Обзор рынка BI (по результатам исследований IDC, OLAP Report, Gartner)

Источник: citcity

Исследования аналитической компании IDC, касающиеся BI-средств (в том числе Хранилищ данных, инструментов создания запросов, отчетов и OLAP), показывают, что рынок развивается 15-ти летними циклами. Первый из этих периодов, с 1975 до 1990 года, характеризовался созданием отчетов на мейнфреймах. Следующий цикл охватывает промежуток с 1990 до 2005 года, когда зародилась и развивалась современная эра BI-технологий, характеризуемая клиент-серверными BI-приложениями. Постепенно запросы, отчетность и OLAP-инструменты переместились с клиент-серверной на Web-платформу. В 2005 году наступил очередной поворотный момент на BI-рынке, стимулировавший новую волну инвестиций со стороны множества компаний из разных отраслей. По прогнозам этот цикл будет длиться до 2020 года, и основная его направленность − выход технологии на широкий круг пользователей как внутри, так и вне организации, за счет простоты использования и интеграции BI в бизнес-процессы.

Факторы развития рынка

Согласно результатам опросов, проводимых IDC, количество исходных систем, являющихся источником данных для Хранилищ, колеблется от 2 до 9.а Объемы ХД разные, практически 40% содержат более 1 Тбайта данных, 18% организаций предполагает, что объемы удвоятся в течение ближайшего года, 37% ожидают 25-50% роста объемов своего Хранилища. Сохраняется существенное количество небольших ХД, однако очевидно, что продолжающийся рост потребует больших Хранилищ и масштабируемых инструментов.

Основной потребностью большинства пользователей является обеспечение наиболее адекватных данных и быстрый доступ к ним. Так как цикл принятия решений сокращается со временем, то организации стремятся получать информацию в реальном времени. Следовательно, необходимы Хранилища, соответствующие этому требованию. Примерно 13 процентов участников отраслевых опросов уже добились обновления данных в режиме реального времени. Однако реализация таких проектов требует довольно много времени, тому есть и технические, и бизнес-причины.

С учетом собираемых объемов данных, управляемых и обновляемых существенно быстрее, чем раньше, компании будут дальше стремиться распространять бизнес-информацию более широкому кругу лиц, принимающих решения на всех уровнях. Исследования IDC показывают, что более 70% организаций планируют повысить количество внутренних пользователей BI в ближайших год. Кроме того, 33% планируют обеспечить прямой доступ к BI-инструментам со стороны поставщиков, 40 %а - клиентам, и 20% - регулирующим органам.

В связи с тенденцией расширения пользовательской базы организации столкнутся с рядом проблем, которые могут отразиться на успехе BI-проектов, это технологические и бизнес-трудности, в том числе:

  • обеспечение поддержки руководства;
  • выделение пользовательских требований;
  • выбор ключевых показателей эффективности;
  • управление качеством данных и нормативно-справочной информацией;
  • выбор нужных инструментов и интерфейсов для различных пользовательских групп.

IT и бизнес-пользователи объединяются с целью направить в единое русло свои BI-потребности и добиться успеха таких проектов.

Тенденции

Консолидация инструментов. Так как конкурентный ландшафт претерпевает существенные изменения, то зрелость продуктов для выполнения запросов, отчетов и анализа приводит к тому, что пользователи воспринимают их как ПО широкого потребления, где дифференциация между брендами становится менее очевидной, а цена играет все более важную роль. Исторически средства для выполнения запросов и отчетов внедрялись в отдельных подразделениях, что привело к их избыточному распространению в крупных компаниях. Фактические ключевые потребности в отчетности разных департаментов не так уж существенно отличаются, что еще больше укрепляет уверенность в преимуществах, которых можно достигнуть за счет стандартизации и перехода к единому набору BI-средств.

Однако возросшие потребности в BI-функциональности также означают, что IT-отделы не могут справиться со всеми аналитическими потребностями бизнес-пользователей, следовательно приобретение инструментов для нужд конкретных подразделений все равно продолжится. По результатам опросов 73 % организаций отмечают, что они занимаются консолидацией ряда BI-инструментов. Однако надо отметить, что 29% фактически пришли к единому корпоративному стандарту, и 44% постарались сократить число используемых инструментов. Следовательно, можно сказать, что стремление к консолидации присутствует, однако мультиинструментальная среда все еще превалирует.

