Подготовка документации на программные средства (ПС) в соответствии с имеющимися ГОСТами (документация)

В своем докладе я опираюсь на:

  • статью "Стандартизация в области программных средств" В.В.Васютковича - начальника отделения и С.С.Самотохина v ст.н.с. ВНИИ стандарта ГОССТАНДАРТА РФ;
  • статью "Соотносение и использование стандартов организации жизненных циклов систем" Е.З.Зиндера;
  • тексты ГОСТов и других стандартов.

1. Основные вопросы при разработке программных средств

Когда программист-разработчик получает в той или иной форме задание на программирование, перед ним, перед руководителем проекта и перед всей проектной группой встают вопросы:

  • что должно быть сделано, кроме собственно программы?
  • что и как должно быть оформлено в виде документации?
  • что передавать пользователям, а что ? службе сопровождения?
  • как управлять всем этим процессом?
  • что должно входить в само задание на программирование?

Кроме упомянутых вопросов есть и другие.

На эти и массу других вопросов когда-то отвечали государственные стандарты на программную документацию ? комплекс стандартов 19-й серии ГОСТ ЕСПД. Но уже тогда у программистов была масса претензий к этим стандартам. Что-то требовалось дублировать в документации много раз (как, казалось - неоправданно), а многое не было предусмотрено, как, например, отражение специфики документирования программ, работающих с интегрированной базой данных.

В настоящее время остается актуальным вопрос о наличии системы, регламентирующей документирование программных средств (ПС).

2. Общая характеристика состояния

Основу отечественной нормативной базы в области документирования ПС составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Основная и большая часть комплекса ЕСПД была разработана в 70-е и 80-е годы. Сейчас этот комплекс представляет собой систему межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.

Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки ПС, и связаны, по большей части, с документированием функциональных характеристик ПС. Следует отметить, что стандарты ЕСПД (ГОСТ 19) носят рекомендательный характер. Впрочем, это относится и ко всем другим стандартам в области ПС (ГОСТ 34, Международному стандарту ISO/IEC, и др.). Дело в том, что в соответствии с Законом РФ "О стандартизации" эти стандарты становятся обязательными на контрактной основе - то есть при ссылке на них в договоре на разработку (поставку) ПС.

Говоря о состоянии ЕСПД в целом, можно констатировать, что большая часть стандартов ЕСПД морально устарела.

К числу основных недостатков ЕСПД можно отнести:

  • ориентацию на единственную, "каскадную" модель жизненного цикла (ЖЦ) ПС;
  • отсутствие четких рекомендаций по документированию характеристик качества ПС;
  • отсутствие системной увязки с другими действующими отечественными системами стандартов по ЖЦ и документированию продукции в целом, например, ЕСКД;
  • нечетко выраженный подход к документированию ПС как товарной продукции;
  • отсутствие рекомендаций по самодокументированию ПС, например, в виде экранных меню и средств оперативной помощи пользователю ("хелпов");
  • отсутствие рекомендаций по составу, содержанию и оформлению перспективных документов на ПС, согласованных с рекомендациями международных и региональных стандартов.

Итак, ЕСПД нуждается в полном пересмотре на основе стандарта ИСО/МЭК 12207-95 на процессы жизненного цикла ПС об этом стандарте далее будет сказано подробнее).

Надо сказать, что наряду с комплексом ЕСПД официальная нормативная база РФ в области документирования ПС и в смежных областях включает ряд перспективных стандартов (отечественного, межгосударственного и международного уровней).

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01 на организацию ЖЦ продуктов программного обеспечения (ПО) - казалось бы весьма неконкретный, но вполне новый и отчасти "модный" стандарт.

Стандарты комплекса ГОСТ 34 на создание и развитие автоматизированных систем (АС) - обобщенные, но воспринимаемые как весьма жесткие по структуре ЖЦ и проектной документации. Но эти стандарты многими считаются бюрократическими до вредности и консервативными до устарелости. Насколько это так, а насколько ГОСТ 34 остается работающим с пользой - полезно разобраться.

В своей статье Е.З.Зиндер подробно останавливается на методике Oracle CDM (Custom Development Method) по разработке прикладных информационных систем под заказ - конкретный материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на прямое использование в проектах АС с опорой на инструментарий Oracle.

