Tomb Raider. Превью

Источник: GameLand

Не все западные игры Square Enix готовятся и, главное, представляются публике одинаково. О Hitman: Absolution, как правило, рассказывали люди, непосредственно занятые в разработке, - ведущий дизайнер и арт-директор. И даже первый показ - с миссией а-ля Uncharted, расходящейся со стилем сериала, - им удалось прокомментировать так, что фанаты не побежали с факелами к офису студии. Геймеры, поняли, что им готовят, и поняли правильно. С Tomb Raider получилось так, что PR-болтовня продюсера - это одно, а игра - совсем другое. Вспомните, что нам рассказывали о выживании в дикой природе, о молодой, неопытной Ларе, об истории ее взросления. Пройдя первые три часа Tomb Raider, я обнаружил, что весь survival сводится к одной сцене охоты на оленя хронометражом в пять минут. А отыграв положенную роль беспомощной и слабой девочки, Лара после первой же ночи на острове преображается в бойца спецназа.

Tomb Raider    Tomb Raider    Tomb Raider    Tomb Raider 

Uncharted с Ларой в главной роли? Ровно в той же степени, в какой Tomb Raider - подражание "Индиане Джонсу" или классическому "Копи царя Соломона". Подростком я обожал приключенческие книги и фильмы о древних храмах и таинственных пещерах, о диких племенах в далеких джунглях. Но кто сейчас пишет, снимает кино, делает игры об этом? Да, слова о survival как теме игры - вранье. На самом деле, все сцены с раненой, умирающей с голоду, промокшей Ларой - типичный эпизод приключенческих историй, а сцена с последней спичкой для розжига костра - это привет "Таинственному острову" Жюля Верна. Причем, по канону жанра, здесь выживание обязано было закончиться, уступив место разгадкам секретов... чего? Острова, конечно, и не с подводной лодкой Немо и динамитом ручной работы, а с загадочными силами, не дающими людям покидать пределы затерянного клочка суши. Так что, если вы любите навешивать ярлыки, забудьте об Uncharted. На самом деле, Tomb Raider - переосмысление сериала Lost в игровой форме.

Tomb Raider    Tomb Raider 

В списке положительных персонажей Tomb Raider - с десяток человек, плывших на одном кораблей с Ларой. Среди них есть мутные личности, наивные девочки, надежные друзья - полный комплект для хорошего сериала. Местные жители (на самом деле, выжившие после крушений кораблей в прошлом) чертовски похожи на Других из Lost, и подчиняются странному жрецу, который ищет... способ контролировать силу острова. Сохранилось немало военных объектов сороковых годов прошлого века, часть из которых пришла в негодность, часть - функционирует. Например, начало Tomb Raider посвящено попытке добраться до радиовышки и послать сигнал. Привет первому сезону? Да, и забудьте о слове "плагиат". Авторы Tomb Raider, как я представляю себе по первым часам, намерены рассказать историю через игру - как это сделано в Spec Ops: The Line. Пользуются теми же постмодернистскими инструментами цитирования, но на другом материале - The Lost вместо "Апокалипсиса сегодня" и "Сердца тьмы". Мне чертовски хочется узнать, чем закончится их рассказ.

Почему (как, кстати, и в случае со Spec Ops: The Line) издатель игры не делает акцент на истории Tomb Raider? Наверное, потому, что несколько раз пробовал, и выходила какая-то полная чушь. Например, огромный скандал вызвала показанная в трейлера сцена с якобы "попыткой изнасилования Лары". За ним последовали нелепые оправдания разработчиков ("мы не делаем акцент на этом, и вообще здесь речь о том, как Лара впервые убила человека"). Я прошел это место в игре и увидел, что момент недотянут именно из-за нелепых страхов сказать "Б" после "А". Злодей треплет девушку по щеке и называет "красивой" таким тоном, что все, в принципе, понятно - включая реакцию Лары. Но картинность эпизода несколько контрастирует с другими натуралистическими сценами - где Лара ранена или где спасает умирающего капитана. Даже M-рейтинг (впервые в истории сериала) не помог сценаристу отрастить яйца (возможно, потому что сценариста зовут Рианна) и сделать все совсем правильно. Зато издатель сообщает, что действие Tomb Raider происходит в открытом мире, но это не так; просто действие не прерывается на загрузки между уровнями. В игре есть RPG-элементы - ненужные, но, к счастью, безобидные. Зачем же они нужны? Потому что именно такой PR-булшит ("перезагрузка", "открытый мир", "survival", "RPG-элементы"), по расчетам маркетологов, должен лучше продать игру, чем ее истинные преимущества.

Tomb Raider    Tomb Raider 

Только поиграв в Tomb Raider, я узнал, например, о том, насколько игра достоверно выглядит - и речь не о, прости господи, "графоне". Напомню, что корабль Лары терпит крушение в Море дьявола (оно же Devil"s Sea или Devil"s Triangle) - это тихоокеанский аналог Бермудского треугольника. Экспедиция ищет остров легендарной королевы Солнца, которая с него управляла аж всей Японией, а расходы финансируются за счет реалити-шоу (телевизионщики снимают сюжеты о быте ученых). Юмор в том, что все ключевые слова в предыстории ("крушение", "Япония", "ученые", "реалити-шоу") неслучайны, и раскрываются не только в сюжете игры, но и визуально. Например, когда один из коллег Лары крикнул девушке: "Иди сюда, посмотри на эти ворота", я обнаружил ворота-тории, которых в избытке у любого синтоистского храма в Японии. Удивление от находки, выраженное словами, совпадало с тем, что показывает игра. А сами строения девушка определила как "период Камакура" - и действительно, это так, вплоть до мелочей (статуи демонов, светильники, кувшины, надписи), благо мне есть с чем сравнивать. Это действительно важно, потому что любое приключенческое произведение - погружение в контекст иной действительности, и нужно, чтобы она была достоверной, а не выдуманной. Абстрактные "храмы" лучше оставить играм уровнем пониже.

