CТАТЬЯ10.07.01

Колумб открыл Америку. Columbus - Россию

(с)Елена Монахова

(с)Планета КИС

О фазах зрелости компьютерного рынка можно, в частности, судить по уровню проводимых его участниками мероприятий. В первом полугодии 2001 г. несколько обострившаяся борьба среди поставщиков ERP-систем для средних предприятий привела к более профессиональной работе маркетинговых служб этих компаний. Основанием для такого вывода послужила, в числе прочего, и однодневная практическая конференция, проведенная 30 мая фирмой Columbus IT Partner и носившая название: «Что ждет ERP-системы в России? Axapta 2.5. Новая версия – новый уровень управления».

Формально конференция была приурочена к выходу новой локализованной версии 2.5 системы Axapta и к празднованию годовщины выхода этой ИСУП на российский рынок.

При несомненной Аксапта-ориентированности мероприятия, это все же на моей памяти первая российская конференция (в ERP-сегменте), где были грамотно разнесены секции для разных категорий пользователей интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) : для директора, финансового директора, ИТ- менеджера. Соответственно, разговор здесь шел разными словами, и акценты были проставлены в соответствии с интересами определенной целевой аудитории. На мой взгляд, это серьезный качественный сдвиг.

«Продажные» особенности...

Отношение к России у западных вендоров ИСУП становится все более серьезным. Недаром сюда стали приезжать не только региональные менеджеры, но и топ-менеджеры компаний-производителей. Например, на конференции 30 мая присутствовали целых три высоких чина: Эрик Дамгаард, один из основателей фирмы Damgaard, а ныне старший вице-президент и главный технолог Navision; Майкл Габо, президент и основатель Columbus IT Partner; г-н Ханс, региональный менеджер Navision.

По заявлению г-на Ханса, Россия сейчас заметно обгоняет другие европейские страны по росту объема рынка ИСУП – в 2000 г. только по продуктам Navision здесь наблюдался прирост 12-15%, в то время как для других стран в среднем он уже несколько лет не превышает 9%.

Приезд высоких чинов хорош возможностью услышать из их уст подробности, трудно досягаемые на расстоянии. Мне, например, было любопытно понять, как сегодня строится в Navision A/S политика продаж разных продуктов (что выливается в нетривиальную задачу после слияния в конце прошлого года двух датских фирм Damgaard и Navision).

Штрихи к портрету новой версии

Функционально Axapta v. 2.5 состоит из семи модулей: ERP, MRP, E-Business, "Управление персоналом» (HR), «Управление взаимоотношениями с клиентами» (CRM), «Управление цепочками поставок» (SCM), «Управление знаниями» (KM). В новой версии предусмотрены развитые средства работы с Web и с мобильными устройствами (в частности, работа с мобильным телефоном через WAP-протокол демонстрировалась прямо в отеле неоднократно). А представление о ее позиционировании и технологических отличиях от других продуктов Navision можно составить по информации, приведенной в таблице.

Предыстория такова. И Damgaard, и Navision еще до объединения строили свои двухуровневые каналы распространения одинаково – был один главный дистрибутор (у Damgaard – Columbus IT Partner, у Navision – Maersk IT) и множество дилеров и реселлеров в разных странах. После слияния, пояснили г-н Ханс и г-н Габо, крупных изменений не произошло – оба канала фактически продолжили функционировать по-старому, распространяя свой вид ПО (партнеры Columbus – Navision Axapta и Navision XAL, партнеры Maersk – Navision Financials и ряд других продуктов, поставляемых прежней Navision). Лишь в некоторых странах произошло слияние офисов и переход к совместной деятельности. Неизбежной в этом случае конкуренции за партнеров и клиентов руководство Navision A/S пока не боится (по крайней мере так заявил Майкл Габо).

В России сегодня существуют два равноценных партнера Navision A/S – российский Columbus IT Partner ( www.columbus.ru ) и Navision CIS, не имеющих друг перед другом никаких преимуществ. Каждый продвигает свою линию продуктов, каждый, вероятно, имеет определенную финансовую и организационную поддержку со стороны соответствующего дистрибутора (Columbus и Maersk). Публичные мероприятия эти компании предпочитают проводить порознь, что создает очевидные сложности для журналистов.

... и технологические нюансы

Своей журналистской удачей я считаю состоявшуюся во время конференции беседу с Эриком Дамгаардом, В результате нашего общения, наконец, удалось разобраться в позиционировании и различиях программных продуктов объединенной компании.

Итак. Все продукты Navision рассчитаны на предприятия среднего размера (mid market), оборот которых лежит в диапазоне от 5 до 250 млн. долл.

Стоимость программных решений, созданных на базе продуктов Navision, лежит в диапазоне от 60 тыс. долл. до 140 тыс. долл. (без учета сопутствующих услуг по консалтингу, внедрению и пр.)

Продукты Navision

1. Navision AXAPTA 2.5

Axapta относится к наиболее технологически развитым продуктам Navision. Она имеет два варианта реализации - двухуровневую и трехуровневую клиент-серверную архитектуру. Базируется на MS SQL Server. Легко масштабируется от нескольких до 1000 пользователей, рассчитана на предприятия с большой интенсивностью транзакций. Система изначально ориентировалась на работу с Интернет, имеет развитые встроенные Web-инструменты. Относится к категории ERP-систем, предназначенных для дискретного производства.

2. Navision XAL 3.1

Система имеет двухуровневую клиент-серверную архитектуру, может работать как под Windows, так и под Unix (что является ее отличительной чертой). Масштабируется от нескольких до 500 пользователей. Занимает промежуточное положение между двумя другими системами как по стоимости, так и по функциональности. Financials - финансово-экономическая система, применимая в разных отраслях, т.е. достаточно универсальная и потому нашедшая широкое распространение в мире. Это более «легкий» продукт (как по цене, так и по сложности внедрения) по сравнению с представленными выше. Имеет встроенную базу данных (native DB), файловую архитектуру. Масштабируется от нескольких до 300 пользователей. Инструментарием для работы с Web не располагает, зато включает развитые Windows-средства.

3. Navision Financials 2.6

По заявлению г-на Дамгаарда, Axapta и Navision Financials никогда не сольются, они всегда будут нацелены на разные ниши. Хотя в них есть общие черты: обе системы построены на платформе Microsoft, в обеих предпочтительным способом тонкой настройки на задачи клиента остается программирование. (Что касается продукта Navision XAL --ранее Concorde XAL-- то остается впечатление, что он в этой линейке «лишний». Вероятнее всего он либо трансформируется в какой-то другой, либо вовсе прекратит свое существование. - Прим. авт.)

В перспективе, по представлению технологов Navision, должны появиться новые линии продуктов, существенно отличающиеся от нынешних. Это будет целесообразно, когда полностью изменится технологический фундамент построения подобных систем. Например, когда MS Windows перестанет восприниматься как преобладающая платформа - ее потеснят другие ОС (использующие прежде всего иные виды пользовательских интерфейсов), и весь мир перейдет к компонентным архитектурам, содержащим бизнес-объекты, которые можно будет набирать от разных вендоров, как кубики.

В недалеком будущем ожидается выход новой версии Axapta на базе Windows XP (скорее всего к концу года). Что касается Navision Financials, то ее в ближайший месяц ждет переименование (вероятно, чтобы разрушить стереотипы давних клиентов Navision в восприятии систем, появившихся в номенклатурном списке объединенной компании после слияния двух компаний).


Раздел "Системы автоматизации (ERP/MRPII, SCM, CSRM)"
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам

За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 10.07.01