СТАТЬЯ
16.07.01

ПАРУС-Петербург: Как же вас понимать,
господа разработчики?

Вячеслав Звягинцев,
менеджер отделa маркетинга

Статья была опубликована в Компьютер-Информ #22, 1999

Спущены флаги «ИНВЕКОМ-99», и уже можно подводить первые итоги, тем более, что выставлявшимся фирмам, было чем удивить потребителей компьютерных технологий. Представляется интересным новый этап развития рынка экономического программного обеспечения (ПО), на которое, как и пять лет назад, опять появился спрос. Однако состояние разработчиков далеко от самоуспокоенности. Вполне вероятно, что основная причина заключается в разрыве между уровнем предлагаемых технологий и готовностью пользователя эти технологии понять.

В качестве индикатора ситуации выступает реклама. Вспомним самые первые рекламные пробы 91 — 92-го годов: «Финансы без проблем» громко заявили о себе наряду с «РЭМ» и «Инкомбанком». Необходимость этой программы понимал каждый, но многие в то время просто считали, что компьютер в бухгалтерии — вещь полезная. И только через пару лет четко прозвучал первый внятный лозунг «Комплексная система автоматизации бухгалтерского учета». Фактически предлагалось сменить разношерстные АРМы первых закупок на единую технологию одного разработчика. Еще немного посостязавшись в красочности описания этих самых комплексных решений, фирмы-разработчики проявили несомненный интерес к специализированным отраслевым решениям, после чего рынок замер в ожидании следующего шага.

Теперь давайте вспомним рекламные слоганы разработчиков экономического ПО на выставке «ИНВЕКОМ». От классического предложения фирмы «Инотек»: «бухгалтерские программы» до первых ERP-ласточек: «автоматизация управления предприятием» у Корпораций «Галактика» и «Парус». Как же вас понимать, господа разработчики?

Тратить или зарабатывать?

Не будем спорить, что компьютер, начиненный «1С» и другими подобными программами, стал неотъемлемым атрибутом любой бухгалтерии. Да, автоматизация ручного труда — занятие не только денежное, но и в какой-то степени благородное. Так почему же так неспокойно на душе у разработчика. Ответ прост.

Расходы, связанные с автоматизацией как по причине «увесистости» платежей, так и по смысловому содержанию, попадают под статью бюджета, распоряжается которой, как правило, первое лицо компании. Вот и поинтересуйтесь у любого руководителя, какие счета подписываются вначале, а что финансируется по остаточному принципу. Сначала — инвестиции в развитие, в то, что приносит прибыль. К сожалению, только сладкоголосые sale-менеджеры разработчика могут дотянуть логическую цепочку от облегчения ручного труда до увеличения прибыли. Самому директору до этого не додуматься. Вот поэтому и возникала проблема спроса.

Но есть место и для оптимизма! Давайте, обратим внимание на фрагмент модуля «Триумф-Аналитика» (рис. 1), который поставляется в составе комплекса «Парус-ХХI век». Вот они, долгожданные рычаги управления. Осталось проверить, научилась ли программа зарабатывать деньги. По всей видимости, этот и другие аналогичные модули, «думающие» о проблемах руководителя, и создали тот самый всплеск спроса на выставке.

Рис. 1. Фрагмент модуля «Триумф-Аналитика»

Станет ли «АСУушник» заместителем директора по информационным технологиям?

Так почему же данные системы еще не завоевали рынок, ведь такие разработки новые только относительно — первые внедрения этих решений прошли уже три года назад? Попробуем сформулировать некоторые причины, сдерживавшие продажи, предложить пути выхода.

Во-первых, потребитель привык перед покупкой оценивать ПО по так называемой «демке» — демонстрационной версии. Поступать так, применительно к системам масштаба предприятия - это почти, как у Жванецкого, оценивать «вкус на слух». Требуется для начала понять, какой концепции управления в каждом из конкретных разделов менеджмента придерживается разработчик. Как показывает практика, этих концепций даже в отсталой по уровню менеджмента России — довольно много. И только после этого следует убедиться, как эта концепция реализована в алгоритме. Для подобных разъяснений потенциальным потребителям разработчики предлагают семинарские обсуждения. Кстати, «Парус» привлекает для этого самих авторов управленческих концепций — консалтинговые фирмы, с чьих «лекал» и писались компанией «Парус» различные модули автоматизации управления. Не будем забывать, что количество и емкость предметных областей в подобной системе превышает возможности одного специалиста.

Рис. 2.

Во-вторых, подобные переговоры затрагивают несколько заинтересованных групп, каждая из которых по отдельности не может сформулировать или представить цельно подобный проект. Разработчик выглядит неубедительно, т.к. продает сам себя. Консалтинговая фирма дает интересные рекомендации, но их уже достаточно на полках, с реализацией же не заладилось. Когда специалист АСУ представляет проект директору, то тому кажется, что при разработке АСУ слишком много внимания и средств уделяется дорогому железу и коммуникациям, и в очередной раз его родное предприятие во главе с ним пытаются «пустить по миру». Вывод напрашивается простой. Необходимо перед докладом руководству три взгляда на проект свести воедино: сделать экспресс-диагностику проблематики предприятия, обосновать проект в соответствии с реальными задачами и возможностями предприятия, сформулировать его, употребляя доходчивую терминологию, принятую в данной управленческой команде, доказать, что проект имеет право называться инвестиционным.

И последнее. Уважаемые IT-менеджеры, без вашей помощи компьютерные технологии всегда выглядели пустым сотрясанием воздуха. К сожалению, сейчас не часто встретишь коллегу из отдела АСУ, который смог бы поддержать прикладную тему современного экономического ПО. Но поверьте, именно такие знания требуют от вас тенденции развития экономического ПО, именно автоматизация управления позволит закрепить за вами новый статус и навсегда забыть этот непривлекательный заменитель названия вашей должности — «АСУушник».

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 16.07.01