Рецензия на игру Syberia

Маленький городок, затерянный среди Альпийских гор… небо, покрытое свинцовыми тучами, моросящий дождь… странная похоронная процессия… удивлённая девушка, бредущая по мостовой в поисках гостиницы…Только отрывки из воспоминаний приключения, через которое пролегает дорога к мечте.

Мечте невыполнимой, сохранившейся ещё с детства и оттого особенно тёплой и родной… Увлекательная история, воплощённая в цифровом коде гением Бенуа Сокаля и кудесниками из Microids .

Как рушатся старые идеалы и рождаются новые

Девушку, упоминавшуюся чуть ранее, зовут Кейт Уолкер, она живёт в Нью-Йорке и является обладателем диплома по самой банальной в Америке специальности: она юрист и работает в крупной посреднической фирме. Чем живёт Кейт? Своей работой, мечтой о свадьбе и шопингом с подружками.

 Основная проблема героини: доказать заботливой маме, что она уже "большая девочка" и "не надо звонить каждые десять минут". Казалось бы, что необычного может случиться в жизни такого стереотипного человека? В Америке - ничего, а вот в маленьком городке Валадилен, что в французских Альпах, очень даже. Кейт отправилась в такую даль, чтобы получить подпись Анны Форалберг на документе о продаже фабрики заводных игрушек американской фирме .

Какая удача для Кейт: дело хоть и мелочное - "всего лишь подпись: утренним рейсом туда и вечерним обратно", зато сулит повышением по службе. Но не всё так просто! Девушка успевает лишь к похоронам пожилой дамы, а без подписи владельца сделка не может совершиться. Кого ищёт хороший юрист в таком случае? Правильно: родственников усопшей. Один нюанс: единственный оставшийся в живых наследник - брат Анны - Ганс, талантливый инженер-самоучка, который не появлялся в городе уже много лет.

Сюжет игры, без преувеличения, гениален и достоин для издания в виде отдельной книги. Интересно наблюдать за переменами в мировоззрении героини: из типичной нью-йоркской карьеристки Кейт превращается в весьма мечтательную особу, готовую ради своей мечты на любое безумство. С точки зрения обычного современного человека героиня действительно сошла с ума: она игнорирует звонки начальника, ссорится с подругой и даже бросает парня-красавчика ("по нему сохнут все девчонки!") . Что может стать причиной таких странных поступков?

По мере того, как Кейт узнаёт ближе трагическую судьбу Ганса Форальберга, она проникается идеей-фикс старого изобретателя: найти долину, где обитают последние оставшиеся в живых мамонты… Дальнейший рассказ о сюжете, на мой взгляд, равен преступлению. Как и любую хорошую книгу сюжет Syberia нельзя пересказывать будущему "читателю" - эффект будет подобен заглядыванию "в последнюю главу".

Отмечу лишь ярчайших, незабываемых персонажей: сварливого, но добродушного аутоматона Оскара; пьющего космонавта Бориса Шатрова; престарелую, но в прошлом известную и живущую ностальгией певицу Елену Романски. У всех у них есть своя заветная мечта… Здесь у всех есть мечты… Несбыточные на первый взгляд, но ведь, как известно, если сильно чего-то хочется, то…

Я не робот, я - Аутоматон!

По игровому миру Кейт перемещается на автоматическом заводном поезде, построенном по чертежам Ганса. Но, как и любой заводной игрушке (а поезд - это и есть игрушка, только большая), поезду требуется периодический завод специальным ключом. Ключа этих только четыре - по одному на каждый из посещённых в своё время Гансом город. Принцип такой - доехали до станции, ищите ключ. Вот тут-то и начинаются основные проблемы: никто просто так нашу Кейт к цели не пустит. Один просит починить сломанный механизм, второй - банально требует денег, которых у Кейт, естественно, нет.

Тут-то девушке и пригождаются навыки городской жизни, а точнее, главный её принцип - "хочешь жить - умей вертеться!". Юрист носится по огромным локациям и, подобно механику-профессионалу, за определённые услуги чинит механизмы, созданные по чертежам Ганса. Хоть суть большинства головоломок игры - ремонт, вы не соскучитесь, так как авторы сумели к минимуму свести пиксель-хантинг и возвести в максимум разнообразие. Вот в каком квесте вы чинили космическую ракету? А дирижабль? Говорящего робота? Сложность разнится от "очевидно" до "ломал голову всю неделю". Но солюшеном вам воспользоваться не придётся - обещаю! Просто задействуйте здравый смысл и логику и всё у вас получится…

"Говорю по бумажке. Медленно хожу. Ну чем не Брежнев?" - бородатая шутка

Интерфейс в Syberia достаточно стандартен для квестов, но есть и свои особенности. Интересно реализована система диалогов с персонажами. Кейт - девушка серьёзная, попусту болтать с незнакомыми людьми не станет. Поэтому все разговоры только по делу.

