Разделы портала

Онлайн-тренинги

.
Т-тестировщики и их роль в команде
27.01.2016 11:12

Автор: Роб Ламберт

Ссылка на оригинал статьи: http://thesocialtester.co.uk/t-shaped-testers-and-their-role-in-a-team/

Перевод: Ольга Алифанова.

Мне никогда не нравился подход, при котором тестировщики отделены от основной команды и подключаются к работе на соответствующие "фазы" тестирования. Я проработал так около восьми лет, и все это время бился над ответами на следующие вопросы:

  • Почему мы так поздно подключились к проекту?
  • Почему в нем так много очевиднейших багов и проблем?
  • Почему продукт не соответствует спецификации?
  • Почему из раза в раз мы гоняем одни и те же кейсы и на этом основании считаем, что продукт готов и тестирование завершено?
  • Почему бы тестировщикам не начать задавать вопросы на более ранних стадиях разработки продукта?
  • Почему такие навыки тестировщика, как тест-дизайн, организационные способности, критическое мышление совсем не ценятся под конец проекта?
  • Почему некоторые тестировщики высоко специализированы - например, тестировщики производительности - но при этом куча прочих тестировщиков просто "гоняет любые функциональные тест-кейсы"?
  • Почему все ноют, что так работать невозможно, но ничегошеньки не делают, чтобы это изменить?

Я могу долго продолжать, я задавал массу таких вопросов.

 

Этими вопросами задаюсь не только я. Изучите профессиональные форумы и доклады с конференций - вы обнаружите, что такие вопросы задаются постоянно, и на рынке существует масса инструментов, услуг и консультантов, готовых решить эти проблемы за вас.

Мне понадобилось потратить много лет на вдумчивый анализ, чтобы понять, с каким подходом к тестированию мне по пути. Честно говоря, это не моя идея, но об этом - чуть позже.

Я говорил со многими людьми и понял, что мой подход по душе не только мне. Людям он нравится, так как они или уже работают по этой схеме, или хотели бы так работать. Конечно, некоторые несогласны, а многим просто все равно, но это тема для другой статьи.

Я считаю, что поиск багов - это всего лишь одна сторона работы тестировщика.

Я не думаю, что ответственность за поиск багов лежит исключительно на тестировщике.

Также я считаю, что тестировщики должны включаться в работу и на других этапах цикла разработки - без разницы, две недели занимает этот цикл, два месяца или два года.

Идея, которую я пытаюсь развить - это идея "Людей-Т". Придумал ее не я. Кажется, Тим Браун (CEO компании IDEO) выступил с ней в 1990 году, описывая новый тип работника.

Представьте себе, что буква Т представляет собой навыки человека (или, как мне нравится говорить, его роль). Вертикальная черта в букве Т - это его основная профессиональная область. Если мы говорим о тестировании, то это ключевой навык тестировщика (какой именно - зависит от контекста, и у него могут быть суб-навыки). Горизонтальная черта буквы Т - это способность человека работать в нескольких областях, применяя навыки, отличные от основной специализации.

Чем больше я говорил об этой модели с другими людьми, тем больше я понимал, что она задевает их за живое. Кажется, она действительно исчерпывающе описывает быстро растущую часть сообщества тестировщиков - тех, кто не только профессионал своего дела, но и способен разобраться в нескольких смежных областях.

Многие мои коллеги по профессии - Т-тестировщики. Они отличные специалисты, и к тому же привносят в профессию умения из других областей (или же используют свои навыки, чтобы выполнять другие бизнес-задачи).

В стартапах и быстро развивающихся компаниях способность быть "универсальным солдатом" очень выгодна.

Человек, способный "играть несколько ролей", и делать это хорошо - это, очевидно, хороший актив. Даже в более традиционных, структурированных командах можно найти "людей-Т".

Однако люди зачастую не представляют, какую пользу могут принести вне тестирования, и как навыки, полученные в других областях, могут помочь им в тестировании. У некоторых просто нет возможности показать себя с этой стороны.

Многие отличные тестировщики успешно справляются с другими ролями в своих проектах. Например, без имен:

  • Я знаю крутого менеджера по тестированию, который также руководит службой поддержки.
  • Я знаю отличного тестировщика, который также работает product-owner-ом.
  • Я знаю прекрасного тестировщика, который выполняет роль скрам-мастера.
  • Я знаю крутого тестировщика, который также работает над исследованиями рынка.
  • Я знаю классного тестировщика, который собеседует ВСЕХ новых членов команды.
  • Я знаю замечательного тестировщика, который проводит конференции, занимается рекламой, создает собственный продукт, работает над маркетингом, и дает консультации корпоративным клиентам (представляете, какой спектр навыков ему понадобился, чтобы добиться этого?)

Это всего лишь часть примеров. Перечислять таких людей можно бесконечно долго.

Помимо таких людей, существуют тестировщики, чьи вспомогательные навыки никак не задействованы в их основной работе. Среди нас есть музыканты, художники, дизайнеры, писатели, механики, инженеры, плотники, активисты социальных сетей, полиграфисты, люди с хорошими навыками нетворкинга, и кто угодно еще. Может ли компания привлечь этих людей к достижению своих бизнес-целей? Безусловно.

