровья потребителей и ветеринарии базируются на законе о химикатах и Общем положении об управлении в отношении процедуры ведомственного надзора за соблюдением Принципов хорошей лабораторной практики . При этом речь идет о следующем:

DAP была образована в апреле 1990 года на базе системы аккредитации Федерального ведомства по исследованиям и испытаниям материалов (ВАМ), основанной в свою очередь в 1988 году Федеральным министерством экономики. В 1994 году DAP была внесена в берлинский реестр. Единственным учредителем DAP является Союз ведомств по испытаниям материалов (VMPA e.V.). Деятельность по аккредитации лабораторий, проводящих химический анализ и испытания материалов включает большое количество областей, в которых действуют 14 секторных комитетов:

Кроме того, в кооперации с другими органами проводятся также аккредитации в области электротехники, электроники и информационных технологий.

Поддержку управлению делами оказывают 4 системных комиссии и 14 организаций, созданных на базе DAP. Комиссии отвечают за разработку правил, обеспечение качества, разбор жалоб, принятие решений по аккредитации. Организации DAP предоставляют специалистов и экспертов и играют важную роль проведении процедуры аккредитации. Консультативную помощь комиссии учредителя и управлению делами оказывает управляющий совет, в состав которого входят представители заинтересованных в аккредитации кругов.

Если учесть ее предшественника, систему аккредитации ВАМ, то DAP является старейшим и наиболее опытным органом по аккредитации в Германии.

Этот орган по аккредитации был основан во Франфукте 16 апреля 1991 года. Он аккредитует испытательные лаборатории в области электротехники, электроники, точной механики и оптики, а также в родственных областях. Шесть секторных комитетов органа действуют в следующих областях:

В управляющей комиссии DATech, которая контролирует процедуры аккредитации, представлены заинтересованные круги (общественность, пользователи, производители, органы по сертификации, испытательные лаборатории и институт по нормированию). Подписанные между DATech, DEKITZ и BAPT соглашения о сотрудничестве, дают возможность выдачи совместного аккредитационного сертификата.

Основанный в 1988 году орган по аккредитации с местонахождением в Берлине, в рамках своих задач по координации и аккредитации, установленных в Меморандуме CEN/CENELEC/CEPT M-IT-03, отвечает за стандарты по информационной технике, относящиеся к следующим областям:

Задачей DEKITZ в области информационной техники наряду с аккредитацией и координированием национальных работ по испытаниям и сертификации является представление интересов Германии в европейском секторном комитете по испытанию и сертификации информационной техники (ECITC).

Центр тяжести в деятельности данного органа по аккредитации лежит в следующих областях:

Управляющий орган и секторные (отраслевые) комитеты работают в соответствии с правилами Немецкой системы аккредитации по стандартам серии EN 45000. Местонахождение органа - Франкфурт.

DAM был основан 13 сентября 1991 года вРуьшайде. Он работает в области обработки и переработки металлов и подобных материалов. Орган имеет секторные комитеты в следующих областях:

Кроме того, в ведение DAM входят следующие области: сосуды под давлением, двойные днища, садовый инвентарь, детали велосипедов, соединительная техника, потребительские приборы и предметы.

Орган по аккредитации DASMIN был основан в 1991 году в Гамбурге. В сферу его деятельности входят следующие области: нефть, изделия из минеральных масел и родственные продукты, нефтеорганический синтез и обогащение угля. В его состав входят следующие секторные комитеты:

DASMIN требует от испытательных лабораторий проведения трехступенчатой экспертизы (анкета - метод партии - метод выборки). В соответствии с этим, экспертам при аккредитации должны быть продемонстрированы методы испытаний партий изделий, а при необходимости - испытания дополнительной выборки.

DASET начал свою работу в декабре 1991 года. Областью деятельности DASET являются: простые сосуды под давлением, паровые котлы, сосуды и трубопроводы, а также стальные конструкции.

Основанное в 1989 году, GAZ с местонахождением в Дюссельдорфе, занимается аккредитацией химических лабораторий и испытательных лабораторий металлургических заводов.

Расположенная в Физико-техническом Федеральном ведомстве в Брауншвайге, DKD была основана 4 июля 1977 года и занимается аккредитацией лабораторий, калибрующих измерительные приборы и нормали для всех физических величин, в частности для:

Деятельность DKD основана на частных договорах с организациями, представляющими калибровочные лаборатории. В ее состав входят секторные комитеты:

Обеспечивает координацию между обязательной и добровольной областью и формирует единые правила проведения процедуры аккредитации, согласно которым работают все органы, прямо или косвенно представляемые в DAR. Благодаря этому исключается двойная работа, повторные экспертизы и несогласованные требования.

Отвечает за разработку программы обучения экспертов органов по аккредитации испытательных лабораторий, органов по сертификации, в том числе: продукции, систем качества и персонала. Использование единых программ обучения позволяет экспертам после успешного завершения соответствующих курсов работать в любом органе по аккредитации в немецкоязычных странах, признающих данные программы обучения. Программы обучения носят модульный характер. Теоретический курс, практическая часть и регулярные мероприятия последующего обучения должны обеспечить достаточную квалификацию эксперта.

