СТАТЬЯ
10.08.01

ERP и B2B. Интеграция или слияние?

Статья была опубликована на сайте www.profi-club.kiev.ua

Термин ERP (Enterprise Resource Planning) в России появился достаточно недавно. Под ним подразумевается система поддержки внутренних бизнес-процессов компании, новое обозначение, введенное вместо АСУП.

Понятие B2B появилось совсем недавно и подразумевает под собой электронную коммерцию (как и B2C), но для взаимодействия между компаниями.

Слияние двух этих систем - задача весьма нетривиальная; если учесть, что внедрение ERP-систем на предприятии занимало иногда несколько лет, постоянно перестраиваясь и расширяясь, то становится не совсем понятно, насколько реально малыми силами внедрить на базе этой системы B2B-платформу.

Надо отметить, что на нашем рынке процесс внедрения ERP-систем вызвал ряд сложностей, таких как дороговизна самой системы, сроки и стоимость внедрения и поддержки решений, длительный период обучения операторов и сотрудников. Если ещё учесть стоимость работы по внедрению таких систем, как SAP R/3, у компаний системных интеграторов, то становится очевидно, что организация должна быть настроена очень решительно.

Тем не менее многие зарубежные, а затем и некоторые российские компании отважились на принципиальные изменения, которые влекла за собой установка систем, и часть из них смогла добиться серьезных успехов в области сокращения своих расходов и улучшения качества работы.

Процесс интеграции ERP-систем с электронным бизнесом на текущий момент находится еще в стадии развития. Необходимо отметить, что на данном этапе наблюдается скорее слияние этих систем внутри программных продуктов, разработанных одной компанией-производителем.

Компании-производители ERP-систем всё активнее продвигают дополнительные модули или даже полноценные совокупные продукты, позволяющие покупателю системы создавать Интернет-представительства и торговые площадки на базе систем поддержки внутренней инфраструктуры компании. Примерами таких компаний могут служить Oracle, IBM, PeopleSoft, SyBase, SAP, из российских компаний можно отметить 1С, которая на протяжении долгого времени вела разработку таких систем, в результате чего был создан совместный продукт с компанией «Аркадия».

Соответственно, заметны и обратные тенденции: активные игроки на рынке B2B-решений выходят с новыми программными продуктами, имеющими значительные мощности по поддержке внутренней инфраструктуры компаний по средствам Интернет-технологий.

Значительнее других в данном направлении продвинулась компания Commerce One, её решения позволяют не просто нормально функционировать StoreFront торговой площадки, но и сделать максимально удобным процесс ведения внутреннего учёта (BackOffice), причём не только у заказчика, но и у удалённых партнёров, участвующих в торговых операциях или бизнес-процессах и зарегистрированных в системе. Конечно, для сложных систем пока затруднительно целиком отказаться от ERP и полностью перейти на такие решения, но время не стоит на месте. Многие компании активно продвигают и совместные решения - запустили партнёрские программы компании Commerce One и Intershop для расширения своего влияния соответственно в Северной Америке и Европе, а также для разработки единой концепции для развития B2B- и B2C-структур. Commerce One также активно сотрудничает с SAP в области совместных ERP-решений.

Чем же вызваны такие тенденции к объединению ERP c B2B- и B2C-системами? Существует несколько факторов:

- изначально многие компании были уверены, что Интернет сам по себе сможет обеспечить оптимальное обслуживание клиентов, что в конце концов привело к появлению проектов с низким качеством сервиса, которые не отвечали потребностям клиентов;

- Интернет-проекты были изначально не связаны с остальными системами, используемыми компаниями: даже в тех случаях, если данные о клиентах и процессах заказа компанией сохранялись, они не анализировались и не передавались в другие отделы;

- необходимо отметить активный рост числа сложных решений в области Интернета, таких как B2B- и B2G-решения.

Сейчас уже очевидно, что отсутствие качественного сервиса во многих E-commerce проектах стало причиной серьезных проблем для владельцев. Не всегда создатели Интернет-магазинов отдают себе отчёт в том, то бизнес должен быть качественно выстроенным, прежде всего, в оффлайне, а уже во вторую очередь продвигался в Интернет.

Надо сказать, что современные системы B2B весьма дорогостоящи, и покупать их по карману только предприятиям, выпускающим высоколиквидные группы товаров. Причём, как правило, системы для таких организаций создают компании - системные интеграторы, имеющие определённый опыт в создании полноценных интегрированных решений.

ERP-системы при организации продаж через Интернет

По мнению специалистов, использование ERP-систем при ведении электронной торговли позволяет компаниям добиться лидерства. Это обусловлено тем, что при обычной схеме работы задача часто осуществляется следующим образом: создается каталог продукции с описанием и такой формой заказа, когда посетитель может оплатить товар кредитной картой или при доставке. Однако зачастую, осуществляя заказ, покупатель, да и сами менеджеры не имеют понятия, есть ли товар на складе и в случае отсутствия сколько времени понадобится, чтобы доставить товар на склад, а затем переправить его клиенту. Более того, если единожды компания осуществляла специальный заказ для клиента, данные об этом не сохраняются, и при вторичном заказе компания вновь наступает на те же грабли.

