Облачные сервисы: что сегодня потребляет бизнес?

Источник: Computerra
Роман Налепов

Интернет-реклама и профильные менеджеры по продажам активно описывают преимущества использования арендуемых вычислительных мощностей, трансформации капитальных затрат в операционные и т. п. Но что об этом думают люди, принимающие решения в бизнесе? Насколько прозрачна для них облачная модель потребления ИТ-сервисов и дает ли она представление о реальных преимуществах для бизнеса? Является ли предлагаемый продукт готовым коробочным решением - или потребуются время и экспертные ресурсы на подготовку виртуальных серверов, системных сервисов и прикладного программного обеспечения для работы конкретного сотрудника компании?

Действительно ли генеральные и финансовые директора понимают преимущества и риски модели посекундной тарификации за гигабайты использованной оперативной памяти, IOPS дисковой системы и пакеты, переданные через сетевой интерфейс? Вопросов у представителей бизнеса гораздо больше, чем ответов, которые могут предложить игроки облачного рынка.

Говоря о том, что представляет собой текущий российский рынок поставщиков облачных услуг, можно выделить несколько основных классов провайдеров.

  • Хостинг-провайдеры, трансфор­мирующие свой бизнес из обычного хостинга в область виртуализации. У таких компаний хорошо отлажены процессы ведения бизнеса, автоматизированы выделение ресурсов и последующий биллинг абонентов. Это вполне компактные компании, основными сотрудниками которых являются технические специалисты, поддерживающие функционирование предлагаемой платформы без глубокого погружения в развернутые инфраструктуры заказчиков. В этих компаниях практически полностью отсутствуют процессы поддержки клиентов на каждом этапе жизненного цикла проекта - от начальной продажи до завершения взаимодействия. Сотрудничество с ними эффективно, когда есть возможность и собственная экспертиза в настройке виртуальных мощностей "под себя". По сути, такая модель схожа с моделью покупки серверного оборудования для его последующей самостоятельной настройки и обслуживания.
  • Системные интеграторы, имеющие большой опыт в создании инфраструктурных продуктов для своих клиентов и в партнерстве с ведущими мировыми вендорами строящие облачные решения, которые способны удовлетворить потребности любого корпоративного заказчика. В таких компаниях традиционно высокий уровень ориентации на клиентов, особенно на крупных, а работа по организации облачного решения строится на базе проектного подхода. Однако есть один нюанс. Офисы и ЦОДы в центре Москвы, оборудование уровня hi-end, труд высокооплачиваемых специалистов по продажам и технических экспертов - все эти дорогостоящие компоненты делают облачные услуги от системных интеграторов не всегда доступными для компаний среднего и малого бизнеса. Кроме того, интеграторы предлагают мало типовых решений, которые могут подойти типовым заказчикам. Среди системных интеграторов и инжиниринговых компаний особняком стоят те, которые могут разрабатывать и производить собственные аппаратные решения (серверы, системы хранения данных и клиентские устройства). Это позволяет быстро (за 1-2 бизнес-дня) наращивать мощности облачного решения, разрабатывать уникальные решения для облака (выполнять виртуализацию графических приложений, создавать сверхбыстрые системы хранения данных на базе SSD и пр.). Такие компании будут иметь очевидные преимущества перед провайдерами, создающими свои решения на базе оборудования сторонних поставщиков.
  • ИТ-компании, выстраивающие облачный сервис как дополнение к своей текущей продуктовой структуре. Облачный бизнес для многих открывает дополнительный "продуктовый пласт", способный сформировать новый сбытовой канал и привлечь клиентов, ранее не заинтересованных в продукте, который предлагался без "облака". В первую очередь такие возможности возникают при продаже программного обеспечения. Благодаря созданию магазинов приложений, которые можно использовать вместе с услугами облака, появляется возможность ежемесячного подключения и отключения того или иного приложения с соответствующими корректировками платежей. Наследие основного бизнеса и, как результат, ориентация процессов на продажу основного продукта в таких компаниях велики, хотя и наблюдается тенденция к трансформации в продуктовом предложении и переходу именно на облачные продукты.

