Веб-коррективы

Источник: astera
Алексей Писарев

Отличное положение. От старого

Среди экспертов существует расхождение во взглядах на то, претерпел ли изменения рынок веб-сервисов в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Среди трендов уходящего года названы укрепление позиций порталов, которые продолжили наращивать количество предоставляемых пользователям сервисов, в том числе за счет их покупки. Высоко востребованными стали различные сервисы, нацеленные на коммуникацию между пользователями, общение между ними, получение различной информации, консультаций, а также сервисы навигации, как, например, "Яндекс пробки 2.0".

"Сохранились практически все тенденции, - считает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. - Можно даже сказать, что каких-то принципиально новых тенденций не появилось. Наверное, стоит обратить внимание на появление ряда новых информационных изданий, которые сейчас показывают хорошую динамику развития. Еще один заметный тренд - развитие интернет-телевидения. Эти тенденции не являются новыми в полном смысле этого слова, но в 2008 году они проявились особенно ярко".

Так, первые шаги делает интернет-телевидение в рамках так называемой концепции TV 2.0, благодаря которой зрители не только потребляют, создают телевизионный контент, а также управляют им совместно с редакцией телеканала с помощью веб-сервисов. Подобный конвергентный проект в настоящее время реализует телекомпания "Телеканал О2ТВ". Компания пока не дает точных прогнозов по развитию проекта, однако у руководства были планы по выходу на фондовый рынок.

Интересно, что существует и другой взгляд на рынок: "Тенденции 2007 года не сохранились, скорее, можно говорить о появлении новых тенденций в 2008 году, - считает в свою очередь директор по маркетингу "1С-Битрикс" Светлана Берегулина. - В частности, стало востребованным все, что связано с эффективностью бизнеса, отдачей. В частности, стало больше интернет-магазинов, т.е. бизнес стремится эффективно развиваться через Интернет".

Достаточно непростым для рынка стало второе полугодие, когда начали сокращаться темпы роста рекламного рынка, прежде всего, в сегменте медийной рекламы. Из-за кризиса произошло резкое изменение целей и приоритетов деятельности компаний. Кроме того, в некоторых компаниях акционеры сократили финансирование, что привело к увольнению сотрудников и закрытию ряда проектов. В целом, рынок отреагировал на кризис адекватно: компании пытаются оптимизировать свои издержки, более активно монетизировать аудиторию, развивать продажи в регионах России и странах СНГ. "Можно сказать, что рынок замер, - комментирует Светлана Берегулина. - Главная трудность - это невозможность прогнозировать расходы и доходы ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. И из-за этой неопределенности никто не предпринимает активных действий".

Напомним, что по прогнозам на начало года, российский рынок должен был вырасти на 25 %, что соответствует прошлогоднему показателю. Причем, наиболее динамично в России, как и во всем мире, должен был расти сегмент интернет-рекламы. Только в 2008 году прогнозировался рост рекламы в сети на 100 %. Однако в текущих условиях прогнозы требуют корректировки.

Официальных данных по итогам деятельности в 2008 году пока представлено мало. По оценкам "Финам", рынок сохранил высокие темпы роста (не ниже 60 %), он по-прежнему привлекателен как для российских, так и для международных инвесторов. Стоит отметить, что в конце года появилась информация о том, что Минкомсвязи будет создавать рабочие группы для развития регулирования Рунета, этот фактор можно назвать позитивным, так как снизятся риски принятия негативных для отрасли решений.

По информации из "1С-Битрикс", до октября в компании наблюдался активный рост, с октября - замедление темпов роста, которое не привело к снижению объемов продаж по сравнению с прошлым годом. В четвертом квартале сократились темпы роста выручки.

Что касается интернет-рекламы, то, как полагает Татьяна Менькова, скорее всего, в следующем году рост рекламы в сети замедлится, но вряд ли опустится ниже 40%. Опережающими темпами продолжит расти контекстная реклама, будет наблюдаться уменьшение доли баннерной рекламы. Вплоть до осени доходы от продажи рекламы в сети очень быстро росли. Так, например, прибыль сервис контекстной рекламы "Бегун" за 1 полугодие 2008 года превысила прибыль компании за весь 2007 год, рекламная сеть "Бегуна" увеличилась еще на 30 000 рекламных площадок.

Инвестиционные модификации

2008 год, точнее, первая половина года оказалась весьма богатой в плане сделок, однако кризис внес свои коррективы в процесс развития Рунета и инвестиционные планы.

Напомним, что инвестиционный холдинг "Финам" контролирует такие компании "Мамба", E-generator, MoneyMail и др., владея миноритарными пакетами в компаниях "Ашманов и партнеры", "Астростар", "Алавар" и ряде других. В январе Фонд "Финам - Информационные технологии" инвестировал в глобальную социальную сеть Badoo.com, став владельцем около 10 % акций британской компании Badoo Limited , которой принадлежит глобальная социальная сеть. Сумма сделки составила 750 млн рублей. Еще в августе холдинг заявлял о намерениях вкладывать средства в перспективные старт-апы, вложившись в начале года в несколько крупных проектов. Однако уже в ноябре на Mobile VAS Conference начальник отдела управления инвестициями "Финам" Дмитрий Смирнов рассказал, что в связи с кризисом компания, снижая риски, ужесточила критерии при отборе проектов. В частности, если раньше принимались проекты на любой вплоть до начальной стадии, то теперь проекты-кандидаты должны находиться на стадии выхода на рынок.

