Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения Тендеры Законодательство

Какие ИТ нужны госсектору

Государственный сектор традиционно является крупнейшим потребителем ИТ в России. Насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на информатизацию ведомств? Когда, наконец, граждане страны и российский бизнес смогут воспользоваться всеми преимуществами автоматизации органов государственной власти? Обсуждению этих вопросов был посвящен состоявшийся недавно по инициативе CNews Analytics и CNews Conferences круглый стол "ИКТ в госсекторе" .

Интересно, что иногда автоматизация функций государственных органов происходит не только по инициативе "сверху", но и благодаря усилиям самих работников ведомств, на собственном опыте ощущающих сложности работы "по старинке". Об одном таком опыте рассказал Дмитрий Казимиров, заместитель директора Департамента безопасности МИД РФ, в недалеком прошлом работавший в Генконсульстве России в Барселоне. По данным на 01.01.2009 года, в Испании проживает около 60 тыс. российских граждан, из них около 30 тыс. – легально. Кроме того, ежегодно страну посещает около 500 тыс. российских туристов. Около 2/3 россиян, находящихся, в Испании, обращаются в генконсульство в Барселоне, обслуживающее территорию протяженностью более 800 км.

По словам Дмитрия Казимирова, "хорошее консульство начинается с хорошо организованной очереди". Именно поэтому по инициативе Генконсульства России в Барселоне без госфинансирования была создана автоматизированная система записи на прием. В настоящее время она объединяет call-центр и онлайн-систему. За время существования системы через нее было произведено более 25 тыс. записей, из них 62% - через call-центр, и 38% - через интернет. По мнению Дмитрия Казимирова, аналогичная система может быть использована в любых государственных учреждениях, ведущих массовый прием граждан в условиях повышенного спроса на их услуги, таких как ГИБДД, БТИ, налоговые инспекции, органы Росрегистрации, кадастровые органы, органы социального обеспечения и медицинские учреждения и т.д.

Антикризисная информатизация

С технологической точки зрения построение полноценного электронного правительства не представляет особых сложностей ни для российских, ни для зарубежных производителей. Некоторые из них уже сегодня готовы предложить собственные решения, основанные на многолетнем опыте реализации подобных проектов и прошедшие испытания временем.

По словам Елены Стрелковой, директора по маркетингу EMC Россия и СНГ, модель "Объединенного правительства" от EMC основана на нескольких базовых принципах: информация cобирается, хранится и используется только в электронном виде; поступающие в бумажном виде документы сразу же переводятся в цифровой вид; все внутриведомственные процессы работы оптимизированы и автоматизированы; граждане и бизнес взаимодействуют с ведомствами в электронном виде через защищенные порталы; межведомственный документооборот также является электронным; руководство ведомств, граждане и бизнес имеют возможность отслеживать эффективность работы. Внедрение этой модели происходит в 3 этапа, по завершении которых государственные ведомства полностью переходят на электронный документооборот как при оказании государственных услуг по принципу "одного окна", так и при взаимодействии друг с другом, происходит повышение эффективности их работы и снижение операционных расходов.

Siemens Enterprise Communications, является, в отличие от EMC, производителем не программного обеспечения, а оборудования, и предлагает свое видение дальнейшего технологического развития российского государственного сектора. Как рассказал Сергей Усиков, директор по работе с госсектором Siemens Enterprise Communications, в условиях мирового кризиса компания объявила программу Trade-In, направленную на замену УАТС старых поколений как производства Siemens, так и Alcatel, Avaya, Bosch-Tenovis, Tadiran, Ericsson, Harris, Информтехника, Mitel, NEC, Nortel, Phillips. На основании оценки стоимости заменяемой станции вместе с цифровыми телефонными аппаратами рассчитывается стоимость "ваучера", которая засчитывается в стоимость оплаты за новую систему HiPath 4000. Более того, российские компании, покупающие продукцию немецкого производителя, могут рассчитывать на кредитование со стороны правительства Германии по программе "Гермес".

В условиях финансовой нестабильности все большее значение приобретает оптимизация расходов государственных ведомств, в том числе и на эксплуатацию имеющихся информационных ресурсов. "Исследование тендеров и конкурсов, которые проводятся государством, показывает, что затраты на эксплуатацию ведомственных информационных систем и аппаратных средств могут достигать 30% всего ИТ-бюджета, - рассказал участникам круглого стола "ИКТ в госсекторе" Николай Подобайло, директор департамента ГК "Армада". - Это достаточно большая сумма для того, чтобы всерьез задуматься над тем, насколько эффективно она планируется и расходуется".