2.1. Краткое представление стандартов ЕСПД

Тем не менее, до пересмотра всего комплекса, многие стандарты ЕСПД могут с пользой применяться в практике документирования ПС. Эта позиция основана на следующем:

  • стандарты ЕСПД вносят элемент упорядочения в процесс документирования ПС;
  • предусмотренный стандартами ЕСПД состав программных документов вовсе не такой "жесткий", как некоторым кажется: стандарты позволяют вносить в комплект документации на ПС дополнительные виды
  • стандарты ЕСПД позволяют вдобавок мобильно изменять структуры и содержание установленных видов ПД исходя из требований заказчика и пользователя.

При этом стиль применения стандартов может соответствовать современному общему стилю адаптации стандартов к специфике проекта: заказчик и руководитель проекта выбирают уместное в проекте подмножество стандартов и ПД, дополняют выбранные ПД нужными разделами и исключают ненужные, привязывают создание этих документов к той схеме ЖЦ, которая используется в проекте.

Стандарты ЕСПД (как и другие ГОСТы) подразделяют на группы, приведTнные в таблице:

Kод группы 

Наименование группы 

0 Общие положения
1 Основополагающие стандарты
2 Правила выполнения документации разработки
3 Правила выполнения документации изготовления
4 Правила выполнения документации сопровождения
5 Правила выполнения эксплуатационной документации
6 Правила обращения программной документации
7 Резервные группы
8
9 Прочие стандарты

Обозначение стандарта ЕСПД строят по классификационному признаку:

Обозначение стандарта ЕСПД должно состоять из:

  • числа 19 (присвоенных классу стандартов ЕСПД);
  • одной цифры (после точки), обозначающей код классификационной группы стандартов, указанной таблице;
  • двузначного числа (после тире), указывающего год регистрации стандарта.

Перечень документов ЕСПД

  1. ГОСТ 19.001-77 ЕСПД. Общие положения.
  2. ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов.
  3. ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки.
  4. ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов.
  5. ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи.
  6. ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам.
  7. ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.
  8. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.
  9. ГОСТ 19.202-78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению.
  10. ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Порядок и методика испытаний.
  11. ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению.
  12. ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.
  13. ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.
  14. ГОСТ 19.501-78 ЕСПД. Формуляр. Требования к содержанию и оформлению.
  15. ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению.
  16. ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению.
  17. ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста.
  18. ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора.
  19. ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка.
  20. ГОСТ 19.508-79 ЕСПД. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению.
  21. ГОСТ 19.604-78 ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполняемые печатным способом.
  22. ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.
  23. ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации программное.

Термины и определения

Из всех стандартов ЕСПД остановимся только на тех, которые могут чаще использоваться на практике.

Первым укажем стандарт, который можно использовать при формировании заданий на программирование.

ГОСТ (СТ СЭВ) 19.201-78 (1626-79). ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению. (Переиздан в ноябре 1987г с изм.1).

Техническое задание (ТЗ) содержит совокупность требований к ПС и может использоваться как критерий проверки и приемки разработанной программы. Поэтому достаточно полно составленное (с учетом возможности внесения дополнительных разделов) и принятое заказчиком и разработчиком, ТЗ является одним из основополагающих документов проекта ПС.

Техническое задание должно содержать следующие разделы:

  • введение;
  • основания для разработки;
  • назначение разработки;
  • требования к программе или программному изделию;
  • требования к программной документации;
  • технико-экономические показатели;
  • стадии и этапы разработки;
  • порядок контроля и приемки;
  • в техническое задание допускается включать приложения.

В зависимости от особенностей программы или программного изделия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них.

Следующий стандарт
ГОСТ (СТ СЭВ) 19.101-77 (1626-79). ЕСПД. Виды программ и программных документов (Переиздан в ноябре 1987г с изм.1).
Устанавливает виды программ и программных документов для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.