Оказывает поддержку Немецкому Совету по аккредитации в представлении интересов немецкой системы аккредитации в национальных, европейских и международных организациях. Ее задачами являются:

Преследует цель пропаганды целесообразности аккредитации (поскольку процедура аккредитации является добровольной), а также способствует обеспечению сравнимости результатов испытаний и сертификации путем выработки адекватных и технически обоснованных требований.

Комиссия по техническим вопросам была создана для разработки критериев сравнимости требований стандарта EN 45001 и руководства ISO-Guide 25 к лабораториям и органам по сертификации. В ее состав входят следующие рабочие группы:

Комиссия учредителей состоит из 5 членов VMPA e.V. Она контролирует выполнение задач, попадающих в сферу ее компетенции, представляет интересы DAP в других системах аккредитации.

На управление делами возлагается выполнение следующих задач:

Управляющий совет оказывает консультативную помощь комиссии учредителей и управлению делами по всем важным вопросам деятельности DAP. К ним относятся, в первую очередь, политика DAP и ее реализация. Управляющий совет может рекомендовать комиссии учредителей основать отраслевую комиссию для выполнения задач в определенной отрасли и предложить ее персональный состав. Помимо этого он может предлагать комиссии учредителей персональный состав AfA, AfQ и AfR.

AfA совместно с участвующей в процедуре аккредитации отраслевой комиссией принимает решение о предоставлении, отказе в предоставлении, продлении срока и отзыве аккредитации. Она может принимать решения, обязательные для всех отраслевых комиссий. Она является координирующим органом, который обеспечивает одинаковое проведение процедуры аккредитации вне зависимости от аккредитуемой отрасли.

AfR разрабатывает правила по внутренней организации (порядок работы органов), по процедуре экспертизы, аккредитации и надзора, по обучению, назначению экспертов, устанавливает требования к квалификации экспертов, т.е. занимается всеми вопросами, подлежащими регламентации.

AfQ является органом DAP, который путем проведения мероприятий по надзору и аудиту согласно соответствующим Европейским стандартам и директивам, в особенности DIN EN 45003, контролирует действенность системы качества.

AfQ разрабатывает порядок и планирует проведение контроля внутренних систем качества DAP вплоть до проверок отдельных процедур. Задачей AfQ является проведение аудита во всей DAP.

AfB рассматривает жалобы заявителей и аккредитованных испытательных лабораторий, органов по сертификации и надзору относительно решений о предоставлении, отказе в предоставлении, продлении срока и отзыве аккредитации, а также другие жалобы.

Если рассмотрение жалобы в AfB не принесло результата, то жалоба направляется для рассмотрения в третейский суд при TGA.

Заявка на аккредитацию подается в соответствующий орган по аккредитации в добровольной или регулируемой области. В добровольной области, заявка может быть адресована в секретариат TGA. В этом случае заявка автоматически пересылается в органы по аккредитации, соответствующие отрасли и сфере деятельности заявителя. В затруднительных случаях, когда возникают сомнения в установлении сферы аккредитации и подбора соответствующего органа, помощь оказывает секретариат DAR. Если заявленная область аккредитации настолько широка, что необходимо участие нескольких органов по аккредитации , то вступают в силу принципы совместной работы , допускающие:

Если необходима совместная работа нескольких органов по аккредитации в добровольной области, то координацией этой деятельности занимается Головная организация по аккредитации (TGA). Это не относится однако к немецкой службе калибровки (DKD).

Экспертиза осуществляется в соответствии с общими требованиями стандарта DIN ЕN 45002 ("Общие требования при оценке испытательных лабораторий"), при этом анализируется выполнение требований стандарта DIN EN 45001 ("Общие требования к деятельности испытательной лаборатории"). При аккредитации органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем качества или аттестации персонала проверяется соблюдение положений соответствующего стандарта серии EN 45000 (DIN EN 45000) (см. табл. 3.1)

Таблица 3.1. Стандарты серии EN 45000

EN 45001

Общие требования к деятельности испытательных лабораторий.

EN 45002

Общие требования при оценке (аттестации) испытательных лабораторий.

EN 45003

Общие требования к органам по аккредитации лабораторий.

EN 45004

Общие требования к работе различных типов организаций, проводящих инспекции.

EN 45010

Общие требования по экспертизе и аккредитации органов по сертификации.

EN 45011

Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции.

EN 45012

Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем качества.

EN 45013

Общие требования к органам по сертификации, проводящим аттестацию персонала.

EN 45014

Общие требования к декларации поставщика о соответствии.

EN 45020

Профессиональные термины общего характера, касающиеся стандартизации и связанной с ней деятельностью.

При проведении экспертизы проверяется также соответствие заявителя специальным техническим критериям, установленными самим органом по аккредитации. При этом эксперты должны составить себе впечатление о возможностях заявителя, пригодности технического оснащения, компетенции сотрудников и способностях руководства.

