Интернет вещей - это маркетинговое понятие

Что такое Интернет вещей для вас: очередной этап развития Интернета, теоретическая концепция новой экономики или маркетинговый инструмент?
Открою секрет: Интернет вещей - это маркетинговое понятие. Это флаг, поднятый большими, средними и малыми компаниями, под которым все двинулись покорять рынок. Понятия "автоматизация" и "механизация" появились гораздо раньше. Но! Именно за последний год сопутствующие факторы - стоимость сенсоров и коммуникационных модулей, новые потребности рынка, новые аналитические подходы и возможности информационных систем - толкнули рынок вверх.
 
Какие возможности предоставляет Интернет вещей для глобальных гигантов индустрии и российских стартапов, с вашей точки зрения?
Перспективы огромные для всех участников! Мои слова основаны на фактах - то, как известные производители полупроводниковых решений бросились предоставлять комплексные сервисы в области IoT, говорит о том, что они видят для себя огромные возможности. Для гигантов индустрии - это диверсификация продуктов и услуг, для российских компаний - монетизация собственных идей в зависимости от компетенций как на отечественном, так и на зарубежном рынке. К слову, "Сколково" активно помогает в этом своим резидентам.
 
Где применим Интернет вещей сегодня, и как он повлияет на нашу повседневную жизнь в будущем?
Сегодня Интернет вещей пошел по двум направлениям: решение неотложных задач и эксперименты-пилоты (оценка эффективности, оптимизация и масштабирование). Важно разделять B2B- и B2С-сегменты. Для бизнеса одна задача - максимизация прибыли, в то время как для B2C-сегмента, помимо материальных факторов, важную роль играет удобство использования и повышение комфорта. Например, в сфере нефтяной промышленности одна зарубежная компания заменила дорогие и громоздкие радиорелейные линии связи на более простые и компактные решения. Скорость передачи данных незначительно снизилась, надежность осталась на должном уровне, эксплуатационные расходы снизились также. Срок окупаемости составил 2 месяца.
На повседневную жизнь это никак не влияет, это промышленный сектор. А если говорить о людях, то решения из сферы Healthcare помогут сделать процесс диагностики состояния здоровья более удобным и глубоким. В этом смысле активно живущий человек сэкономит себе массу времени, которое он сейчас тратит в ненужных очередях.
 
Как развивается Интернет вещей в различных сферах? (Можно привести несколько  реализованных проектов для примера). Каковы плюсы и минусы внедрения таких проектов для промышленных предприятий и экономики?
Один из примеров я привел выше. Факт сегодня таков, что компании, нашедшие "золотую жилу", не стремятся её афишировать, а стараются заработать максимально. Если говорить о примерах "Сколково", то есть успешный кейс с "Русагро" по части снижения потерь сельхозпродукции с изготовлением устройств, адаптированных под чисто российские полевые условия (Лаборатория Q2). Есть компания "СИГНУМ" ("Проминтернет"), которая проводит диагностику станков и транспортных систем в режиме реального времени, уменьшает количество простоев и предотвращает аварии. Компания DEUS снабжает крупные проекты по оснащению городов, производств и зданий системами интеллектуального освещения с очевидным экономическим эффектом. iRidium mobile совершает автоматизацию систем и визуализацию их работы и управления (внедрено в самом высоком здании в мире). Компания DATADVANCE разрабатывает систему аналитики, очень наукоемкое и интересное решение. К сожалению, не могу перечислить все решения, так как у нас уже более 10 компаний, работающих в сфере IoT, и практика промышленной кооперации, реализуемая в Российской ассоциации Интернета вещей (iot.sk.ru). 
 
На каком этапе развития сегодня находится Интернет вещей в России и каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее?
Как я уже говорил, есть успешные российские примеры, есть опережающие идеи, которые мы тестируем и выводим на мировой рынок. Но есть очевидная проблема - IoT в целом зависит от аппаратной составляющей (сенсоры, коммуникационные модули), а стоимость привязана к доллару. У России нет современного полупроводникового производства, чтобы производить дёшево, качественно, много и быстро (именно все факторы важны в комплексе). Поэтому компании вынуждены подстраиваться под текущую ситуацию. Ключ к успеху в долгосрочном периоде - это высококонкурентное программно-аппаратное решение.
Согласитесь, выходить на китайский рынок с "Умными счетчиками", покупая при этом произведенные в Китае чипы и счетчики и не имея вменяемых конкурентных преимуществ, - глупо. Хотя некоторые так делают.
Кстати, инициативой Фонда "Сколково" является проект по созданию отечественного стандарта и протокола (стэка протоколов) для IoT, который будет более удобным и качественным, чем ZigBee или LoRa (именно в таком несравнимом диапазоне).  
Александр Ануфриенко является ведущим экспертом Skolkovo Foundation по разработке радиоэлектронных систем и VoD/OTT-решений. Специалист имеет колоссальный опыт работы в области инжиниринга, маркетинга и развития бизнеса. 
Международное мероприятие "Интернет вещей" пройдёт 29 сентября в конгресс-центре World Trade Center. На конференцию съедутся разработчики и специалисты крупнейших компаний, предлагающих передовые решения в сфере IoT, а также поставщики, бизнесмены, инвесторы и все, кто заинтересован в развитии данной отрасли.  

Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=40100