Единственный (но очень серьезный) ляп - озвучка русских с чудовищным акцентом. Наташа Одинцова обсуждала на E3 эту проблему с продюсером (он очень удивился - дескать, заказали лучшим голливудским студиям, те подогнали настоящих русских, и все в Square Enix были уверены, что получилось идеально; видимо, им подсунули ряженых венгров). В итоге решение оказалось очень странным: в английской версии наши соотечественники останутся такими же фальшивыми, а во всех остальных (включая нашу) должны говорить нормально. Прессе пока это "нормально" не показывали - можно лишь поверить на слово.

Tomb Raider    Tomb Raider 

До последнего времени в прессе можно было встретить немало отзывов в духе "игра построена на QTE". Это правда - те миссии, которые показывали поначалу, изобилуют сюжетными сценками, где надо тупо давить на клавиши согласно подсказкам. Примерно через час этот балаган заканчивается, и к QTE игра возвращается редко и к месту. Немалую часть времени в Tomb Raider нужно карабкаться и прыгать - ровно как в Uncharted. Такого, как в старых частях, вот чтобы можно было упасть и разбиться, почти нет. Вы вроде бы и чувствуете, что Ларе сложно и вам непросто, но умереть можно разве что специально  - уж слишком удобно управление (крайне нетипично для сериала). Платформинг сделан, чтобы вы могли понаблюдать за тем, как девушка ловко орудует ледорубом, бросать вызов геймеру - не его задача. Другое дело - логические загадки. Их немного, они изящны, совсем не повторяют Uncharted и, наверное, ближе всего к тому, что мы привыкли видеть в старых Tomb Raider. Можно застрять на какое-то время, серьезно. И, наконец, стрельба от третьего лица и с укрытиями - привет всем современным шутерам. Ее будет много, и незачем бояться и кривить нос.

Tomb Raider    Tomb Raider 
Tomb Raider    Tomb Raider 

Перестрелки в Tomb Raider c врагами - это интересно. Это идет вразрез с имиджем сериала (хотя если речь о волках - вполне в его духе), новой игры (о PR-вранье я уже говорил), но вот так уж получилось. И не просто интересно - дает новый опыт по сравнению с другими похожими играми. Арсенал Лары и ее врагов ограничен легкими пистолетами и антикварными штурмовыми винтовками, поэтому - никакой Call of Duty. Патронов катастрофически не хватает - в этом смысле Tomb Raider близка старым частям Resident Evil. Враги часто пытаются подбежать к девушке вплотную и атаковать холодным оружием - это очень сильно меняет динамику схваток. Дальнобойность оружия занижена, чтобы Лара не могла из-за одного укрытия спокойно перестрелять всех в пределах видимости. Бесшумный лук плюс арсенал стелс-убийств - действительно рабочие, эффективные инструменты. Cложность настроена так, что даже на Normal вас будут довольно часто убивать, а уж на Hard все вообще прекрасно. И когда против меня вышел первый босс - бандит, закованный в клепаную, самодельную броню, отбивающую все пули и стрелы, - я понял, что да, я хочу пройти игру до конца еще и чтобы увидеть, кто будет следующим.

Tomb Raider    Tomb Raider 
Tomb Raider    Tomb Raider 

У Tomb Raider, однако, помимо проблем с неверным пиаром, есть и еще одна. Дело в том, что классные история, персонажи и геймплей соотносятся друг с другом примерно так же, как история, персонажи и геймплей типичной JRPG. То есть очень условно. Когда в сюжетном ролике Лара - слабая женщина, а через секунду, собственно, в игре она расстреливает пяток бандитов и шестого добивает ледорубом - это так же нормально, как и десятки гигантских волков, зарубленных (в пошаговом режиме) мальчиком со ржавым мечом. Напротив, все немногие моменты, где геймплей соответствует истории (например, когда Лара попадает в капкан и отстреливается от волков), выглядят чудовищно. Что-то мне подсказывает, что если бы вся игра была по-настоящему посвящена выживанию и взрослению, то она бы провалилась с треском как скукотища. А так - всех этих бандитов с автоматами надо воспринимать, как метафору препятствий на жизненном пути. Тогда все будет нормально.

Когда я смотрел отличные CG-ролики с диалогами Лары и ее друзей на борту корабля, меня не покидала мысль о том, что Square Enix силами своих заокеанских сотрудников сделала эдакий идеальный экшн-спинофф Final Fantasy. Я надеюсь, что полная версия игры не подведет (по косвенным данным, я прошел не более четверти), а сотрудники Square Enix в их токийской штаб-квартире посмотрят на Tomb Raider, Deus Ex: Revolution, Hitman: Absolution и научатся паре новых трюков. Ведь если Final Fantasy XIII-4 будет похожа на Tomb Raider - я бы даже в нее сыграл.

Tomb Raider    Tomb Raider    Tomb Raider 


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=32834