ИТ мертвы, или как выжить в бушующем океане бизнесаИсточник: computerra Игорь Емельянов
Активно рассуждая о трендах, роящихся вокруг индустрии информационных технологий мы с вами все время упускаем главное - к чему эти тренды ведут, меняют ли они ИТ и каким образом? Принято считать, что ИТ становятся более клиентской отраслью, что это сейчас самый неоднозначный и сложный департамент в компании, с точки зрения стратегии роста и соответствия требованиям конкурентного океана бизнеса. В наше время CIO приходится не просто принимать большие решения и поддерживать "нервную систему" компании в добром здравии. Задача куда более сложная и, вместе с тем, срывающая покровы и упрощающая все хождения вокруг да около. Задача следующая: меняйся или умри. Такой ультиматум поставил недавно Дион Хинчклиф (Dion Hinchcliffe) - главный стратег консалтинговой компании Dachis Group, опытный архитектор корпоративных систем и автор множества книг. Дион, к чьему слову, несомненно, стоит прислушаться, высказался даже более жестко: "ИТ мертвы". Однако, не все так безнадежно и, смею вас заверить, что несмотря на все, пульс индустрии все еще прощупывается. Но вялый пульс ИТ-отрасли не дает права утверждать, что все в порядке - ИТ трансформируются, испытывают болезни роста и, зачастую, не выживают. Благодаря облачным технологиям и бизнес-приложениям с относительно коротким жизненным циклом, которые пользователи могут получить безо всякого участия ИТ-департамента, CIO становится профессиональным, высококвалифицированным и образованным… стюартом! И его задачи сводятся к поддержанию базовых технологий, без которых жизнь сколь-нибудь крупной компании невозможна. Да, самые базовые потребности бизнеса - сеть и доступ к ней, безопасность, интеграция данных, инфраструктурные узлы - без всего этого никакой консьюмеризации не случилось бы. Пользователи, конечно, могли бы приносить свои устройства и выполнять свою работу с помощью облачных приложений, но это уже был бы не офис компании, а разрозненный коворкинг без централизованной системы обмена данными, небезопасный, отвратительно структурированный. Но ведь это не входит в задачи CIO как профессионала - для этого хватит хорошего системного администратора. В данном случае, важнее всего понять угрозы для своего департамента и предпринять меры, чтобы можно было поспорить со смелым утверждением Диона Хинчклифа. Мир вне организации развивается настолько стремительно, что не оставляет никаких сомнений в том, что предприятие должно внедрять инновации для того, чтобы оставаться на плаву. Но внутри компании происходит то, что затрудняет стратегическое мышление и требует немедленного вмешательства. Как уже было сказано, сотрудникам становится проще получить все необходимые инструменты из "облака", при этом ИТ-департамент становится всего лишь посредником, не помогающим, а усложняющим выполнение работы. С другой стороны, на IT нападет BYOD, BYOC и прочая консьюмеризация, которая делает централизованный ИТ-департамент, который просто поставляет технологию и экспертизу, устаревшим концептом. Под давлением всех этих факторов ИТ расщепляются на тактически-инфраструктурный департамент и департамент стратегических инноваций. В первом случае это простой cloud-менеджмент, а во втором - нескончаемый простор для обновления. Все вышесказанное отлично показано на графике Gartner, отражающим ИТ-бюджеты, распределенные по годам за последнее десятилетие. Очевидно, что прямо сейчас ИТ переживают не просто плато, а небольшой спад: Но у меня в рукаве припасен и другой график, косвенно отвечающий на главный вопрос сего текста. Он отражает рост доли технологического бюджета в ритейл-маркетинге с прогнозом на ближайшие два года. Очевидно, что ИТ-бюджеты не испаряются, а просто перетекают в другие департаменты, например в маркетинг. Исходя из вышеобозначенных трендов, можно заключить, что отдельные рабочие группы в компаниях становятся мини-ИТ-департаментами сами по себе. А что это обозначает? То, что их ожидают те же проблемы, которые ИТ уже удалось преодолеть на пути своего развития. А значит у ИТ есть единственно правильный вектор развития - это сотрудничество. Как с бизнесом в целом, так и с отдельными департаментами внутри компании. По этому поводу, CIO компании Intel, Ким Стивенсон (Kim Stevenson) говорит:
Отсюда следует заключить, что и сама роль CIO становится не столько технологической, сколько корпоративной. То есть, ИТ-директорам придется осознать себя как бизнес-единицу, но здесь у него есть союзники. И многие небезосновательно считают, что главный союзник CIO в вопросах развития бизнеса - это CMO. Вице-президент Gartner, Марк Макдоналд (Mark P. McDonald) говорит:
Такое сотрудничество порождает разговоры о новой бизнес-единице, необходимость в которой уже становится насущным вопросом среди западных коллег. Это CDO - Chief Digital Officer, управленец, обладающий экспертизой не только в ИТ, но в стратегическом маркетинге. Действительно, сложные маркетинговые системы невозможны без ИТ-поддержки, но экспертиза CIO в маркетинге может быть недостаточно сильной, чтобы обеспечивать спрос на продукты компании. Отсюда необходимость в новом управленце, совмещающем экспертизы обеих сторон. Если раньше мы говорили о цепочке CIO - CEO, то теперь имеет смысл обсудить иной вариант развития карьеры ИТ-директора. Так мертвы ли информационные технологии? Вероятно, они переживают самые сложные и темные времена за последние двадцать лет. Но выход есть, надо только обладать широтой стратегического мышления. ИТ, совершенно точно, спасут сотрудничество и партнерские отношения со всеми департаментами и топ-менеджерами компании. Иначе ИТ-отделу суждено остаться поставщиком технологических мощностей и экспертизы, а это незавидная роль, которую в ближайшем будущем вполне могут автоматизировать. |