ТЕОРИЯ ДУМБОТОВ. Или Какая же сила нужна "сильному ИИ"?

Источник: iknowww

Термины и определения:

Общие:

ДУМБОТ => имеет происхождение от сокращенного словосочетания "ДУМающий роБОТ".

ТЭЯ => Текст на естественном языке. Это Код, а точнее Кодированное Сообщение (КС).

МОЗОН => Виртуальная Модель Поведения Образа (МПО). Возникает и хранится в сознании человека. Мозоны подразделяются на:

- Мозон Креатора => это Мозон автора КС. То есть, Мозон, с которого создан словесный код.

- Мозон Адресата => это Мозон реципиента КС. То есть, Мозон, с помощью которого реципиент делает попытку распознать (восстановить) замысел автора языкового сообщения.

МОДЕЛЬ => это результат процедурного выстраивания элементов, образующих по заданному алгоритму некую Формо-Сущностную Систему-Фигуру, охваченную Конструктивно-Функциональными межэлементными связями и отношениями (Конрелейтами).

МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ => машинная модель окружающего (Субъекта) мира, организованная на всей совокупности Мозонов, полученных в результате познания мира.

МЫСЛЬ или МЫСЛЕФОРМА => Формат Виртуальности (ФВ) человеческого сознания, оперирующего Мозонами, иначе виртуальными МПО

ЛЯНГВИНГ => Процесс Переформатирования Мыслеформы, образованной из одной или нескольких Мозонов (МПО) в языковое КС. Иначе говоря, это процесс закладывания Мысли (смысла) в языковое сообщение.

ДЕЛЯНГВИНГ => Процесс, обратный Лянгвингу, заключающийся в извлечении авторской Мысли (смысла) из КС. То есть, это процесс восстановления изначальной Мыслеформы с помощью Мозонов, имеющихся в сознании человека, воспринимающего КС.  

ИЗВЛЕЧЕНИЕ СМЫСЛА => Процесс понимания МПО в КС

ОБРАЗ => Виртуальная модельная копия Объекта, возникающая в сознании человека. Например, [дом], [молния], [дифференцирование]...- всё это Образы Объектов, которые выражаются в текстовых КС Графемами.

            Относящиеся к естественно-язычным Кодированным Сообщениям:

ГРАФЕМА => Набор графических символов, выполняющих роль лексической единицы в предложениях КС.

ГРАММАТУС => Лексико-грамматическая роль Графемы в КС (в предложении).

АКТАНТ => Активная роль Образа Объекта в КС. Например, [Петя пошёл в магазин]. Здесь [Петя] => Графема в роли Актанта.

            Грамматус Актант может выступать в двух ипостасях:

            - как Номинатив (именительный падеж);

            - как Вокатив (звательный падеж) => Примеры: "Вась!"; "Доча!"...

ПАКТАНТ => Пассивная роль Образа Объекта в КС. Графема [магазин] из предыдущего примера выполняет роль Пактанта.

            Грамматус Пактант может выступать в шести ролях:

            - как Генитив (родительный падеж);

            - как Партитив (частичный падеж);

            - как Датив (дательный падеж);

            - как Аккузатив (винительный падеж);

            - как Аблатив (творительный падеж);

            - как Препозитив (предложный падеж).

АКЦИЯ => Поведение виртуального Образа. Например, [пошёл], [думает]...

АКТОИД => Образо-Акциональное Преобразование (ОАП) по переходу Образа из одного начального Состояния в другое конечное. Актоид => Актант + Акция. Например, [ружьё выстрелило], [мальчик бежит], [мама пришла].

ОНТОЛОГОТИВ => Ответ на познавательный (онтологотивный) вопрос. Например, [в лесу], [в деле], [в полдень], [из дома]. Онтологотивы образуются, как правило, из свзки Указателя и Пактанта. Бывают также и "безуказательные" Онтологотивы - Онтологи, например, [домой], [утром], [лесом]. 

АКТОН => Языковый компонент текста, частично соответствующий виртуальной МПО . Актон всегда состоит из Акции и Онтологотива. Например, [пойти в школу], [рыбачит в море].

СМЫСЛОВОЙ КЛАСТЕР => Актоид + Онтологотив (или Онтолог) => Полная языковая МПО. Например, [Таня пошла в магазин].

ЗНАНИЯ => Набор Мозонов. 