К сожалению, многие люди (не только тестировщики) жестко ограничены рамками своей роли, несмотря на то, что могут предложить намного больше.

Если вкратце, несколько лет назад я чуть было не ушел из тестирования - не в последнюю очередь потому, что ответы на вышеперечисленные вопросы так и не были найдены. "Неужели это конец?", - думал я. Как насчет моей квалификации в других областях, моих хобби? Не могу ли я использовать их? На какую работу я могу претендовать с такими навыками? Придется ли мне пройти переобучение? Почему весь спектр моих навыков не ценится в моей работе? И тогда я открыл для себя блогинг, консалтинг, Agile-тренинги, системное мышление, и, в результате - управление человеческими ресурсами, и все встало на свои места... Кхм, я отвлекся от темы.

Я считаю, что тестировщики, да и вообще любые люди, могут привнести в бизнес намного больше, чем позволяет их традиционная роль. Критическое, скептическое мышление тестировщика может быть успешно использовано намного раньше в ходе разработки. Прочие навыки тестирования могут применяться в других областях бизнеса. Их роль может захватывать и другие аспекты, которые вызывают у них интерес.

С приходом таких подходов, как Acceptance Test Driven Development, Test Driven Development и многих других появилась нужда в раннем подключении тестировщиков к проекту. К тому же теперь у них не так связаны руки на более поздних стадиях разработки. Любовь к исследованиям, любопытство, новизна - вот что движет тестировщиками. Проверки пройдены - теперь нужно понять, что этот продукт вообще делает, поделиться своими взглядами на возможные риски и неопределенность, поучаствовать в обсуждении пользовательского опыта и маркетинга (заказчиков, конечных пользователей, конкурентов, отрасли в целом), ожиданий от продукта, и много чего еще, что сходу не приходит в голову.

Они могут помочь обнаружить, для чего на самом деле создан этот продукт, а не просто сообщить, соответствует он требованиям или нет.

Поиск ошибок - наша работа, но это не наша единственная конечная цель. Баги - побочный эффект сбора информации о продукте.

Я считаю, что у каждого есть возможность привнести куда больший вклад в создание отличных продуктов, чем позволяют стереотипные роли. Этот подход внедрен у нас в NewVoiceMedia.

Наши тестировщики пишут документацию, работают скрам-мастерами, создают инфраструктуру для быстрых релизов, отвечают за безопасность и соответствие стандартам, общаются с заказчиками, посещают заказчиков для изучения взаимодействия пользователей с продуктом, пишут контент для социальных сетей, разрабатывают внутренние коммуникационные стратегии, занимаются agile-тренингами, создают "персон" и активно применяют свои знания и навыки для создания успешного бизнеса.

Мы все еще работаем над балансом ролей и ожиданий, и баланс периодически смещается (как правило, в ответ на колебания рынка).

Поймите меня правильно. Не у всех есть такая возможность. Но если вы можете повлиять на изменение устоявшихся правил, сделайте это: использование всего спектра навыков и знаний вашей команды - это отличный подход к решению ваших задач.

Очевидно, этот подход не ограничен исключительно тестировщиками. Программисты, product-owner-ы, сотрудники службы поддержки, продажники, аккаунт-менеджеры - каждый может стать Т-человеком (как минимум, у каждого есть для этого потенциал).

Мне кажется, что будущее тестирование - за специалистами как узкого, так и широкого профиля. Безусловно, специалисты по безопасности, производительности, доступности всегда будут востребованы, но вам также нужны и специалисты широкого профиля - те, кто может играть самые разнообразные роли в организации, оставаясь профессионалом тестирования.

Т-человек - это тот, чьи навыки могут пригодиться в различных областях. Т-образные роли в тестировании - это поощрение тестировщиков в работе над другими задачами. Если у людей нет нужных навыков изначально, они могут освоить их через обучение, коучинг, менторинг. И тут-то вам потребуется хороший менеджмент, крепкая команда и вовлеченность в профессиональные сообщества.

Я работаю над этим подходом прямо сейчас, и уже понимаю, что эта модель отлично описывает мое видение тестирования и тестировщиков. Такое тестирование устраивает не только меня, но и компании, с которыми я работаю.

Тестирование - это больше, чем простой поиск ошибок. Это изучение продукта, исследование его задач, определение нужд рынка (например, А/В тестирование), изучение того, что продукт на самом деле делает, выяснение, подходит ли он для того контекста, в котором его предполагается использовать, улучшение процессов, помощь в дизайне и улучшении продукта, помощь в его поддержке, рекламе и создании потребительской ценности.

Все вышеперечисленное объясянет, почему мне и тем моим коллегам, кто попадает под определение людей-Т, так тяжело найти крутых тестировщиков для наших проектов, в то время как прочие менеджеры способны найти "хорошего" тестировщика буквально на любом углу.

Нам нужно больше, чем просто навык тестирования. Мы требуем от своих тестировщиков ряд других умений, дополняющих тестирование. Эти навыки помогают нам создавать потребительскую ценность.

Конечно, это всего лишь мое личное мнение, основанное на наблюдениями за тестированием в нашем конкретном случае. Возможно, вы работаете в другом окружении и цените другие умения. На данный момент это всего лишь идея и, как любой человек, я могу ошибаться. Но я думаю, этой идеей стоит поделиться.