Ожидания vs реальность

Мария Лацинская

Молодые айтишники оценивают свои будущие зарплаты в разы больше, чем в итоге получают на реальном рынке. Почему специалисты одной из самых востребованных профессий оказываются недооцененными и с чем связан разрыв между ожиданиями студентов и реальностью - в материале "Газеты.Ru".

В области разработки программного обеспечения будущие айтишники на стартовой позиции хотели бы зарабатывать на 43% больше, чем платят сейчас работодатели: 50,5 тыс. руб. против 35 тыс. Об этом в ходе исследования выяснили технопарк Mail.Ru Group и рекрутинговая компания Smart Start.

Максимальный же разрыв наблюдается при обсуждении зарплат специалистов с десятилетним опытом работы. Так, респонденты, планирующие связать будущее с разработкой программного обеспечения, рассчитывают получать около 210 тыс. руб., в то время как средняя зарплата таких специалистов, по данным HeadHunter, составляет только 180 тыс. руб.

Будущие веб-разработчики через десять лет после начала карьеры планируют получать зарплату 257,2 тыс. руб. Реальная же сумма находится на отметке в 140 тыс. руб.

Еще более значительный разрыв наблюдается в сфере анализа данных: 151 тыс. руб. в реальности против ожидаемых 300 тыс. руб.

Интересные задачи


При этом высокая зарплата не является основным критерием при выборе работодателя. Только 60% респондентов отдали предпочтение данному показателю. Наиболее важным условием при выборе работодателя для 70% нынешних IT-студентов, по данным опроса, является наличие интересных и серьезных задач. Перспективы карьерного роста - этот критерий выбрали 50% участников опроса - оказались на третьем месте.

Похожую ситуацию наблюдают и эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которая проводила в этом году опрос выпускников школ и среди прочих задавала вопрос о том, чем должна характеризоваться будущая профессия.

Пресс-секретарь организации Екатерина Воробьева рассказала "Газете.Ru", что для половины респондентов наиболее важны возможность самореализации и интересное содержание работы. Высокую заработную плату отметили 48,5% школьников, востребованность на рынке труда - 39%, а хорошие условия труда - 38%. 


"Для предотвращения оттока мозгов российские компании должны иметь четкие и актуальные миссии, как Facebook, Google, Apple, и доносить до своих потенциальных сотрудников, каким способом они смогут реализовать свои амбиции",
- сообщила представитель РАЭК.

Аналитики Mail.Ru и Smart Start считают, что выбор в пользу интересных задач свидетельствует о более осознанном отношении российских IT-студентов к собственной карьере. Это подтверждает и тот факт, что у 43% опрошенных есть опыт работы по получаемой в вузе специальности, а у 33% - опыт стажировки.

Воробьева отмечает, что IT-специалисты, как правило, начинают стажироваться уже на первых курсах. Такой шаг позволяет им к выпуску иметь базовый опыт. "Как показала практика, эффективен так называемый метод Лебедева, когда компания делает себе имидж и берет студентов на стажировку после качественного конкурсного отбора", - добавила пресс-секретарь РАЭК.

Фабрика дипломов

Эксперты рынка предупреждают, что диплом выпускника IT-направления не всегда делает специалиста желанным в той или иной компании. В этом случае проявляется значение стажировки во время учебы.

"Все хотят получать не выпускника вуза, а молодого специалиста, который обладает опытом работы по специальности и не нуждается в доучивании или переобучении на месте или за отдельные деньги",

- заявил в беседе с "Газетой.Ru" аналитик MForum Analytics Алексей Бойко. По его словам, это наиболее заметно в области телекома и робототехники. В российских вузах, по мнению эксперта, студентов не ориентируют на обязательное применение знаний в реальном рыночном бизнесе.

С этим согласна и Воробьева, обратившая внимание, что вузы дают неактуальные знания в IT-сфере и формируют ложную уверенность у молодых специалистов относительно их монетизации и востребованности.

"Несоответствие выпускника задачам бизнеса требует дополнительного обучения на реальных практических бизнес-кейсах, что отнимает у бизнес-организаций достаточно много времени", - заявила представитель РАЭК.

Наблюдается и оторванность преподавателей от развития IT-отрасли: учебные программы не обновляются, хотя индустрия развивается быстрыми темпами. Воробьева считает, что надо изменить ситуацию, при которой вузы видят себя как "фабрику дипломов", и помочь им встречать потребности бизнеса.

Чуть менее мрачно

Согласно опросу, самыми привлекательными направлениями дальнейшего развития для IT-студентов являются разработка программного обеспечения (28%), веб-разработка (18%) и анализ данных (18%).

В свою очередь, в РАЭК делают ставку на машинное обучение, нейронные сети и обработку больших данных.

Последнее направление выделил и Бойко, который полагает, что в области BigData в России "все чуть менее мрачно", чем в телекоме и робототехнике. В связи с тем что в России по-прежнему традиционно сильна математика, студенты успешно осваивают программирование и пользование аппаратом machine learning и технологиями deep learning. Но аналитик подчеркивает, что решение тех или иных математических задач, создание алгоритмов и написание кода являются лишь верхушкой айсберга.

Специалистам требуется целый набор навыков:

умение представить, "продать" проект, доказать целесообразность использования BigData, составить смету, план-график, уложиться в них, создать команду, выполнить работу и грамотно представить результаты.

Как правило, ничему из этого в вузах не учат.

Опрос Mail.Ru и Smart Start, в котором приняли участие 548 студентов IT-факультетов МГТУ имени Баумана, МГУ имени Ломоносова, СПбГУ и других вузов, свидетельствует, что сфера анализа данных является недооцененной в "зарплатном" плане. В этом направлении ожидания респондентов относительно стартовой позиции занижены. При существующем на рынке среднем уровне зарплат в 62 тыс. руб. будущие специалисты готовы получать на 12% меньше - 54,4 тыс. руб.

"Оценив свою стоимость на международном рынке труда, а также местные перспективы, молодые специалисты зачастую выбирают выезд из родной страны исключительно из желания получить возможность для своего дальнейшего развития и роста, как ученых и практиков", - уверен Бойко.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=38523