Виды программ

Вид программы 

Определение 

Компонент Программа, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную функцию и применяемая самостоятельно или в составе комплекса
Комплекс Программа, состоящая из двух или более компонентов и (или) комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса

Виды программных документов

Вид программного документа 

Содержание программного документа  

Спецификация Состав программы и документации на нее
Ведомость держателей подлинников Перечень предприятий, на которых хранят подлинники программных документов
Текст программы Запись программы с необходимыми комментариями
Описание программы Сведения о логической структуре и функционировании программы
Программа и методика испытаний Требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля
Техническое задание Назначение и область применения программы, технические, технико-экономические и специальные требования, предъявляемые к программе, необходимые стадии и сроки разработки, виды испытаний
Пояснительная записка Схема алгоритма, общее описание алгоритма и (или) функционирования программы, а также обоснование принятых технических и технико-экономических решений
Эксплуатационные документы Сведения для обеспечения функционирования и эксплуатации программы

Виды эксплуатационных документов

Вид эксплуатационного документа 

Содержание эксплуатационного документа 

Ведомость эксплуатационных документов Перечень эксплуатационных документов на программу
Формуляр Основные характеристики программы, комплектность и сведения об эксплуатации программы
Описание применения Сведения о назначении программы, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средств
Руководство системного программиста Сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы на условия конкретного применения
Руководство программиста Сведения для эксплуатации программы
Руководство оператора Сведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой в процессе выполнения программы
Описание языка Описание синтаксиса и семантики языка
Руководство по техническому обслуживанию Сведения для применения тестовых и диагностических программ при обслуживании технических средств

В зависимости от способа выполнения и характера применения программные документы подразделяются на подлинник, дубликат и копию (ГОСТ 2.102-68), предназначенные для разработки, сопровождения и эксплуатации программы.

Виды программных документов, разрабатываемых на разных стадиях, и их коды

Код вида документа  Вид документа  Стадии разработки 
Эскизный проект  Технический проект  Рабочий проект 
компонент  комплекс 
- Спецификация - - ! +
05 Ведомость держателей подлинников - - - ?
12 Текст программы - - + ?
13 Описание программы - - ? ?
20 Ведомость эксплуатационных документов - - ? ?
30 Формуляр - - ? ?
31 Описание применения - - ? ?
32 Руководство системного программиста - - ? ?
33 Руководство программиста - - ? ?
34 Руководство оператора - - ? ?
35 Описание языка - - ? ?
46 Руководство по техническому обслуживанию - - ? ?
51 Программа и методика испытаний - - ? ?
81 Пояснительная записка ? ? - -
90-99 Прочие документы ? ? ? ?
Условные обозначения:  

+

- документ обязательный;  

!

- документ обязательный для компонентов, имеющих самостоятельное применение;  

?

- необходимость составления документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания;  
- - документ не составляют.  

Допускается объединять отдельные виды эксплуатационных документов (за исключением ведомости эксплуатационных документов и формуляра). Необходимость объединения этих документов указывается в техническом задании. Объединенному документу присваивают наименование и обозначение одного из объединяемых документов. В объединенных документах должны быть приведены сведения, которые необходимо включать в каждый объединяемый документ.

ГОСТ 19.102-77. ЕСПД. Стадии разработки.

Устанавливает стадии разработки программ и программной документации для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения

Стадии разработки, этапы и содержание работ

Стадии разработки 

Этапы работ 

Содержание работ 

Техническое задание Обоснование необходимости разработки программы Постановка задачи.
Сбор исходных материалов.
Выбор и обоснование критериев эффективности и качества разрабатываемой программы.
Обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательские работы Определение структуры входных и выходных данных.
Предварительный выбор методов решения задач.
Обоснование целесообразности применения ранее разработанных программ.
Определение требований к техническим средствам.
Обоснование принципиальной возможности решения поставленной задачи.
Разработка и утверждение технического задания Определение требований к программе.
Разработка технико-экономического обоснования разработки программы.
Определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на нее.
Выбор языков программирования.
Определение необходимости проведения научно-исследовательских работ на последующих стадиях.
Согласование и утверждение технического задания.
Эскизный проект Разработка эскизного проекта Предварительная разработка структуры входных и выходных данных.
Уточнение методов решения задачи.
Разработка общего описания алгоритма решения задачи.
Разработка технико-экономического обоснования.
Утверждение эскизного проекта Разработка пояснительной записки.
Согласование и утверждение эскизного проекта
Технический проект Разработка технического проекта Уточнение структуры входных и выходных данных.
Разработка алгоритма решения задачи.
Определение формы представления входных и выходных данных.
Определение семантики и синтаксиса языка.
Разработка структуры программы.
Окончательное определение конфигурации технических средств.
Утверждение технического проекта Разработка плана мероприятий по разработке и внедрению программ.
Разработка пояснительной записки.
Согласование и утверждение технического проекта.
Рабочий проект Разработка программы Программирование и отладка программы
Разработка программной документации Разработка программных документов в соответствии с требованиями ГОСТ 19.101-77.
Испытания программы Разработка, согласование и утверждение программы и методики испытаний.
Проведение предварительных государственных, межведомственных, приемо-сдаточных и других видов испытаний.
Корректировка программы и программной документации по результатам испытаний.
Внедрение Подготовка и передача программы Подготовка и передача программы и программной документации для сопровождения и (или) изготовления.
Оформление и утверждение акта о передаче программы на сопровождение и (или) изготовление.
Передача программы в фонд алгоритмов и программ.

Примечания:

  1. Допускается исключать вторую стадию разработки, а в технически обоснованных случаях - вторую и третью стадии. Необходимость проведения этих стадий указывается в техническом задании.
  2. Допускается объединять, исключать этапы работ и (или) их содержание, а также вводить другие этапы работ по согласованию с заказчиком.

ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов

Код страны-разработчика и код организации-разработчика присваивают в установленном порядке.

  • Регистрационный номер присваивается в порядке возрастания, начиная с 00001 до 99999, для каждой организации-разработчика.
  • Номер издания программы или номер редакции. номер документа данного вида, номер части документа присваиваются в порядке возрастания с 01 до 99. (Если документ состоит из одной части, то дефис и порядковый номер части не указывают).
  • Номер редакции спецификации и ведомости эксплуатационных документов на программу должны совпадать с номером издания этой же программы.

ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оформлению программных документов для вычислительных машин, комплексов и систем, независимо от их назначения и области применения и предусмотренных стандартами Единой системы программной документации (ЕСПД) для любого способа выполнения документов на различных носителях данных.

Программный документ может быть представлен на различных типах носителей данных и состоит из следующих условных частей:
титульной;
информационной;
основной.

Правила оформления документа и его частей на каждом носителе данных устанавливаются стандартами ЕСПД на правила оформления документов на соответствующих носителях данных.

ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом

Программные документы оформляют:

  • на листах формата А4 (ГОСТ 2.301-68) при изготовлении документа машинописным или рукописным способом;
  • допускается оформление на листах формата А3;
  • при машинном способе выполнения документа допускаются отклонения размеров листов, соответствующих форматам А4 и А3, определяемые возможностями применяемых технических средств; на листах форматов А4 и А3, предусматриваемых выходными характеристиками устройств вывода данных, при изготовлении документа машинным способом;
  • на листах типографических форматов при изготовлении документа типографским способом.

Расположение материалов программного документа осуществляется в следующей последовательности:

титульная часть:
  • лист утверждения (не входит в общее количество листов документа);
  • титульный лист (первый лист документа);
информационная часть:
  • аннотация;
  • лист содержания;
основная часть:
  • текст документа (с рисунками, таблицами и т.п.)
  • перечень терминов и их определений;
  • перечень сокращений;
  • приложения;
  • предметный указатель;
  • перечень ссылочных документов;
часть регистрации изменений:
  • лист регистрации изменений.

Перечень терминов и их определений, перечень сокращений, приложения, предметных указатель, перечень ссылочных документов выполняются при необходимости.

Следующий стандарт ориентирован на документирование результирующего продукта разработки:

ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы

Состав документа "Описание программы" в своей содержательной части может дополняться разделами и пунктами, почерпнутыми из стандартов для других описательных документов и руководств: ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка, ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Описание применения, ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста, ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста, ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора.