Если эксперты при осмотре выявляют несоответствия, то в данном случае составляется документированный перечень корректирующих мероприятий. При этом процедура аккредитации либо приостанавливается полностью, либо из области аккредитации заявителя исключается та область, которая имеет указанное несоответствие. Процедура аккредитации может быть продолжена только после внедрения корректирующих мероприятий.

Во время заключительной беседы группы экспертов с руководством заявителя, эксперты делятся впечатлениями, полученными ими при осмотре на месте. Ведущий эксперт сообщает о предварительной оценке по результатам осмотра. На основании выявленных несоответствий с руководством заявителя согласуются корректирующие мероприятия и срок их выполнения.

При большом объеме процедуры аккредитации допускается выбирать отдельные наиболее важные области и подвергать их тщательному контролю.

Деятельность эксперта предполагает выполнение определенных требований к нему. Так, экспертами могут быть только те лица, которые удовлетворяют требованиям стандарта DIN EN 45002/7.1 .

Образование, знания и опыт экспертов должны удовлетворять критериям, соответствующим стандарту DIN EN 45002/7.2 . Органы по аккредитации, представленные в DAR гарантируют, что их эксперты имеют соответствующее образование и квалификацию.

Основными критериями для деятельности в качестве технического эксперта по аккредитации являются :

Назначение эксперта является компетенцией органа по аккредитации, однако заявитель имеет право опротестовать кандидатуру эксперта.

Решение об аккредитации принимается компетентной комиссией органа по аккредитации (при совместной аккредитации - компетентной комиссией участвующих органов по аккредитации) или рабочими группами государственных (федеральных или земельных) служб.

Основой для аккредитации является комплект документов, представленный в орган по аккредитации. В том числе:

Факт аккредитации публикуется органом по аккредитации и сообщается в Секретариат DAR, который ведет постоянно актуализируемый реестр немецких органов по аккредитации. Кроме того, DAR на основании информации, предоставляемой органами по аккредитации, ведет регистрацию аккредитованных и назначенных органов. Органы по аккредитации обязаны предоставлять соответствующую информацию в DAR.

Аккредитация подтверждается аккредитационным сертификатом (рис. 3.4) Немецкого союза по аккредитации установленного образца, выдаваемого соответствующим органом по аккредитации. Изготовление бланков на бумаге единого образца для каждого органа по сертификации находится в компетенции Секретариата DAR.

Аккредитационный сертификат DAR может быть выдан только органами по аккредитации, представленными в DAR. Используя этот сертификат аккредитованные органы и испытательные лаборатории подтверждают, что они применяют и полностью выполняют стандарты серии DIN EN 45000.

На лицевой стороне аккредитационного сертификата указывается наименование органа по аккредитации и указывается на его членство в DAR. Далее указываются данные об аккредитованном предприятии, включая его название, адрес, область действия аккредитации, а также срок действия аккредитации.

Все органы по аккредитации, представленные в DAR, имеют единый формат регистрационного номера, который также должен быть указан на лицевой стороне аккредитационного сертификата. Он имеет следующий формат: ХХХ-Х(Х)-ХХХХХ...-ХХ. Первые три знака обозначают орган по аккредитации. Секретариат DAR ведет список аббревиатур органов по аккредитации, которые имеют следующие обозначения:

ВАS

Аккредитационная система ВАМ

BDD

Федеральное почтовое и телекоммуникационное ведомство (ВАРТ), Германский координационный орган по соответствию испытаний и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ), Германский орган по аккредитации в технике (DATech)

BDI

Федеральное почтовое и телекоммуникационное ведомство (ВАРТ), Германский координационный орган по соответствию испытаний и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ)

BDT

Федеральное почтовое и телекоммуникационное ведомство (ВАРТ), Германский орган по аккредитации в технике (DATech)

BPT

Федеральное почтовое и телекоммуникационное ведомство (ВАРТ)

DAE

Германский орган по аккредитации в электронике (DAE)

DAP

Германская система аккредитации испытаний (DAP)

DAT

Германский орган по аккредитации в технике (DATech)

DTI

Германский координационный орган по соответствию испытаний и сертификации по стандартам на информационную технику (DEKITZ), Германский орган по аккредитации в технике (DATech)

LED

Уполномоченные земельные органы по метрологии

TGA

Головная организация по аккредитации

Следующие один или два знака означают аккредитацию:

Р - испытательной лаборатории;
К - калибровочной лаборатории;
ZE - органа по сертификации продукции;
ZQ - органа по сертификации систем качества;
ZP - органа по аттестации персонала.

Следующие позиции, включая 5 или более буквенно-цифровых и две последние цифровые используются органом по аккредитации на свое усмотрение, причем две последние используются при дополнительных аккредитациях.

На рис. 3.4 приведен образец аккредитационного сертификата DAR.

Процедуры и интервалы инспекционного контроля аккредитованных органов и испытательных лабораторий, также как и продление срока аккредитации регулируется самим органом по аккредитации.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru

По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 04.07.01