Это приводит к простоям, затягивает сроки доставки заказов, что, в конечном счете, влечет за собой полное разочарование клиентов. ERP-системы, в свою очередь, позволяют контролировать склад, закупки и поставки и организовывать систему работы оптимальным образом. Помимо оптимизации рабочих процессов, сочетание ERP-решений с Интернет-системами позволяет создать клиентскую базу, хранить и анализировать данные по предпочтениям. Компании также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис, что служит выработке приверженности покупателей к сотрудничеству именно с данной компанией и установлению длительных отношений с клиентами.

B2B-сегмент

Несмотря на то, что B2B-сегмент в России развит все еще довольно слабо, в некоторых отраслях открылось несколько активно развивающихся проектов. Таким образом, в таких сегментах, как нефтяной рынок, рынок металлов и лесопромышленности, по которым на текущий момент существует наибольшее количество B2B-решений, между проектами начинается конкуренция. В этом случае простое создание площадки, на которой компании могут размещать свои предложения, становится неактуальным. Участникам требуются решения, которые оптимально будут отвечать их нуждам - обеспечивать электронный документооборот, контролировать движение заказов и т.д.

Подобные решения требуют интеграции ERP-систем компаний с сетевыми решениями.

Возможен вариант, когда площадка позволяет интегрировать внутреннюю ERP-систему с B2B-системой, или полное обслуживание компании, осуществляемое площадкой.

В таком случае взаимодействие осуществляется по следующей схеме:

Под полным обслуживанием понимаются возможности планирования, заказа и контроля поставок товаров через Интернет. Примером подобного обслуживания компаний в Интернете является площадка Faktura.ru (http://www.faktura.ru/), которая на текущий момент предлагает компаниям-участникам комплекс дополнительных услуг - выписку документов, помощь в организации отношений с постоянными поставщиками, контроль и планирование.

Еще одним крупным межотраслевым решением является Business.ru (www.business.ru) - бизнес-сообщество, чьи сервисы максимально оптимизированы под потребности участников системы. Клиенты получают возможность не только взаимодействия друг с другом, но также и создания клиентских профилей и хранения истории заказов и продаж.

Уже сейчас существуют B2B-проекты, которые позволяют осуществлять комплексное обслуживание компаний, и по мере дальнейшего роста количества B2B-решений и увеличения количества сервисов, предлагаемых ими компаниям, потребность в использовании ERP-систем возрастет.

Использование компаниями ERP-систем для оптимизации деятельности в Интернете не ограничивается B2B-площадками. Все большее количество организаций использует свои Интернет-ресурсы для взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами.

Использование ERP-систем в данном случае позволяет оптимизировать процессы как закупок, так и продаж. Информация о заказах, полученных через Интернет, интегрируется с данными склада, отделов доставки, продаж, сервисных центров, что позволяет создать единый профиль клиента, эффективно обрабатывать заказы и быстро отвечать на них, создавать и хранить данные обо всех его обращениях, анализировать их и прогнозировать новые обращения.

Клиент, в свою очередь, отправив заказ через сайт, получает возможность контролировать процесс обработки заказа: автоматическое уведомление о его принятии и начале работы, данные о подготовке заказа, когда его заявка получена складом, сведения об отгрузке, когда заказ сформирован и отправлен, а также пакет необходимых документов.

Аналогично используется система при закупках. Менеджер через систему получает доступ к каталогу товаров поставщика, выбирает необходимые товары и отправляет заказ. При расчете поставщик автоматически получает уведомление об оплате счета и данные о получении заказа, когда товары будут доставлены на склад клиента.

Используемые решения

Существует ряд решений, разрабатываемых крупными компаниями, которые позволяют оптимизировать деятельность компании в Интернете. Среди разработчиков такие крупные компании, как Oracle, SAP AG, Commerce One, Ariba, BroadVision и другие.

На сегодняшний день можно сказать, что наш рынок ещё совсем не готов к переходу на B2B-торговлю. Слишком много объективных проблем, связанных с внедрением в организациях систем такого уровня: это и финансовые проблемы, менталитет многих руководителей высшего и среднего звена, а также низкая степень автоматизации крупных предприятий многих отраслей промышленности.

Возможно, в ближайшее время при условии развития промышленности мы будем наблюдать процессы, когда на предприятиях станут внедрять единую систему поддержки всех жизненных циклов изделия, то есть будут созданы системы, в которых просто сотрется грань между ERP и бизнесом в Интернете.

Мы уже сейчас наблюдаем, как стирается грань между Интернетом и интранетом, а многие просто и не заметили этого перехода. Возможно, решение многих проблем в России, связанных с ERP и B2B, принесёт с собой ASP (Applications Service Providing), особенно для среднего и малого бизнеса.

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 10.08.01