Есть также группа стандартов, определяющая требования к фиксации всего набора программ и ПД, которые оформляются для передачи ПС. Они порождают лаконичные документы учетного характера и могут быть полезны для упорядочения всего хозяйства программ и ПД (ведь очень часто требуется просто навести элементарный порядок!). Есть и стандарты, определяющие правила ведения документов в "хозяйстве" ПС.

Надо также выделить

ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Программа и методика испытаний, который (в адаптированном виде) может использоваться для разработки документов планирования и проведения испытательных работ по оценке готовности и качества ПС.

Наконец, последний по году принятия стандарт.

ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные графические и правила выполнения.

Он устанавливает правила выполнения схем, используемых для отображения различных видов задач обработки данных и средств их решения и полностью соответствует стандарту ИСО 5807:1985.

Наряду с ЕСПД на межгосударственном уровне действуют еще два стандарта, также относящихся к документированию ПС и принятых не так давно, как большая часть ГОСТ ЕСПД.

ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения. Разработан взамен ГОСТ 19.781-83 и ГОСТ 19.004-80 и устанавливает термины и определения понятий в области программного обеспечения (ПО) систем обработки данных (СОД), применяемые во всех видах документации и литературы, входящих в сферу работ по стандартизации или использующих результаты этих работ.

ГОСТ 28388-89 Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения. Распространяется не только на программные, но и на конструкторские, технологические и другие проектные документы, выполняемые на магнитных носителях.

2.2. Стандарты комплекса ГОСТ 34

ГОСТ 34 задумывался в конце 80-х годов как всеобъемлющий комплекс взаимоувязанных межотраслевых документов. Мотивы и получившиеся результаты описаны ниже в "Особенностях" ГОСТ 34. Объектами стандартизации являются АС различных (любых!) видов и все виды их компонентов, а не только ПО и БД.

Комплекс рассчитан на взаимодействие заказчика и разработчика. Аналогично ISO12207 предусмотрено, что заказчик может разрабатывать АС для себя сам (если создаст для этого специализированное подразделение). Однако формулировки ГОСТ 34 не ориентированы на столь явное и, в известном смысле, симметричное отражение действий обеих сторон, как ISO12207. Поскольку ГОСТ 34 в основном уделяет внимание содержанию проектных документов, распределение действий между сторонами обычно делается отталкиваясь от этого содержания.

Из всех существующих и не реализованных групп документов будем основываться только на Группе 0 "Общие положения" и Группе 6 "Создание, функционирование и развитие АС" . Наиболее популярными можно считать стандарты ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания АС), ГОСТ 34.602-89 (ТЗ на создание АС) и методические указания РД 50-34.698-90 (Требования к содержанию документов) . Стандарты предусматривают стадии и этапы выполнения работ по созданию АС, но не предусматривают сквозных процессов в явном виде.

Для общего случая разработки АС стадии и этапы ГОСТ 34 приведены в таблице:

1. ФТ - Формирование требований к АС. 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС;
1.2. Формирование требований пользователя к АС;
1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания);
2. РК - Разработка концепции АС. 2.1. Изучение объекта;
2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ;
2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющей требованиям пользователя
2.4. Оформление отчета о выполненной работе
3. ТЗ - Техническое создание АС. 3.1. Разработка и утверждение технического задания на задание.
4. ЭП - Эскизный проект. 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
4.2. Разработка документации на АС и ее части.
5. ТП - Технический проект. 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям;
5.2. Разработка документации на АС и ее части;
5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку;
5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. РД - Рабочая документация. 6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части;
6.2. Разработка или адаптация программ.
7. ВД - Ввод в действие. 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;
7.2. Подготовка персонала;
7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
7.4. Строительно-монтажные работы;
7.5. Пуско-наладочные работы;
7.6. Проведение предварительных испытаний;
7.7. Проведение опытной эксплуатации;
7.8. Проведение приемочных испытаний.
8. Сп - Сопровождение АС. 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;
8.2. Послегарантийное обслуживание.

Описано содержание документов, разрабатываемых на каждом этапе. Это определяет потенциальные возможности выделения на содержательном уровне сквозных работ, выполняемых параллельно или последовательно (то есть по сути - процессов), и составляющих их задач. Такой прием может использоваться при построении профиля стандартов ЖЦ проекта, включающего согласованные подмножества стандартов ГОСТ 34 и ISO12207.