Ни один из этих типов провайдеров не дает ответа на вопрос, как получить качественный, доступный по цене и понятный для бизнеса облачный сервис. Очевидно, что заказчикам нужен такой сервис, который будет готов к использованию и нацелен на реализацию типовых бизнес-задач: организация рабочего места бухгалтера, продавца, руководителя и т. д. Кроме того, бизнесу интересно знать, сколько рублей в месяц необходимо платить за поддержку одного рабочего места по модели "все включено", то есть когда пользователю не нужно знать никаких технологических нюансов (как интегрировать данные между разнородными системами, как и когда проводить резервное копирование и что делать для обеспечения информационной безопасности). Бизнес-пользователю нужна лишь инфраструктура для выполнения должностных задач - готовое корпоративное облачное решение.
Сравнивая развитие облачного бизнеса и ИТ-решений для классической, необлачной инфраструктуры, можно провести аналогию с эволюцией рынка серверов и систем хранения данных. На начальном этапе, 7-8 лет назад, ИТ-специалисты заказывали наборы комплектующих и стремились собрать любое серверное оборудование собственными силами, пропагандируя принцип "Все лучшее - своими руками". По мере взросления этого поколения ИТ-специалистов и появления на рынке множества технологий, за которыми конкретному человеку сложно уследить, ИТ-директора переключились на работу с готовыми серверными решениями от игроков компьютерного рынка.

Это позволило быстрее реагировать на потребности бизнеса, экономить время на сборке и упростить обслуживание нескольких сотен (или тысяч) единиц техники благодаря наличию гарантийных планов и фирменных сервисных центров. Текущий этап облачного бизнеса - это использование готовых ИТ-решений, таких как DEPO CloudSystems, NetApp Flexpod, EMC vBlock и пр., для решения конкретных задач - например, для построения частного облака. В составе таких решений собраны оптимизированные серверные платформы, системы хранения данных и управляющее программное обеспечение. Все они работают по принципу "Включай и работай".

Почему же сейчас в отношении облачного продуктового предложения превалирует подход, при котором конечному пользователю, по сути, необходимо "собрать сервер своими руками", а поставщик услуг только продает ему комплектующие: оперативную память, процессоры и диски? Провайдеры порой отказываются реагировать на запросы пользователей даже о платном (!) содействии в настройке виртуализированной частной инфраструктуры, размещенной в облаке. "Мы продаем только вычислительные мощности, - отвечают они, - а вы самостоятельно делаете с ними все что хотите".

Такой подход непонятен бизнес-потребителю и не способствует продвижению облачной модели использования сервисов среди компаний малого и среднего бизнеса. Для достижения эффективности провайдеры должны предлагать готовые к использованию облачные пакеты, нацеленные на решение определенных ролевых бизнес-задач по модели аренды сервисов. В состав таких облачных пакетов должны входить виртуальные мощности, необходимые лицензии на системное, прикладное, отраслевое ПО, при необходимости - выделенные серверы (dedicated), "тонкие" клиенты и прочее. Как эти сервисы реализуются технологически, сколько они потребляют RAM, CPU, IOPS и прочих ресурсов, бизнес-пользователя не интересует.

При этом именно на провайдера должны ложиться риски, связанные с правильным сайзингом (расчетом производительности), и именно провайдер должен нести за это ответственность без изменения цены для конечного потребителя. Это та картина мира, которую видит бизнес-потребитель. И это именно та бизнес-модель, на которую должен ориентироваться провайдер облачных сервисов, разрабатывая свое продуктовое предложение.
Облачная бизнес-платформа DEPO BPaaS легла в основу продуктового предложения DEPO Computers при организации публичных облачных сервисов. Решение конкретных бизнес-задач с использованием облачных технологий и доступность для всех категорий пользователей - вот главный принцип и цель облачного проекта DEPO Cloud.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=32844