Разделы

CioGuru

Консьюмеризация в ИТ: главные тренды

Взрывной рост числа потребительских устройств заставил весь мир заговорить о консьюмеризации ИТ. В чем выражается этот феномен 21 века и как он способен изменить деловой мир?

Всезнающая Википедия пока затрудняется дать определение консьюмеризации, хотя сам термин появился более 10 лет назад –– в 2001 г. Он происходит от английского слова "consumer" (потребитель) и обозначает новый тренд в ИТ – проникновение пользовательских технологий в корпоративную среду. Миллионы людей, среди которых сотрудники различных компаний, приобретают планшеты, ноутбуки, смартфоны в личное пользование, а затем приносят их в офис. И вовсе не для того, чтобы уничтожать наглых свиней в Angry Birds или зависать в ICQ в обход действующей корпоративной ИТ-политики. Сегодня личные устройства с доступом в Интернет и множеством полезных мобильных приложений используются для решения в том числе и рабочих задач. Это явление получило название BYOD (Bring Your Own Device – Принеси свое личное устройство).

Молодых и амбициозных сотрудников больше не устраивают медлительные офисные компьютеры, устаревшее программное обеспечение и ограничения корпоративных ИТ-политик. Пользователи делают выбор в пользу BYOD, поскольку им удобнее работать в офисе на тех же привычных устройствах, что и в повседневной жизни, они привыкли самостоятельно выбирать и загружать приложения и хотят использовать единообразное ПО и сервисы на всех своих устройствах. Подход BYOD означает свободу выбора, инновационные технологии, следование современным трендам в ИТ, персональное рабочее пространство в любом удобном месте и в любое время.

BYOD тесно связан с еще одним трендом консьюмеризации в ИТ – мобильностью. Быть онлайн – вот главный жизненный принцип современного поколения, сформированный под влиянием продвинутых технологий мобильной связи. Всегда оставаться на связи, не выпадать из потока событий важно для личной жизни, однако приобретает ключевое значение и для успешной работы. Люди хотят делать мобильный (читай непрерывный) бизнес, быть постоянно включенными в рабочие процессы, вне зависимости от географического местоположения и разницы в часовых поясах. А это означает удаленную работу, выход за рамки традиционной офисной среды и фиксированного рабочего места, использование современных технологий коммуникации. Вот лишь несколько примеров мобильности в действии: проведение совещаний с коллегами в формате видеоконференций, совместная разработка проекта с помощью облачных сервисов, использование мобильных приложений как дополнительного канала продаж и связи с заказчиками и партнерами.

Третьим китом, на котором зиждется консьюмеризация ИТ, являются социальные медиа –– социальные сети, чаты, блоги, твиттер. Они образуют некое виртуальное пространство, где люди реализуют свою потребность в общении. Современные работники успешно перенесли в это пространство и часть рабочих задач. Сотрудники выходят в социальные сети в рабочие часы вовсе не для того, чтобы развлечься, а используют их для общения с коллегами и партнерами. Привлекательность неформального общения, возможность позиционировать себя как профессионала, высказывать и отстаивать свою точку зрения, получая при этом мгновенный отклик читательской аудитории, – все это делает социальные медиа важнейшим слагаемым успешной работы.

Согласно результатам многочисленных статистических исследований, более половины молодых сотрудников заявляют, что если им предложат работать в компании, запрещающей доступ к социальным медиа, то они откажутся от предложения либо найдут способ обойти корпоративные правила. Двое из пяти опрошенных считают, что они скорее примут предложение о работе, предполагающей менее высокую оплату и более гибкую политику (использование мобильных устройств, доступ к социальным сетям), чем предложение о высокооплачиваемой работе с ограничениями на социальные медиа.

Давайте подведем краткий итог вышесказанному. Очевидно, что пользовательские технологии, проникнув в офисы, кардинально изменили подход к работе и дали сотрудникам существенные преимущества. Руководители компаний стали понимать, что бороться с этим явлением бессмысленно. Стоит убрать знак равенства из уравнения "BYOD = угрозы для информационной безопасности" и оставить в прошлом опасения, что сотрудники будут отвлекаться на личные дела в рабочее время. Очевидно, что консьюмеризация может принести неоценимую пользу бизнесу.

Доводы "за"

Основным доводом в пользу консьюмеризации ИТ следует считать более эффективную работу сотрудников. Люди работают с большей отдачей, поскольку используют наиболее удобные для себя устройства и самостоятельно выбирают способ и время выполнения текущих задач. Открываются широкие пути для совершенствования методов работы, например можно использовать облачные сервисы для анализа данных на мобильном устройстве, выбирать эффективные инструменты для управления бизнес-процессами, проводить видеоконференции для быстрого решения проблем. Кроме того, упрощается взаимодействие сотрудников друг с другом, а также с клиентами и партнерами.

У компаний появляется отличная возможность удержать ключевых сотрудников и повысить лояльность персонала. Люди ценят свободу выбора и хотят получать удовольствие от работы. Современным сотрудникам – особенно представителям молодого поколения – вряд ли понравится рабочее место, где используются допотопные компьютеры с Windows XP или существует запрет на общение в чате. Любого человека огорчит медленная, неэффективная или тупая механическая работа там, где требуется интеллект "на кончиках пальцев". Это будет воспринято не просто как ограничение свободы, но и как отличный повод сменить работодателя.