В настоящее время в большинстве государственных ведомств отсутствуют актуальные сведения о состоянии и составе аппаратного комплекса и эксплуатируемых информационных систем, а планирование расходов на эксплуатацию зачастую осуществляется экспертно-заявочным методом и трудно поддается проверке и обоснованию. Предлагаемое компанией "Армада" решение основано на применении расчетного метода планирования, в основу которого положены данные из реестра сведений об информационных системах и аппаратных комплексах и утвержденные нормативы по порядку планирования бюджета на эксплуатацию.

Реестр позволяет систематизировать, хранить, обновлять, анализировать и принимать более взвешенные решения по развитию информатизации ведомства, а на его основе автоматически осуществлять планирование средств на эксплуатацию. Планирование может выполняться как укрупнено, для всего ведомства, там и детализированно по каждому подведомственному учреждению.

Эксперты на страже информатизации

Необходимой составляющей "электронного правительства" является максимальная открытость любой информации о деятельности государственных ведомств. Идеальной площадкой для размещения таких сведений могли бы служить сайты органов государственной власти, создание которых началось после выхода постановления правительства № 98 от 12 февраля 2003 и завершилось в 2006 году. Однако на практике оказалось, что принцип "что не запрещено, то разрешено" едва ли применим в отношении информации, которая могла бы появиться в открытом доступе. "В России отсутствуют культурные и общественные традиции раскрытия информации, - с сожалением отметил Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при правительстве РФ. – Ведомства, размещающие в открытом доступе максимум информации о своей деятельности, выглядят "белой вороной".

Почему в «Норникеле» отказались от Telegram в корпоративных коммуникациях и что используют взамен
Цифровизация

Кроме отечественных экспертов, на довольно невысоком уровне неоднократно оценивали ИКТ-сектор России и международные аналитики. В частности, в рейтинге готовности стран к сетевому миру Россия на "почетном" 72-м месте", о чем недавно напомнил президент Дмитрий Медведев, критикуя развития ИКТ-отрасли страны. По последним данным Economist Intelligence Unit, в рейтинге ИТ-конкурентоспособности Россия заняла 49-е место. В рейтинге ООН готовности стран к "электронному правительству" наша страна опустилась на 10 пунктов по сравнению с предыдущим исследованием, пропустив вперед Украину и Белоруссию и заняв 60 место среди 192 государств. Результаты последнего исследования ИТ-конкурентоспособности мировых стран, полученные Всемирным экономическим форумом совместно с международной бизнес-школой INSEAD, поставили Россию на 74-е место. По сравнению с рейтингом 2007-2008 гг., показатели страны ухудшились на две позиции.

По мнению Владимира Дрожжинова, председателя правления Центра компетенции по электронному правительству, пока в стране не существует предпосылок для достижения задач, обозначенных Стратегией развития информационного общества в РФ. Для изменения ситуации необходимо создать Министерство совершенствования государственного и муниципального управления РФ, упразднить межведомственные комиссии по административной реформе и по федеральной связи и информационным технологиям и возложить их полномочия на новое министерство. Руководство созданием интегрированного электронного правительства и соответствующей единой системы управления созданием и сопровождением такого правительства возложить на Министерство совершенствования государственного и муниципального управления РФ, которое подчинить непосредственно президенту РФ.

Наталья Рудычева / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Владимир Дрожжинов, Центр компетенции по электронному правительству. Интегрированное электронное правительство России
Презентация Андрей Герман Андрей, Верховный суд Российской Федерации. Информационные технологии в Верховном суде Российской Федерации и практика их применения
Презентация Максим Казак, CNews Analytics. Информационные технологии в ОГВ России – новый этап
Презентация Дмитрий Казимиров, МИД России. RusTurn - опыт использования автоматической онлайн-записи на прием в российских консульствах
Презентация Сергей Коростелев, Министерство финансов Республики Татарстан. Электронное правительство как инструмент оптимизации бюджетных расходов в условиях финансовой нестабильности
Презентация Максим Паршин, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России. Административная реформа и электронное правительство. Дистанционное предоставление государственных услуг
Презентация Николай Подобайло, ГК "Армада". Учет ведомственных информационных систем и аппаратных комплексов
Презентация Максим Пономаренко, отдел развития ГАС "Выборы" и средств электронного голосования ФЦИ при ЦИК России.Перспективы информационного взаимодействия ГАС «Выборы» с другими государственными информационными системами
Презентация Елена Стрелкова, EMC Россия и СНГ. Электронный документооборот — требование времени. «Дорожная карта» перехода к электронному документообороту и архиву в госсекторе
Презентация Сергей Усиков, Siemens Enterprise Communications. Поддержка госсектора РФ компанией Siemens Enterprise Communications в условиях кризиса
Презентация Михаил Брауде-Золотарев, Центр ИТ-исследований и экспертизы АНХ при правительстве РФ. Исследование открытости и доступности информации на официальных сайтах органов исполнительной власти
Презентация Скачать все презентации (архив)