Почему Agile не приживается в России?

Источник: kpmg


Цифровая трансформация и Agile (англ. "подвижный, проворный, гибкий") - две едва ли не самые модные, или, как теперь принято говорить, "хайповые" темы в управлении бизнесом. Точные определения для этих понятий еще не успели сформироваться: сегодня это скорее "облако" понятий, методов и практик, к внедрению которых каждая компания подходит по-своему. Есть только общее понимание, что за ними будущее, и тот, кто не будет их внедрять, рискует потерять преимущество в конкурентной борьбе.

Датой рождения Agile считается 11-13 февраля 2001 года, когда 17 независимых разработчиков программного обеспечения подписали "Манифест Agile". Он провозглашал следующее: "Мы постоянно открываем для себя более совершенные методы разработки программного обеспечения, занимаясь непосредственно разработкой и помогая в этом другим. Благодаря проделанной работе, мы смогли осознать, что:

  • люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
  • работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

То есть, не отрицая важности того, что справа, мы все-таки больше ценим то, что слева".

Елена Устюгова

Партнер, руководитель Группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ

 

По сути цифровая трансформация и Agile тесно взаимосвязаны - методики гибкого управления проектами зародились в среде разработчиков программного обеспечения как ответ на потребность делать прорывные кросс-функциональные продукты и существенно сократить время их выхода на рынок. Сегодня эта задача стоит не только в ИТ-подразделениях. Мы наблюдаем существенную трансформацию традиционных бизнес-моделей во многих отраслях - не надо напоминать, как компания Uber разрушила рынок такси, каршеринг изменил рынок автомобилей, онлайн-торговля теснит классический ритейл, стриминговый сервис Netflix успешно конкурирует с голливудскими кинокомпаниями, а финансовые технологии (финтех) меняют банковский бизнес. Конкурентная среда стремительно меняется, и традиционные подходы, основанные на годовом планировании, бюджетировании и бесконечном согласовании каждого изменения продукта, больше не работают для проектов, задача которых - трансформация, существенное изменение привычного уклада.

Это, конечно, не означает, что с завтрашнего дня всем необходимо перейти на Agile. Если задачи радикальных преобразований операционной деятельности не стоит, то процессы можно эффективно совершенствовать методиками так называемого "бережливого производства" - lean. Agile же наиболее эффективен именно там, где требуется проектная работа по внедрению изменений в быстро меняющихся внешних условиях: рост бизнеса, его развитие, трансформация.

Как это работает?

В последние годы все больше компаний из традиционных сфер бизнеса задумываются о применении этого метода, по крайней мере, в подразделениях, ответственных за перспективные разработки. Главный мотив - стремление сократить сроки создания новых продуктов. 68% участников опроса КПМГ заявили, что начали внедрять Agile именно ради возможности ускорить выведение на рынок новых продуктов, более полно удовлетворяющих интересам потребителя. В России этого уже удалось добиться трем из четырех компаний, внедривших гибкие подходы к управлению проектами. К такому выводу пришли авторы исследования компании Scrum Treck, опросившей в 2019 году более 1500 человек. По данным исследования, средний опыт применения Agile организациями в России на сегодня - 2,7 года, тогда как в мире - около четырех лет. Главная цель Agile-команды - как можно скорее создать действующий прототип - MVP (minimum viable product), который можно протестировать на потребителях и понять, насколько он соответствует их ожиданиям.

Традиционно Agile произрастает из ИT-департамента, постепенно распространяясь на другие подразделения компании. Но так происходит не всегда. Одним из классических примеров перехода крупной "традиционной" компании на методы Agile стал опыт банка ING.

СЛОН И ГОНЧИЕ

"Слон, которого преследуют гончие, - именно так люди видят банки. Банк в их глазах - большое неповоротливое животное, которое каждый день преследуют "гончие": финтех и другие компании новой экономики. Я постарался научить нашу организацию, нашего "слона", быть таким же быстрым и гибким, как гончие, при этом оставаясь слоном, чтобы сохранить его силу", - так описывал свою задачу один из авторов Agile-трансформации ING Ник Ю, занимавший в 2015 году пост генерального директора банка.

План внедрения Agile в ING начали обсуждать в конце 2014 года, а уже летом 2015 года началось его воплощение в жизнь. Создатели плана вдохновлялись опытом Google, Netflix и Spotify, но адаптировали их подходы к реалиям банковского бизнеса.

Внедрять Agile-подход банк начал с отделов маркетинга, управления продуктами, управления каналами сбыта и ИT-разработки. За периметром трансформации остались подразделения поддержки текущего бизнеса - HR, финансовый блок, риск-менеджмент, филиалы, колл-центры и техподдержка ИT-инфраструктуры. Сотрудники трансформируемых отделов фактически были уволены, а потом наняты заново. Из них образовали 350 команд из 9 человек каждая, которые были объединены в 13 "племен". В результате благодаря внедрению системы гибкого управления проектами, ING удалось радикально сократить время вывода продуктов на рынок: теперь новые релизы проходят каждые две-три недели, а не пять-шесть раз в год, как раньше. Сотрудники стали вовлеченнее, эффективность их работы повысилась. Результат - рост удовлетворенности клиентов и статус ведущего мобильного банка в Нидерландах.

Каких изменений потребует внедрение  Agile?

Agile-трансформация не дается легко. Она требует перестройки всей организации - не только трансформируемых отделов, но и поддерживающих процессов, ведь, например, стартап, который кросс-функциональная команда считает необходимым привлечь к работе над проектом, вряд ли сможет пройти традиционный процесс проверки службой безопасности контрагента, и весь проект начнет буксовать. Должна измениться и корпоративная культура - от иерархичности к большему доверию и сотрудничеству: руководство должно научить делегировать не только операционную работу, но и принятие решений. Соответствующим образом трансформируется и система мотивации.