 В специальный блокнот Кейт заносит все интересующие её темы. При общении с героями появляется этот блокнот, откуда мы и выбираем нужное направление беседы. Необычное нововведение - мобильный телефон. Куда современному человеку без него? Никуда - вот и Кейт обойтись не может: то начальник позвонит, поругает, то мама - побеспокоится о любимой дочке, то подружка - любопытной сорокой пострекочет.

Реальной пользы нет, зато весело. Телефон, кстати, носит ещё одну функцию, но уже сюжетную. Он - единственный привет от двадцать первого века в игре, словно лишний раз подчёркивает противопоставление мира "где живёт атмосфера мечты" миру корысти и наживы. Там - "мистер Марсон с обещанем непременно уволить", здесь - аутоматон Оскар и заводной поезд.

Для взаимодействия Кейт с окружающим миром используется стилизованная под гайку "рука-хваталка", имеющая два режима работы: пассивный и, естественно, - активный. Этой "рукой" вы можете указать героине место назначения и девушка послушно побежит туда, куда было сказано. И тут игры получает маленький такой пиночек (не всё же дифирамбы петь!): Кейт ОЧЕНЬ меделенно "бегает". Может быть, это и верно с точки зрения сюжета - не пристало уважающей себя девушке подобно пацанёнку какому носиться - но раздражает. Возникает такое чувство, что смотришь на бег Кейт в замедленной киносъёмке.

Мир как музей

Локации игры отличаются невероятной художественностью и детальной прорисовкой. Это, кстати, одно из преимуществ двухмерных квестов - в 3-D такое пока недостижимо. Каждый город в игре выполнен в уникальном архитектурном стиле: Баррокштадт, классический европейский университет, - в имперском, Аралдаб, как и подобает элитному в прошлом курорту, в стиле арт-деко. Времена славы этих городов давно прошли и ныне они прозябают в запустении.

Стоит отметить (внимание на название) Комколзград - индустриальный город, где под тёмным небом стоят гигантские заводские корпуса, монструозные "Колхозник и колхозница", созданные Гансом, смотрят твёрдым как сталь взглядом на рельсы железной дороги, а космическая ракета, готовая к старту, ждёт своего часа. Словом, если бы "вождя народов" попросили нарисовать город мечты, у него бы получился Комколзград.

Великолепно нарисованы механизмы старого изобретателя. Они выглядят настолько правдоподобно, что принцип их действия становится понятен и очевиден каждому. Почему-то не сомневаешься в реальности создания из шестерёнок и гаек человекоподобного робота. Действительно, зачем эта электроника? По-настоящему гениальное изобретение можно создать лишь используя силу трения. Чем проще, тем лучше.

Музыка и озвучка. Здесь позволю себе употребить ещё несколько ярких эпитетов. Первый: божественно. Божественное, неземное наслаждение доставляет прослушивание саундтрека Syberia как в игре, так и отдельно. Лёгкая скрипка, духовые инструменты, орган - все самые нужные для настоящей классической музыки инструменты плюс талант композитора рождают мелодии, которые навсегда врезаются в память.

Второй эпитет: реалистично. Это про озвучку. Персонажам веришь. Веришь, что Сергей Бородин действительно любит оперную певицу Елену Романски, любит так, что готов ради неё на всё. Веришь, что пьяница Борис Шаров мечтает о космосе, и ему не важно, что из, взлетев, на Землю он уже никогда не вернётся. Веришь всем персонажам. Не лучшая ли похвала для звукового сопровождения игры?

Дорога к мечте… У вас, как и у Кейт, есть выбор: вступить на этот путь или нет. Для Кейт этим шагом стал билет на заводной поезд, а для вас им будет диск с игрой Syberia. Вы готовы?

Локализация : к чести соотечественников из Логрус стоит отметить, что локализация выполнена на очень высоком уровне. Она отлично передаёт дух оригинала. Перевод сделан литературно и тщательно, ошибок, к счастью, не замечено. Озвучка персонажей - с этим уже сложнее: разрушить атмосферу проще простого, если пожалеть сил и денег и пригласить актёров-неумех. Но всё обошлось: персонажи достойно озвучены. Словом, если у вас проблемы с английским языком, локализацию можно покупать без опасений испортить впечатление от игры.

***

Великий квест, великая и в чём-то даже поучительная история. Долина мамонтов ждёт искателей приключений, ступивших на путь к мечте


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=19821