Главный мотив: разрешить проблему "вавилонской башни".

В 80-х годах сложилось положение, при котором в различных отраслях и областях деятельности использовалась плохо согласованная или несогласованная НТД - "нормативно-техническая документация". Это затрудняло интеграцию систем, обеспечение их эффективного совместного функционирования. Действовали различные комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам АС.

Практика применения стандартов показала, что в них применяется по существу (но не по строгим определениям) единая система понятий, есть много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия по обозначению, составу, содержанию и оформлению документов и пр.

Конечно, эта ситуация отчасти отражала и естественное многообразие условий разработки АС, целей разработчиков, применяемых подходов и методик.

В этих условиях можно было провести анализ такого многообразия и далее поступить, например, одним из двух во многом противоположных способов:

  1. Выработать одну обобщенную понятийную и терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов с их содержанием и определить их как обязательные для всех АС;
  2. Определить также одну общую понятийную и терминологическую систему, обобщенный комплекс системных требований, набор критериев качества, но предоставить максимальную свободу в выборе схемы разработки, состава документов и других аспектов, наложив только минимум обязательных требований, которые позволяли бы:
    • определять уровень качества результата;
    • выбирать те конкретные методики (с их моделями ЖЦ, набором документов и др.), которые наиболее подходят к условиям разработки и соответствуют используемым Информационным Технологиям;
    • работать, таким образом, с минимальными ограничениями эффективных действий проектировщика АС.

Разработчики комплекса стандартов 34 выбрали способ, близкий к первому из указанных выше, то есть пошли по пути, более близкому к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO12207. Тем не менее, благодаря общности понятийной базы стандарты остаются применимыми в весьма широком диапазоне случаев.

Степень адаптивности формально определяется возможностями:

  • опускать стадию эскизного проектирования и объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация";
  • опускать этапы, объединять и опускать большинство документов и их разделов;
  • вводить дополнительные документы, разделы документов и работы;
  • динамически создавая т. н. ЧТЗ - частные технические задания - достаточно гибко формировать ЖЦ АС; как правило, этот прием используется на уровне крупных единиц (подсистем, комплексов), ради которых считается оправданным создавать ЧТЗ, однако нет никаких существенных оснований сильно ограничивать этот способ управления ЖЦ.

Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании, что близко к подходу ISO.

Введение единой, достаточно качественно определенной терминологии, наличие достаточно разумной классификации работ, документов, видов обеспечения и др. безусловно полезно. ГОСТ 34 способствует более полной и качественной стыковке действительно разных систем, что особенно важно в условиях, когда разрабатывается все больше сложных комплексных АС, например, типа CAD-CAM, которые включают в свой состав АСУТП, АСУП, САПР-конструктора, САПР-технолога, АСНИ и др. системы.

Определено несколько важных положений, отражающих особенности АС как объекта стандартизации, например: "в общем случае АС состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических (ПМК) комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечения".

Разделение понятий ПТК и АС закрепляло принцип, по которому АС есть не "ИС с БД", но:

  • "организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях" (по РД 50-680-88), что особенно актуально в аспектах бизнес-реинжиниринга;
  • "система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций" (по ГОСТ 34.003-90).

Эти определения указывают на то, что АС - это, в первую очередь, персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами.

Степень обязательности:

прежняя полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ34 по сути стали методической поддержкой, причем чаще для заказчиков, имеющих в стандарте набор требований к содержанию ТЗ и проведению испытаний АС. При этом польза ГОСТ34 может многократно возрасти в случае их более гибкого использования при формировании профиля ЖЦ АС.

Ключевым документом взаимодействия сторон является ТЗ - техническое задание на создание АС. ТЗ является основным исходным документом для создания АС и его приемки, ТЗ определяет важнейшие точки взаимодействия заказчика и разработчика. При этом ТЗ разрабатывает организация-разработчик (по ГОСТ 34.602-89), но формально выдает ТЗ разработчику заказчик (по РД 50-680-88).