Частота модернизаций. Поставщики BI-инструментов стремятся к быстрому переходу пользователей на новые версии, чтобы еще больше удовлетворить клиента и сократить расходы на поддержку. Кроме того, это дает им стабильный доход от услуг поддержки. Если число модернизаций существенно сокращается, это говорит о том, что клиенты не видят дополнительных преимуществ в новых версиях, во всяком случае они не окупают затрат на внедрение. Согласно отраслевым опросам 45% организаций занимаются модернизацией BI в течение первого года или сразу, как только появляется новая версия. И практически 80% проводят модернизацию в течение первых двух лет.

Быстрое внедрение новых версий - это показатель того, что рынок по-прежнему здоров и активен и клиенты видят пользу в новых функциях и возможностях. Все эти результаты не идут в разрез с информацией о достаточно редком использовании BI-инструментов с открытым кодом (они будут обсуждаться ниже). С развитием функциональности этих пакетов IT-отделы наверняка сочтут их достойной заменой коммерческих продуктов. Однако, ощутимое повышение расходов на BI с открытым кодом вряд ли произойдет в ближайшие несколько лет, пока не появится достаточно практических подтверждений и положительного опыта в этой области, развеивающего скептицизм.

Интерес к ПО с открытым кодом . Казалось бы, инструмент с достаточной функциональностью по низкой цене должен вызывать большой интерес у многих компаний, в особенности у тех, кто не имеет серьезных требований к отчетности. Несколько коммерческих компаний и общественных проектов объединились для развития потенциального рынка BI с открытым кодом. Однако пока интерес у опрошенных пользователей не так высок, как хотелось бы. Этим инструментам надо созреть и доказать свою полноту. Пока компаниям спокойнее вкладывать средства в коммерческие продукты, особенно с учетом того, что консалтинговые и внедренческие фирмы ориентируются именно на крупных поставщиков и обладают достаточными профессиональными навыками по внедрению их продуктов. Пока много скептицизма в отношении BI с открытым кодом, и вряд ли интерес существенно возрастет за ближайший год.

BI -средства, предлагаемые в виде услуги . Такой вариант завоевывает все больше популярности, во всяком случае, интерес отмечает более чем у 30% клиентов. В первую очередь играет роль цена, но и сокращение расходов на поддержку для ограниченных в ресурсах клиентов тоже немаловажно. На рынке пока представлено не очень много продуктов, и успешных примеров тоже не много, однако привлекательность этого типа программного обеспечения растет с каждым годом.

Интеграция BI и других программных продуктов . BI-средства все чаще поставляются не в качестве самостоятельного решения, но в качестве компонента более широкого проекта. Это накладывает существенные требования на возможности интеграции с другим ПО. Новые решения должны обеспечивать более удобный доступ к информации, возможности взаимодействия, управления бизнес-процессами. Средства управления эффективностью, управления рисками, нормативно-справочной информацией и ряд других чаще всего объединяются с BI. Наблюдается и существенный интерес к интеграции с продуктами, обеспечивающими соответствие нормативным требованиям.

Опыт пользователей

По результатам OLAP Survey 6 − одного из наиболее известных исследований рынка OLAP, охватывающего более полутора тысяч организаций из 87 стран и 32 отраслей,  наблюдаются следующие тенденции:

  • масштабируемость продуктов от разных поставщиков существенно отличается, особенно по количество обрабатываемых объемов данных и числу web-пользователей;
  • рейтинг пользовательской лояльности тоже меняется от поставщика к поставщику, некоторые клиенты готовы продолжать сотрудничество, а другие хотели бы сменить программное обеспечение и разработчика;
  • большинство пользователей хотело бы внедрять BI шире;
  • компании, предварительно проводившие оценку потенциального продукта, как правило, имеют меньше претензий и проблем, чаще достигают поставленных целей.

OLAP Survey выделяет ряд факторов, отражающих ситуацию на рынке и взаимоотношения "поставщик-клиент".

Покупательская приверженность

Покупательская приверженность − это показатель того, насколько клиент удовлетворен продуктом и услугами, определяет успех поставщика. Лояльным клиентом можно считать того, кто:

  • продолжает использовать существующие приложения;
  • приобретает дополнительное ПО для более широкого внедрения существующих приложений;
  • предпочитает продукт именно этого поставщика в случае необходимости внедрения новых средств;
  • в случае сокращения числа инструментов, в первую очередь старается сохранить продукты именно этого производителя.

Согласно OLAP Survey 6, показатели приверженности клиентов для известных на рынке поставщиков колеблются в диапазоне от 41.3-83.3 %. То есть, существенная часть заказчиков с доверием относится к продукции проверенных компаний.