Agile-трансформация невозможна без активного участия владельцев и топ-менеджмента компании: они должны ощущать реальную потребность в изменениях, уделять трансформации большое внимание, вникать в детали. Если для них Agile - просто дань моде, ничего не получится. В лучшем случае будет создана некая потемкинская деревня: "Вот тут у нас блокчейн, а вот тут сидит Agile". Сегодня активнее других Agile внедряют компании в тех отраслях, где высоки конкуренция и скорость выхода и качество продукта видно на P&L: ИT-компании, банковский сектор, телекоммуникации, ритейл.

Agile требует усилий и от менеджмента среднего звена, и от рядовых сотрудников. Но в новой системе, предполагающей большую инициативу и личную ответственность, готовы работать далеко не все. В результате в организациях, как правило, появляется два карьерных трека: один в трансформационном треке, другой - в традиционных бизнес-процессах, выстроенных по более привычному иерархическому принципу. Важно при этом не девальвировать работу тех, кто воспроизводит текущую операционную деятельность, - их работа не менее важна, чем новые проекты.

Как мы видим по опыту российских и зарубежных компаний, пилотная фаза внедрения Agile занимает примерно год, и еще год-два уходит на масштабирование. Так что осязаемые результаты в масштабах компании появляются примерно через три года. И дело не только в чисто организационных сложностях - процесс изменения всей корпоративной культуры - переход к качественно иной степени внутреннего сотрудничества, доверия и горизонтов оценки - быстро не происходит. По данным Scrum Treck, наиболее активно Agile в России внедряют ИT-компании (41% опрошенных) и финансовые компании (25%). Интересный факт: ритейл (5%) и тяжелая промышленность (4,5%) в 2019 году вытеснили на пятое место телекоммуникации (4,4%).

 

Что мешает внедрению  Agile в российских условиях?

Внедрение Agile в большинстве российских компаний - чуть ли не больший вызов, чем те рыночные задачи, в ответ на которые он возникает. Корень проблемы - в нашем менталитете: привычная иерархичность и контроль здесь сталкиваются с философией горизонтальных связей и максимального доверия, нативной для гибких методов управления.

В нашей стране достаточно компаний, которые построены почти по военному принципу: в них строгая вертикаль, разные отделы сидят в своих функциональных колодцах и кросс-функциональное взаимодействие возможно только через верхние уровни менеджмента. С соответствующим искажением и задержкой по времени. В таких условиях Agile не приживается, это противоречит самой его сути. Зачастую руководители подразделений даже не хотят выделять сильных сотрудников в Agile-команды для повышения эффективности всей компании, потому что заботятся о показателях (KPI) своего отдела. Но даже собрав команду разнопрофильных профессионалов, добиться их прямого и конструктивного взаимодействия очень непросто.

Трудности возникают и с делегированием полномочий: и у топ-менеджмента, и у менеджеров среднего звена. Как правило, для российских компаний типичны коллективная ответственность и несколько итераций утверждения даже промежуточных решений, вплоть до самого высокого уровня. Agile же подразумевает делегирование полномочий и ответственности на уровень команды. Речь идет об ответственности за доходную части бюджета проекта, а также о полномочиях, например, принимать решения о расходовании CAPEX, найме персонала в команду в рамках HR-бюджета.

Сложно совместить неготовность отступать от принятого порядка в поддерживающих функциях и скорость, необходимую Agile-командам. Например, Agile-команде нужно за 2 недели показать результат, создать тот самый MVP. Предположим, им для этого необходимо что-то закупить. Они приходят в отдел закупок и слышат ответ: "Постойте, у нас тендер идет 3 месяца, а до того будьте любезны посчитать TCO (общую стоимость владения) по вашему продукту на 5 лет вперед и утвердить ее со всеми функциональными руководителями, которые могут быть вовлечены в проект в будущем".

Еще один важный момент - система мотивации. До сих пор в огромном количестве компаний, в первую очередь из традиционных отраслей, бонус по сути является гарантированным, как 13-я зарплата. Если сотрудники Agile-команды будут получать бонусы не в зависимости от результатов своей работы, а от годовых итогов целого предприятия, это будет их демотивировать. Логика Agile подразумевает, что появляется регулярная отчетность по достижению KPI, утвержденных в начале проекта, и ответственность команды за результат.

И, конечно, остро стоит вопрос политической воли: топ-менеджеров, которые действительно готовы вовлекаться в Agile-проекты и понимают ценность этих методов, в России - единицы. А пока у топ-менеджмента не будет понимания, что Agile-трансформация действительно помогает достичь амбициозных целей - например, кратно сократить расходы или повысить производительность труда, - в российских компаниях не будет готовности менять привычные подходы к принятию решений, отдавать сильных сотрудников в кросс-функциональные команды, заставлять людей самих принимать решения, что, кстати, тоже проблема в нашей культуре, ведь не все готовы брать на себя ответственность.

И все же, несмотря на все сложности, я полагаю, что Agile - это не просто дань моде, "хайп". Это новый способ управления проектами, который будет развиваться и через какое-то время станет нормой, по крайней мере, для проектной деятельности и реализации трансформационной части бизнеса. Просто в каких-то отраслях этот процесс уже идет быстрее, а в других потребует больше времени. И здесь дело уже не только в высокой конкуренции. Молодые люди поколения Z, по крайней мере, самые инициативные и талантливые из них, больше не хотят сидеть в офисе с 10 до 19 за гарантированную зарплату. Новые поколения сотрудников будут ожидать от работодателя меньше контроля, больше гибкости, больше ситуаций взаимодействия и ответственности за результат, и работодатели будут вынуждены меняться, чтобы привлекать лучшие кадры.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=40110