2.3. Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р)

В РФ действует ряд стандартов в части документирования ПС, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО. Это ? самые "свежие" по времени принятия стандарты. Некоторые из них впрямую адресованы руководителям проекта или директорам информационных служб. Вместе с тем они неоправданно мало известны в среде профессионалов. Вот их представление.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93 Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК ТО 9294:1990 и устанавливает рекомендации по эффективному управлению документированием ПС для руководителей, отвечающих за их создание. Целью стандарта является оказание помощи в определении стратегии документирования ПС; выборе стандартов по документированию; выборе процедур документирования; определении необходимых ресурсов; составлении планов документирования.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9126:1991. В его контексте под характеристикой качества понимается "набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается". Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС (ПО, программной продукции): функциональные возможности; надежность; практичность; эффективность; сопровождаемость; мобильность. Эти характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПС.

ГОСТ Р ИСО 9127-94 Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 9127:1989. В контексте настоящего стандарта под потребительским программным пакетом (ПП) понимается "программная продукция, спроектированная и продаваемая для выполнения определенных функций; программа и соответствующая ей документация, упакованные для продажи как единое целое". Под документацией пользователя понимается документация, которая обеспечивает конечного пользователя информацией по установке и эксплуатации ПП. Под информацией на упаковке понимают информацию, воспроизводимую на внешней упаковке ПП. Ее целью является предоставление потенциальным покупателям первичных сведений о ПП.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94 Информационная технология . Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. Описывает представление процедурных алгоритмов.

2.4. Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

Первая редакция ISO12207 подготовлена в 1995 году объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1 "Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения".

По определению, ISO12207 - базовый стандарт процессов ЖЦ ПО, ориентированный на различные (любые!) виды ПО и типы проектов АС, куда ПО входит как часть. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает ЖЦ ПО от концептуализации идей до завершения ЖЦ.

Очень важные ЗАМЕЧАНИЯ СТАНДАРТА :

  1. Процессы, используемые во время ЖЦ ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ АС. (Отсюда понятна целесообразность совместного использования стандартов на АС и на ПО.)
  2. Добавление уникальных или специфических процессов, действий и задач должно быть оговорено в контракте между сторонами. Контракт понимается в широком смысле: от юридически оформленного контракта до неформального соглашения, соглашение может быть определено и единственной стороной как задача, поставленная самому себе.
  3. Стандарт принципиально не содержит конкретные методы действий, тем более - заготовки решений или документации. Он описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить услуги и задачи, включенные в процессы, не предназначен для предписывания имени, формата или точного содержимого получаемой документации. Решения такого типа принимаются использующим стандарт.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАНДАРТА:

  1. Система - это объединение одного или более процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.
  2. Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.
    Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с проектами ПО. Процесс адаптации является процессом исключения процессов, видов деятельности и задач, не применимых в конкретном проекте. Степень адаптивности: максимальная
  3. Требование квалификации - набор критериев или условий (квалификационные требования), которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде.

Стандарт не предписывает конкретную модель ЖЦ или метод разработки ПО, но определяет, что стороны-участники использования стандарта ответственны за выбор модели ЖЦ для проекта ПО, за адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели, за выбор и применение методов разработки ПО, за выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПО.

Стандарт ISO12207 равносильно ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщик (разработчик) и покупатель (пользователь); может быть в равной степени применен, когда обе стороны - из одной организации.

Каждый процесс ЖЦ разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач. Очень важное отличие ISO: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.).

В стандарте ISO12207 описаны:

  1. 5 основных процессов ЖЦ ПО:
    • Процесс приобретения. Определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает АС, программный продукт или сервис ПО.
    • Процесс поставки. Определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или сервисом ПО.
    • Процесс разработки. Определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.
    • Процесс функционирования. Определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы (а не только ПО) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, которые определяются разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующе обязанности.
    • Процесс сопровождения. Определяет действия персонала сопровождения, который обеспечивает сопровождение программного продукта, что представляет собой управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности, включает в себя инсталляцию и удаление программного изделия на вычислительной системе.
  2. 8 вспомогательных процессов, которые поддерживают реализацию другого процесса, будучи неотъемлемой частью всего ЖЦ программного изделия, и обеспечивают должное качество проекта ПО:
    • решения проблем;
    • документирования;
    • управления конфигурацией;
    • гарантирования качества, который использует результаты остальных процессов группы обеспечения качества, в которую входят:
      • Процесс верификации;
      • Процесс аттестации;
      • Процесс совместной оценки;
      • Процесс аудита.
  3. 4 организационных процесса:
    • Процесс управления;
    • Процесс создания инфраструктуры;
    • Процесс усовершенствования;
    • Процесс обучения.