Кроме того, компании должны оценить огромный потенциал для развития "снизу вверх": появление все более дешевых и мощных устройств, наличие тысяч мобильных приложений корпоративного класса стоимостью всего в несколько долларов, а также инструментов разработчика, при помощи которых даже непрофессионалы смогут быстро создавать собственные приложения.

И, разумеется, не стоит забывать об экономической составляющей: поскольку сотрудники сами покупают устройства, то появляется возможность сократить затраты на компьютерную технику, программное обеспечение и его поддержку.

Доводы "против"

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Очевидно, что консьюмеризация ИТ – это не мода на 1 сезон, а явление, набирающее обороты с каждым годом. Не менее очевидны и преимущества, которые получает бизнес. Однако радужные перспективы сталкиваются с суровой действительностью. Какие же проблемы встают перед бизнесом?

Традиционная архитектура не справляется с требованиями консьюмеризации – отсутствует поддержка широкого спектра устройств, платформ и приложений. Под угрозу ставится и безопасность корпоративных данных и данных клиентов. Сложно гарантировать, что только авторизованные пользователи получат доступ к конфиденциальной информации. Необходимо обеспечить безопасную передачу данных и защищенный канал доступа к корпоративной сети и сервисам с любого устройства.

Специализированные корпоративные и бизнес-приложения зачастую не имеют версий для мобильных устройств. Также необходимо предоставить сотрудниками условия для удаленной работы: возможность дистанционного использования офисного ПК.

Возникает и угроза раскрытия данных на украденных или потерянных устройствах. Еще одна трудность заключается в контроле того, чем занимаются сотрудники в рабочее время. Также требуется пересмотр корпоративных политик, ограничивающих использование социальных сетей и чат-клиентов на рабочих местах.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Поддержать или запретить?

Проникновение потребительских технологий в офисную среду означает для CIO следующее: теперь не собака машет хвостом, а хвост – собакой. ИТ-директору приходится принять как свершившийся тот факт, что в компании без его ведома появились и используются новые информационные технологии. Как поступить? Прибегнуть к политике запрета?

Это означает лишить компанию конкурентных преимуществ от консьюмеризации ИТ. Невзирая на потенциальные риски и проблемы, CIO компаний крупного и среднего бизнеса прекрасно понимают ценность подхода BYOD и высоко оценивают те выгоды, которые получает бизнес. Согласно результатам исследования компании Accenture, в 60% компаний сотрудниками разрешено работать на личных мобильных устройствах, а в 30% компаний обеспечена их полная поддержка. В 60% компаний даже существует детально прописанная мобильная стратегия. 80% CIO признали, что мобильность напрямую связана с прибылью компании, а более чем для 40% CIO это направление является одним из пяти приоритетных на ближайшие годы. 66% опрошенных компанией ClickSoftware Technologies уверены, что смогут установить высокий стандарт качества и безопасности для корпоративных мобильных устройств.

Роль ИТ-директора, понимающего важность консьюмеризации, меняется. CIO начинает играть стратегическую роль. Акценты и сфера его ответственности смещаются в сторону реализации ключевых бизнес-инициатив и внедрению передовых практик, повышающих эффективность работы всей компании. Теперь он должен объединять компетенции руководителя и специалиста по управлению огромными потоками данных, поступающими из самых разных источников, и непрерывно усложняющейся инфраструктурой. Обеспечивая поддержку сотрудников и предоставляя им доступ к лучшим и самым современным технологиям, ИТ-директор помогает компании работать эффективнее, снижать затраты и сохранять конкурентоспособность.

Однако в угоду потребностям пользователей нельзя жертвовать безопасностью и управляемостью среды. ИТ-отделу необходимо найти баланс между растущими требованиями пользователей к гибкости работы и стоимостью приобретения, безопасностью и соблюдением нормативных требований. ИТ-отделы должны разработать методики управления устройствами и их защиты, развернуть виртуальную и физическую инфраструктуру для интеграции новых устройств в корпоративную сеть с соблюдением внутренних политик. ИТ-отдел должен адаптироваться к изменению состава используемой в компании техники, предоставить доступ к данным и приложениям всем сотрудникам, которым она нужна для работы, – из любого места и с помощью удобного для них устройства. Новый, открытый подход к информационным технологиям предполагает не только сбор информации и ее хранение, но и обеспечение сотрудников средствами аналитики данных и создания отчетности.

"Стратегический" CIO переходит от реактивных действий к проактивным, проявляя инициативу. CIO принимает как неизбежность ориентацию на потребителя и строит новые отношения совместной работы с пользователями, предоставляя им свободу действий и в то же время контролируя происходящее. Оптимизируя и проводя реинжиниринг бизнес-процессов, он превращается в полноценного бизнес-партнера, советника по стратегическим вопросам и поднимается на ступень исполнительного руководства. Внедрение потребительских технологий в корпоративную инфраструктуру — чрезвычайно сложная задача и высокая ответственность. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы спокойной жизни у CIO не будет.

Елена Макарова