С одной стороны, использование программной платформы позволяет запустить магазин за считанные месяцы (а в простейших случаях – даже за считанные дни). C другой стороны, ни одна e-commerce-платформа не представляет собой априори готовый к запуску интернет-магазин, который сегодня купили, галочки в «админке» покликали и – запустили. То есть, технически это возможно, конечно. Но ведь у бизнеса уже есть какие-то внутренние информационные системы, устоявшиеся процессы, ассортиментная политика, накопленные данные, которые подлежат миграции и т.п.  Все это требует определенного допрограммирования и настройки под особенности конкретного бизнеса.

Любая программная платформа имеет тысячи мест, куда можно «вклиниться» программисту со своей логикой, переопределить или расширить стандартное поведение системы. На практике разработка торговой системы (интернет-магазина) представляет собой проектирование, разработку и тестирование множества модулей отдельно или в составе платформы. Как можно понять, у разработчика тут есть два граничных варианта – заменить всю бизнес-логику на свою или использовать ту, что уже реализована в составе платформы. Все платформы опираются на достаточно известные и распространенные инструменты программирования типа PHP/JSP/Java, что упрощает подключение к проекту программистов без опыта с конкретной e-сommerce-платформой. В типичный проект на e-сommerce-платформе входит проектирование или изучение бизнес-процессов, настройка логики обработки заказа, интеграция с платежными шлюзами, ERP, другими внешними системами. Но одной из первых проблем, с которой сталкиваются архитекторы и разработчики, является задача правильного выбора самой ecommerce-платформы для разработки.

Чтобы не ошибиться, в первую очередь, стоит обратить внимание на состоявшиеся успешные проекты на базе рассматриваемой платформы. В России таких проектов на enterprise-рынке пока не много, так что придется изучать опыт западного бизнеса. Он работает и занимается e-commerce заметно дольше российских игроков. За это время на западе уже пройден тот путь, по которому идет сегодня российский рынок. С другой стороны, это дает возможность не повторить типовых ошибок и выбрать такие решения, которые в полной мере соответствуют самым современным трендам мирового рынка и позволяют с уверенностью смотреть в будущее. Многие из существующих программных платформ получили высокий рейтинг потому, что они разработаны достаточно давно, и собрали за историю своего существования много внедрений. Такая «богатая история» может быть как признаком хорошего накопленного опыта, так и большого объема плохо управляемого унаследованного кода. В России всегда существовала традиция открытости и доступности многих базовых технологий, а программные решения в сфере интернет-торговли всегда создавались не по принципу «заслуженного» поставщика, а на основе способности решить проблему «здесь и сейчас». В этой схеме редко находилось место для анализа долгосрочных трендов, оценки стоимости сопровождения системы в будущем, возможности найти требуемых специалистов на рынке. Но времена меняются, и если раньше можно было говорить о какой-то специфичности и особенной динамичности российского рынка e-commerce, то сейчас большее значение имеет опыт и соответствие лучшим практикам. «Колорит» уходит и уступает место большим брендам с отточенными бизнес-процессами и развитой инфраструктурой.

Крупные платформы enterprise-класса (IBM Websphere Commerce, Oracle Commerce и SAP hybris) изначально спроектированы на большие объемы данных, сложные бизнес-процессы, высокую посещаемость, производительность и доступность. Например, такие задачи как кластеризация и кэширование в них реализуются штатными инструментами. В противовес этому, платформы SMB-уровня (1С-Битрикс: Управление сайтом, Magento и VirtueMart) отличает относительная неприхотливость к рабочему окружению, возможность развертывания в нетиповых конфигурациях, «терпимость к допиливанию» всех компонентов платформы, включая даже библиотеки ядра. Но отличия разных платформ продиктованы не только разными требованиями к базовой инфраструктуре и используемым языкам программирования (или библиотекам). У разных e-commerce платформ присутствует разное функциональное наполнение, а в ряде случаев – и разное понимание некоторых бизнес-процессов или их роли. Иногда это продиктовано как раз масштабом бизнеса типовых пользователей платформы, а иногда − является продуманной политикой разработчиков.

В общем случае можно выделить следующие факторы, которые так или иначе обязательно влияют на принятие решения по выбору e-commerce платформы:

  • соответствие выбранной архитектуры и инфраструктурных возможностей платформы текущему и перспективному масштабу бизнеса;
  • функциональное соответствие возможностей платформы потребностям проектируемой системы;
  • стоимость разработки, развертывания и владения.

Для обеспечения соответствия возможностей платформы масштабам бизнеса следует правильно оценить ожидаемую нагрузку, объем обрабатываемых данных и требуемые показатели надежности (непрерывности функционирования) разрабатываемого решения. Для крупного бизнеса даже один час простоя может означать очень большие потери в виде недополученной выручки и имиджевые издержки. Поэтому следует рассмотреть разные возможные варианты построения архитектуры решения на базе разных e-commerce платформ.

Чтобы быть уверенным в соответствии проектируемой системы функциональным блокам и возможностям e-commerce платформы, необходимо определить, с помощью каких конкретно модулей и блоков этой платформы возможно реализовать необходимый функционал, оценить объем и сроки необходимых разработок (доработок), порядок внедрения.

Для общей оценки примерных показателей по масштабу бизнеса и срокам внедрения систем на базе различных e-commerce платформ можно опираться на следующую таблицу:

ПлатформаОжидаемый годовой оборотНагрузка (тыс. посещений в сутки)Кол-во SKU в каталогеДлительность проекта внедрения
IBM Websphere Commerce от $10 млн. 150...∞ - 1...1,5 года
Oracle Commerce от $10 млн. 150...∞ - 0,5...1,5 года
SAP hybris от $10 млн. 150...∞ - 0,5...1,5 года
1С-Битрикс: Управление сайтом от $0,5 млн. 5...500 до 50 тыс. от 2...3 месяцев
Magento от $1 млн. 20...500 до 100 тыс. от 3...6 месяцев
VirtueMart $0...10 млн. 0...200 до 10 тыс. от 0,5...1 месяца