Зачем мне эти облака?

Источник: Computerra
Роман Щемелев

Как показывают исследования, ИТ-специалисты в российских компаниях уже оценили преимущества облачных решений - их удобство, надежность и экономичность. Но для руководителя компании не имеет значения, как именно работают корпоративные ресурсы, - из дата-центров поставщика или из собственных серверов.

Ему важнее функционал, который получают сотрудники, безопасность, реализация бизнес-задач и отдача от инвестиций в ИТ. Поэтому ИТ-руководитель часто сталкивается с непониманием со стороны руководства: зачем мне эти облака?

Возможны два пути внедрения облачных сервисов - это перенос уже существующих ИТ-систем (например системы электронной почты) или запуск новых ИТ-сервисов "с нуля" сразу в облаке.

Если говорить, например, о почтовом сервисе (который есть в том или ином виде во всех организациях), то решение о его переносе в облако принимают, как правило, ИТ-директор и финансовый директор компании. Такая миграция почты целесообразна с экономической точки зрения, так как позволяет отказаться от расходов на закупку, обновление и поддержку оборудования для хранения электронной почты. При этом облако позволяет увеличить объем почтовых ящиков и сократить время простоя. Поэтому обосновать этот перенос не составляет труда.

Более низкая стоимость владения облачными решениями обусловлена действием эффекта масштаба - крупный вендор, обслуживающий клиентов со всего мира, получает лучшие цены от поставщиков, оптимизирует процессы управления и облуживания ЦОДов и обеспечивает более высокую загрузку своих мощностей. А заказчик таким образом решает проблему простаивающих ресурсов и недостатка таковых в периоды пиковых нагрузок, используя ресурсы облака по мере необходимости.

В качестве аргумента ИТ-специалист также может привести исследования крупнейших аналитических агентств. Например, Европейское исследование экономики облака констатирует, что по сравнению с традиционными серверными ИТ-инфраструктурами облачная платформа обходится СМБ в 40 раз дешевле. А согласно независимому исследованию Forrester Research, Office 365 обеспечивает 321% возврата по инвестициям и окупается уже за два месяца использования в организациях среднего или небольшого размера. Конечно, эти исследования рассматривают некие типовые, усредненные компании, поэтому можно подсчитать персональное технико-экономическое обоснование такой миграции для конкретной компании, в чем могут помочь сам вендор или партнеры по внедрению.

Можно также привести реальные кейсы: например, с помощью Office 365 ГК "Связной" удалось не только обеспечить сотрудников почтовыми ящиками такого объема, который необходим для эффективной работы, но и снизить расходы на поддержку корпоративной почты Экономия, по некоторым оценкам, составит около 600 тыс. долларов в год. А компания "Седьмой Континент" с внедрением облака смогла отказаться от закупки новых систем хранения и модернизации старых, на что в течение нескольких лет пришлось бы потратить около 200 тыс. долларов.

Еще один важный фактор, в частности для небольших компаний - это повышение качества корпоративных сервисов. Для них облако - это возможность получить доступ к высококлассным ИТ-инструментам, которые были бы им недоступны по другой схеме, нежели аренда из облака.

Если говорить о средних и крупных компаниях, то в них на поддержку существующих информационных систем тратится около 80% ИТ-бюджета. Перевод части инфраструктуры в облако для них - это возможность передать рутинные процессы поставщику услуг и направить освободившиеся ресурсы внутри компании на запуск новых корпоративных сервисов, что также позволяет повысить ценность ИТ-службы в глазах бизнеса.

Что касается запуска новых ИТ-сервисов сразу в облаке, то здесь ситуация несколько иная. Для обоснования запуска такого проекта ИТ-директор должен приложить определенные усилия. Прежде всего, он должен говорить на понятном для бизнеса языке - языке цифр и бизнес-кейсов.

Бизнесу, в первую очередь, важны конкретные показатели: достигаемая экономия, получаемая прибыль, повышение продуктивности или снижение текучки кадров. Во-вторых, бизнес-пользователям не интересны продукты или системы, им важны сценарии их использования. Например, HR-директора можно заинтересовать преимуществами удаленного обучения сотрудников или построения системы оценки работы персонала; директора по продажам и директора по маркетингу - возможностями бизнес-аналитики или получения эффективной отчетности по проектам.

Здесь уместно говорить о том, как система видео-конференц-связи (построенная, кстати, с использованием Lync Online) позволяет сократить расходы на командировки сотрудников и повысить продуктивность их работы. Или, например, внутрикорпоративная социальная сеть на базе SharePoint Online или Yammer позволяет сотрудникам общаться друг с другом, создавать виртуальные команды, делиться опытом вне зависимости от расстояний между ними. А это, в свою очередь, повышает уровень вовлеченности и лояльности сотрудников. К слову, исследование, проведенное компанией Gallup Consulting, показывает, что компании с вовлеченными сотрудниками на 18% эффективнее и на 12% рентабельнее своих конкурентов, а текучесть кадров в таких компаниях ниже на 51%. Отличное обоснование для запуска нового сервиса, не так ли?

Однако, несмотря на все плюсы облачных технологий, среди владельцев и руководителей бизнеса еще сильны опасения, и связаны они в большинстве своем с безопасностью облаков. Условно говоря, единственное, что удерживает компании от массового перехода в облако, это вопросы безопасности облачных вычислений. Руководители зачастую просто не знают, как организована безопасность данных в облаке.

Довод в защиту облака такой: для поставщика услуг облачный сервис является стратегическим направлением бизнеса, и вопросам обеспечения безопасности и конфиденциальности данных клиентов уделяется огромное внимание - ведь если данные клиентов будут повреждены или, не дай бог, утекут, то на этом бизнесе можно сразу поставить крест.

Для примера, инвестиции Microsoft в инфраструктуру ЦОДов для облачных решений составляют несколько миллиардов долларов США, существенная часть которых тратится на обеспечение безопасности на всех уровнях - от физической безопасности до встроенных средств защиты от вирусов и других угроз.

Например, сервис Office 365 совместим с ведущими международными промышленными стандартами, включая ISO-27001, типовые положения ЕС, HIPAA-BAA и FISMA, и это подтверждено сторонними организациями. Лишь немногие компании могут гарантировать сопоставимые инвестиции для обеспечения безопасности собственных ИТ-систем. Кроме того, Microsoft не использует данные клиентов для рекламных целей, заказчики всегда знают, где хранятся их данные и кто и на основании чего получал к ним доступ. И здесь задача ИТ-специалиста - объяснить все это бизнес-руководителям и снять этот во многом психологический барьер.

Подводя итог, хочется отметить, что облачные вычисления сегодня - действительно набирающий обороты тренд. Аналитики, такие как IDC, прогнозируют, что общие расходы на облачные сервисы в России будут расти со среднегодовыми темпами порядка 50% и к 2016 году составят 463,52 млн долларов. А значит, все больше компаний в России будут сталкиваться с вопросом "А нужны ли мне эти облака?" и отвечать на него утвердительно.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=32824