СТАТЬЯ
25.10.01

Стандарты ISO серии 9000. Вводный материал

Статья была опубликована на сайте www.adj.ru

ISO - международная организация по стандартизации, существующая с 1948 года. В соответствии с уставом ИСО целью организации является "содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности" (ст. 2.1 устава).

В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO/TC 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества" разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название "Стандарты ISO серии 9000".

Основная концепция стандартов ISO серии 9000 заключается в определении набора требований и рекомендаций к системе управления качества организаций. Причем, одной из главных особенностей модели ISO заключается в универсальности требований. Таким образом, требования стандартов ISO можно применять для любой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, рынка, количества служащих и т.д.

Если рассматривать структуру стандартов "семейства" ISO 1994 года, то основополагающими стандартами являются три стандарта: ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94. Они носят название - "модели обеспечения качества". Стандарты ISO разрабатывались путем анализа опыта по обеспечению и гарантии качества ведущих организаций в мире и ориентировались на всемирно известный подход к обеспечению качества - теории "TQM" (Total Quality Management). Теория TQM определяет следующую концепцию: для того, чтобы организация могла успешно существовать на рынке, ей необходимо добиться удовлетворения требований всех заинтересованных в существовании организации сторон:

Так как основной задачей, стоящей перед разработчиками стандартов ISO серии 9000 было создание набора требований, по которым возможно определить, способна ли организация-поставщик произвести продукцию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, модели ISO серии 9000 1994 года в полной мере ориентируются на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон - Клиента организации.

Из всего набора стандартов, входящих в серию 9000 1994 года, обязательными для применения являются стандарты ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94 (модели обеспечения качества). Организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000, должны выбрать одну из трех моделей, которая наиболее полным образом описывает жизненный цикл продукции, выпускаемой компанией. Все остальные стандарты ISO серии 9000:94 являются рекомендательными. Они определяют набор рекомендаций по применению моделей для различных типов продукции (производство, обрабатываемые материалы, услуги, программное обеспечение) или детализируют конкретные требования моделей ISO 9001:94 (9002:94, 9003:94). (Со всеми стандартами ISO вы можете познакомится, посетив раздел "Обзоры" данного раздела библиотеки).

Модели обеспечения качества (ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94) отличаются только по объему требований, предъявляемых к жизненному циклу продукции, характерному для конкретной организации. Модель ISO 9001:94 - наиболее полная модель, содержит весь набор требований, предъявляемых к системе обеспечения качества, и включает требования к проектированию и производству продукции. Модель ISO 9002:94 полностью соответствует требованиям ISO 9001:94, за исключением требований к проектированию продукции, и предназначена для организаций, которые в процессе разработки продукции не занимаются ее проектированием. А модель ISO 9003:94 предназначена для организаций, которые в своем жизненном цикле не проектируют и не производят продукцию, а только оказывают услуги по контролю качества.

Однако структура стандартов ISO серии 9000 кардинально поменялась с выходом новой версии стандартов в 2000 году. Модель обеспечения качества ISO 9001:2000 вобрала в себя все три модели: ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94. Также в нее добавились и дополнительные требования. Была пересмотрена структура и принципы стандарта - модели, но основная идея и цель стандарта остались прежними - определить набор требований к системе управления (менеджмента) качества. Вместо обилия рекомендательных стандартов остались лишь несколько, самыми важными из которых являются:

Основные понятия и терминология стандартов SEI SW-CMM (SW-CMM Glossary)

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 25.10.01