К ним примыкает особый Процесс адаптации , который определяет основные действия, необходимые для адаптации стандарта к условиям конкретного проекта.

Под процессом усовершенствования здесь понимается не усовершенствование АС или ПО, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, гарантирования качества и т. п., реально осуществляемых в организации.

Каких-либо этапов, фаз, стадий не предусмотрено, что дает описываемую ниже степень адаптивности.

"Динамический" характер стандарта определяется способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть.

Примеры:

  • выполнение Процесса приобретения в части анализа и фиксации требований к системе или ПО может вызывать исполнение соответствующих задач Процесса разработки ;
  • в Процессе поставки поставщик должен управлять субподрядчиками согласно Процессу приобретения и выполнять верификацию и аттестацию по соответствующим процессам;
  • сопровождение может требовать развития системы и ПО, что выполняется по Процессу разработки .

Такой характер позволяет реализовывать любую модель ЖЦ.

При выполнении анализа требований к ПО предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при гарантировании качества.

При этом разработчик должен установить и документировать как требования к программному обеспечению:

  1. Функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;
  2. Внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;
  3. Требования квалификации;
  4. Спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;
  5. Спецификации защищенности,
  6. Человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучению;
  7. Определение данных и требований базы данных;
  8. Установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);
  9. Документация пользователя;
  10. Работа пользователя и требования выполнения;
  11. Требования сервиса пользователя.
  1. (Интересно и важно, что эти и аналогичные характеристики хорошо корреспондируются с характеристиками АС, предусматриваемыми в ГОСТ 34 по видам обеспечения системы.)

Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование БД. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы ПО могут не только использовать весьма специфические типы БД, но и не использовать

Итак, ISO12207 имеет набор процессов, действий и задач, охватывающий наиболее широкий спектр возможных ситуаций при максимальной адаптируемости.

Он показывает пример того, как должен строиться хорошо организованный стандарт, содержащий минимум ограничений (принцип "нет одинаковых проектов"). При этом детальные определения процессов, форм документов и т. п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики, которые могут быть использованы или не использованы в конкретном проекте.

По этой причине центральным стандартом, положения которого берутся за начальный "стержневой" набор положений в процессе построения профиля стандартов ЖЦ для конкретного проекта, полезно рассматривать именно ISO12207. Этот "стержень" может задавать модель ЖЦ ПО и АС, принципиальную схему гарантирования качества, модель управления проектом

Практики используют еще один путь: сами переводят и используют в своих проектах современные стандарты на организацию ЖЦ ПС и их документирование. Но этот путь страдает как минимум тем недостатком, что разные переводы и адаптации стандартов, сделанные разными разработчиками и заказчиками, будут отличаться массой деталей. Эти отличия неизбежно касаются не только наименований, но и их содержательных определений, вводимых и используемых в стандартах. Таким образом, на этом пути неизбежно постоянное возникновение путаницы, а это прямо противоположно целям не только стандартов, но и любых грамотных методических документов.

В настоящее время во ВНИИ стандартов подготовлены предложения по совершенствованию и развитию комплекса стандартов по документированию ПС.

Справочная информация

Для приобретения стандартов в области документирования рекомендуем обращаться в следующие организации:

  • ИПК "Издательство стандартов", Территориальный отдел распространения НТД (магазин "Стандарты"), 17961, Москва, ул. Донская, д. 8, тел. 236-50-34, 237-00-02, факс/тел. 236-34-48 (в части ГОСТ и ГОСТ Р).
  • ВНИИКИ Госстандарта России (читальный зал), 103001, Москва, Гранатный пер. д. 4, тел. 290-50-94 (в части международных, зарубежных стандартов и других НТД).

Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=3293