ОБУЧЕНИЕ => Процесс формирования Мозонов.

КИБЕРЗОН => Предполагаемый аналог Мозона в электронно-цифровом виде. Киберзону устанавливается соответствие МПО, извлекаемой машиной из анализируемого её текста.

ТУТОРИНГ => Процесс научения машины Киберзонам.

КОНДУИТ => Программное устройство для формирования, хранения и оперирования Киберзонами. Кондуит - это электронно-цифровой аналог ментальной Памяти.

QCAVector => Путь соединяющий вопрос с ответом (КС с КИБЕРЗОНами и обратно).

Общие положения :

Думбот - это программа, реализующая принципы человеческого мышления.

Парадигма :

Думбот - некое алгоритмическое устройство, использующее методы формализованного представления мыслительных процессов, копирующих естественные процедуры человеческого мышления.

Протокол общения между Думботами и людьми => языковые КС.

Критерий понимания КС => сравнение с Моделью Мироздания. 

Думбот стремится к познанию Ситуации вокруг воспринимаемого КС. С этой целью он может задавать Онтологотивные вопросы и запоминать ответы на них, восстанавливая Картину Мира, относящуюся к КС. 

Принципы мышления :

- Принцип ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ;

- Принцип МОЗОННОСТИ;

- Принцип ОЖИДАЕМОСТИ;

-

Концепции Думботов

- Вариант А1:

- В основе Думбота по версии А1 лежит некое ЯДРО, в функции которого входит процедуры Анализа и Синтеза КС. Думбот анализирует входные вопросы в формате ЕЯКС и синтезирует выходные вопросы в том же формате.

- У Думбота имеется некая Модель Мироздания (ММ), конструктивно и функционально отображающая Картину Окружающего Мира (КОМ), которая постоянно обновляется. Ответы на выходные вопросы Думбота могут дополнять или исправлять КОМ.

- ММ может быть организована по типу SQL сервера, базируясь на Киберзонах.

Базовые технологии :

-       ТЭСОТ "Ontology". Данная технология повторяет процедуры человеческого мышления в части онтологотивного (не путать с "онтологиями") познания Мироздания.

-       Кондуит. Эта технология хранения в машинной памяти Мозонов (знаний) и оперирования ими.

Методология :

- Метод СОПОСТАВЛЕНИЯ;

- Метод ВАЛИДАЦИИ;

Инструментарий :

- Мозоны (виртуальные МПО);

- Киберзоны (программные МПО);

- Актоны (языковые МПО);

- Смысловые Кластеры (языковые МПО).

Что должен (может) делать (уметь) Думбот ?:

- ПОНИМАТЬ Смысл КС;

- ЗАДАВАТЬ Онтологотивные вопросы;

- ОТВЕЧАТЬ на постановочные вопросы;

- СТРОИТЬ верcии и гипотезы;

- ДЕЛАТЬ логические выводы;

- ОБУЧАТЬСЯ знаниям (Киберзонам);

- ОПЕРИРОВАТЬ данными.

Пояснения по способностям Думбота :

Понимание Смысла КС Думбот может осуществлять с помощью ТЭСОТ "Ontology".

Обучение Думбота может происходить по двухканальной или многоканальной схеме формирования Мозона. 

Требования к интерфейсу Думбота :

В первом варианте интерфейс Думбота содержит:

- окно типа Текст-Бокс для ввода КС;

- окно типа Текст-Бокс для вывода Лог-файла;

- окно типа Текст-бокса для ведения вопросно-ответного диалога.

Структура Мозона :

Необходимо определить формат хранения Мозонов. (Возлагается на способных это сделать. Формат gif забракован без аргументации.)

Например, для Мозона  {НЕКТО ПОШЁЛ} будет следующая анимация:

Пример построения языковой конструкции:

Онтологотив [в лесу] + Определитель [тёмном]

Animo: def id1 label "в". def id2 label "лесу[5] ". def id3 label "тёмном".  id1 id2 id3.

если нуно "кэширование": id1 id2 (label "в лесу") (id3 label "в тёмном лесу" "в лесу тёмном").

КС: "в тёмном лесу", "в лесу тёмном" (больше нет?)

Актоид => Актант [мальчик] + Акция [бежит]

Animo: def id1 lable "мальчик". def id2 label "бежит". id1 id2.