Однако, это же исследование подтверждает, что широко-известные производители, избравшие стратегию роста на основе поглощений, пытающиеся покрыть весь спектр BI-функциональности, в некоторой степени проигрывают по этому показателю тем компаниям, которые концентрировались на одной архитектуре и набирают рост постепенно, преимущественно за счет собственным разработок.

Успех проектов и бизнес-преимущества

BI-продукты и сопутствующие им преимущества можно оценить по ряду критериев:

  • более быстрая и точная отчетность;
  • более правильные бизнес-решения;
  • повышенная удовлетворенность пользователей;
  • сокращение количества сотрудников в бизнес-подразделениях;
  • повышение доходов за счет более высоких продаж и маркетингового анализа;
  • сокращение IT- и прочих расходов.

Успех проектов можно оценить по степени достижения вышеперечисленных целей.

Если говорить о текущей ситуации на рынке, то наиболее высоких показателей в этом плане удается достичь компаниям с широкой функциональностью, а также с развитыми возможностями Web-внедрения.

Объемы анализируемых данных

Растущие темпы информатизации, необходимость собирать и обрабатывать все бизнес-транзакции привели к тому, что Хранилища данных, объемы которых измеряются терабайтами, стали обычным явлением. Исходной точкой для понимания бизнес-тенденций является анализ итоговых данных, однако для выявления исключений, аномалий и причин некоторых тенденций необходимо анализировать детальные данные. На сегодняшний день объемы анализируемых данных колеблются от нескольких единиц гигабайт до нескольких сотен.

Если говорить об общих тенденциях, то можно сказать, что наиболее крупные объемы данных можно анализировать с помощью инструментов, применяющих ROLAP-технологию. Другие средства часто оптимизированы для анализа агрегрированных данных или небольших объемов транзакционных данных. Следовательно, по данному показателю лидируют те поставщики, где применяется Relational OLAP.

Продукты, наиболее удобные для стандартизации

Множество организаций использует сразу несколько BI-продуктов. Однако по данным опросов, многие клиенты хотели бы внедрить единый общекорпоративный BI-стандарт.

Наиболее подходящими для этой цели являются продукты, которые:

  • просты в использовании;
  • обеспечивают широкую функциональность;
  • поддерживают одновременно большое количество пользователей;
  • обеспечивают web-внедрение;
  • обеспечивают мультиплатформенную поддержку.

Согласно данным последних исследований, многие компании-клиенты высоко оценивают своих поставщиков по данному критерию (показатели колеблются от 60 до 90%), что говорит оа высоком качестве большинства продуктов известных поставщиков. Однако надо заметить, что наиболее популярны те средства, где есть возможности внедрения в web и поддержка множества платформ и баз данных.

Прогнозы

Отрасль продолжает развиваться, появляются новые решения, в основе которых лежат процессы и стратегии. BI-технология, управляемая процессами, - это концепция внедрения необходимых отчетов и видов анализа в ежедневные процессы и операции. Стратегически-управляемые BI-средства подразумевают привязку данных к планированию и управлению эффективностью.

По мнению исследовательской компании Gartner нарастающее объединение аBI, управления эффективностью и управления бизнес-процессами приведет к ряду слияний-поглощений и партнерств на рынке. Другие технологические тенденции также могут изменить ландшафт BI.

Самые крупные и известные компании-поставщики интегрированных корпоративных платформ, проявляют намного больше интереса к BI, чем прежде. Однако, как это не парадоксально, число участников рынка растет, в том числе и небольших (при том, что в целом на рынке программных продуктов все больше наблюдается поглощение мелких поставщиков крупными).

Новые технологии и методы, предложенные как известными, так и небольшими компаниями, могут существенно повлиять на баланс сил BI-рынка в течение ближайшего времени.

Особенно выгодное положение на рынке принимают те поставщики, которые могут предложить корпоративное внедрение BI, охватывающее деятельность всех подразделений.

Успех способствует и тем, кто занимается активной исследовательской деятельностью и внедряет новые методы, в частности интерактивную визуализацию, анализ данных в оперативной памяти, инструментальные панели, работающие в реальном времени, удобные пользовательские функции (шаблоны и мастера) для аналитиков, отчетность в форме электронных таблиц и т.п.

Очевидно, что инвестиции в BI-рынок будут расти по мере появления стратегически-ориентированных проектов и охвата широкого круга пользователей. При этом возрастет и конкуренция, а, значит, могут быть предложены более гибкие ценовые схемы. В любом случае, выбор поставщика должен основываться не только на высоком рейтинге, но в первую очередь на индивидуальных критериях клиента.


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=16859