В частности, были отложены IPO ряда компаний. В июле интернет-компания Mail.ru отложила IPO на Лондонской фондовой бирже до 2009 года. Перенос сроков связан с тем, что акционеры Mail.ru, желавшие поскорее продать свою долю, сделали это, и смысла торопиться больше нет. В сентябре "Яндекс" объявил о том, что первичное размещение акций на NASDAQ, намеченное на третий квартал 2008 года откладывается. Акционеры хотят дождаться стабилизации на мировых финансовых рынках. "Ситуация могла бы измениться, - прокомментировала Татьяна Менькова, - если бы "Яндекс" и Mail провели IPO, получив существенное финансирование, которое, с одной стороны, позволило бы им провести массированную скупку активов, с другой, задало бы новые ориентиры для оценки отечественных интернет-компаний. Однако кризис помешал успешному размещению лидеров Рунета".

Из других крупных инвестиционных проектов года отметим вложения группой компаний "Акадо" $9 млн в создание информационно-развлекательного портала akado.com. В сентябре интернет-буржуй Андрей Рябых объявил о приобретении доли ГК "Русский металл" в интернет-издательстве "Медиа Картель", которое было продано в связи с финансовым кризисом ГК "Русский металл", одной из причин которого является финансовый кризис в России. Деньги, полученные бывшим владельцем Андреем Бровиным, были направлены на погашение кредитов банков.

В августе Холдинг Rambler Media завершил покупку 49 % акций Price Express LLC, владеющего порталом электронной торговли Price.ru, доведя долю в этой компании до 100 %. Контент-провайдером Playfon был приобретен мобильный развлекательный портал wappy.to. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила $4-6 млн. В свою очередь компания Mail.ru купила 30 % акций сети сайтов знакомств Mamba.ru у инвестиционной компании "Финам". А бизнесмен Юрий Мильнер, владеющий долями в порталах Mail.ru, Vkontakte.ru и Odnoklassniki.ru, вложил "несколько миллионов долларов" в поисковик Nigma.ru. На эти деньги компания обещает запустить новый тип поиска - семантический, то есть понимающий смысл сформулированного по-русски запроса.

Вперед, но медленнее

Социальные сети продолжили наращивать аудиторию, хотя динамика заметно снизилась. На текущий момент у сайта "Вконтакте" около 24 млн зарегистрированных пользователей, у сети "Одноклассники" - 27 млн.

В целом год отметился появлением ряда новых социальных сетей и усилением тенденций монетизации. В начале года в Рунете стартовала крупнейшая в мире социальная сеть MySpace.com. Кроме того, был запущен web 2.0-проект Kindo, представляющий собой социальную сеть для общения родственников.

Вопрос технологий монетизации на социальных сетях пока принципиально не решен - пользователи не готовы платить за сервисы, они пытаются сопротивляться введению платности для тех или иных услуг. Так осенью полноценные коммерческие услуги запустила "вКонтакте". В ноябре помимо уже привычных коммерческих сервисов ввели плату за регистрацию на сайте Odnoklassniki.ru. Без оплаты зарегистрированный аккаунт работает в ограниченном режиме. По оценкам экспертов, в итоге рассчитывать, в первую очередь, приходится на рекламу. Будущее - за нишевыми социальными сетями, как инструментами управления сообществами узкой направленности.

Активно появляются и новые нишевые интернет-проекты. Среди них можно указать интернет-портал поколения web 2.0 о моде и стиле Livefashion.ru, "Лангстер.ru", объединяющий сервисы социальной сети и обучения иностранным языкам и др.

WAP-перспективы

Как отмечают аналитики рынка, на данный момент WAP представляет собой достаточно узкий сервис, который использует преимущественно молодежная аудитория для доступа к развлекательным сервисам. Скорее всего, что он таким останется и в будущем году. Несмотря на это с учетом строительства сетей 3G, распространения многофункциональных телефонов и стремления сотовых операторов повысить доход от неголосовых услуг, перспективы сегмент можно оценить как очень неплохие. Скорее всего, в следующем году он будет расти заметно быстрее Рунета в целом.

Отметим, что как и в прошлом, в 2008 году WAP-преимущественно развивались параллельно web: основным направлением было создание аналогов уже существующих web-проектов. Из новый WAP-проектов отметим сервис видеохостинга в Рунете - VideoRadar.ru и мобильного приложения - wap.VideoRadar.ru, который включил полное собрание видеотреков, доступных для пользователей интернет-сайта, а также некоторые дополнительные функции.

Технологические прорывы

На рынке в 2008 году был представлен ряд программных продуктов. Компания "1С-Битрикс" вывела "1С-Битрикс: Корпоративный портал" для создания в компании единой информационной среды и решения коммуникационных, управленческих и HR-задач компании, "1С-Битрикс: Управление сайтом .net" универсальный инструмент для разработки и управления современным интернет-проектом на основе платформы .net и "1С-Битрикс: Аренда приложений" программный продукт по предоставлению пользователям возможности создания и использования веб-приложений по арендной модели.

В октябре компания АИСТ, производитель систем управления сайтами и веб-разработчик, анонсировала четвертую версию своего флагманского решения NetCat, а также планы запустить новую линейку продуктов, ориентированную на конечного пользователя, с помощью решений которой заказчики смогут сами, без помощи веб-студий, создавать и эксплуатировать свои сайты. Помимо NetCat и "1С-Битрикс" на рынке решений для управления сайтами также присутствуют UMI CMS от петербургского разработчика "Юмисофт", которое является относительно новым игроком, но уже позиционирует себя как входящего в первую "тройку", HostCMS, продвигаемая московским ООО "Хостмэйк", система CMS WebDirector и др.

Из новых продуктов, предназначенных для оптимизации мобильного интернет-контента для операторов связи, можно отметить, анонсированный в ноябре набор продуктов Bytemobile Inc, который будет продвигать петербургская компания "Рексофт".


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=19410