Актоид =>

Актант [мальчик] + Комплексная Акция [любит бегать] =>

Актант [мальчик] + Акция [любит] + Акция [бегать]

Animo: def id3 label "любит". def id4 label "бегать". id1 id3 id4.

Актоид => Актант [мальчик] + Акция [бегает].

Animo: def id5 label "бегает". id1 id5.

Актоид => Актант [мальчик] + Акция [бегал].

Animo: def id6 label "бегал". id1 id6.

Вопрос - как соединить id2, id4, id5, id6? (по другому: что соединяет?)

Этот пример должен показать связь между образом и Акцией, а также между Акцией и онтологотивом

Актант [Петя] + Акция [развел] + Онтологотивы [костер] [в лесу].

Animo: def id1 label "Петя". def id2 label "развел". def id3 label "костер". def id4 label "в". def id5 label "лес". def id6 (id4 id5) (label "в лесу"). id1 id2 (id3) (id6).

АнимоГраф (label нод удален)

Актоид [Актант [Лес] + Акция [сгорел]] + Онтологотив [из-за костра]

Animo: def id6 label "лес". def id7 label "сгорел". def id8 label "из-за". def id9 label "костра". id6 id7 id8 id9.

Актоид => Актант [Лес] + Акция [сгорел] + Онтологотив [ночью].

Animo: def id10 label "ночью". id6 id7 id10.

здесь связь через [костер] = [огонь] = [гореть] и [лес] ~ [в лесу]

огонь сжег лес. костер - это огонь. ("точно знаем" или "предполагаем"?)

более длинный вариант:

огонь сжег дерево. лес - это деревья. костер - это огонь. ("предполагаем" валидность)

2) Для таких вещей как: "Огонь сжёг лес", "Размер определяет замер" и так далее вводится Блок "КОНДУИТ", как База "Компьютерных Знаний", который будет проверять ВАЛИДНОСТЬ Смыслового Кластера.

нет ответа на вопрос, пример соединения можно?

Вопрос не понятен.

"огонь сжег лес. лес сгорел"

как найти ответ на вопрос "из-за чего сгорел лес?"

3) В русской речи в отличие, например, от английской, можно опускать некоторые слова.

Во фразе "костёр это огонь" надо помнить, что указательное местоимение "это" всегда идёт вместе с акцией "ЕСТЬ". Должно быть: "Костёр это есть огонь".

Поскольку в русском языке Актант-Номинатив может быть одинаков с Пактантом-Аккузативом, то надо проходить проверку валидности Смыслового Кластера. правила здесь не работают. Нужно проверять с помощью Киберзонов.

вопрос остался "это есть" чем является?

"Это есть" => является Актоидом Бытия.

если быть точнее, то "это" скорей "состоит из". Но не это важно.

Что-либо еще связанное с "Бытием" есть?

Акции Бытия => ЕСТЬ, НЕТ, СТАТЬ, БЫТЬ. Это же и Концепт Бытия.

Термин на русском языке? расшифровка question->context->answer vector

Не понятно! Можно раскрыть Ваше видение этого понятия: функция, назначение, для чего...

Это похоже на Конрелейт, который описан в другом файле (Распознавание Образов)

нет, это иное ... буду пробовать объяснить чуть позже

или только начальная форма? т.е. "лес"

что это такое?

есть ли термин для этой части?

P.S. (прим. ред.: ниже небольшая вводная статья с гиперссылкой на оригинал в заголовке.

Какая же сила нужна "сильному ИИ"?

В принципе, любой Интеллект какого-либо Объекта или Системы определяется ПОВЕДЕНИЕМ этого Объекта или этой Системы, которое, в свою очередь, определяется в общем случае двумя технологиями: ФИЗИОЛОГИИ (Психики), как рефлекторные реакции на входное воздействие, и РАЗУМА (Сознания), как осмысленные решения на оценку обстановки.

Уровень известных "перцептронных" технологий (и иже с ними различной "нейро-кванто-семанто-статистико-математико-сетевой лабуды) это, как раз, технология Физиологии. То есть, пришёл сигнал на вход, значит, выполнил соответствующее действие. Но это просто "безмозглые автоматы" и вот они называются "слабым ИИ".
Однако, естественный Интеллект человека базируется, в основном, на второй технологии - на Разуме. А это уже "сильный ИИ". Вот в чём их принципиальная разница - в Сознании.

