Функциональное моделирование IDEF0 как инструмент поддержки обучения школьников официально-деловому стилю речи и письма. Часть 2

Среди крупных событий последнего времени в сфере информационных технологий оказалась задача регламентации формирования информационных сообщений. Эта задача имеет имя CALS - Continuous Acquisition and Life Cycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла продукции и возникла в связи с резким расширением введения безбумажных технологий. Особенно в обмене инженерной информацией (чертежи, технологические процессы). Решение этой задачи вызвало создание целого ряда международных стандартов, регламентирующих состав подлежащей обмену в общем информационном пространстве информации. Это общее информационное пространство охватывает группу предприятий, поддерживающих жизненный цикл продукции.

Технология  функционального моделирования также позволяет вернуться к обмену квалифицированно подготовленной информацией без умолчаний. В целях, в данном случае, обеспечения однозначности информационных обменов.

Основатели теории и практики DFD функционального моделирования так характеризуют это: «...Функциональное моделирование систем основывается на концепции построения... модели системы при помощи графических методов, которые дают возможность пользователям, аналитикам и проектировщикам

  • получить ясную и общую картину системы,
  • уяснить как сочетаются между собой компоненты системы
    и как будут удовлетворены потребности пользователей…» (см. [2])

Этот стиль подготовки сообщения в широких масштабах важен именно для обменов технической информацией, тоесть для подготовки официально - деловых и для научных сообщений. При этом информация накопленная в ФМ, при корректном её построении, обеспечивает необходимый и достаточный объём сообщения. Благодаря несложным правилам построения модели - описания работы системы[1]:

  • Каждая функция должна быть оснащена ICOM (связи Input - вход, Control - управление, Output - выход, Mechanism - механизм) комплектом связей,
  • Топология сети этих связей между Activities должна подчиняться ограничениям IDEF0,
  • Для логических ФМ допускается упрощенный набор связей; допускается не указывать механизмы,
  • Информация о функциях структурируется иерархически - за счёт последовательно - параллельных декомпозиций.
  • Вспомогательная информация вводится в ФМ в виде Definitions, Notes, Sources, гиперссылок на различные информационные ресурсы, и др.

При необходимости после завершения разработки ФМ возможна конвертация её  информации - в текст на естественном языке с гарантированно полным составом функций и связей и с корректной топологией связей. В результате будут выполнены требования к корректности технических (научных) текстов

Помимо технических текстов функциональные модели могут быть эффективными и в других сферах. Варианты организации информационных обменов позволяют увидеть другие предметные области, также нуждающиеся в гарантированно комплексных сообщениях. Из этих вариантов следует отметить:

  • обмены один к одному,
  • обмены один ко многим,
  • обмены многие ко многим,
  • обмены синхронно или асинхронно,
  • обмены потоково или итерационно.

Наиболее ответственно обращение одного ко многим, потоково[2]. Это, как правило, законодательство на государственном и субгосударственных уровнях, которое доводится до тысяч, миллионов и мультимиллионов граждан как публикация завершённой содержательно и организационно разработки, касающейся каждого гражданина в той или иной степени и которые после их публикации не могут быть подвергнуты редактированию. Или политические программы, существенно затрагивающие интересы граждан.

Высокоответственным может быть также общение один к одному в случае обмена информацией, определяющей развитые последствия. Это могут быть, например, те или другие межгосударственные соглашения (считая дипломатические органы государства единым и единственным информационным объектом), а также технические задания на создание крупных материальных или информационных объектов.

С учётом этой классификации можно выявить области наиболее эффективного использования программно - технически - методических средств функционального моделирования. Например, с учётом «на дурака» - очевидно - должны создаваться документы законодательства, обращённые к огромным массам. И здесь использование ФМ, как минимум - для проверки структуры подобных сообщений не может быть переоценена.

Освоение этой дисциплины формирования текстов - тоесть освоение функционального моделирования систем в методике IDEF0 - как представляется, позитивно пополнило бы арсенал умений современного школьника, выходящего в современную среду профессиональной деятельности. В широком диапазоне предметов этой деятельности - от политики, до поддержки деятельности малого предприятия.

Небесполезным будет также использование этой дисциплины при решении целого ряда дел приватного характера.

Как показывает практика, освоение школьниками 9-11 классов средней школы технологии функционального моделирования проблемы не представляет.

Представляется целесообразным ввести предмет изучения IDEF0 и AllFusion Process Modeler 4.1.4 в школьный курс информатики.

Литература:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Грамматика, Текст, Стили речи. Просвещение, 2000.
  2. Дубейковский В. И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4 и AllFusion PM. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007 год 
  3. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы. Москва, «Эйтекс», 1993.

[1] Подробностей технологии функционального моделирования не приводим ввиду развитой информационной поддержки освоения этого предмета - см., например, С.В.Маклаков. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: ДИАЛОГ- МИФИ, 2005.

[2]Потоково - то есть без возможности возврата к выполненным функциям.

© Дубейковская С.В., преподаватель информатики в ГОУ СОШ №285 района СВАО г. Москвы


Страница сайта http://www.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://www.interface.ru/home.asp?artId=10210