"Xenus 2: Белое золото". Не скучно!

В октябре практически одновременно вышли две игры про наемников в тропиках. Это, как вы понимаете, Far Cry 2 и наш сегодняшний герой - Xenus 2. Казалось бы, игры разного уровня и разных бюджетов, но мы сейчас скажем, возможно, крамольную вещь: в Xenus 2 играть-то интереснее.

Точнее, украинцам удается удерживать наш интерес на протяжении всей игры. Причина ясна: здесь больше жизни, больше деталей, больше свободы, больше разнообразия, а вместо молчаливых клонов - болтливые продавцы стеклотары и пьянчужки, принимающие вас за дьявола во плоти. Но самое главное - здесь нет блокпостов, где враги респаунятся через каждые 10 минут.

"Перки" для Сола

На самом деле, в Far Cry 2 тоже есть уникальные персонажи - наши друзья-напарники, например. Более того, там есть и настоящий отыгрыш роли: система репутации плюс необходимость делать моральный выбор, решая, кого спасать, а кому дать погибнуть. Но авторы Far Cry 2, как нам кажется, совершили одну большую ошибку: в отличие от Deep Shadows, они так и не решились превратить игру в этакий аналог "Готики" или Oblivion про наемника в джунглях.

Тут скорее более продвинутая, более правильная версия Just Cause и Mercenaries. И в итоге все эти решения и уникальные персонажи тонут в однообразии геймплея, которое дает о себе знать ближе к середине игры.

                   

А вот украинцы изначально делали ставку именно на RPG, и, слава богу, не отказались от такого подхода и во второй части. Какие-то локальные изменения в ролевой механике, конечно, есть. Так, теперь нет параметров персонажа, которые развиваются в зависимости от частоты их использования.

 Зато появилась система перков, где есть умения практически на все случаи ролевой жизни: от взлома замков и возможности пользоваться гранатометами до обмана и подкупа. Даже возможность задержать дыхание при стрельбе из снайперской винтовки выведена в отдельный навык. В итоге система "перков", безусловно, придала игре остроты и стимула: стало больше участия игрока в развитии персонажа, появилось больше инструментов для того, чтобы прогнуть игру под себя.

На пользу пошла и возможность вскрыть и угнать любое транспортное средство. В системе группировок заметно больше организованности: в частности, исчезли хаотичные безумные перестрелки и стычки на каждом шагу, которые частенько делали первую часть практически неиграбельной. В остальном тут все по-прежнему: изначально нейтральный ко всем игрок сам решает, на кого работать и с кем воевать, но при желании он может за энную сумму денег выправить отношение к себе.

 
Но самое главное, что изменилось во второй части - это окружающий мир. Это звучит банально, но он действительно стал живее. Если в первой части большинство встреченных жителей были просто болванчиками для одинаковых вопросов и ответов, то теперь здесь полно действительно уникальных личностей: они либо нагружают нас своими проблемами (и это не только "найди украденное" или "убей супостата", здесь просто уйма заданий почти на любой вкус и темперамент), либо дают полезные советы, либо рассказывают какие-то истории. А некоторые даже могут обучить героя тому или иному перку. Лучше стало и с симуляцией жизни. Это, конечно, не "Готика 3", но ночью люди спят, а днем на улицах полно пусть и заранее прописанных, но вполне живых деталей: кто-то сбил человека на дороге, в магазине, куда вы зашли, начинается вооруженное ограбление и т.д.

                      

Xenus 2 радует, прежде всего, настоящей, а не мнимой свободой. Здесь можно запросто свернуть с основной дороги и заехать в какой-нибудь маленький рыбацкий поселок или просто набрести на пару хижин, где будут какие-то новые персонажи, новые истории и задания. А можно уплыть в море и искать на дне сундуки с сокровищами. Можно придти к бандитам, мило всем улыбаться, а потом достать "ствол" и перестрелять всех, включая главаря.

 И после этого бандиты выберут нового лидера, а за убийство старого пообещают отомстить. Вместо того, чтобы просто спокойно сфотографировать аэродром наркомафии, можно вынести все живое и сделать те же снимки, но уже с трупами в кадре. Вы испортите отношения, на вас объявят охоту, но, во всяком случае, вы будете знать, почему вас пытаются убить и как это можно исправить: а в том же Far Cry 2 нет никакой логики в том, что все ополчились на главгероя и без разбору палят только по нему.

С этой точки зрения правильно и то, что в Xenus 2 вас сначала пытаются идентифицировать, и на этом этапе можно попытаться обмануть или подкупить "проверяющих", и только потом уже начинают стрелять.

Важно и то, что из Xenus 2 получился неплохой, бодрый экшен. Искусственный интеллект не поражает чудесами выдумки, но все равно способен оказать адекватное сопротивление, не позволяя игре скатываться в легкую прогулку по трупам. Дополнительную остроту придает тот факт, что здесь по-прежнему есть зависимость от лекарств и наркотиков, возникающая по мере их использования, а также система точечных повреждений, когда из-за попадания в конечности, вы начинаете прихрамывать, а оружие дрожит в руках. В итоге воевать здесь действительно интересно.

Возросший транспортный парк и возможность в любой момент угнать катер, чтобы вернуться на исхоженный вдоль и поперек остров и сдать, наконец, взятый еще в начале игры квест - еще один сильный аргумент в рукаве Xenus 2. Наконец, это чертовски красивая игра. Не технологически продвинутая: за Crysis и тем же Far Cry 2 ей не угнаться. Но картинка тут действительно радует глаз: сочная, насыщенная и богатая на детали.

                           

И снова патчи, патчи, патчи…

Конечно, Xenus 2 не идеален. Сюжет второй части проигрывает оригиналу: все-таки спасение собственного ребенка - это куда более эмоциональная, сильная история, чем расследование причин появления отравленного кокаина. От сценария и диалогов вообще отдает самодеятельностью, этакой курсовой работой студентов второго курса театрального училища. Нет, в целом неплохо, конечно, все вполне читабельно, да и шутки юмора присутствуют, но уровень проработки бесконечно далек от больших эпических RPG. Тут игра в чем-то даже проигрывает Far Cry 2: там все-таки была какая-то драма, какая-то взрослая режиссура, а тут по большому счету детский утренник. К тому же с невнятной озвучкой.
Проигрывает конкурентам Xenus 2 и в том, что касается модификации оружия: она слишком примитивная, да и прожить без этого здесь, если честно, можно. В том же Far Cry 2 в апгрейдах куда больше смысла, стимула и разнообразия.

Система симуляции жизни, несмотря на пропетые выше дифирамбы, все-таки еще оставляет желать лучшего. Физика и уровень разрушаемости заметно проигрывают всем некстген-экшенам последнего времени. Герой слишком быстро передвигается, постоянно в кого-то врезается, норовит залезть на стол, ходит по головам, и может случайно с размаху отправить катер в полет метров на 30-40. Управление автотранспортом неудобное: как и герой на земле, машина движется слишком резко. Наконец, здесь полно багов, вылетов и бракованных тригерров, не позволяющих сдать квест: как и в случае с первой частью, опять нужны мегабайты патчей.


Да, Xenus 2 можно и нужно совершенствовать, править и балансировать, но уже сейчас понятно, что сиквел удался. Мы получили большую, яркую и интересную, даже несмотря на примитивный сценарий, игру, которая наглядно показывает, как можно совместить действительно интересный мир и современный "свободный" шутер. А главное, Xenus 2 обладает одним важнейшим на сегодня качеством: эта игра не надоедает.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=18716