Технология Разума, как и любая другая технология, содержит в себе Методологию, как набор Способов, так и Инструментарий, как набор Средств. 
Так вот, главный метод Разума это МЫШЛЕНИЕ, а основной инструмент - ЯЗЫК.
Отсюда следует, что, если мы хотим повторить ЕИ человека в его машинном варианте, как ИИ, то нужно всего-то и ничего - реализовать "компьютерное мышление" вкупе с соответствующим софтверным языком.

Если с последним, вроде, никаких трудностей не возникает, то, вот, с "искусственно-мыслящим железом" возникают-таки серьёзные проблемы. Оказывается, что для полноценной реализации "машинного разума", необходимо, чтобы компьютер стал способен понимать смысл контекста на уровне человека, да ещё умел при этом оперировать множеством знаний. 

И, если разработчики софта смогли неплохо оседлать данные, то со знаниями дела обстоят совсем не важно. На сегодня нет даже стандарта для формата их хранения и обработки. То есть, Базы Данных есть, а Баз Знаний - нет. А то, что Вам называют БЗ, то не верьте ни ушам, ни глазам своим. Выше реляционных БД мы, практически, не поднялись.

Ухудшает ситуацию и то обстоятельство, что лингвисты с кибернетиками за последние полвека так и не смогли придти к единому мнению и подходу в том, чтобы научить ЭВМ понимать естественные языки и извлекать смысл из текстов, составленных на этих языках. А без этого не может быть никакого прогресса в создании "сильного ИИ". Вот и отступили ученые мужи из многих академических кругов, кто занимается данной проблематикой, от этой оказавшейся для них столь неподъёмной задачей.

Отсюда и результаты, точнее, их полнок отсутствие. Поэтому абсолютное большинство исследователей ушло в "слабый ИИ", оставив проблему создания "Искусственного Разума" своим потомкам.

Правда, остаются совсем немногие, кто с великим упорством штурмуют эту неуступчиую крепость. И уже есть очевидные успехи. Создана первая в мире Технология Эвристико-Смысловой Обработкт Текстов (ТЭСОТ), получившая название "Ontology". Это пионерская в своем классе и в своем роде программа, способная понимать смысл контекста и даже озадачиваться вопросами. То есть, проблески первого искусственного мышления уже появились. Так что не всё так плохо на ИИшных фронтах. По крайней мере, уже можем рапортовать о "СРЕДНЕМ ИИ".

Диалоговая система, созданная на её основе, имеет название "ДУМБОТ" (от ДУМающий роБОТ). Сегодня разными разработчиками начали создаваться различные по своим возможностям и опциям Думботы, которые, как надеются их авторы, в недалеком будущем создадут первое "думботовское сообщество", которое будет сообщаться не только с ЕИшниками, то есть, с нами, но и активно коммуницировать между собою.

Поэтому я глубоко уверен, что вскоре нам придется пересмотреть устаревающий "тест Алана Тьюринга" и взять за основу, скажем, критерий Эдуарда Хачукаева, а именно: "Программа для ЭВМ типа Думбот, претендующая на "интеллектуальность", как искусственную мыслительную деятельность, может быть признана таковой в случае, если она, будучи установленной на два разных компьютера (сервера), может осуществить между ними диалог на естественном языке по нескольким тематикам с неограниченной длительностью по времени, который эксперты признают "интеллектуальным".

Создан открытый проект "Теория Думботов"

Команда iKnowww занимается созданием большого семейства "думающих автоматов" класса "ДУМБОТ". 

Уже реализованы две самостоятельные концепции => в Думботе-1 (Эдуард Хачукаев и Сергей Рыбин) и в Думботе-2 (Александр Белов). Готовятся к выходу Думбот-3 (Дмитрий Шабанов и Евгений Газдовский) а также Думбот-4 (Кирил Лебедев).

У всех Думботов разные авторы со своими индивидуальными концепциями, но объединяет их одно => ТЭСОТ "Ontology", позволяющая производить смысловую обработку естественно-язычных текстов с применением эвристик и ассоциаций, чего нельзя сделать ни с одной другой известной технологией.

Мы создаём семейство разноконцептных Думботов с той лишь целью, чтобы каждая концепция Думбота могла участвовать в "междумботовском диалоге", чтобы могла быть членом "сообщества Думботов" и давать возможность своим создателям наблюдать за их Эволюцией или (не дай Бог) Инволюцией. 


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=36100