Как сделать оглавление в WORD

Источник: studentochka
Лилия Молокоедова

Выполнение любой работы начинается с плана и… заканчивается им же, когда он называется "Оглавление" и должен быть вставлен в начало уже готовой работы. И бывает очень неинтересно "ходить" по готовой работе и "собирать" для оглавления все заголовки и подзаголовки разделов и их номера страниц. А если надо что-то исправить, и номера страниц изменятся? Тоска… В то же время в текстовом редакторе MS Word реализована довольно разумная возможность автоматической вставки оглавления. Как ею воспользоваться?

Во-первых, надо понять, что "единицей оформления текста" в Word является абзац. К абзацам применяются так называемые стили. Это означает, что можно однажды создать "стиль" оформления текста: например, заголовок главы - прописными буквами, по центру, начинается с новой страницы, переносы слов запрещены; подзаголовок - строчными буквами, но выделен жирным, с отступом после него, обычный текст -- с абзацным отступом, выравниванием по ширине, с переносом слов, и так далее (Меню Формат - Стили -- Создать или Изменить, далее по пунктам меню). И к любому абзацу можно "применить" один из стилей, что автоматически сделает его оформленным по заданному образцу. В дальнейшем, изменив стиль (нормоконтролер заявил, что все заголовки глав должны быть левому краю и строчными буквами), вы автоматически измените все абзацы текста, которые им помечены. Это сильно экономит время при оформлении научной или учебной работы согласно требованиям нормоконтроля. Чем каждый заголовок или абзац "делать красиво" в индивидуальном порядке, выбрал из списка стилей "Заголовок 1" или "Заголовок 2", и готово. В Word`е есть целый комплект уже готовых стилей, можно воспользоваться ими, а если не нравится их внешний вид - изменить.

Тема удобства стилей для работы над текстами достойна отдельной статьи, а сейчас возвращаемся к нашему оглавлению. Так вот, оглавление текстовый редактор Word прекрасно умеет вставить и сам. Для этого нужно в тексте пометить все заголовки и подзаголовки стилями соответствующего уровня: названия глав, а также заголовки "Введение", "Заключение", "Приложение", "Список литературы" -- стилем Заголовок 1, названия пунктов - стилем Заголовок 2, подпунктов - Заголовок 3, и так далее. Когда работа закончена, в начале работы пишем слово ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАН), и, поставив курсор в следующий абзац, идем в меню Вставка - Оглавление и указатели (в MS Word 2002 Вставка - Ссылки - Оглавление и Указатели). В появившемся меню выбираем закладку Оглавление и настраиваем, как должно выглядеть содержание работы: нужны номера страниц или нет (как правило, нужны), кол-во уровней, которое будет показано (1 уровень - будут только заглавия глав, 2 уровня -наиболее распространенный вариант, главы и пункты, 3 уровня - будут видны и подпункты). Как правило, галочка в пункте "Гиперссылки вместо номеров страниц" убирается. В оформление, как и в другие меню, создателями программы заложены разные нюансы, но обычно они нам не нужны. После нажатия клавиши "ОК", программа "пробегает" по всему тексту и "собирает" все абзацы, помеченные стилями Заголовок, плюс номера страниц, на которых они расположены, и, создав из них оглавление, вставляет его в то место, где был поставлен курсор. Внимательно посмотрите на получившееся оглавление: все ли главы и пункты в него вошли, не забыли ли пометить какой-нибудь стилем Заголовок?

Но что это? Мы потратили время, красиво настроили оформление заголовков, а в оглавлении они выглядят вообще по-другому! Дело в том, что для создания оглавления как такового Word использует другой комплект стилей: Оглавление 1 для названий глав, Оглавление 2 для названий пунктов, и т.д. И их можно и нужно настраивать отдельно. Ведь зачастую в методичках требуют, чтобы оглавление выглядело совершенно определенным образом - подпункты сдвинуты чуть правее глав, всё выровнено по левому краю (а не по центру, как мы это делали в тексте). К тому же, если в тексте по ГОСТам требуется делать довольно большой отступ от заголовка вниз до текста, то в оглавлении этот отступ уже не нужен. В параметрах стилей оглавления становится важен пункт "Табуляция" - в нем задается, с каким отступом будет ставиться номер страницы. Крайне удобно с точки зрения красивого вида в настройке стилей оглавлений везде поставить для абзаца отступ справа на 1-2 см, тогда длинные названия пунктов не будут "наезжать" на номера страниц. И т.д. Зато, однажды настроив все стили для заголовков и оглавления, если Вы не забывали каждый раз ставить галочку в окошке оформления стиля "Добавить в шаблон", вы в дальнейшем избавлены от этих хлопот.

Более того, если в тексте произошли серьезные изменения, отобразить их в оглавлении очень просто: поставить курсор на оглавление, и в менюшке, выпадающей по правой кнопке мыши, выбрать пункт "Обновить поле", а далее один из режимов обновления - "Обновить только номера страниц", если просто "поехал текст", или "Обновить целиком", если вы внесли изменения в структуру работы (убрали или добавили разделы с заголовками, изменили формулировку названий пунктов).

Выше я писала, что разметка по тексту стилями заголовков и создание оглавления делается, когда работа уже готова. Но на самом деле это оправдано только при написании простенькой работы на пару-тройку разделов. Когда работа большая и сильно структурированная, автоматическое оглавление может помочь с самого начала.

Я обычно перво-наперво пишу в тексте работы ее план, размечаю главы и пункты соответствующими стилями, и почти сразу создаю оглавление. В дальнейшем бывает очень удобно не "ползать" по тексту, ища, где же у меня начинается пункт 2.2., а перейти на первую страницу в оглавление (Ctrl-Home), нажать на название пункта, и перенестись к этому пункту. Вот такая фича. Если какой-то пункт удаляется, заменяется, добавляется, главное сразу пометить его название соответствующим стилем заголовка. Также полезно бывает, периодически обновляя оглавление, смотреть, сколько страниц занимает тот или иной пункт, хороша ли выходит структура работы в целом. Многие продвинутые пользователи для хождения по тексту и просмотру его структуры используют и другую возможность Word: Вид - Схема документа (действует также на основе размеченных стилей), но лично мне она не вполне удобна тем, что изрядно сужает поле текста и не отображает номера страниц.

При работе с оглавлением учитывайте, что это не такой же кусок текста, как любой другой - это набор "полей", и если нужно внести изменения формулировки глав и пр. заголовков, нужно делать это в самом тексте и обновлять оглавление, если править в оглавлении, в тексте всё останется как было.

Таково краткое описание возможности легко и быстро создавать оглавления. Будут сложности или вопросы - спрашивайте у "Помощника Word", читайте руководства пользователя, у Вас всё получится.

 


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=19479